Как социальные сети ставят знания под угрозу

0   74   0

Народное образование. Педагогика
18 нояб. 14:00


5a0f17865f1be7696d9c496c

Википедия, одна из главных опор открытого и децентрализованного интернета, переживает экзистенциальный кризис. И дело не в деньгах. Несколько лет назад портал нуждался в финансовой помощи и запустил кампанию по сбору средств, но благодаря Дональду Трампу – оцените иронию! – Википедия еще никогда не имела такой хорошей поддержки, как сегодня. Американские либералы, испугавшись того, что Трамп угрожает фундаментальным просветительским идеалам страны, вложили значительные средства в эту некоммерческую онлайн-энциклопедию, сбалансировав её финансовые отчеты.

Но эта хорошая новость теряется на фоне более серьезной проблемы – отсутствия новыхавторов Википедии. Это еще один пугающий признак общей тенденции по всему миру: сама идея и ценность знания находится под угрозой.

Идея Википедии – как и всех энциклопедий до неё – заключается в том, чтобы собрать вместе все многообразие человеческого знания. Эта цель уходит корнями еще в Золотой век Ислама, когда целый ряд ученых, вдохновленных знаменитым изречением Мухаммеда «Ищите знание, даже если оно в Китае», решили собрать и документировать всю имеющуюся информацию по широкому кругу тем, включая переводы с греческого, персидского, сирийского и хинди на арабский язык.

В 9-ом веке персидский ученый Ибн Кутаубах (Ibn Qutaybah) составил первую настоящую энциклопедию – 10 томов о власти, войне, знаменитых семействах, образовании и красноречии, аскетизме, дружбе, молитвах, еде и даже женщинах. Век спустя еще один персидский ученый и изобретатель алгебры Ал-Кхваризми (al-Khwārizmī) создал энциклопедию того, что он назвал «знания коренного населения» (юриспруденция, схоластическая философия, грамматика, секретарские обязанности, просодия и поэтическое искусство, история) и «иностранные знания» (философия, логика, медицина, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, механика и алхимия). В Китае первая энциклопедия появилась еще в 7-ом веке.

В Европе попытки создать современную энциклопедию начались в 18-ом веке в период Просвещения. Эммануэль Кант придумал подходящий лозунг для этого движения: «Sapere aude», или «Осмелюсь знать».

Французские просветители Френсис Бэкон и Денис Дидро начали составлять свои амбициозные энциклопедии, воодушевив последователей во Франции, Германии, Англии, Швейцарии и Нидерландах. Недовольство правящих религиозных классов только поддержало усилия просветителей. Для их огромных коллекций, часто напечатанных в многочисленных томах, был очевидный рынок сбыта: все более и более светский средний класс. Первое издание «Энциклопедии» Дидро было продано в 1751 году 2000 подписчикам, и каждый из них получил по 28 томов. Примечательно, что революционные мыслители – Вольтер, Руссо, Монтескье – принимали участие в редактировании «Энциклопедии», и некоторые оказались за это в тюрьме. Всего через 17 лет после публикации последнего тома «Энциклопедии» началась Французская революция, приведшая к созданию самого светского государства в истории человечества.

Эта тенденция в сторону рациональности и просвещения оказалась под угрозой задолго до изобретения интернета. Как Нейл Постман (Neil Postman) отметил еще в 1985 году, развитие телевидения привело к созданию не только нового средства информации, но и нового дискурса: постепенного перехода от типографической культуры к фотографической, что также означало переход от рациональности к эмоциям и постоянному развлечению. В мире, сконцентрированном на изображениях и удовольствиях, подчеркнул Постман, нет места рациональному мышлению, просто потому что человек не способен мыслить изображениями. Постман писал: «Только текст позволяет нам «распознать ложь, путаницу и чрезмерные обобщения, обнаружить логические ошибки и злоупотребление здравым смыслом. Только текст дает человеку возможность взвесить идеи, сравнить и сопоставить разные утверждения, связать одно обобщение с другим».

Доминантная позиция телевидения не заканчивалась границами гостиных. Телевидение извратило все привычки разума, фундаментально изменив наше представление о мире, повлияв на наше взаимодействие с политикой, религией, бизнесом и культурой. Телевидение же свело многие аспекты современной жизни к развлечению, сенсации и коммерции. «Американцы не разговаривают друг с другом, мы развлекаем друг друга, – писал Постман. – Они не обмениваются идеями, они обмениваются картинками. Они не спорят о предложениях, они спорят о внешнем виде, знаменитостях и рекламе».

Когда интернет только появился, казалось, что он противостоит этой тенденции. В конце 1980-ых интернет был полностью основан на текстовой передаче информации, и многие считали его средством для получения знаний, а не удовольствий. Разум и мысль были самым ценным плодом этого сада – наследие Просвещения. Университеты со всего мира были первыми пользователями этого нового средства информации. В интернете было множество дискуссионных групп, информативных личных или коллективных блогов, электронных журналов, научных форумов. Это был интеллектуальный проект, созданный в научно-исследовательском центре в Швейцарии и очень далекий от коммерциализации и контроля.

Википедия была одним из плодов этого сада, также как и поисковой сервис Google и его рекламная модель, основанная на тексте. Также как и блоги, в которых ценился текст, гиперссылки, знание и литература. Интернет значительно демократизировал нашу способность вносить вклад в глобальный корпус знаний. На протяжении более десятилетия, интернет был альтернативным пространством, которое угрожало доминированию телевидения над обществом.

Однако социальные сети колонизировали интернет и наводнили его ценностями телевидения. От Facebook до Instagram, социальные сети фокусируют наше внимание на видео и картинках, поощряя наши эмоциональные потребности – как кнопка «мне нравится» – а не рациональное мышление. Вместо того чтобы искать знания, социальные сети вовлекают нас в бесконечный поиск одобрения аудитории, для которой мы теперь стараемся постоянно, пусть и бессознательно. Говорят, что Google появился как кандидатская диссертация, а Facebook – как способ оценить внешний вид одноклассников. Социальные сети убивают наше любопытство, показывая нам именно то, что мы уже хотим и о чем думаем, основываясь на нашем профиле и предпочтениях. Девиз просветителей «Осмелюсь знать» превратился в «Осмелюсь не хотеть знать».

Это тенденция подтверждает слова французского философа Гая Деборда (Guy Debord), который написал, что пре-капитализм был о том, чтобы «быть», капитализм – о том, чтобы «иметь», а в эпоху позднего капитализма значение имеет только «казаться». Казаться богатым, счастливым, умным, крутым и космополитом. Глядя на Instagram, трудно не согласиться с этим тезисом.

Теперь задача заключаются в том, чтобы спасти Википедию и ее стремление создать бесплатную и открытую коллекцию всего человеческого знания в эпоху нового и старого телевидения – собирать и сохранять знания, когда никто ничего не хочет знать. Телевидение уже повлияло даже на контент Википедии – сегодня многие самые популярные записи в этой энциклопедии посвящены телевизионным сериалам и их актерам.

Это не означает, что пришло время сдаться. Но нам необходимо понять, что упадок интернета и Википедии – часть куда более крупного цивилизационного сдвига, который только начал проявляться.


Автор: HOSSEIN DERAKHSHA

Источник: wired.com


0



Для лиц старше 18 лет