Развитие у учащихся старших классов интеллектуально-творческого потенциала в процессе внеклассной воспитательной работы

Актуальность исследуемой темы заключается в том, что в современном мире происходит модернизация всех сфер жизнедеятельности человека. Общество в связи с этим выдвигает новые требования к нему. Нарастает потребность в личности, готовой к быстрому и эффективному решению сложных и неоднозначных задач, выдвижению новых идей для реализации инновационных проектов и внесению личного вклада в развитие страны с целью укрепления ее лидерских позиций на мировом уровне. Целью исследования было выявление и теоретические обоснование психолого-педагогических условий развития у старшеклассников интеллектуально-творческого потенциала в процессе внеклассной воспитательной работы. Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи: 1) определена сущность понятия «интеллектуально-творческий потенциал» и его структура; 2) изучена специфика процесса развития интеллектуально-творческого потенциала у старшеклассников; 3) изучен опыт работы классных руководителей по развитию у старшеклассников интеллектуально-творческого потенциала; 4) выявлены необходимые психолого-педагогические условия развития интеллектуально-творческого потенциала старшеклассников во внеклассной воспитательной работе; 5) разработаны критерии, показатели и уровни развития интеллектуально-творческого потенциала старшеклассников; 6) разработана и внедрена в процесс воспитания программа опытно-экспериментальной работы, направленная на развитие у старшеклассников интеллектуально-творческого потенциала. В ходе исследования были рассмотрены сущность интеллектуально-творческого потенциала, выявлены его структурные компоненты, на основании которых сформулировано авторское определение понятия «интеллектуально-творческий потенциал» - «многокомпонентная по своей структуре личностно и общественно значимая интеллектуальная составляющая человека, выраженная в комплексе реализованных и развивающихся в деятельности когнитивных способностей личности». Кроме того, была разработана структура интеллектуально-творческого потенциала старшеклассников, содержащая следующие компоненты: целевой, мотивационный, содержательный, операциональный, деятельностный, рефлексивный. В ходе опытно-экспериментальной работы произошёл переход учащихся на более высокий уровень развития интеллектуальных способностей, формирование у них интереса к интеллектуально-творческой деятельности, повышение познавательной активности и формирование у них мотивации к систематическому наращиванию интеллектуально-творческого потенциала. Положительные изменения в развитии у старшеклассников интеллектуально-творческого потенциала были обусловлены реализацией в процессе внеклассной воспитательной работы таких психолого-педагогических условий, как учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, создание благоприятного психологического климата, активное сотрудничество учителя с учениками, применение проблемно-ориентированных методов и приемов развития интеллектуально-творческого потенциала, активизация познавательной активности учащихся, стимулирование деятельности учащихся и организация ситуации успеха.

Народное образование. Педагогика
Дипломы

Вуз: Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета"

ID: 5f100fa9cd3d3e0001420ac0
UUID: 3e1984f0-a96c-0138-0eea-0242ac180006
Язык: Русский
Опубликовано: почти 4 года назад
Просмотры: 64

11.28

Фирая Булатова

Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета"


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 1,7 МБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет