Закончить Оксфорд из Архангельска

0   39   0

Народное образование. Педагогика
11 дек. 12:34


566a98bd5f1be741a7000008

Интернет стал доступным, а вот поездка в другую страну для обучения – далеко не всегда. Так или иначе, сейчас множество университетов предлагают как минимум одну дистанционную онлайн-программу для получения высшего образования, не говоря уже об огромном количестве онлайн-курсов повышения квалификации или программ для выработки новых знаний и умений.

«Как Вам Англия? − Не знаю, сэр, никогда там не был, −Но в вашем резюме написано, что вы закончили Оксфорд! – Дистанционно, сэр, − Откуда? – Из Архангельска, сэр».

Оксфорд через интернет-кабель

За последнее время число студентов, которые обучаются дистанционно, неуклонно растет. В США практически 81% учебных заведений имеет хотя бы одну дистанционную программу – причем среди этих университетов есть и знаменитые члены «Лиги Плюща». Похожая ситуация наблюдается и в Европе.

Дистанционное образование стало развиваться примерно в начале XIX века, когда ученики начали посылать работы своим преподавателям по почте. Это, безусловно, занимало много времени, однако теперь, с появлением доступа в сеть, процесс обмена информацией происходит практически мгновенно. Многие западные университеты поняли, что обучать студентов дистанционно гораздо дешевле, нежели предоставлять всем и каждому место в лектории, и потому свое «новое» рождение онлайн-обучение пережило уже с расцветом эпохи интернета.

Сейчас в Америке существует так называемая Американская ассоциация дистанционного образования (United States Distance Learning Association). Это своего рода результат интеграции нескольких вузов с целью предоставить своим студентам по всему свету больший выбор образовательных программ. Сейчас в эту систему входит не только высшее образование, но и среднее, плюс переподготовка, корпоративное обучение и многое другое. В Европе же аналогичная организация называется Европейская ассоциация университетов с дистанционным образованием (European association of Distant Teaching Universities), в которую на данный момент входит около 200 различных вузов по всей Европе, а обучаются там почти 3 миллиона студентов. Членами ассоциации являются университеты в Турции, Германии, Греции, Нидерландах, Великобритании, Испании, Португалии – в общем, образовательные программы на любой вкус.

Общая схема действий понятна: преподаватель загружает материал в виде лекций или в виде текста на учебный сервер, студент прорабатывает его и выполняет задание, которое позже уходит на проверку. В течение работы, безусловно, есть возможность связаться с тьютером – курирующим преподавателем – по каким-либо возникшим вопросам. С некоторых пор процесс дистанционного образования перестал быть односторонним и начал подразумевать некий «фидбэк» со стороны обучающихся.

Однако система онлайн-обучения не стоит на месте: сейчас всё большую популярность набирают MOOК – массовые открытые онлайн-курсы (mass open online courses). Это обучающие курсы с массовым интерактивным участием. В качестве дополнения к стандартному набору видео-лекция-чтение-задание, МООК становится своего рода открытым вебинаром, форумом. Видеозаписи лекций разных вузов стали появляться в Интернете ещё в конце 1990-х годов, однако в начале 2010-х годов появились массовые онлайн-курсы, которые позволили студентам непосредственно общаться с преподавателями и даже сдавать экзамены онлайн, то есть максимально приблизили дистанционное обучение к привычному очному.

Вузов, предлагающих программы дистанционного обучения, более чем достаточно. В Британии это Оксфорд, университет Манчестера, Саффолк, университет Лондона, и Ливерпульский университет. В Америке же можно найти подходящий для онлайн-обучения университет практически в каждом штате.

Больше о Европейской Ассоциации университетов с дистанционным образованием можно узнать тут.

Больше об Американской ассоциации дистанционного обучения можно узнать тут.

Россия в системе, система в России

В России доверия к дистанционному образованию пока чуть меньше: как и в случае с бакалавриатом, дистанционное обучение представляется чем-то не совсем полным или недостаточно серьезным. Однако уже довольно давно граждане Российской Федерации имеют право на получение высшего образования в вузах страны, используя различные формы обучения, в том числе и заочную с применением дистанционных технологий.

