Постапокалиптические мотивы в современной американской культуре: литература и кино

АННОТАЦИЯ к выпускной квалификационной работе магистра филологии Фельзингер Любови Валерьевны на тему: «Постапокалиптические мотивы в современной американской культуре: литература и кино» Санкт-Петербургский Государственный Университет Данное исследование посвящено такому явлению в культуре как «постапокалиптика». На сегодняшний день произведения на данную тему представлены в различных жанрах и направлениях: литературе, кинематографе и даже видеоиграх, и выполняют, в целом, общие цели: изображение мира после катастрофы и ситуации выживания/построения нового общества отдельными группами людей. Постапокалиптика приобрела широкий резонанс во множестве культур, в особенности, в культуре США. Цель данного исследования заключается в анализе романа К. Маккарти «Дорога» как переосмысления постапокалиптического сюжета в историко-культурном западном контексте (на примере литературных и кинематографических произведений США) и в контексте американского национального самосознания. Актуальность решения проблемы позволяет расширить возможности интерпретации отдельного пласта американской массовой культуры в рамках исследования особенностей национальной идентичности и общего культурно-философского контекста второй половины XX века. Научная новизна обоснована относительно новым материалом для анализа и попыткой его обобщения в рамках одного исследования. При проведении исследования был использован метод структурного анализа в сочетании с культурно-историческим методом в интертекстуальном аспекте как наиболее продуктивные для решения поставленных задач. Структура работы: диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка. Общий объём работы составляет 82 страницы. Список использованной литературы насчитывает 91 источник, из которых 47 – на английском языке. Первая глава «Истоки понятия «постапокалипсис»: социокультурный контекст» представляет собой краткий исторический обзор общего социокультурного контекста второй половины XX века. Вторая часть главы посвящена американскому историческому и социокультурному контексту относительно проблемы. Вторая глава «Постапокалиптика в американской культуре: развитие сюжета, основные мотивы, проблемы, поджанры» классифицирует и анализирует основные особенности постапокалиптики в целом; на примере отдельных произведений культуры США (литература и кино). Третья глава «Роман К. Маккарти «Дорога» как переосмысление постапокалиптического сюжета» представляет собой комплексный анализ романа в контексте его связи со схемой постапокалиптики и её деконструкции. Исследуется схема сюжета, система персонажей романа, ключевые мотивы, символика, языковой уровень, интертекстуальный уровень (библейские и литературные аллюзии). В Заключении обобщаются результаты исследования: 1. Создание и тиражирование постапокалиптического сюжета как явления массовой культуры обусловлено историческим и социокультурным контекстом эпохи, потребностью в симуляционном снятии напряжения в «постъядерное» время. 2. Постапокалиптический сюжет как «конец истории» и одновременно возможность начать её заново крайне свойственен американскому самосознанию, обусловлен историческими и социокультурными причинами и коррелирует с такими американскими мифологемами как концепция Нового Адама, идеи фронтира и предопределённой судьбы. 3. Постапокалиптический сюжет представлен в ряде жанров, где поднимается ряд общих проблем и используется общая система мотивов: избранности и мессианства, богооставленности и одиночества, обновления и памяти и др. В романе К. Маккарти «Дорога» используется схема «постапокалипсиса пустошей» и жанровая модель романа большой дороги с элементами притчи и иеремиады. 4. К. Маккарти использует в своём романе постапокалиптическую ситуацию как фон, метафору современной жизни, иллюстрируя отчуждение людей в обществе, проблему консьюмеризма и др. – проблемы, наиболее актуальные для постапокалиптических произведений. В то же время, писатель пересматривает схему сюжета, лишая его формульных элементов, расширяя проблематику конфликта, переосмысляя главные мотивы и мифологемы американской культуры. Один из важнейших контекстов романа – библейский – углубляет связь проблемы постапокалипсиса с христианством. Результаты исследования прошли апробацию на магистерском семинаре, а также в рамках XIX конференции студентов-филологов в качестве докладов «Роман К. Маккарти «Дорога» как переосмысление постапокалиптического сюжета: историко-культурный контекст» и «Фильмы о «Безумном Максе» и их «американское» прочтение: мифологемы и стык жанров».

Комплексные проблемы общественных наук
Диссертации

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 587d367c5f1be77c40d59072
UUID: c1ef8e35-acc8-497d-8ca6-e23e8f5ef97a
Язык: Русский
Опубликовано: больше 1 года назад
Просмотры: 1132

Фельзингер Любовь Валерьевна

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 458448 bytes


Поделиться работой
Current View

- у работы пока нет рецензий -
Для лиц старше 18 лет