Леонардо да Винчи
«Портрет Изабеллы д'Эсте» (1499–1500) и «Мона Лиза» (1503–1506)
До сих пор без ответов остаются множество вопросов, связанных с «Моной Лизой» — пожалуй, одним из самых знаменитых произведений в истории искусства. Однако рисунок карандашом, сделанный четырьмя годами ранее, может дать ответ на один из них: кто же стал прототипом женщины, изображенной на портрете? В 1499 году да Винчи по дороге из Милана в Венецию посетил жену маркграфа Мантуи, покровительницу художников эпохи Возрождения Изабеллу д’Эсте. Сделав набросок, он пообещал ей закончить работу позже. На эскизе видно, что Изабелла д’Эсте сидит в платье с прямым вырезом, а ее руки сложены одна на другой. В ее позе, жестах, фасоне платья можно узнать будущую Джоконду.
Питер Пауль Рубенс
«Лев» (1612–1613) и «Даниил в логове львов» (1614–1616)
На картине Рубенса, в которой рассказывается библейская история о Данииле в логове львов, мы можем заметить, что художник отображает некоторые детали очень достоверно. Например, лев, изображенный на полотне, — точная копия североафриканского вида, вымершего много лет назад. У Рубенса как у придворного художника была уникальная возможность зарисовать животное, которое содержалось в королевском зверинце в Брюсселе. Если верить легенде, художник дошел до того, что даже перевез льва в свою студию в Антверпен, где и сделал зарисовку.
Жан Огюст Доминик Энгр «Зарисовка мадам Муатесье» и «Мадам Муатесье» (1851)
«Чертовы портреты! — записал Энгр в дневнике, получив заказ нарисовать дочь чиновника Муатесье. — [Портреты] всегда отвлекают меня от важных насущных дел, которые я не могу делать быстрее. Портрет — такая сложная вещь».
Несмотря на то что сначала Энгр отказался от заказа, так как пытался сосредоточиться на исторической живописи, он все же приступил к работе над портретом, когда увидел лицо дочери чиновника. Он потратил 12 лет, чтобы написать два портрета молодой матери. В десятках эскизов художник тщательно прорабатывал детали наряда, украшений, жестов, чтобы передать ее природную красоту.
Жорж Сера
«Воскресный день на острове Гранд-Жатт»
Прежде чем написать свое монументальное полотно «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», где изображена сцена отдыха в загородном парке, художник сделал 60 набросков. Сера посещал остров в течение шести месяцев — и когда он был полон отдыхающих, и когда там никого не было. Задача художника состояла в том, чтобы изучить, как отражается свет в разное время суток. На одном из этюдов к центральной части «Воскресного дня» можно увидеть эксперименты Сера с горизонтальными и вертикальными мазками, которые потом станут его фирменным стилем, а в истории искусств получат название пуантилизм.
Читать далее
Комментарии:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв