Теория и практика: какие проекты организуют российские студенты в вузах страны

0   27   0

Народное образование. Педагогика
25 мая 12:09


57456bdd5f1be711cf4a4e7a

Проектная форма обучения, популярная в мировых университетах, пока стала частью программ лишь в некоторых образовательных институциях России. T&P попросили студентов, аспирантов и преподавателей четырех вузов Москвы и Петербурга рассказать об их проектах и важности этого формата для нынешних гуманитариев. Где зародились российские исследования видеоигр, как организовать школу без преподавателей и популяризировать современную поэзию — в материале T&P.


Ольга Рогинская

академический руководитель образовательной программы «Культурология», Высшая школа экономики (московский кампус), филолог

В Школе культурологии НИУ ВШЭ студенческие проекты — часть учебной программы. Ввести их в учебный план и сделать обязательной дисциплиной предложил ее руководитель Виталий Анатольевич Куренной. Мы в этом были первопроходцами, потому что ни на одной образовательной программе Вышки в тот момент такого семинара еще не было. Нашей идеей была подготовка компетентных и активных участников современного культурного процесса. Нам хотелось, чтобы студенты и выпускники не только легко интегрировались в уже существующие проекты в области культуры, но и создавали свои собственные. В Школе культурологии студенты учатся всем этапам их реализации, от разработки концепции до готового продукта — кинопоказа, дискуссии, серии встреч или семинаров.

Первые студенческие клубы появились еще до включения проектной деятельности в программу обучения, так что началось все с инициативы снизу — от самих студентов. Первыми были киноклуб «Синий ключ», клуб нетуристических путешествий «Улисс» и проект «Креативный класс», на встречах которого обсуждались актуальные культурные события и проводились мастер-классы. На них приглашали издателей, музейных работников, кинопродюсеров и самых разных участников современной культурной жизни, чтобы они делились профессиональным опытом.

За работу на проектном семинаре, как и за другие предметы учебной программы, ставится оценка

Дисциплина «Проектный семинар» начинается у студентов бакалавриата на втором курсе и продолжается до выпуска. Задачи семинара постепенно усложняются: сначала студенты просто знакомятся с тем, что происходит в школе, потом включаются в организацию событий. На третьем курсе они уже должны придумывать события, рассчитанные на внешнюю аудиторию, выходить за пределы Школы культурологии, в том числе в плане площадок. Проектный семинар длится весь учебный год. На занятиях студенты объединяются в рабочие группы, составляют план реализации проекта, обсуждают каждый этап осуществления. Важным элементом семинара является рефлексия, направленная на процесс и результат: насколько организованные события актуальны, продумана ли их концепция, интересны ли они целевой аудитории. В конце года за работу на проектном семинаре, как и за другие предметы учебной программы, ставится оценка. Возможность пообщаться с акторами культурной жизни — тоже важная цель проектного семинара: студенты из первых рук узнают о том, что происходит в поле их будущей профессии, какие навыки важны для них как для будущих специалистов. Они получают полезные знакомства.

Яркий студенческий проект Школы культурологии, который в последнее время амбициозно заявил о себе, — это «Музеинг», клуб, посвященный современному кураторству и музейной деятельности. Его участники организуют походы на выставки, дискуссии с участием арт-критиков, кураторов, художников. За короткое время клуб наладил сотрудничество с представителями целого ряда активных участников современного культурного процесса: Еврейского музея и центра толерантности, МСИ «Гараж», ГМИИ им. А.С. Пушкина, нескольких галерей пространства «Электрозавод». Сейчас проектов в школе стало очень много, и мы думаем о механизмах их консолидации и объединения — так, чтобы на выходе удалось организовать какое-то большое культурное событие: форум, фестиваль, конференцию, мастерскую с серией семинаров и воркшопов. Можно было бы задействовать разные площадки, а самое главное — объединить ресурсы университета и города.

Анна Алексеева

студентка 4-го курса Школы культурологии НИУ ВШЭ, создательница авторского проекта «Очевидцы», в рамках которого проходят встречи с современниками исторических событий

Идея проекта «Очевидцы» пришла ко мне на первом курсе, во время нашего первого проектного семинара. На первой встрече нам рассказывали о клубах, существовавших на тот момент на отделении. Какие-то инициативы были мне близки, какие-то не очень. Мысль о направленности клуба («устная история») пришла сразу. После занятия я подошла к преподавательнице с вопросом, могу ли я организовывать, условно, «встречи с интересными людьми».

В то время я только вернулась из английского колледжа, изменив намеченную траекторию: решила не поступать в университет в Лондоне. Осознала значимость русской культуры и русского языка в моей жизни. Хотелось говорить с людьми, узнавать о нашей истории из первых уст. Потом я оказалась на встрече с писателем Евгением Рейном, через него в одно касание можно было дотянуться до Иосифа Бродского. И мне стало интересно выстраивать такие касания, приглашая людей к себе: Мариэтту Чудакову (Егор Гайдар, Борис Ельцин), Симона Шноля (Трофим Лысенко, Александр Спирин), Виктора Ерофеева (в два касания — Иосиф Сталин). Эти связи завораживали, как красивый узор; они помогали выстроить топографию истории общества, в котором я решила жить.

Помимо очевидных организационных навыков, собственный проект дает ощущение свободы

«Встречи с интересными людьми» строились на различиях: СССР по учебникам истории — для нас, 20-летних студентов — и личный опыт для приглашенных гостей. Самый пожилой гость был 1930 года рождения, а самый молодой — 1971-го. Мне было важно помочь слушателям выйти за пределы повседневного опыта, почувствовать масштаб истории, узнать об интерпретациях исторических событий от людей, которые их проживали. Примирить людей разных эпох, сидящих в одном зале, инициировать беседу между поколениями. Я внимательно готовилась к каждой встрече: читала книги гостя, смотрела его выступления и перерабатывала все это в темы для разговора. Приключением было найти гостя вечера и пригласить его. Например, к Алексу Дубасу я пришла на презентацию его книги на фестивале и там с ним познакомилась. Не всегда это было так просто. Например, я приглашала Петра Авена, но он не откликнулся. Пригласила Екатерину Юрьевну Гениеву, но она уже была тяжело больна, и, несмотря на наше обоюдное желание, встреча так и не состоялась. Трудно было также найти площадку, внутри которой получилось бы преодолеть отчужденность: в стенах университета это не получалось, поэтому некоторые встречи проходили в «Циферблате». Своей сверхзадачей я считала создание уютной атмосферы, чтобы люди не разбегались после встречи, как это бывает обычно, а оставались пообщаться.

Помимо очевидных организационных навыков, собственный проект дает ощущение свободы: еще вчера ничего не происходит, а сегодня — встреча! Для меня важно, что проект стал инструментом познания окружающего мира. Можно читать сколько угодно книг, думать про себя, но только публичная дискуссия дисциплинирует ум и речь. Клуб дает возможность поупражняться в public talk, в устном общении, научиться грамотно формулировать свои мысли, что необходимо гуманитариям.

Читать дальше.


Автор: Ella Rossman

Источник: T&P


0



Для лиц старше 18 лет