ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОЙ АКТИВНОСТИ КАК РЕСУРСА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ

Психологическое благополучие является одной из важнейших ценностей современного мира, значимой целью государственной политики разных стран, а также ярко выраженным стремлением каждого человека. На сегодняшний день медицина и геронтология активно развиваются, вследствие этого увеличивается продолжительность жизни значительной части населения. Однако, для современной науки «особенно важно не прибавить годы к жизни; а прибавить жизнь к годам» (Толстых, 2004). В 2019 году в Российской Федерации стартовал национальный проект «Демография», цель и задачи которого направлены на повышение уровня жизни разных слоев населения. Концепция национального проекта по демографии воплотилась в ряде федеральных программ, одной из которых является программа «Старшее поколение», в рамках которой реализуется Региональный проект «Обеспечение системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения в Ставропольском крае. Важнейшей задачей данных проектов является создание условий для повышения качества жизни и психологического благополучия у лиц пожилого возраста. На сегодняшний день все большую популярность приобретают исследования благополучного старения. Расширение представлений об особенностях развития человека в период поздней взрослости происходит постепенно. На смену дефицитарной модели пришли понятия эффективного, конструктивного, позитивного, успешного старения. В современных научных исследованиях психологическое благополучие человека пожилого и старческого возраста рассматривается в соотношении с целой системой факторов. Тем самым заметно реконструируется традиционное понимание старения как процесса преимущественно физической и психической инволюции; изменяется представление о психологическом здоровье пожилого человека, которое в современной науке изучается уже с иных позиций, с позиции ресурсного подхода, с точки зрения исследования компенсаторных механизмов, стратегий совладания с трудностями и иных возможностей этого возраста. Парадокс старения заключается в том, что, несмотря на то, что физическое здоровье с возрастом имеет тенденцию к ухудшению, психологическое благополучие, удовлетворенность старостью могут быть сохранены или даже улучшены. В последние десятилетия в науке активно обсуждается осмысление пожилого возраста в рамках новой парадигмы - не возраста регресса, упадка, угасания, а возраста развития. Применительно к данному периоду онтогенеза используются такие понятия, как «успешное старение» (Басов И.А.), «геротрансцендентность» (Стрижицкая О.Ю.), «позитивное старение» (Вестендорп Р.), «субъективное благополучие» (Головей Л.А., Криулина А.В.), «витаукт» (Головей Л.А., Стрижицкая О.Ю., Криулина А.В.), «благополучное старение» (Мелёхин А.И.) и т.д. Несмотря на достаточно широкие исследования в геронтопсихологии, посвященные «благополучному старению», проводимые за рубежом и в нашей стране, личностным ресурсам психологического благополучия у лиц пожилого возраста не уделялось достаточного внимания, что и определяет актуальность их изучения. Цель исследования: обеспечение (разработка и реализация) психологической поддержки развития субъектной активности как ресурса психологического благополучия в пожилом возрасте. Объект: особенности развития субъектной активности у лиц пожилого возраста. Предмет: развитие субъектной активности как ресурса психологического благополучия у лиц пожилого возраста в условиях психологической поддержки. Гипотезы исследования: 1) субъектная активность выступает ресурсом психологического благополучия в пожилом возрасте; 2) разработка и реализация научно обоснованной программы психологической поддержки способствует эффективному развитию субъектной активности как ресурса психологического благополучия у лиц пожилого возраста. Выносимые на защиту положения: 1. Проблема психологического благополучия личности в пожилом возрасте является чрезвычайно актуальной, что требует разработки и реализации психологической поддержки, направленной на повышение психологического благополучия у лиц пожилого возраста. 2. Развитие субъектной активности, формой проявления которой выступает личностный потенциал человека, служит ресурсом психологического благополучия в пожилом возрасте. 3. Личностными ресурсами, способствующими повышению психологического благополучия в пожилом возрасте, являются такие переменные личностного потенциала, как смысложизненные ориентации, оптимизм, жизнестойкость и стили реагирования на изменения. 4. Программа психологической поддержки развития субъектной активности состоит из ценностно-смыслового, функционально-ориентированного и социально-ориентированного блоков, и направлена на эффективное развитие составляющих личностного потенциала (личностных ресурсов), выступающих формой проявления субъектной активности, и способствующих повышению психологического благополучия у лиц пожилого возраста. 5. Психологическая поддержка способствует эффективному развитию у лиц пожилого возраста субъектной активности как ресурса психологического благополучия в пожилом возрасте

Психология
Диссертации

Вуз: Пятигорский государственный лингвистический университет (ФГБОУ ВПО "ПГЛУ")

ID: 5f48d842cd3d3e000177f580
UUID: ba4d8f00-cb44-0138-2341-0242ac180006
Язык: Русский
Опубликовано: больше 3 лет назад
Просмотры: 49

14.98

Диана Кочиева

Пятигорский государственный лингвистический университет (ФГБОУ ВПО "ПГЛУ")


0

Комментировать 0

Рецензировать 1

Скачать - 951,3 КБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

Рецензия от Диана Кочиева
Рецензия доктора психологических наук, профессора кафедры психологии личности и профессиональной деятельности ФГБОУ ВО «ПГУ» Хребиной С.В.

больше 3 лет назад
Для лиц старше 18 лет