Формирование навыков soft skills у обучающихся старшего звена в условиях дополнительного образования

Термин «soft skills» распространен в настоящее время преимущественно в среде практиков: менеджеров, управленцев, представителей бизнеса и производства. В этой связи теоретическая база понятия на данный момент проработана слабо: в то время как особенности и принципы формирования «soft skills» еще не изучены, содержание данного понятия раскрывается посредством перечисления свойств и способностей индивида, являющегося носителем мягких навыков. Имеет место противоречие между потребностью в развитии мягких навыков у обучающихся (школьников и студентов) и недостаточной изученностью психолого-педагогических условий формирования навыков этого типа в специализированных научных исследованиях. Это обстоятельство обусловливает актуальность исследования. Исследование обладает достаточно высокой степенью новизны, поскольку в ходе исследования впервые изучена эффективность образовательных процедур, направленных на развитие soft skills и изучены опосредующее влияние ряда внутренних переменных на результаты обучения. В ходе работы была обобщена сущность soft skills и разработана классификация мягких навыков, а также разработан проект формирования soft skills, в ходе которого выявлены взаимосвязь развития мягких навыков и индивидуально-личностных особенностей обучающихся. Теоретическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования позволяют сформировать представление об особенностях понятия soft skills, его составляющих и условиях формирования. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в современной образовательной практике в целях формирования навыков «soft skills» у обучающихся в системе дополнительного образования. Успешной следует признать и апробацию результатов исследования на научно-практических конференциях, по результатам которых опубликовано три научных статьи. Основная нагрузка по развитию «мягких навыков» ложится на дополнительное образование в связи с его спецификой. Наиболее эффективный возраст развития «мягких» навыков – подростковый возраст – в связи с акцентом на самоопределение, увеличенную потребность в общении, период целеполагания. Для изучения особенностей формирования «мягких навыков» был разработан проект «Soft skills – навыки будущего». Проект реализован на базе детского лагеря, т.к. в лагере возможна большая свободой выбора образовательных технологий в сравнении с обычными учебными занятиями за счет круглосуточного нахождения школьников на базе лагеря и моментальной апробации полученных результатов обучения. В проекте приняли участие 94 учащихся в возрасте от 13 до 17 лет. В рамках проекта разработан набор мастер-классов, направленных на развитие «soft skills». Учащиеся прошли опросы по «Бланку самооценки «Soft skills» в начале лагерной смены и в конце. Наличие различий между предварительными и контрольными измерениями показывает, что предложенное обучение является эффективным инструментом развития «soft skills». Измерены личностные характеристики обучающихся: маркеры факторов «Большой пятерки», показатель общей самоэффективности, и показатель метакогнитивной включенности в деятельность. В ходе исследования возникло предположение, что указанные свойства тесно связаны с «мягкими навыками» и фактически входят в их состав, что подтвердилось эмпирически. Выявлен большой размер эффекта влияния свойств на общий уровень сформированности «мягких навыков». Упражнения, направленные на формирование «soft skills» направлены и на развитие метакогнитивных составляющих этих навыков, повышение личной самоэффективности и развития факторов большой пятерки. Это, в частности, упражнения на формирование навыков критического мышления, обучение способам рационального планирования и целеполагания, развитие способности к рефлексивному переосмыслению своей деятельности. Таким образом, данные задания привели не только к росту фактора обучения, но и к росту динамики уровня развития личностных качеств учащихся, что на входной диагностике слабо выразили развитие данных качеств. Существенное ограничение исследования выступает способ измерения «soft skills» – самооценка самих школьников. Исходя из этого в перспективе появляется задача организации исследований, где будут использованы объективные процедуры изучения динамики усвоения «мягких навыков».

Народное образование. Педагогика
Диссертации

Вуз: Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (КГУ)

ID: 604b11bdccefde0001fb5381
UUID: aab113c0-652e-0139-2d1f-0242ac180002
Язык: Русский
Опубликовано: около 3 лет назад
Просмотры: 73

11.46

Пузанова Елена


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 0 байт


Поделиться работой
Spinner

Публикация в настоящий момент конвертируется

Пожалуйста, перезагрузите страницу через некоторое время...

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет