Методическое сопровождение педагогов в реализации воспитательных возможностей художественной литературы

Традиционно художественная литература рассматривается как одно из ведущих средств воспитания ребёнка дошкольного возраста. Воспитательный потенциал в произведениях не преподносятся в готовом виде. Он индуктируются в детской душе, и закрепляется в эмоциональной памяти. Под влиянием художественной литературы ребенок приходит к определенным выводам сам. Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Важная роль в приобщении дошкольников к художественной литературе принадлежит педагогам, но они в своей работе ориентируется на программную литературу. Также можно говорить о недостатке комплексных методик работы с художественным произведением, направленных на всестороннее развитие личности дошкольника; репродуктивном характере системы обучения детей; недостатке профессионального мастерства и недостаточном уровне самообразования педагогов. Все эти факторы препятствуют реализации воспитательных возможностей художественной литературы. С целью изучения готовности педагогов к реализации воспитательных возможностей художественной литературы. Организовано исследование, которое состояло из двух направлений: В рамках первого направления изучалась потенциальная готовность и была организована методическая деятельность с педагогами детского сада методом фокус-групп. Данный метод позволил организовать не только коллективные обсуждения без давления на педагогов, но и осуществить сбор информации по исследуемой теме, и организовать совместный поиск новых форм, методов, приёмов для реализации воспитательных возможностей художественной литературы, а также применить их на практике. В рамках второго направления исследования изучалась реальная готовность педагогов в ситуации разработки и реализации проектов работы с художественным произведением. Организация рабочих групп позволила выявить те особенности готовности, которые педагоги не продемонстрировали в ходе работы фокус-группы. На основе анализа полученных данных были выявлены следующие особенности потенциальной и реальной готовности педагогов. • Педагоги признают, что у них есть сложности с пониманием смысла детской книги, с отбором произведений для чтения, дошкольникам, которые соответствуют интересам, социокультурной ситуации современных детей, а также с постановкой задач, ориентированных на социально-коммуникативное развитие детей. • Воспитателей заинтересовал опыт использования активных технологий чтения детям. Педагоги признают, что данная форма организации чтения более плодотворна. • Педагоги признают, что реализация одного проекта по работе с детской книгой не в полной мере позволила им научиться организовывать деятельность и создавать условия для отражения прочитанного. Педагоги заинтересованы в совершенствовании своих умений. Для организации сопровождения были подобраны следующие формы работы с аудиторией: дистанционное обучение, круглый стол, pecha kucha, фокус-группа, мастер-класс, конкурс. На первом мотивационном этапе организованные формы работы позволят педагогам: научиться верно интерпретировать смысл произведений художественной литературы; применять приёмы критического мышления для формулирования смысла произведения; освоить приём чтения-понимания для применения его в профессиональной деятельности, а также научиться находить разные смыслы произведения. На втором практико-деятельностном этапе организованные формы работы позволят педагогам: включать в список для чтения произведения, которые ориентированы на решение задач социально-коммуникативного развития детей и соответствуют социокультурной ситуации современных дошкольников; пополнить свой «банк произведений», который был создан на фокус-группе, и представлять результаты своей деятельности; попрактиковаться включать в РППС элементы из сюжетов детских книг для реализации воспитательного потенциала художественной литературы. Педагоги осознают важность организации в группе такой среды, которая будет способствовать развитию эмоциональной отзывчивости, познавательной и творческой активности дошкольников; при разработке и реализации проектов по работе с детской книгой опираться на опыт профессионального сообщества. На последнем Творческо-продуктивном этапе решено организовать Конкурс «Фестиваль проектов по работе с детской книгой», открытый показ. На данном этапе будут созданы условия для распространения, демонстрации педагогами своих достижений и опыта. Так же на данном этапе происходит оказание помощи педагогам в случае возникновения трудностей в подготовке и проведении мероприятия. Реализация открытого показа позволит создать ситуацию успеха для каждого педагога, повысить самооценку и признание в коллективе. Таким образом создавая такую модель методического сопровождения мы сможем не только привлечь внимание педагогов к проблеме, но и качественно, интересно, разнообразно обучить теоретическим знаниям и отработать практические навыки владения и повысить качество реализации воспитательных возможностей художественной литературы.

Народное образование. Педагогика
Дипломы

Вуз: Российский государственный педагогический университет имени А И Герцена (РГПУ им. А И Герцена)

ID: 60539032ccefde0001e8d32e
UUID: be536db0-6a3e-0139-2e6f-0242ac180002
Язык: Русский
Опубликовано: около 3 лет назад
Просмотры: 66

15.32

Надежда Капитонова

Российский государственный педагогический университет имени А И Герцена (РГПУ им. А И Герцена)


0

Комментировать 0

Рецензировать 1

Скачать - 1,0 МБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

Рецензия от Надежда Капитонова
Рецензия на выпускную квалификационную работу.

около 3 лет назад
Для лиц старше 18 лет