Шлем Бога

0   14   0

Медицина и здравоохранение
22 мая 12:44


57417f945f1be72d9d1f934c

Недавно израильским ученым удалось впервые получить энцефалограмму человека непосредственно во время «божественного откровения», которое пережил страдающий эпилепсией мужчина. И пусть ЭЭГ не отличается особой информативностью, даже такие сведения имеют большое значение для «нейротеологии» — исследований биологических основ религиозности. Пока что этой отрасли нейрофизиологии приходится довольствоваться отрывочными сведениями и ограниченными экспериментами, а данных, о интерпретации которых идут споры, гораздо меньше, чем самих споров. Тем не менее, уже сейчас ученым удалось получить на этой ниве интересные результаты, о которых хочется кое-что рассказать.

Так уж получилось, что сейчас мы совершенно не удивляемся нейроисследованиям любой сложности и направленности (от традиционного исследования когнитивных функций до секса в магнитно-резонансном томографе. Действительно, поле изучения нейронауки огромно и разнообразно до такой степени, что не обошло вниманием уж совсем абстрактные, философские и даже табуированные для обывателя вещи. Вот как раз такое противоречивое и загадочное впечатление на первый взгляд производит термин «Нейротеология».

Родом из утопии Олдоса Хаксли, нейротеология претерпела ряд метаморфоз и теперь является отдельной частью нейронауки. В её задачи входит изучение связи между функционированием головного мозга и религиозным опытом, а точнее — создание нейробиологических моделей религиозной веры путем установления корреляции процессов в нервной системе с субъективным духовным опытом.

Я расскажу об одной достаточно массивной части исследований и споров, которым дала толчок эта дисциплина. Речь пойдет об особом функциональном свойстве височной доли головного мозга. Именно эта структура на заре нейротеологии претендовала на звание «пятна Бога».

Уайлдер Пенфилд, традиционно известный нам по рисунку страшненького человека в учебниках биологи, неоднократно проводил операции на открытом мозге — во время таких операций пациент остается в сознании, чтобы давать обратную связь хирургу. Пенфилд заметил, что при стимуляции височной доли пациенты периодически давали странный отклик. Они говорили о переживаниях божественного, мистического и даже «космического» толка. Этот неожиданный для Пенфилда результат четко пересекался с тем состоянием, которое описывают больные височной эпилепсией перед припадком. Озарение, экстаз или, как писал Достоевский, «высшее бытие» — достаточно типичные слова в рассказах таких больных. Связь особых религиозных переживаний и височных долей подтвердилась целым рядом экспериментов.

Вилейанур Рамачандран в книге «Фантомы мозга» описывает эксперимент, проведенный на больных височной эпилепсией. Группе нормы и группе больных демонстрировалось три ряда слов и картинок. Первый набор стимулов был нейтрален по содержанию, а остальные были либо сексуально, либо религиозно заряжены. Измерялся у испытуемых один из самых простых показателей реакции на стимул — кожно-гальваническая реакция. У человека здорового, как вы наверняка догадались, самая сильная реакция наблюдалась на сексуальные слова. И вы, возможно, опять же догадались, что показывала реакция, снимаемая у человека с височной эпилепсией. В этом случае отклик на слова религиозного толка был значительно выше всех остальных. Результаты этого эксперимента очень красиво совпадают с симптомокомплексом характерного для больных эпилепсией синдрома Гешвинда, в который традиционно входит гиперрелигиозность и снижение сексуального интереса.

Читать дальше.


Автор: Мика Пятницкая

Источник: N+1


0



Для лиц старше 18 лет