Три, четыре, пять - я иду играть!

0   6   0

Общественные науки в целом
22 дек. 09:00


585b17b35f1be747934c5433

Говорят, что первые сорок лет детства самые сложные в жизни мальчика, и эта фраза является шуткой только отчасти. Без правильного обучения ребенок может застрять на любом из этапов когнитивного развития, что, естественно, ни к чему хорошему не приведет. Поэтому нужно трепетно относиться к процессу обучения и понимать, что он не ограничен школьной скамьей, и что игра – один из самых эффективных развивающих инструментов.

Человек, как и любое другое живое существо, начинает исследовать окружающий его мир с момента своего появления на свет. Психические процессы, которые отвечают за рациональное познание, называются когнитивными. Они включают в себя высшие функции мозга: психомоторную координацию, ориентацию в пространстве, память, мышление, речь и контроль высшей психической деятельности.

Развитие когнитивных функций происходит постепенно и обусловлено оно тем, как ребенок получает информацию о внешнем мире, и тем как он может на эту информацию реагировать. Жан Пиаже, создатель теории когнитивного развития, выделял четыре основные стадии развития ребенка.

Стадия сенсомоторного интеллекта, которая длится от рождения ребенка до 2-х лет, отвечает за развитие координации движений и восприятия. В это время ребенок активно пробует на зуб все, до чего может дотянуться, оттачивая свои движения и собирая информацию о внешнем мире.

Стадия дооперационального мышления длится с 2-х до 7-ми лет. В этот период своей жизни ребенок осваивает речь, учится соотносить символ со смыслом, который в него вложен, понимает связь между объектом и составляющими его частями. Ребенок учится манипулировать не только реальными физическими объектами, но и своим представлением о них, устанавливает причинно-следственные связи. И именно в этом возрасте ребенок начинает управлять своим вниманием, учась не отвлекаться от основной задачи в пользу яркого и привлекательного внешнего раздражителя.

Следующая стадия называется стадией конкретных операций. Длится она с 7-ми до 11-ти лет (кстати, начало школьного обучения именно этим и обусловлено) и отвечает за формирование логики и абстрактного мышления. В отличии от детей, находящихся на стадии дооперационального мышления, дети в этой стадии уже могут сосредоточиться на нескольких аспектах проблемы сразу. К тому же в это время у ребенка начинает появляться понимание того, что другие люди могут иметь точку зрения, которая отличается от их собственной, хоть еще и не способны понять это различие.

Четвертая стадия развития когнитивных функций называется стадией формальных операций и длится с 11-ти до 14– 15-ти лет. Именно она отвечает за развитие абстрактного мышления, логические операции и умение просчитать результат собственных действий. Ребенок не просто решает определенные задачи путем проб и ошибок, он учится планировать свои действия и искать оптимальные пути решения.

Одним из самых простых и естественных способов развития когнитивных функций является игра. Поэтому не стоит недооценивать время, проведенное за потряхиванием погремушкой над головой младенца – в это время вы не только закладываете основы социальных связей между человечеством и будущим человеком, но еще и стимулируете формирование познавательных механизмов.

И с развитием ребенка игры должны усложняться, чтобы постоянно подпитывать развитие интеллекта. Фактически, до семи лет ребенок вообще не в состоянии учиться в другой форме. Он еще не способен долго концентрировать внимание, у него не сформировалось умение долгосрочного планирования и за каждое свое действие ребенок ждет поощрения, особенно если ему не было интересно его совершать. А игра, которая сама по себе является наградой, позволяет удерживать внимание ребенка очень долго, если она не слишком однообразна. Кроме того, что ребенок узнает что-то новое и получает от этого удовольствие, он еще и учится сложным для понимания вещам: ответственности, осознанию последствий своих действий, обратимости и необратимости процессов.

Очень многие считают, что если ограничивать ребенка в играх и заставлять его заниматься «делом», то это пойдет ему только на пользу. Мол, будет лучше понимать, что такое дисциплина, научится подчиняться и станет более ответственным. Но такой подход разрушителен для формирования психики ребенка!

Не давая ребенку играть и заставляя его выполнять навязанные вами задачи, вы не только лишаете его источников информации и возможности развития, вы еще и убиваете любую самостоятельность и тягу к творчеству. Для того, чтобы вырасти психологически здоровыми и полноценными личностями, дети должны играть.

Причем это в равной степени касается как детей пяти лет, так и детей двадцати пяти лет. Многочисленные эксперименты показывают, что, вопреки мнению Пиаже, когнитивное развитие не заканчивается в 15 лет, оно длится всю жизнь. И очень часто рутинный ритм жизни замедляет это развитие либо вовсе его останавливает. Человек изо дня в день выполняет одни и те же операции, доводя их до автоматизма. При этом он не только не узнает ничего нового, он и старые заученные действия начинает выполнять бездумно.

Упадок когнитивных функций опасен по множеству причин. Кроме психологических расстройств, вроде эмоционального выгорания, тревожности и депрессии, они чреваты и разного рода деменциями. Поэтому необходимо постоянно давать пищу своему уму.

Если у вас нет возможности путешествовать, заниматься искусством или изучать иностранные языки, то игры, особенно компьютерные, станут неплохой альтернативой. В отличии от ролевых и настольных, компьютерные игры куда более доступны. Ведь если вы читаете эту статью, то у вас есть или компьютер, или мобильный гаджет. А Интернет, к середине 2015 года количество пользователей которого достигло 3,3 млрд. человек, мало того что есть практически везде, так еще и дает возможность взаимодействовать с куда большим количеством людей, чем реальная жизнь.

Важно понимать, что различные виды игр стимулируют разные когнитивные функции. Ролевые игры, в которых вам предлагают вжиться в роль персонажа и следовать истории, выполняя разные побочные задачи, помогают учиться принимать решения, развивают навыки социального взаимодействия и эмпатии, увеличивают скорость реакции в критических ситуациях. Шутеры, в которых требуется быстро анализировать обстановку и молниеносно реагировать, улучшают память, скорость обработки информации, предвидение и познавательные способности. К такому мнению пришли исследователи из Federation of Associations in Behavioral & Brain Sciences, анализируя связь между видеоиграми и работой мозга.

Однако в чрезмерном увлечении видеоиграми кроется и серьезная опасность. Во-первых, постоянное повторение одних и тех же действий приводит к их автоматизации, понижая активность мозга. Во-вторых, зависимость от компьютерной игры может привести к серьезным девиациям. И в-третьих, если пренебрегать правилами компьютерной гигиены, можно испортить свое здоровье.

Если вы проводите много времени за компьютером, не забывайте делать перерывы на 10–15 минут раз в 1–2 часа, периодически разминайте ноги, чтобы не допустить застоя крови в органах таза, выбирайте ортопедические кресла и качественный монитор. Помните, что дистанция между глазами и монитором должна быть не меньше 50 сантиметров, а монитор должен находиться на уровне глаз. Незаменимой станет и простенькая гимнастика для глаз. Чтобы снять напряжение с глазных мышц, быстро поморгайте пару минут. После этого поочередно сфокусируйте взгляд на 2–4-х разноудаленных объектах.

Играйте! И мир не перестанет удивлять и радовать вас, сколько бы лет вам ни стукнуло.


Автор: Анастасия Титаренко

Источник: naked-science.ru


0



Для лиц старше 18 лет