Стратегии социокультурной адаптации иностранных студентов (на примере Казанского федерального университета)

Тенденция последних нескольких лет демонстрирует стремительное повышение академической мобильности иностранных студентов в российские вузы. По словам бывшего министра образования и науки Ольги Васильевой – к 2025 году в России будут проходить обучение до 760 тысяч иностранцев, тогда как в 2017 году в нашей стране обучалось 273 тысячи иностранных граждан. На примере Казанского федерального университета мы можем проследить динамику академической мобильности иностранных студентов в вузе, являющимся участником федеральных проектов. Так, в 2015 – 2016 учебном году в университете обучались 3 200 тысяч иностранных граждан, тогда как по данным на январь 2019 года в вузе проходили обучение уже свыше 7 000 иностранных студентов, что явилось вторым показателем численности студентов – иностранцев среди всех вузов России. Данная тенденция дает основания полагать, что увеличение числа обучающихся студентов-иностранцев в российских вузах в ближайшем будущем будет расти, а это не может не актуализировать вопрос адаптации данных студентов. Важно не просто привлечь студентов в вуз и обучить их, но и обеспечить максимально комфортный и эффективный процесс социокультурной адаптации для реального повышения уровня образования российских вузов на международном уровне. Таким образом, объектом нашей диссертационной работы выступила – социокультурная адаптация иностранных студентов высших учебных заведений. Предметом диссертационной работы – практики социокультурной адаптации иностранных студентов российских вузов. Концептуальным подходом, являющимся основополагающим в нашей работе, выступает – концепция канадского ученого-исследователя Дж. Берри «Стресс аккультурации», в основе которой лежит описание процесса приспособления индивида к новой социокультурной среде в виде осуществляемых им практик поведения и в последствии реализуемых им аккультурационных стратегий: ассимиляции, сепарации, маргинализации и интеграции. Основу анализа составляют результаты авторского эмпирического исследования «Стратегии социокультурной адаптации иностранных студентов на примере Казанского федерального университета», проведенного в рамках синтетического (количественно-качественного) социологического исследования в марте-мае 2020 года. Исследование проведено по следующим этапам с применением следующих методов: 1. Проведение полуструктурированных интервью с иностранными студентами ближнего и дальнего зарубежья, женского и мужского пола, обучающихся на 1-4 курсах очной формы Казанского федерального университета (15 бесед). 2. Анкетный опрос среди иностранных студентов ближнего и дальнего зарубежья, женского и мужского пола, обучающихся на 1-4 курсах очной формы Казанского федерального университета (n=400). Кроме того, в следствии продолжающегося характера исследования, нами были использованы данные полученные в ходе проведенного авторского эмпирического исследования в рамках выпускной квалификационной работы на степень бакалавра социологии в качественной исследовательской стратегии методом полуформализованного интервью среди экспертов – агентов процесса социокультурной адаптации иностранных студентов КФУ (7 бесед) и иностранных студентов КФУ (30 бесед). Таким образом, выводы диссертационной работы мы строим, используя также уже имеющиеся собранные данные.

Социология
Дипломы

Вуз: Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ)

ID: 60db2152e4dde5000191e76a
UUID: 9c0a8480-bb0c-0139-371f-0242ac180005
Язык: Русский
Опубликовано: почти 3 года назад
Просмотры: 247

14.94

Галимова (Талибова) Фарида

Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ)


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 1,7 МБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет