«Языковые средства выражения портрета в романе Достоевского Ф.М. «Идиот»

Портрет-описание внешности персонажа, играющее большую роль в его характеристике, одно из средств создания образа. Обычно портрет иллюстрируете стороны натуры героя, которые представляются особенно важными автору. С развитием мировой литературы портрет всё более приобретает смысл психологической характеристики персонажа. В античной литературе портрет отражает качества, особенно ценимые древними: подвижность, грацию, красоту тела. Портрет эпохи Возрождения стремился подчеркнуть внутренне содержание человека, его духовную жизнь. Писатели-сентименталисты подчёркивают в портрете безыскусственность и живость чувств героя, его доброту (в повести Карамзина «Бедная Лиза» главная героиня уверена, что встретившийся ей молодой человек не может быть дурным: «У него такое доброе лицо»). У романтиков портрет - яркий, рельефный, как бы говорящий о контрасте между героем и его окружением (например, Эсмеральда в «Соборе Парижской богоматери» Гюго) или о контрасте между внешним обликом и внутренней сущностью героя (в том же романе уродство Квазимодо контрастирует с красотой просыпающегося в нём чувства). Психологический портрет получает широкое распространение в реализме XIX века. У реалистов портрет более подробный, включающий описание костюма, манеры поведения; таким образом, характеризуется не только «натура» героя, но и принадлежность его к определённой среде, сословная принадлежность. Таким образом, в литературном произведении портрет соответствует особенностям его содержания и формы, составляет одну из его художественных особенностей. Портрет играет большую роль в раскрытии характера персонажа, его психологии. С этой точки зрения проанализируем, какую роль в романе Достоевского «Идиот» играет портрет в раскрытии социально-психологического характера героев. Языковые средства формирования оценочного поля в аспекте его характеризующей функции и составили предмет нашего исследования. Объектом нашего исследования являются языковые личности героев романа Ф. М. Достоевского «Идиот», реконструированные на основе продуктов их речевой деятельности. Цель работы заключается в описании оценочной семантики языковых единиц – автохарактеристик героев и их характеристик со стороны других лиц (на примере основных персонажей романа Ф.М. Достоевского «Идиот»). Для реализации поставленной цели был решен ряд основных задач : 1) подбор фактологического материала из романа Ф.М. Достоевского «Идиот»; 2) выявление коннотативных сем оценки в отобранной лексике с помощью метода компонентного анализа; 3) характеристика особенностей функционирования оценочных слов в контекстах – характеристиках и автохарактеристиках героев; 4) формулировка обобщающих выводов.

Языкознание
Курсовые

Вуз: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова (БГТУ им. В.Г. Шухова)

ID: 61c5870ce4dde5000108de4c
UUID: cf6498d0-46c2-013a-3ff0-0242ac180005
Язык: Русский
Опубликовано: больше 2 лет назад
Просмотры: 94

11.88

Сергей Сергеев

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (НовГУ)


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 130,7 КБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет