Художественные процессы, влияющие на формирование контркультуры в Латинской Америке, по своей энергетике и посылу в равной степени схожи как с модернистскими настроениями русских футуристов 1920-х годов, так и с ситуационистским политическим граффити 60-х. И если в Мексике на официальном уровне получил стремительное развитие мурализм*, прославляющий пролетариат и революцию, то в Чили и Бразилии формой такого городского искусства стало уже активистское граффити, ориентированное на то, чтобы сделать политику гласной. Уличное искусство в Латинской Америке 1920-30-х утвердило новую форму публичного свободного высказывания, а уже в 60-х сделало ее решающей силой мобилизации граждан для борьбы с военной диктатурой, держащей в то время жителей почти всех стран Латинской Америки в страхе.
*Мурализм (от испанского «Mural» – стена), он же Монументальная живопись.
Мексиканский мурализм
Политическая ситуация в Мексике начала ХХ века во многом перекликается с революционными процессами, происходящими в то время в России. Продолжительная мексиканская революция, которая длилась более 7-ми лет*, и которая по своей сути была гражданской войной против многолетней диктатуры Порфирио Диаса (1830-1915), сформировала некий фронт художников активистской направленности. Они вели настоящую революционную деятельность, где не только участвовали в каких-либо забастовках, но и организовывали их, а некоторым из них пришлось отсидеть и в тюрьме.*Мексиканская революция 1910—1917 годов (иногда датой окончания считается 1920 год) – гражданская война в Мексике, возникшая в ходе противостояния военной диктатуры.
В 1917-м году, по окончании гражданской войны, когда была принята новая конституция и учреждены свободные выборы на пост президента, «кровавые» последствия революции, насчитывающие жертвы миллионов жизней среди мирного населения, стали мотивом многих культурных деятелей Мексики того времени. Революционные события и появившиеся на их фоне новые герои становятся главной темой литературы, музыки и театра. Развитие получает и такое новое направление изобразительного искусства как мурализм, одним из инициаторов которого является Диего Ривера (1886-1957), художник и политический деятель левого толка.Диего Ривера; Ривера за работой в Нью-Йоркском МОМА.Объединившись с другими прогрессивными художниками Мексики, Диего Ривера в 1920–1921 гг. провозглашает новые идеи, заключающиеся в массовости, публичности и революционном настрое нового искусства. Наиболее эффективным форматом подобного искусства объявляется монументальная живопись. Эти и многие другие идеи освещаются в программе «Синдиката революционных живописцев, графиков и технических рабочих», который учреждают Давид Альфаро Сикейрос (1896-1974), Диего Ривера и Хосе Клементе Ороско (1883-1949).
Читать дальше.
Комментарии:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв