Психологическая характеристика жизнестойкости подростков, включенных в буллинговую структуру подростковой группы

Одной из актуальных проблем современной школы является проблема школьной травли или буллинга. Склонность к агрессии или склонность к позиции жертвы тесным образом взаимосвязаны с внутренним потенциалом личности. Важнейшей характеристикой личности, отражающей способность противостоять негативным воздействиям из вне является жизнестойкость. В отечественной психологии разработкой проблемы жизнестойкости занимается Л.А. Александрова. Под термином «жизнестойкость» понимается психологическая живучесть, расширенная эффективность человека, проявляющаяся в его вовлеченности в происходящее, а также в разумном влиянии на себя и принятии риска. В исследовании, которое проводилось на базе МБОУ СОШ №21 г. Иркутска, принимали участие подростки в возрасте от 13 до 15 лет. Общее количество человек в выборке составило 160 человек. Основной целью исследования являлось выявление различий в жизнестойкости подростков с разной позицией в буллинговой структуре. Для этого использовался комплекс диагностических методик, включающих в себя: методику на выявление «буллинг-структуры», методику «Тест жизнестойкости» (Д.А. Леонтьева), методику «Тест смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьева), методику диагностики поведенческой активности Л.И. Вассермана, Н.В. Гуменюк. Результаты, проведенного исследования, показали, что распределение ролей подростков в ситуациях возможного буллинга имеет следующие характеристики: в роли «инициаторов» выступают 17% человек, в роли «помощников» 7%, в роли «защитников» 43%, в роли «жертв» 26%, в роли «наблюдателя» 7%. Мы видим, что большая часть подростков, отнесенных к разным позициям в буллинговой структуре, свидетельствует о том, что большинство учащихся стремится к конструктивному взаимодействию и противится конфликтам и неоправданной агрессии. Далее мы провели изучение психологических характеристик жизнестойкости у подростков каждой из групп, то есть в зависимости от занимаемых ими позиций в буллинговой структуре. С помощью теста жизнестойкости Д.А. Леонтьева мы определили показатели вовлеченности контроля, принятия риска и общий показатель жизнестойкости у трех групп, из которых состоит буллинговая структура: инициаторов, жертв и участников. Было установлено, что более высокие показатели вовлеченности у защитников (42,21) и инициаторов (39,54). У других групп участников – наблюдателей (25,73), жертв (22,45) и помощников (28,61), активность напрямую не связывается с насыщенностью жизни и интересами, подростки не проявляют устойчивый интерес к деятельности. У подростков, которые являются инициаторами (46,32), защитниками (42,05) и помощниками (40,21) контроль достаточно выражен. Они считают, что борьба влияет на результат происходящего даже при отсутствии гарантированного успеха. У подростков-жертв (24,8) значения являются низкими, что означает преобладание чувства собственной беспомощности, недостаточное развитие контроля. У подростков, являющихся защитниками, показатели контроля характеризуются средней степенью выраженности. В зависимости от позиции в буллинговой структуре подростки характеризуются низкими показателями принятия риска. Подростки-жертвы (21,57) и подростки-наблюдатели (28,54) слабо осознают роль того опыта, который получают и не всегда способны его использовать для развития себя. Общие показатели жизнестойкости являются довольно низкими у подростков-наблюдателей (26,07) у подростков-жертв (24,68) и средними у подростков, являющихся участниками буллинговой структуры. По шкалам теста Д.А. Леонтьева, с помощью которого мы анализировали смысложизненные ориентации подростков в зависимости от позиции в буллинговой структуре, можем сказать, что у подростков, входящих в буллинговую структуру, смысложизненные ориентации имеют различия, они наблюдаются в том, что подростки, занимающие конструктивную позицию в буллинговой структуре и выступающие в роли «защитников», характеризуются сформированностью целей жизни, эмоциональной насыщенностью жизни, результативностью жизни, локуса контроля Я и локуса контроля жизни. Менее сформированы перечисленные смысложизненные ориентации у подростков, которым характерна позиция жертвы. Среди подростков, занимающих разные позиции в буллинговой структуре, проявляется и дифференциация по типу поведенческой активности. Поведенческая активность типа А, для которой характерна гиперактивность, сверхэнергичность, импульсивность отмечается у 74% инициаторов и 38% защитников. 85% подростков, которые относятся к жертвам и 58% подростков с позицией наблюдателей характеризуется выраженным типом поведенческой активности – Б. Подростки, которые являются помощниками (38%) и защитниками (62%), отнесены к переходному типу поведенческой активности АБ. Таким образом, подростки, включенные в буллинговую структуру подростковой группы характеризуются различными «портретами» жизнестойкости.

Психология
Дипломы

Вуз: Иркутский государственный университет (ФГБОУ ВО "ИГУ")

ID: 5f449e24cd3d3e000159466b
UUID: bcadbaf0-c8bf-0138-205f-0242ac180006
Язык: Русский
Опубликовано: больше 3 лет назад
Просмотры: 73

15.46

Захаренко Юлия

Иркутский государственный университет (ФГБОУ ВО "ИГУ")


0

Комментировать 0

Рецензировать 1

Скачать - 214,8 КБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

Рецензия от Захаренко Юлия
Работа посвящена изучению сложного и широко сегодня распространенного социально-психологического явления – буллинга. Внешние проявления буллинга ярко проявляемы, легко наблюдаемы и описаны. А вот внутренняя система, психологические закономерно-сти функционирования буллинговых подростковых групп являются малоизученными. И данная работа вносит дополнительный вклад в понимание психологических пози...

больше 3 лет назад
Для лиц старше 18 лет