Профилактика и коррекция синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной школы

В данной работе рассмотрена проблема профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной школы. На этапе теоретического исследования необходимо было решить задачи: 1. На основе анализа отечественной и зарубежной научной литературы раскрыть предметное значение понятия «синдром эмоционального выгорания», определить структуру и динамику его развития. 2. Рассмотреть причины и факторы, влияющие на развитие синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной школы 3. Проанализировать сущность профилактической и коррекционной работы психолога образования. Термин «burnout» (выгорание) в психологической науке появился сравнительно недавно в 70 г. ХХ столетия. За последние десятилетия психологическая наука стала активно изучать проблему СЭВ в разных сферах деятельности, относящихся к сфере «человек-человек». Изучая различные подходы по изучению феномена СЭВ, мы выяснили, что согласно Всемирной организации здравоохранения «синдром эмоционального выгорания» - это физическое, эмоциональное или мотивационное истощение, характеризующееся нарушением продуктивности в работе, усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью к соматическим заболеваниям. В структуре синдром эмоционального выгорания выделяют компоненты: однофакторная модель, которая обуславливается физическим, психическим, эмоциональным истощением; двухфакторная модель, включающая в себе эмоциональное истощение и деперсонализацию. Данный синдром развивается из-за несоответствия между ожиданиями, эмоциональными требованиями, которые предъявляются на работе. Представители трёхфакторной модели считают, что синдром эмоционального выгорания состоит из трёх компонентов: эмоционального истощения, деперсонализации и редукции профессиональных достижений. Синдром эмоционального выгорания развивается по различным причинам: высокая эмоциональная включённость в работу, временные рамки деятельности, ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за проделанную работу, неумение регулировать собственное эмоциональное состояние, монотонность, физическое изнеможение, напряжение и конфликты в коллективе, несоответствия между ожиданиями. На развитие синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной школы влияют как внутренние так и внешние факторы. К внутренним относятся: повышенное эмоциональное чувство ответственности, склонность к эмоциональной ригидности; слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности; нравственные дефекты и дезориентация. К внешним – напряжённая психоэмоциональная деятельность, повышенная ответственность за выполняемую работу, неблагополучная эмоциональная обстановка. На этапе эмпирического исследования необходимо было: – экспериментальным путем определить признаки синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальных классов, определить факторы его вызывающие. – подобрать формы и методы работы по профилактике и коррекции синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной школы, определить их эффективность. – разработать рекомендации педагогам начальных классов по снижению риска у них синдрома эмоционального выгорания. Для осуществления диагностических целей были использованы методы: тестирование по методике В.В. Бойко по изучению уровня «Эмоционального выгорания», наблюдение, беседа. Экспериментальное исследование СЭВ выявило, что педагоги находятся на разной стадии развития этого явления. В фазе «напряжение» СЭВ сформировался у меньшего количества педагогов (23,1%); фаза «резистенция» сформировалась у 7,7% педагогов, находится в стадии формирования у 38,5% педагогов; фаза «истощение» не сформировалась у 92,3% педагогов, а 7,7% находится в стадии формирования. Данный факт говорит о том, что большее количество педагогов может справиться с негативным проявлением эмоционального выгорания. При наблюдении за коллегами мы выявили ряд факторов, которые также влияют на развитие ЭВ у педагогов начальных классов: – чрезмерная нагрузка педагогов; – коммуникативные трудности, связанные с установлением межличностного взаимодействия с родителями, учениками, коллегами; – неблагоприятный психологический климат в коллективе; – нарушение педагогической этики; – пониженная психологическая устойчивость к стрессу. Для того чтобы, предупредить и скорректировать уровень СЭВ был подобран материал по профилактике и коррекции феномена ЭВ у педагогов начальной школы. В данной работе была задействована администрация школы, педагог-психолог и методист начальных классов. С педагогами начальных классов проводились диспуты, лектории и др. формы взаимодействия. В результате чего была сделана повторная диагностика, которая показала, что не у всех педагогов удалось скорректировать СЭВ. Далее педагогам были предложены рекомендации для минимизации развития у них синдрома эмоционального выгорания. Мы считаем, что наша гипотеза частично подтвердилась, несмотря на то, что в фазах «напряжение» и «истощение» появился педагог со сформировавшимися фазами.

Психология
Дипломы

Вуз: Независимое исследование (нет вуза)

ID: 5ea2dbf7ca23590001c7ea6c
UUID: 5927a100-6855-0138-3213-0242ac180006
Язык: Русский
Опубликовано: около 4 лет назад
Просмотры: 162

14.74

Шинкарева Марина

Таганрогский институт имени АПЧехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета (ТГПИ имени АПЧехова)


0

Комментировать 0

Рецензировать 1

Скачать - 1,2 МБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

Рецензия от Mikhail Vodiannikov
Рассмотрена работа Шинкаревой М.В. Отмечены достоинства и недостатки исследования, внесены личные предложения о совершенствовании работы для придания ей формы научного труда.

около 4 лет назад
Для лиц старше 18 лет