Многие российские университеты, включая МЭСИ (Московский Государственный университет экономики, статистики и информатики) и Международный банковский институт Санкт-Петербурга, сейчас предлагают возможность поступить и пройти курс дистанционно. Плюс Россия включена в ту же систему МООК, однако, как отмечают некоторые пользователи, основная проблема россиян в работе с массовыми курсами – языковой барьер.

Идея дистанционного обучения в России имеет серьезные перспективы для развития: в конце концов, в стране с такой территорией большинство топовых вузов находятся в столичном регионе, и потому стартовые возможности у абитуриентов изначально неравны. Многие, уехав в Петербург или Москву, уже вряд ли вернутся в свой родной город, где, возможно, были оставлены определенные связи или наметки будущей карьеры. Онлайн-обучение позволяет решить этот территориальный вопрос.

Помимо дистанционного образования, в России существует и несколько русифицированных образовательных ресурсов. Один из них – Coursera, довольно интересный ресурс, который предлагает более 1000 различных курсов, затрагивающих разные сферы, начиная от искусства и заканчивая программированием на языке PYTON. В системе занесены лекции, задания и материалы от ведущих университетов по всему миру: к примеру, один из курсов по алгоритмам читает Принстонский университет, а курс Римской архитектуры – Йельский.

Сайт предлагает прохождение курсов и получение диплома об их окончании – что может быть неплохим приложением к резюме. Короткие видео-лекции и задания направлены на поэтапное понимание материала. Самое, пожалуй, полезное нововведение – это практика взаимопроверки. Конечно, курс по программированию компьютер проверить может, а вот, скажем, эссе о древнеримском праве – вряд ли. Поэтому на Coursera распространена взаимная проверка работ пользователями – своего рода «универская» тусовка.

PROS and CONS

Основные достоинства дистанционного обучения совершенно ясны. Конечно, в первую очередь это местоположение. Многие амбициозные студенты мечтают окончить курс в Оксфорде, Йеле или Лондоне. Однако поступление связано с отъездом в дальние края на довольно длительный срок. Далеко не всегда это представляется возможным. А о чисто материальной стороне вопроса даже говорить не приходится: переезд, проживание в кампусе, стоимость обучения, плюс, конечно, деньги на жизнь, коль она проходит не только в стенах университета. Все это требует неимоверных расходов. И, как показывает практика, дистанционное обучение значительно дешевле, чем очное.

Такая форма образования не привязывает студента к постоянному расписанию. Сюда попадают и те, кто получает второе высшее параллельно с работой, и мамы в декретах, и студенты, которым нужно работать, и все, кому не подстроить свой ритм жизни под строгое расписание университетских лекций. Еще и удобно – учеба доступна везде, где есть компьютер и интернет.

Немало и мелких бонусов: скажем, не надо каждый раз думать, что надеть в университет, как не опоздать; никто не переживает, что не может выступать перед аудиторией и поэтому получает оценку ниже, чем тот, кто монополизирует аудиторию своими докладами и замечаниями; в конце концов, это очень неплохой вариант для тех, кому нужно чуть больше времени на освоение материала, чем 20 минут объяснения на лекции.

Однако, как и у любого явления, у дистанционного обучения есть и «темная» сторона. Учитывая, что большинство университетов находятся на значительном расстоянии от студента, не исключена разница часовых поясов – придется подстраиваться под дедлайн. Ограничено социальное общение, и, что самое неудобное, общение с преподавателем – обычно только e-mail, никакого тет-а-тет общения и личного внимания.

Но самое главное условие дистанционной учебы – она подходит только для самых дисциплинированных людей. Лишь те, кто действительно может заставить себя сесть за учебу вовремя, без регулярных стычек с преподавателем в коридорах университета, действительно могут использовать онлайн-обучение. Тайм-менеджмент в таких случаях, когда онлайн-занятия требуют времени среди работы, детей и других отвлекающих факторов, становится определяющим условием эффективности программы.


Автор: Ксения Володина

Источник: Часкор


0



Для лиц старше 18 лет