Средства выражения категории темпоральности в романе Павла Крусанова "Укус ангела"

Благодаря текстовому времени, средства создания которого мало изучены и нуждаются в классификации и определении, возможным становится создание в художественном произведении альтернативной реальности, которая мало изучена с точки зрения временных отношений. Именно поэтому целью нашего исследования стало выявление грамматических и лексических средств, участвующих в репрезентации категории темпоральности в романе Павла Крусанова «Укус ангела», написанном в жанре альтернативной реальности. Научная новизна данного исследования заключается в создании новой классификации средств выражения категории темпоральности, которая обобщает данные проведенных ранее исследований и опирается на уже существующие классификации Г. В. Матвеевой и И.Я Чернухиной. В ходе исследования нами было выяснено, что время является категорией, определяющей сознание человека, поскольку именно она организует систему координат, в которой можно располагать те или иные события. Изучением данной категории занимаются представители многих научных отраслей, но в тексте художественного произведения категория времени отражается в особой семантической категории темпоральности. Проанализировав различные точки зрения исследователей на данную категорию, мы сделали следующее обобщение: под категорией темпоральности в нашем исследовании мы понимаем особое текстовое время, которое в художественном произведении способно выражаться различными грамматическими и лексическими средствами. Основным грамматическим средством, репрезентирующим категорию темпоральности является видовременная форма глагола, употребление которой позволяет автору художественного произведения размещать события друг за другом и выражать отношение говорящего к его положению на временной оси. В романе Павла Крусанова «Укус ангела» с помощью глагольных средств выражения категории темпоральности реализуется модель «он-текст», в которой автор не соотносит свое положение на оси времени с положением героев произведения во времени и пространстве романа. В тексте романа реализуется две разновидности такой модели - «он-тогда» и «он-сейчас», а видовременная форма глагола, выражая значение предшествования, одновременности или следования, является основным средством создания данных темпоральных моделей. Употребление большого количества видовременных форм глагола позволяет автору романа развивать его сюжет, располагать события во времени в соотнесении друг с другом или моментом речи героев. Важное место для понимания темпоральных отношений, реализующихся в художественном тексте, занимает точка отсчета. Отметим, что глагольные формы в романе П. Крусанова порой выступают такими «началами координат» друг для друга. При этом выразить степень отдаленности от так называемой точки отсчета или от момента речи автору романа позволяют лексические средства выражения категории темпоральности. При анализе категории темпоральности в романе П. Крусанова «Укус ангела» мы использовали собственную классификацию, в которой лексические средства выражения данной категории разделили на темпоральные номинаторы и указатели. Первые из которых прямо называют временной отрезок, а вторые – указывают на него, давая читателю возможность приблизительно представить его положение на временной оси. В романе Павла Крусанова «Укус ангела» в качестве темпоральных номинаторов чаще всего выступают названия дней недели, месяцев, а также числительные, указывающие на время суток. Однако большинство темпоральных номинаторов, представленных в тексте данного романа, не полностью справляются со своей прямой функцией – прямо называть временной отрезок. Несмотря на то что такие сигналы времени дают номинации его промежуткам, они не позволяют соотнести романное время с реальным, историческим: читатель не может определить год или даже век, в котором протекают описанные события. Темпоральные указатели в романе представлены более разнообразно, среди них можно выделить: наречия времени (например, затем, тогда), современные слова-историзмы или архаизмы (данные лексемы маркируют эпохи, во время которых они входили в актуальный словарный состав языка), названия праздников и средства художественной выразительности (в данном романе темпоральные указатели представлены сравнениями). В романе «Укус ангела» Павла Крусанова грамматические и лексические средства выражения категории темпоральности позволяют автору развить сюжет, создать в тексте уникальное временное поле, а также совместить временные пласты, которые в реальном историческом времени отделены друг от друга десятками и сотнями лет. Таким способом автор романа показывает, как связаны друг с другом события альтернативной истории развития Российской Империи, как они влияют на романное настоящее. Для более эффективного изучения темы «Категории вида и времени в русском языке» нами была разработана система упражнений, направленная на закрепление и углубление знаний, полученных учащимися о данных грамматических глагольных категориях.

Языкознание
Дипломы

Вуз: Южный федеральный университет (ЮФУ)

ID: 60d5ec2fe4dde5000108c2b5
UUID: ff70f860-b7f1-0139-3522-0242ac180005
Язык: Русский
Опубликовано: почти 3 года назад
Просмотры: 17

14.34

Виолетта Маркова

Южный федеральный университет (ЮФУ)


0

Комментировать 0

Рецензировать 1

Скачать - 732,2 КБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

Рецензия от Виолетта Маркова
Роман П. Крусанова, написанный в жанре альтернативной реальности, представляет собой одно из самых читаемых произведений современности. Он показывает взаимоотношения людей, раскрывает нравственные и этические проблемы и в то же время отражает переплетение эпох и идей. Поэтому на материале этого «нового» произведения было очень интересно проследить за тем, как писатели-фантасты используют л...

почти 3 года назад
Для лиц старше 18 лет