Городские легенды: любительские киносъемки в России сто лет назад и сейчас

0   18   0

Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
20 апр. 14:19


571765d85f1be73062b33634

Любительская документалистика возникла в России в 20-е годы прошлого века и была очень популярна в советское время. Среди немногочисленных современных инициатив с подобными целями — «Код города», кросс-медиа проект, в котором жители исследуют свой город и снимают о нем короткие истории. T&P узнали у его основателей Анны Селяниной и Евгения Григорьева, как они работают с режиссерами-любителями в регионах, что значит «мерцающий город» и зачем сейчас снимать хроники вроде «Публики, толпящейся у входа в театр» конца XIX века.

Первые документальные фильмы в Российской империи появляются почти сразу после изобретения кинематографа братьями Люмьер. Знаменитые кадры коронации Николая II и Александры Федоровны в Москве, снятые французским оператором Камилем де ля Серф,вышли в свет летом 1896 года. Одним из первых российских кинематографистов и документалистов считается фотограф Альфред Федецкий, чьи фильмы «Торжественное перенесение чудотворной Озерянской иконы из Куряжского монастыря в Харьков», «Джигитовка казаков Первого Оренбургского казачьего полка» и «Смотр Харьковского вокзала в момент отправления поезда с начальством, которое находится на платформе» того же 1896 года были показаны в городском театре. Кино постепенно входило в быт: в 1907 году фирма «Гомон» по требованию зрителей выпускает в продажу четыре документальных фильма на местную тематику — о Третьей Государственной думе, смотре войск в присутствии императора в Царском Селе и перед Зимним дворцом и крестном ходе в Киеве 15 июля 1907 года.
Термин «кинолюбитель» появился в 20-х годах: его ввел французский киновед Леон Муссинак, говоря о необходимости энтузиастов объединяться в киноклубы, подобно клубам туристов. В середине

20-х этот термин широко использовался в советских журналах и газетах. Созданное в 1925-м ОДСК (Общество друзей советского кино) уже в 1927-м заключилосоглашение с «Совкино» на использование в киножурналах любительской кинохроники. Так началась эпоха самодеятельных фильмов: в каждом крупном населенном пункте открывались кинокружки, которым «Совкино» выделяло пленку и киноаппаратуру, а также помогало организовывать экспедиции для кинолюбителей в отдаленные регионы страны с профессиональными операторами. В 1957-м заработала Всесоюзная комиссия по работе с кинолюбителями, которая стала представлять СССР в Международной ассоциации непрофессиональных кинематографистов. К 1980-м годам в СССРфункционировали более 11 тысяч любительских киностудий и почти 2 миллиона режиссеров-одиночек.

Любительские кинокамеры СССР
Кинокамера «Лада»Кинокамера «Лантан»

Кинокамеры «Нева»Кинокамеры «Спорт»

Кинокамеры «Аврора-10» и «Аврора-12»Кинокамеры «ЛОМО-Аврора»
Кинокамера «Аврора-224»Кинокамера «Аврора-226»
Кинокамера «Турист»Кинокамера «Кама»
Кинокамеры «Экран»Кинокамеры «Киев-16С-2», «Киев-16С-3»

Кинокамеры «Киев-16УЭ», «Киев-16У», «Киев-16Э»Кинокамеры «Альфа», «Альфа-полуавтомат»«Код города» — проект, который появился три года назад и взял на себя похожую функцию — помогать с организацией съемок непрофессионального кино в регионах современной России. Идея проекта — активировать местную инициативу «снизу», горизонтально, помочь человеку снять историю про место, людей и события, которые имеют значение. «Код города» приезжает в регионы, организует краткосрочные кинолаборатории и помогает жителям снимать короткометражные фильмы о своем городе. Так появляется новая кинокарта России: на ней покаПервоуральск, скоро появится Ростов, а потом Красноярск, Иркутск и Ижевск.


Каждому городу присущ свой образ в разных медиа: в литературе, живописи, кино. Кроме официальных символов (в Туле — самовары, в Иваново — невесты), существуют личные истории, с которыми жители

связывают образ родного города. Получаются видео двух типов: истории, которые могут произойти где угодно, и символы только этого места. Например, рассказ о городской аптеке и ее сотруднице — история, подходящая для любого городка в России, а видео о «городошниках» — игроках в городки — становится уникальным символом Первоуральска, потому что в других местах игра, популярная во всех крупных населенных пунктах СССР, почти не сохранилась. Одна из целей проекта — с помощью видео на веб-карте узнать локальные истории и через них почувствовать город, в котором он никогда не был или видел только официальную историю места из окна туристического автобуса. Конечный продукт несет в себе следы трех стадий взгляда: то, что ценит в своем городе местный житель; как он хочет его представить перед другими людьми; что получается в конечном итоге (после кинолаборатории и монтажа).

Читать дальше.


Автор: Сергей Сдобнов

Источник: T&P


0



Для лиц старше 18 лет