Коммуникативные технологии политической демобилизации

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что помимо процессов политической мобилизации в социуме также наблюдаются демобилизационные процессы обратной направленности, которые не менее распространены, чем мобилизационные, но при этом значительно меньше изучены. Проблематике изучения процесса политической демобилизации, а также коммуникативных технологий, использующихся в рамках данного процесса, посвящены исследования отечественных и зарубежных авторов. Так, вклад в исследование обозначенных тем внесли российские ученые Л. Д. Гудков, Э. А. Паин, Б. В. Дубин, Журавлев О. и соавторы, а также зарубежные исследователи Дж. Партхеймюллер и А. Шмит-Бек, Кэрри Дж. Коесел, Дж. Кинг, Дж. Пан и М. Е. Робертс. Кроме того, в теоретико-методологическую базу исследования вошли научные работы К. В. Дойча, О. Н. Яницкого, Т. В. Кремень, Д. В. Гончарова, посвященные изучению категории «массовая/социальная мобилизация» и «политическая мобилизация», а также исследования Ю. А. Ильичевой, А. С. Шерстобитова, К. А. Брянова, А. Ваньке, И. Ксенофонтовой, И. Тартаковской, В. Э. Гончарова, П. В. Елизарова, посвященные вопросу определения актуальных коммуникативных технологий политической мобилизации и демобилизации. В качестве основных общетеоретических методов были использованы методы анализа, обобщения, структурирования, сравнения и синтеза. Основными эмпирическими методами исследования стали метод неформализованного анализа СМИ, неформализованного анализа контента сообществ и личных профилей в социальных сетях, метод экспертных интервью метод кейс-стади, а также метод вторичного статистического анализа отчетов информационно-аналитической системы мониторинга СМИ «Медиалогия». Объект исследования диссертации – политическая демобилизация. Предметом исследования являются коммуникативные технологии в процессах политической демобилизации. Цель диссертации – определить категорию “политическая демобилизация”, а также актуальные коммуникативные технологии политической демобилизации. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: 1. проанализировать существующие в науке интерпретации политической демобилизации; 2. разработать авторское определение понятия «политическая демобилизация»; 3. определить понятие «коммуникативная технология политической демобилизации»; 4. рассмотреть и систематизировать виды коммуникативных технологий политической демобилизации; 5. выявить отношение к коммуникативным технологиям политической демобилизации в среде политологов, практикующих политтехнологов и политконсультантов; 6. описать коммуникативные технологии политической демобилизации, используемые в России. Эмпирической базой исследования послужили тексты экспертных интервью, материалы СМИ, контент сообществ и личных профилей в социальных сетях, а также отчеты информационно-аналитической системы мониторинга СМИ «Медиалогия». Научная новизна работы заключается в том, что впервые в отечественной коммуникативистике была произведена попытка определения категории “политическая демобилизация” и ее основных характеристик, а также выявлен ряд актуальных коммуникативных технологий, использующихся в целях демобилизации. Положения, выносимые на защиту: 1. Политическая демобилизация – это приведение социального субъекта–объекта влияния в состояние неготовности к политическому действию, явившееся следствием воздействия внешних акторов и основанное на подавлении и/или искажении осознанных политических предпочтений данного субъекта. 2. Можно выделить следующие виды коммуникативных технологий политической демобилизации: 2.1. Генерирование и распространение демобилизационного контента в лояльных/нелояльных СМИ, блогах и сообществах в социальных сетях; При этом субъектами демобилизации могут быть использованы следующие коммуникативные приемы: • запугивание, основанное на использовании нарратива, описывающего возможные негативные последствия участия в мобилизационных акциях; • отвлечение, основанное на использовании нарратива, переводящего внимание с острых политических тем на другие темы неполитического содержания; • подрыв доверия к лидерам мобилизации, основанный на использовании нарратива, дискредитирующего лидеров мобилизации. 2.2. Выборочное освещение событий с целью фильтрации контента, повествующего о происходящей мобилизации. 2.3. Блокировка нелояльных субъектам демобилизации СМИ с целью остановки/торможения генерирования и распространения мобилизационного контента. 3. В профессиональной среде не сложилось единого понимания категории «политическая демобилизация»: часть экспертов указывает на то, что политическая демобилизация – это процесс искусственно модерируемый, часть экспертов допускает возможность того, что процесс демобилизации может рассматриваться как относительно естественный. 4. На сегодняшний день в России наиболее активно используются следующие технологии демобилизации: 4.1. генерирование и распространение демобилизационного контента в лояльных СМИ, блогах и сообществах в социальных сетях; 4.2. выборочное освещение событий с целью фильтрации контента, повествующего о происходящей мобилизации (в частности, выборочное освещение/отсутствие всякого освещения протестных событий в эфирах центральных телеканалов); 4.3. блокировка нелояльных субъектам демобилизации сообществ в социальных сетях с целью остановки/торможения генерирования и распространения мобилизационного контента. При этом субъектами демобилизации чаще всего используются следующие коммуникативные приемы: • запугивание, основанное на использовании нарратива, описывающего возможные негативные последствия участия в мобилизационных акциях; • подрыв доверия к лидерам мобилизации, основанный на использовании нарратива, дискредитирующего лидеров мобилизации; • отвлечение, основанное на использовании нарратива, переводящего внимание с острых политических тем на другие темы неполитического содержания; Мы предполагаем, что интенсивность использования технологий зависит от уровня мобилизации или мобилизационного потенциала. Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
Дипломы

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 5a6f88287966e12684eea16b
UUID: 727eb8f5-0531-4508-a665-ae4c4f9ac74e
Язык: Русский
Опубликовано: около 6 лет назад
Просмотры: 171

Тюпина Мария Эдуардовна

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 2,2 МБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет