Как не стать безмолвным потребителем, когда ты — учитель

0   25   0

Народное образование. Педагогика
4 авг. 00:13


57a25e695f1be768bb660ad6

Удивительная история о том, как официальные информационные письма случайно превращаются в маркетинговые скандалы.

Месяц назад в мире учебников по истории произошёл местный скандал.

Началось всё со скромного письма от издательства «Просвещение», разосланного всяческим представителям администрации — от руководителей департаментов образования до директоров школ. Дело это обычное, ежедневно доблестные сотрудники канцелярий получают тонны подобных весточек.

Конкретно в этом циркуляре было сказано, что учебно-методический комплекс «История России» для 6-10 классов под ред. Торкунова был рекомендован в качестве пособия на III Всероссийском Съезде учителей истории и обществознания.

Вроде бы ничего криминального, но профессиональное сообщество историков и преподавателей сочло совсем иначе. Формулировки, которые выбрало издательство, безобидные на первый взгляд, вполне могут быть восприняты не как рекомендация, а какофициальное требование. Собственно, фраза «официально рекомендовала» и вынуждает учителей, как высказался в своём Facebook Иван Курилла, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, думать, что все прочие УМК не рекомендованы.

Если вам интересно, можете прочитать резолюцию того самого съезда учителей истории и обществознания. Там действительно нет ни слова о конкретных линейках учебной продукции.

Лицемерием будет закрыть глаза на то, что для издательств, занимающихся выпуском учебной литературы, крайне важны результаты обсуждений подобных съездов, комисиий, круглых столов, научных и методических советов — это всё-таки бизнес, а общественные и экспертные обсуждения — это инструменты продвижения.

Мы наблюдаем удивительную вещь: даже в тексте, составленном межведомственным безликим канцелярским языком, находится место для маркетинговых уловок. Именно этим фактом и было возмущено профессиональное сообщество.

Гриф «Одобрено Российским Историческим Обществом» красовался и на обложках этого самого учебника по истории России издательства «ДРОФА–ВЕНТАНА-ГРАФ» — сразу после прохождения экспертизы. По большому счёту, этот гриф тоже может быть расценен как не совсем этичный шаг со стороны издательства.

Но, раз уж обстоятельства складываются так (и это вообще не должно вызывать какое-то усиленное удивление), что в сфере государственного образования действуют законы рынка и рекламы, возможно, и конечным потребителям стоит подумать над своей позицией и ролью? В данном случае конечным потребителем будут являться конкретные образовательные учреждения и их работники, которым предлагаются различные учебные продукты.

Да, в письме «Просвещения», если мы посмотрим на него с точки зрения закона о рекламе, были нарушения. Например, «указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами».

Но и потребитель — не безмолвная овечка. В конце концов, если на вас с полки смотрят пакеты с молоком от совершенно разных производителей, вы совершенно не обязаны приобретать именно тот, на котором белом по красному крупным кеглем написано «ИЗГОТОВЛЕНО ПО ГОСТУ».

Источник: pikabu

Всем участникам образовательного рынка необходимо самообразовываться. И издательствам, и отделам образования, и директорам школ, и учителям. Первым — чтобы сохранять достойный облик и репутацию, последним — чтобы не снимать с себя ответственности за осознанный выбор.

Издательство «Дрофа» после этого скандала разослало по учителям своё короткое письмо с инструкцией по чтению циркуляров.

Кажется, такая инструкция имеет гораздо более широкое применение, чем можно было подумать. Поэтому хорошо будет, если её прочитают не только учителя.

Инструкция по осознанному выбору

(на примере совершения очень важного для каждого учителя выбора — выбора учебников)

Нельзя сказать, что нас обманывают на каждом шагу. Нам говорят правду, просто говорят её в нужное время, в нужном месте и облекают в такую форму, что мы слышим и видим совершенно не то, что есть. А правда так и остается правдой.

Ситуация 1

К вам в школу пришло письмо на красивом бланке — правда, не Минобра, но что-то там с гербами. В нём объявляется торжественным официальным тоном, что на недавнем Всероссийском съезде учителей-предметников экспертная комиссия NN (как правило, очень длинное витиеватое название) официально рекомендовала книгу издательства MM как оптимальный вариант для преподавания в средней школе. Письмо вывешивается на видное место в учительской, а директор на совещании ненавязчиво напоминает, что теперь мы знаем, по какому учебнику заниматься.

Неправильно. С глубоким вздохом (что ж, раз велели, надо выполнять) идёте заказывать новый комплект книг, даже если вам этот УМК не нравится. Приказ есть приказ.

Изнанка. Не все документы, приходящие в школу, являются указами и официальными требованиями. Сейчас во все почтовые ящики бросают кроме писем и рекламу: «Уведомление ЖЭК. Внимание! Доводим до вашего сведения, что с 21 по 23 сентября в вашем подъезде будут продавать капусту по сниженной цене. Просим принять меры». Такого рода реклама отлично обманывает невнимательных читателей: уведомление, принять меры, доводим до сведения — у, значит, что-то официальное и обязательное. Надо купить капусты, а то мало ли что.

Правильно. Внимательно изучите письмо. Если читать его по диагонали, то, действительно, бросаются в глаза громкие словосочетания: Министерство образования, Федеральный перечень, заседание, постановление. Но на деле в письме говорится всего лишь о том, что группа экспертов положительно отметила один из УМК. Есть ли здесь приказ? Требование? Нет, всего лишь рекомендация. За неё мы можем сказать «спасибо», но и только: а уж использовать данный УМК или какой-то другой — это ваше личное дело.

Закон об образовании РФ гласит, что каждый педагог вправе сам выбирать себе УМК, лучше всего — из федерального перечня. Никто не вправе заставить вас использовать другой учебник — ни администрация школы, ни родители, ни коллеги, ни комиссия, раздающая рекомендации. И уж тем более, этого никак не может сделать неуклюжая грубая реклама.

Ситуация 2

На педагогическом форуме перед вами выступает спикер N. В числе прочего, спикер заявляет, что небольшое издательство, которое последние годы снабжало вас полюбившимся УМК, теперь прекратило свое существование, и советует вам внимательно присмотреться к другим линейкам УМК. Напоследок он раздаёт вам рекламные проспекты с альтернативными УМК. Читайте, изучайте, пока не поздно.

Фото в оформлении статьи pikabu

Читать далее


Автор: Люся Ширшова

Источник: newtonew


0



Для лиц старше 18 лет