Одна из таких стендап-группировок — «Stand Up ЦИМермана», которая выступает в Театральном центре имени Вс. Мейерхольда — объединяет две субкультуры: клуба и театра. Ее резиденты Амбарцум Симонянц и Елена Новикова рассказали T&P, по каким законам строится юмор, как в шутках отражаются болезненные темы современности и почему стендап вдруг стал необходим молодым ученым.
Амбарцум Симонянц
стендап-комик, резидент «Stand Up ЦИМермана»
Научить шутить можно любого человека, это как математика. Шутка — это фокус, обман. Он делится условно на две составные части: некая предпосылка (по-английски — set up, в КВН это называлось «заход на шутку», в драматургии — «предлагаемые обстоятельства») и ударная часть (punch-line, развязка). С помощью «установки» мы ведем мысль зрителя в одном направлении, с помощью панча — резко его меняем. И от этого обмана люди начинают смеяться. Для примера я всегда привожу шутку, которая миллионам людей кажется несмешной, и мне в том числе: «Колобок повесился». Колобок — это установочная часть: все мы знаем колобка, мысль зрителя пошла в одну сторону — в сторону круглого хлеба. И вдруг он повесился. Как он мог? Ведь у него нет шеи!
Существует много техник и приемов создания шутки. Например, знаменитый прием «как если бы». Ты говоришь: «Сантехник попросил разводной ключ, у меня его не оказалось, и он посмотрел на меня с презрением, как если бы…» И дальше сочиняешь, как что. «Как инквизиция посмотрела бы на рыжую женщину» и так далее. На «как…» можно придумать миллион вариантов, пока не выберешь самый смешной. Лучше, чтобы это не состыковывалось, чтобы это были разные вселенные.
- «Stand Up ЦИМермана»
- ©Екатерина Краева
Но в этом мало творчества. По-настоящему классно, когда тебя вдохновила какая-то тема, ты начинаешь сочинять шутки и только потом, анализируя, понимаешь: ага, здесь — такой прием, здесь — такой. Можно научить сочинять шутки, но быть смешным — нет. Я в это не верю. Юмор — это определенный культурный пласт, который соединяется с необычным углом зрения на этот мир. Этому научить нельзя.
Стендап — очень страстное искусство. Ты опираешься на то, что тебя расстраивает, злит, заставляет страдать. Ты берешь эту боль и переносишь ее в материал. Тогда это будет по-настоящему смешно. По-настоящему людей смешит, когда они видят, как тебе больно. Если тебя по-настоящему не бесит современная мода, а ты просто пытаешься иронизировать над человеком, у которого на голове вешалка, в этом не будет ничего смешного. Искусство комика в том и состоит, чтобы свою негативную энергию превратить в комедию. Но есть вещи настолько болезненные, что лучше подождать какое-то время, прежде чем о них говорить. Со временем мы можем относиться с юмором даже к самым страшным вещам.
Как происходит работа над шутками? В команде «Stand Up ЦИМермана» нас девять человек — это уже фокус-группа. Мы показываем друг другу материал, слушаем комментарии, потом выходим на так называемые наши «технички» — это технические прогоны, где мы обкатываем материал, — субботние шоу на четвертом этаже в ЦИМе. Над чем смеются, мы дорабатываем, над чем не смеются — отставляем. Лучшие шутки попадают в шоу на Большой сцене (23 февраля в 20:00 шоу «Полигон», 8 марта в 20:00 — «Цеткин день»).
Полный текст материала на T&P.
Комментарии:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв