Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
Возникновение и изучение правопорядка - фундамент правового государства
Тюменский государственный университет (ТюмГУ)
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 100,3 КБ
Enter the password to open this PDF file:
-
Тема: Правопорядок: понятие, структура, функции
2 СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………………… . ГЛАВА 1 ПРАВОВОЙ ПОРЯДОК: ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛАВА 2 СТРУКТУРА ПРАВОПОРЯДКА – ЕДИНСТВО И УПОРЯДОЧЕННОСТЬ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИИ ПРАВОПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ И – ОСНОВНЫЕ ПОДДЕРЖАНИЯ СТАБИЛЬНОГО ПРАВОВОГО СОСТОЯНИЯ В ГОСУДАРСТВЕ Заключение………………………………………………………………………… … Список источников и литературы……………………………….. Приложение………………………………………………………………………… ...
3 ВВЕДЕНИЕ Актуальность новизна и практическая значимость. Процесс изучения правопорядка имеет специфический характер, так как именно через этот процесс в государстве имеется место осуществление законности и действие правовой системы в обществе. Тема является актуальной, и по сей день, так как часто в обществе нарушаются права людей, имеется несоблюдение нормативно-правовых актов. Правопорядок занимает особое место в правовом государстве, осуществляя обеспечение законности, реальное осуществление содействует личных осуществлению прав, принципа свобод. Правопорядок разделение властей, осуществление деятельной власти государственных органов в рамках их компетенции. Правопорядок: его структура и функции всегда играли важную ступень в правовом государстве, так как посредством данных элементом происходит регулирование правоотношений в обществе, обновление нормативно-правовых актов, реализация норм права, защита прав и законных интересов граждан, а также реализуется выполнение ряд обязанностей всеми субъектами права, осуществляется равное разделение полномочий в рамках компетенций должностных лиц. Государство всегда заинтересовано в повышении активности правопорядка в обществе, в соблюдении нормативно-правовых актов, осуществление прав и свобод субъектов. Выявление проблем и решение в качественном осуществлении правового режима в обществе всегда было актуальным. Актуальность выбранной темы предопределена тем, что в современном государстве необходимо формировать регулирование
4 правоотношений. Необходимо совершенствовать правопорядок в современном обществе, для избежание хаоса и беспорядка в государстве. Именно правопорядок направлен на достижение социальной справедливости и регулированию определенных отношений. Он призван сторону систематизировать государства, экономическую, создавать условия политическую для благоприятного развития жизнедеятельности граждан. В обществе, государстве часто случается нарушение норм права и для необходимый предотвращения уровень правовой необходимо культуры, формировать правосознания и, конечно же, правопорядок. Цель - раскрыть терминологическое понятие правопорядка в целом, дать отдельную характеристику его структуры и функциям. Указать на важность изучения данной темы. Показать существенную сторону значимости правопорядка в обществе, правовом государстве, а также необходимости ведения структуры, функций правопорядка. Задачи: 1) раскрыть основные понятия: правопорядок, функции правопорядка; 2) определить структуру правопорядка; 3) заключительный этап. Определить заключение темы, подвести итоги. Объект исследования – является непосредственно правопорядок, его роль в правовом государстве, закрепление
5 урегулированности правовых отношений с помощью структуры, функций правопорядка. Предмет исследования. Предметом исследования является правопорядок, являющийся регулятором правовых отношений в государстве, осуществляющий защиту прав, законных интересов, ведущий роль правового политического режима в обществе. Теоретической основой работы Бабаев В.К., Комаров С.К., Васильев А.М., Алексеев С.С., Мутузов Н.И., Малько А.В., Скакун О.Ф., Волков Д.Д., Якушев А.В., Борисов В.В. Структура работы представлены 3 главами. В Главе 1 – раскрывается сущность и понятие правопорядка, его роль в правовом государстве. Дана характеристика правопорядка в целом. Глава 2 определяет структуру правопорядка. Глава 3 конкретизирует функции правопорядка. Структура курсовой работы представлена дополнением в виде приложения, в котором точно и кратко схематично указывается основа темы, её структурное подразделение.
6 ГЛАВА 1 ПРАВОВОЙ ПОРЯДОК: ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Курс теории государства и права включает в себя изучение возникновения и сущности права в обществе, его основные компоненты, такие как правосознание, правовая культура, норма права, законность, включая и правопорядок. Важнейшим вопросом в данной теме будет являться, что такое правопорядок, необходимо будет дать основные характеристики и конкретизировать данное положение в общем смысле. Гармония соблюдении в всех правовом государстве необходимых норм возможно права, лишь при осуществление законности и правопорядка в правовой системе общества, правовой культуры и необходимые правосознания. ферменты для Правопорядок создания отражает правового все режима в обществе. В юридической науке сложилось два основных понятий – это правопорядок и законность. Два основополагающих аспекта стали господствующими неуклонного элементами соблюдение как понимание нормативно-правовых строгого актов и всеми субъектами правового государства – государственными органами, общественными организациями, должностными лицами, гражданами и так далее. Правопорядок1 – многоаспектное, многоуровневое понятие и представляет собою урегулированность общественных отношений, Бабаев В.К. Теория государства и права: Учебник/ Под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2003 г., – с. 592 1
7 участниками которых могут выступить физические лица (граждане и др.), разнообразные органы всех ветвей государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, объединения граждан и так далее. Это и есть идеальная конструкция (модель) урегулирования общественной юридических Реализация и государственной норм эта конструкция юридических правопорядка. жизни. норм Реализация есть Без остается процесс юридических норм реализации на бумаге. формирования не происходит автоматически. Она требует известного обеспечения и охраны (защиты) в случаях правонарушений. Правопорядок есть конечный результат действий юридических норм, как выражение правомерного поведения субъектов общественных отношений. Они в значительной части пересекаются, но полностью содержание правопорядка не исчерпывают. Правовой порядок нормативно-правовых – осуществляет актов всеми реализацию субъектами всех права, государственными органами всех ветвей государственной власти, что включает обязательные элементы для исполнения правопорядка в целом: 1) Наличие в государстве нормативно-правовых актов, соблюдение принципов права. Система нормативно-правовых основополагающих принципах – актов базируется основополагающих на идеях, выражающие сущность и социальную обусловленность права. В зависимости от сферы действия нормативно-правовых актов выделяют общеправовые, межотраслевые, отраслевые принципы.
8 2) Наличие и действие принципа иерархии. Иерархия системе является государства. необходимым Так как элементом именно в иерархия правовой определяет расположение нормативно-правовых актов от низшего к высшему законодательному акту, в зависимости от юридического действия данного закона. 3) Полное и неукоснительное соблюдение, исполнение конституционных законов и других законодательных актов всеми субъектами права. Данный факт используется для необходимости реализации законов и посредством их исполнения поддержание в государстве правопорядка. В государстве необходимо не только предоставлять права субъектам права, но и создавать условия для обеспечения их осуществления. Уметь эффективно организовывать меры соблюдения правовых актов и реализацию прав. 4) Всестороннее обеспечение эффективной защиты всех нормативно-правовых актов. Система обеспечения защиты правопорядка представляет собой структуру мер, направленных на гарантирование (создание условий) положительной реализации законов (юридических норм) как должностными лицами, так и гражданами, включая проведение профилактики правонарушений. Правопорядок тесно связан с таким элементом как законность. Без законности исполнение правопорядка фактически невозможно. Законность2 – фундаментальная категория всей Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. – 4-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Юрайт, 2000 г., с. 216 2
9 юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан. Правопорядок представляет собой фактор социальной жизни. Выражается, прежде всего, посредством соблюдения нормативноправовых актов, законов, указов, постановлений, кодексов и иных систематизированных сборников. Правопорядок по своей природе таков, что не может существовать без законности и правовых отношений. Законность охватывает регулирования: правомерное все категории поведение, правового применение права, реализация права, правоотношение, эффективность права. Ее категории непосредственно правопорядка в обществе. влияют Законность правопорядка. формирование является условием Правопорядок можно охарактеризовать устойчивость. на двумя критериями Правопорядок3 – – организованность, характеризует степень упорядоченности общественных отношений. Правовой порядок можно рассматривать как цель правового регулирования, каковой является создание с помощью права и правовых средств такого порядка и такой урегулированности общественных отношений, которые служат сохранению и упрочнению существующего государства. Но правопорядок не только цель, но и итог правового опосредствования – реально существующая урегулированность общественных отношений. 3 Васильев А.М. правовые категории. М., 1976 г., с. 180 фактическая
10 Особенности правопорядка: 1) Правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественной жизни. 2) Предусмотрен нормами права. 3) Возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь. 4) Итог правового регулирования. 5) Обеспечивается государством. Как известно далеко не все нормы реализуются 4 повсеместно, нередки и отступления правонарушения. от Поэтому требований необходимо правовых различать норм, реально существующий правопорядок (итог правового регулирования) и правопорядок, к достижению которого стремился законодатель на том или ином регулирования). отношений правовой в этапе развития Первый зависит конкретных культуры общества от условиях, общества, (цель состояния уровня состояния правового общественных политической и законодательства, характера законности и другое. Следовательно, правопорядок имеет не только качественные, но и количественные характеристики. Поэтому неслучайно в сфере функционирования государства можно укреплению отметить (упрочению, направления деятельности совершенствованию, по обеспечению, охране) правопорядка. Правопорядок не должное или возможное, а фактическое состояние урегулированных правом отношений, а потому с известной долей условности его можно охарактеризовать как систему правовых отношений. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. – 4-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Юрайт, 2000 г., с. 216 4
11 Существующий правопорядок в государстве обеспечивается охране и поддержания базируется актов в на направлении. Правовой формально-определенных обществе. правовой в Исключительно культуры в нормативно-правовых правопорядок обществе, от порядок системы зависит от правления в государстве, систематизации нормативно-правовых актов и их реализации в обществе. На основе вышеизложенного правопорядок можно определить как основанную на праве и законности организацию общественной жизни, отражающую отношений на качественное определенном Правопорядок состояние этапе характеризует общественных развития степень общества. упорядоченности общественных отношений, выступает антиподом хаосу, анархии, неорганизованности. Это правовой порядок, состояние общественных отношений, запрограммированное правом. Правопорядок5 можно определить как основанную на праве и законности и организацию общественной жизни, отражающую качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества. Правовой государства порядок6 – отражает государственную коренной власть как вопрос политики свидетельство ее реальности и достижения поставленных задач. Здесь созданы формы организации, структура и полномочия государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Конституционное, выступают как административное центральные и звенья иное законодательство правопорядка. В них Алексеев С.С. Общая теория государства и права: Учебник. 7-е. Спб.: Питер 2000 г., с. 384 6 Теория государства и права. Курс лекций. Под. ред. Матузова Н.И. Малько А.В. 2-е изд., перераб., и доп. М..: Юристъ, 2001 г.с. 311 5
12 закреплены экономические интересы в виде фиксации форм собственности на орудия и средства производства, способы и размеры распределения произведенного продукта. Правопорядок – это, прежде всего государственно-правовое явление. Он возникает и существует там и тогда, где и когда государственная власть в нем заинтересована. Государственная власть поддерживает государстве. и Организует устанавливает охрану от правовой порядок правонарушений и в в необходимых случаях защищает нарушенные права субъектов права. Без правопорядка осуществление и реализации государственных поставленных задач, осуществление сущности, формы и функции власти невозможно. Юридические свойства правопорядка зависят исключительно от законодательных актов. Тесно взаимодействует с правовой психологией, правовой культурой и идеологией с сущностью и формами права, с правотворческим процессом, правоприменением, правосудием, законностью. В понимании правопорядка имеется такое понятие как содержание правопорядка7 – система правовых и неправовых элементов, свойств, признаков, процессов, которые способствуют установлению и поддержанию правомерного поведения субъектов, т.е. поведения, которое урегулировано нормами права и достигло целей правового регулирования. Содержания правопорядка различают по различным основаниям: Скакун О. Ф., Теория государства и права: Учебник. – Харьков: Консум; Ун-т внутр. Дел, 2009 г., с. 704 7
13 1) Материальное политических, система реальных (экономических, нравственно-духовных, упорядоченных правомерным – отношений поведением в их юридических) гражданском участников – обществе, с физических и юридических лиц, как результат их объективной потребности. В материальном содержании правопорядка выражается закономерность его возникновения, развития и функционирования в процессе взаимосвязи с экономикой, политикой, культурой. 2) Юридическое реализованных результат (государственно-правовое) обязанностей, законности, ответственности упорядоченности и – система граждан, т.е. урегулированное правовых отношений, правомерного поведения их участников, достигнутый с помощью правовых средств через выраженную в них волю государства. Правопорядок – элемент права, к которому стремятся все государства и общество в целом. С помощью правового порядка реализуется гармония в государстве, происходит реализация прав и свобод граждан, исполнение обязанностей и устанавливается гарантия правовых прав и свобод человека и гражданина. Отличительная черта правопорядка8 состоит в том, что в нем воплощаются свойства права, правовые принципы и требования законности. Правопорядок может функционировать только при определенных предпосылках общественной жизнедеятельности. Средства, при помощи которых обеспечивается полное и последственное проведение в жизнь требований правопорядка является гарантии. Гарантия – это, прежде всего определенная 8 Волков Д.Д. основы права: Учебное пособие. Донецк: ДонНУ, 2001 г., с. 254
14 ответственность (моральная, материальная), которую принимает на себя какое-либо лицо, в данном случае государство, которое обязуется обеспечить то или иное состояние жизнедеятельности общества. Гарантии можно разделить на экономические, политические, духовные и юридические. Экономическими гарантиями являются: равенство всех форм собственности, наличие собственников, гражданского свободное занятие общества, граждан- предпринимательской деятельностью. Политическими гарантиями является наличие развитой системы народовластия, политических прав и свобод граждан, многопартийной политической системы, деятельность в стране политической оппозиции и др. Духовно-культурной гарантией является высокая правовая культура и развитое правосознание. Юридические гарантии: правовой контроль, расследование преступлений, развитая ответственность, меры система правосудия, предупредительного юридическая воздействия, реализация прав и свобод граждан, систематизация нормативноправовых актов, правотворчество и др. Таким образом, правопорядок9 можно рассматривать как единство права и власти. Это порядок, при котором правовое положение и взаимоотношения политической и всех субъектов общественной государственной жизни четко определены Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. – 4-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Юрайт, 1998 г., с. 416 9
15 законами и защищены государственной властью. Наиболее адекватной формой реальности подобного правопорядка выступает правовое государство. Правопорядок не самоцель, а социально и исторически обусловленные всеобщее средство и форма выражения, учреждения и организации свободы и справедливости в общественных отношениях. Итак, для полного изучения темы и раскрытия ее сущности необходимо рассмотреть структуру и функции правопорядка – основополагающие элементы системы формирования права.
16 ГЛАВА 2 СТРУКТУРА ПРАВОПОРЯДКА – ЕДИНСТВО И УПОРЯДОЧЕННОСТЬ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ Структура правопорядка – сложная система с множественностью взаимодействующих между собой элементами, совокупность правовых отношений между ними, их свойства, имеющие определенную характеристику. Структура правопорядка фактически закрепляет общественные отношения в государстве, с помощью норм и законов определяет правовое положение, реализует право в целом. Является единственным элементом с разделением системы общественных отношений. разносторонние Структура отрасли включает права: в себя конституционные, административные, земельные, семейные и иные отрасли права для реализации системы правопорядка. Структура в организационную совокупность системе функцию, связей, правопорядка обеспечивает определяет выполняет своего внутреннее рода устройство, совокупность устойчивых связей правопорядка, соответственно выделяет определенные характерные черты. Элементами структуры правопорядка являются: 1) субъекты права; 2) государство; 3) органы государства; 4) государственные организации;
17 5) общественные организации; 6) коммерческие организации; имеющие определенные права, обязанности, полномочия и ответственность, закрепленные в законодательных актах. Структура правопорядка составляет10: 1) правовая организация общества; 2) правоотношения и связи общества; 3) упорядоченность правоотношений и связей. Дадим характеристику каждой из категорий структуры правового порядка. Правовая организация включает в себя: нормативно-правовые акты, устанавливающие основные права и обязанности субъектов права, а также государственное законы, устанавливающие устройство, форму определяющие правления, систему органов государственной власти, основы порядка в целом. Правовая организация фактически закрепляет конституцию. Здесь имеет место различные социальные группы, организации, учреждения, объединение людей и другие социальные группы. Некоторые объединения имеют все субъективные права и несут определенные обязанности, имеют фактическую устойчивость и определенную непосредственные закрепленность. признаки, Другие такие как же имеют временность, изменчивость. В данном случае закон государства признает всех возможных участников права и закрепляет за ними определенные права и обязанности. 10 Якушев А.В. Теория государства и права. Конспект лекций 2002 г., с 67
18 Также можно отметить, что данная структура определяет компетенцию, полномочия, соотношение по функциональную юрисдикции, включая сферу нагрузку, возможных взаимодействий. Четкая субъектов строгая11 и правопорядка упорядоченность и взаимоотношений урегулированность взаимодействий между ними получают прямые выходы на практику, которой проверяется обоснованность социально-правовых функций каждого элемента правопорядка. Нужны жесткие барьеры перед попытками отдельных звеньев брать на себя не свойственные им полномочия, так как дублирование им не допустимо. Практика выявляет эти отклонения, а также пробелы урегулированности отдельных сторон. общественных Правовой отношений вакуум в нежелателен, урегулированности ибо чаще всего он заполняется дезорганизующими факторами. К сожалению далеко не каждый элемент структуры имеет четкую правовую определенность. Но все они включены в систему правовых связей с различными функциональными нагрузками. И если некоторые из них не нуждаются в жесткой правовой стабильности, то всем необходима твердая правовая основа для их деятельности. Правоотношения и связи общества – включают в себя императивность и диспозитивность отношений. Императивность – это безусловное и неукоснительное требование в соблюдении субъектами нормативно-правовых актов, исключающая при этом возможность какое-либо усмотрение, свободу выбора. 11 Правопорядок Борисов В.В., М..: Юристъ, 2001 г., с. 314
19 Диспозитивность возможность – свободного это принцип, распоряжения характеризующий субъекта права его правами. Динамических аспект12 взаимодействия элементов структуры и их свойства включаются реализованность прав и обязанностей, свободы и ответственности личности, гарантированность, фактическая и правовая обоснованность поступков и действий субъектов, индивидуализированность и определенность отношений и связей, их законность и справедливость. Динамические и временные параметры показывают, что отношения и связи – не застывшая категория, а находится в развитии и имеет временные пределы действия. Перечисленные элементы закреплены в действующих нормативно-правовых актах. Упорядоченность правоотношений и связей включает в себя охват и регламентацию правовых норм в обществе. Первое – это, конечно же, определение юридических обязанностей, статуса, субъективных закрепление полномочий. прав, Второе: закрепление методов правового регулирования в государстве. В данной структуре подлежит регулированию все. Например: участники и правоотношения, методы воздействия на отношения между субъектами права и на поведение людей и так далее. Упорядоченность отношений и связей, как правило, имеет свое выражение в различных нормативно-правовых актах, которые называются 12 распоряжением, регламентом, Мутузов Н.И. Теория государства и права, 2010 г., с. 286 процессом,
20 распорядком. Перечисленная многосторонняя урегулированность правоотношений ведет к устойчивости и стабильности развития государства в целом. Структура правопорядка находит свое отражение в системе права, которые в свою очередь оформлены в институтах, подотраслях права, в различных нормативно-правовых актах. Правовая нормативность активно воздействует на социальную нормативность своеобразный определенных распорядок, жизненных который сфер, создавая на процессы влияет возникновения, изменения, прекращения правовых отношений субъектов, свойств, определяет решения жизненных четкую ситуаций, программу разрешения развития, конфликтов, использования правовых методов, восстановление нарушенного права. Например, правила внутреннего трудового распорядка, трудовой распорядок, регламент работы парламента, судебный порядок, расписание движения транспорта и так далее. Все это – разные уровни правовой упорядоченности. Акты13, регламентирующие процессы и развитие, различны по своему содержанию и форме. Они могут быть общего и отраслевого характера, оформленными и неоформленными, рассчитанными на постоянное разовыми. или Это длительное – законы и действие и нормативные кратковременными, акты отраслевого процессуального характера, распорядки, регламенты, правовые обычаи и традиции, протоколы и т.п. Их можно систематизировать и классифицировать, но они все имеют юридическую форму, высокую ступень регулирования, 13 формализованности, иерархическую нормативность соподчиненность, Мутузов Н.И. Теория государства и права, 2010 г., 286 с. обладают
21 юридической силой, обоснованности. отвечают требованиям законности и
22 ГЛАВА 3 ФУНКЦИИ ПРАВОПОРЯДКА – ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ СТАБИЛЬНОГО ПРАВОВОГО СОСТОЯНИЯ В ГОСУДАРСТВЕ Функции правового порядка14 – есть основные направления формирования и поддержания стабильного правового состояния в государстве в целом. Функции в данной системе являются основными направлениями правопорядка, которые служат решением определенных поставленных задач. Выполняют роль взаимосвязи и единства, предоставляют полную картину видения о назначении правопорядка в государстве. Обеспечивают функциональную деятельность правопорядка, его основное направление в системе права, в государстве, в обществе. Раскрывают сущностную роль в правовом государстве. Выполняют ведущую роль, осуществляют функциональную поддержку и формирование системы правопорядка. При рассмотрении функций правопорядка как целостного образования выделяются связи, в которых реализуется его отношение с окружающей действительностью, выясняется та роль, которую он выполняет в правовой системе общества, в государственном конституционном порядке, в режиме демократии. Правовой порядок и законность выступают правовой основой и средством функционирования государственной власти и демократии. Правопорядок выполняет функциональные нагрузки, Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. – Харьков: Консум; Ун-т внутр. Дел, 2000 г., с. 704 14
23 связанные с упорядочением важнейших государственных связей и отношений, оформляя и отражая структурную и динамическую стороны демократии. Не случайно законность и правопорядок рассматриваются как фундамент нормальной функционирования жизнедеятельности государственной общества власти, как и основа демократии. Но это одна сторона. Другая – проявляется во взаимоотношениях с внутренними элементами и процессами, во взаимосвязи целого характеристика и составных внутренних частей, связей. это Наконец, качественная есть еще одно выражение – деятельность, направленная на сохранение своей качественной определенности как необходимого условия выполнения социального назначения. На основании вышеизложенного выделяют следующие функции правопорядка: 1) Функция упорядочения внешних связей и отношений с крупными системами в обществе – экономической, политической и другими, составным элементом которым является правопорядок. Испытывая влияние внешней среды – экономических, политических, социальных и иных факторов, правопорядок, в свою очередь, способствует упорядочению и стабилизации всех важнейших связей и отношений с окружающей общественной средой. 2) Функция внутри укрепления правопорядка на внутренних разных связей структурных и отношений уровнях его упорядочения. Эта функция характеризует автономное «бытие» системы правопорядка, обособляет качественную определенность
24 его как целого во внутреннем взаимодействии собственных постигается специфика составных частей. Благодаря этой функции правопорядка, его сущностные признаки как правового состояния системы общественных отношений. 3) Функция сохранения и совершенствования правопорядка выражается в его устойчивости и противостоянии к внешним воздействиям разрушающего характера (правовой нигилизм, правонарушения, злоупотребление правом и др.), сохранении и развитии собственной качественной определенности, открытости влиянию укрепляющего характера (развитие демократии, совершенствование законов, упрочение законности, улучшение деятельности судебной системы, правоохранительных органов и др.). Единственным средством выживания правопорядка является его совершенствование. и развития
25 Заключение В заключении хотелось бы отметить итоги правопорядка в целом, его сущность в государстве, роль. Правовой порядок в государстве определяется как состояние упорядоченности правоотношений между субъектами в обществе. Фактически формирует реализацию нормативно-правовых норм, осуществляет принцип законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, поддерживает формирует уровень гарантии закона правосознания, и, конечно правовую же, культуру, реализацию права в государстве и требования законодательных актов. Правопорядок граждан складывается государства и из правомерного реализацией поведения ответственности при нарушении законов. Данный аспект характеризует, что любой гражданин общества может на основе правопорядка упорядочить свою жизнедеятельность с помощью данного ему права, прямо зафиксированное в Конституции. С правопорядком непосредственно связан элемент законности, так как законность непосредственно носит характер о всеобщности требования и соблюдения законов. Следовательно, правовой порядок – это часть общественных отношений, который регулируется нормами права, соответственно находится под защитой государства и ее охраной. Является государственно-правовым явлением с выражением структурой и особенностями функциональным построением. Обеспечивает стабилизацию прав и выполнение определенных обязанностей в
26 правовом государстве. заинтересованно деятельности. в В свою правовом Государство не очередь обеспечении терпит хаоса государство государственной и произвола в обществе. Субъекты государства, граждане постоянно испытывают потребность в упорядоченности, а также в постоянном функционировании с помощью норм права правоотношений. В условиях функционирует поддержания экономика, правопорядка гармония, в успешно действиях законодательной, исполнительной и судебной власти достигается благополучно и устойчиво действует система упорядоченности и урегулированности. Правопорядок жизнедеятельности осуществление выполняет граждан, предписаний ряд направлен правовых системной правовой на точное и полное норм права – права субъектов, свобод, обязанности, ответственность без исключения всех субъектов государства. С помощью элемента правопорядка происходит тенденция развития государства, обновление системы законодательной, развитие интересов в обществе. Жизнедеятельность общества, так или иначе, зависит от правовой структуры государства, которая базируется в точном соблюдении предписаний нормативно-правовых актов. Кроме структуры и функций правопорядок базируется и на других элементах правовой система, таких как: 1) процесса правотворчества; 2) верховенства закона; 3) реализации правовых норм; 4) исполнения обязанностей всеми субъектами права;
27 5) неотвратимость юридической ответственности; 6) дисциплина; 7) четкая и эффективная работа законодательной, исполнительной и судебной властей; 8) благоприятные условия для организации прав и свобод. Для успешного формирования условия правопорядка в обществе, необходима постоянно действующая функциональная структура для упорядочения правоотношений и действенных постоянных функций в государстве. Структура и функции правопорядка играют важную роль для обеспечения Посредством урегулированности данных функций жизнедеятельности происходит граждан. регулирование отношений между субъектами права, происходит соблюдение норм права, их реализация. Структура же организует систему правопорядка в целом. Подводя итоги данной темы, хотелось бы отметить, что роль правопорядка в правовом государстве является одним из ведущим звеном для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества.
28 Список источников и литературы 1) Бабаев В.В. Теория государства и права: Учебник/Под. ред. В.К. бабаева. – М.: Юристъ, 2003 г. 2) Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. – 4-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Юрайт, 2000 г. 3) Васильев А.М. правовые категории. М., 1976 г. 4) Алексеев С.С. Общая теория государства и права: Учебник. 7-е. Спб.: Питер 2009 г. 5) Теория государства и права. Курс лекций. Под. ред. Мутузова Н.И., Малько А.В., 2-е изд. Перераб., и доп. М.: Юристъ, 2001 г. 6) Скакун О.Ф., теория государства и права: Учебник. – Харьков: Консум; Ун-т внутр. Дел, 2009 г. 7) Волков Д.Д. основы права: Учебное пособие. Донецк: ДонНУ, 2001 г. 8) Якушев А.В. Теория государства и права. Конспект лекций. 9) Правопорядок Борисов В.В., М.: Юристъ, 2001 г. 10) Мутузов Н.И. Теория государства и права, 2010 г.
29 Приложение №1 Правопорядок Нормальное функционирование жизни общества Четка деятельность государственных, хозяйственных, общественных, организационных структур Обеспечение реализации прав и свобод гражданина и человека, надежная охрана законных интересов и прав
30 Приложение 2 Элементы правопорядка Правомерное поведение Право и законность Участники правовых
31 Упорядоченнос ть общественных отношений Приложение 3 Правопорядок – состояние фактической упорядоченности организованности общественной жизни Обеспечение гарантированн ости Упорядоченное состояние общественной жизни Результат реализации юридических норм
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв