ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Результаты исследования по изучению особенностей проявления этнической толерантности у подростков показали обратную зависимость уровней этнической идентичности и этнической толерантности. Определены формы и методы формирования этнической толерантности у учащихся в процессе целенаправленной учебной деятельности. Толерантность в условиях полиэтничности, взаимопроникновения и многообразия этнокультур, наций и народностей выступает главным принципом политической, экономической и социокультурной стабильности и развития общества. В этой связи формирование этнической толерантности является основой продуктивного взаимодействия и «со-развития»[1,5]. Актуальность формирования этнической толерантности у подростков определяется теми социальными процессами, которые беспокоят интернациональное сообщество. В первую очередь, это связано с проявлениями экстремизма и межнациональной агрессии, эскалация зон этнических конфликтов. В первую очередь подобные социальные явления касаются подрастающего поколения, для которого в силу специфики возраста характерен максимализм и склонность к тривиальным и несколько импульсивным решениям сложных социальных проблем. [4]. Гипотеза исследования заключалась в том, что между типом этнической идентичности и уровнем этнической толерантности существует обратная (нелинейная) зависимость. Вторая часть состоит в предположении о том, что для эффективного формирования этнической толерантности у учащихся подросткового возраста необходимо проведение с ними специальной психолого-педагогической работы в условиях общеобразовательной организации. Для решения поставленной исследовательской задачи были выбраны методики «Типы этнической идентичности» (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова); «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгерова) [2, 3]. В качестве исследовательской базы нами была выбрана одна из общеобразовательных организаций города Волгограда. Исследовательскую выборку составили учащиеся 8-го класса, календарный возраст которых составляет 14-15 лет. В изучаемой нами подростковой учебной группе преобладают этноизоляционизм и позитивная этническая идентичность. Наименее выражены этническая индифферентность и этнофанатизм. Большинство респондентов (60%) демонстрируют низкий уровень проявления толерантности, у 15% подростков выявлен средний и оптимальный для установления благоприятных межэтнических взаимоотношений уровень сформированности этнической толерантности, для 25% характерен высокий уровень этнической толерантности. Любое проявление типа этнической идентичности в поведении оказывает влияние на уровень этнической толерантности, т.е. между этими показателями наблюдается взаимосвязь, что подтверждается коэффициентом 0,001 по асимптотической значимости критерия Краскела-Уоллеса. У большинства респондентов подросткового возраста выявлен низкий уровень этнической толерантности, что связано с преобладанием у них такого типа этнической идентичности, как этноизоляционизм. Полученные результаты подтвердили необходимость проведения специальной работы по формированию у подростков этнической толерантности в условиях организованного школьного обучения. Нами были сформулированы специальные психологические рекомендации, адресованные учителям-предметникам и классным руководителям, в содержании которых предлагаются следующие виды работы: включение этнических аспектов в тематику урочных занятий, организация специальных внеклассных мероприятий, проведение консультаций с родителями и учителями и социально-психологических тренингов с учащимися. Таким образом, любое проявление типа этнической идентичности оказывает влияние на уровень этнической толерантности/интолернтности у подростков. Между типом этноидентичности и уровнем этнической толерантности существует обратная зависимость, т.е. чем сильнее выражена этническая идентичность, тем ниже уровень этнической толерантности. Наблюдается высокий уровень интолерантности подростков и преобладание у них низкого уровня сформированности толерантных этнических установок. Формирование толерантности – многоплановый процесс, требующий от школьных педагогов использования особых педагогических технологий и разнообразных методов воспитательного воздействия.

Психология
Дипломы

Вуз: Волгоградский государственный социально-педагогический университет (ФГБОУ ВПО "ВГСПУ")

ID: 5eb42e58ca23590001cd4b9e
UUID: 71b6e510-72a8-0138-34f4-0242ac180006
Язык: Русский
Опубликовано: почти 4 года назад
Просмотры: 164

13.28

Иван

Волгоградский государственный социально-педагогический университет (ФГБОУ ВПО "ВГСПУ")


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 754,0 КБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет