Искусство в процессе: черновики шедевров Пикассо, Да Винчи, Рубенса и других мастеров

0   21   0

Искусство. Искусствоведение
16 июля 11:16


5789ed675f1be72d6ea0a90f

В своем дневнике Поль Гоген размышлял, что бы он ответил критику, если бы тот попросил взглянуть на его зарисовки: «Мои наброски? Ни за что! Это мои личные письма, в них мои секреты». Чаще всего художники относятся к черновикам именно так, не подразумевая, что они будут доступны зрителю. Но они позволяют взглянуть на творческий процесс и проследить, когда и какие изменения вносили в работу Леонардо да Винчи и Жорж Сера, прежде чем открыть картину публике.

Леонардо да Винчи

«Портрет Изабеллы д'Эсте» (1499–1500) и «Мона Лиза» (1503–1506)

До сих пор без ответов остаются множество вопросов, связанных с «Моной Лизой» — пожалуй, одним из самых знаменитых произведений в истории искусства. Однако рисунок карандашом, сделанный четырьмя годами ранее, может дать ответ на один из них: кто же стал прототипом женщины, изображенной на портрете? В 1499 году да Винчи по дороге из Милана в Венецию посетил жену маркграфа Мантуи, покровительницу художников эпохи Возрождения Изабеллу д’Эсте. Сделав набросок, он пообещал ей закончить работу позже. На эскизе видно, что Изабелла д’Эсте сидит в платье с прямым вырезом, а ее руки сложены одна на другой. В ее позе, жестах, фасоне платья можно узнать будущую Джоконду.

Питер Пауль Рубенс

«Лев» (1612–1613) и «Даниил в логове львов» (1614–1616)

На картине Рубенса, в которой рассказывается библейская история о Данииле в логове львов, мы можем заметить, что художник отображает некоторые детали очень достоверно. Например, лев, изображенный на полотне, — точная копия североафриканского вида, вымершего много лет назад. У Рубенса как у придворного художника была уникальная возможность зарисовать животное, которое содержалось в королевском зверинце в Брюсселе. Если верить легенде, художник дошел до того, что даже перевез льва в свою студию в Антверпен, где и сделал зарисовку.

Жан Огюст Доминик Энгр «Зарисовка мадам Муатесье» и «Мадам Муатесье» (1851)

«Чертовы портреты! — записал Энгр в дневнике, получив заказ нарисовать дочь чиновника Муатесье. — [Портреты] всегда отвлекают меня от важных насущных дел, которые я не могу делать быстрее. Портрет — такая сложная вещь».

Несмотря на то что сначала Энгр отказался от заказа, так как пытался сосредоточиться на исторической живописи, он все же приступил к работе над портретом, когда увидел лицо дочери чиновника. Он потратил 12 лет, чтобы написать два портрета молодой матери. В десятках эскизов художник тщательно прорабатывал детали наряда, украшений, жестов, чтобы передать ее природную красоту.


Жорж Сера

«Воскресный день на острове Гранд-Жатт»

Прежде чем написать свое монументальное полотно «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», где изображена сцена отдыха в загородном парке, художник сделал 60 набросков. Сера посещал остров в течение шести месяцев — и когда он был полон отдыхающих, и когда там никого не было. Задача художника состояла в том, чтобы изучить, как отражается свет в разное время суток. На одном из этюдов к центральной части «Воскресного дня» можно увидеть эксперименты Сера с горизонтальными и вертикальными мазками, которые потом станут его фирменным стилем, а в истории искусств получат название пуантилизм.


Читать далее


Автор: Макс Прошкин

Источник: T&P


0



Для лиц старше 18 лет