СМИ КНР как популяризатор внутренней политики китайского руководства (на примере региональных медиа)

Актуальность исследования. Средства массовой информации в современном обществе обладают большими возможностями для воздействия на общественно-политические процессы. С развитием техники и технологий, а также с повышением уровня медиаграмотности и политической культуры населения изменяются приемы и методы воздействия на аудиторию. Однако влияние со стороны масс-медиа на политику не только не ослабевает, но, напротив, становится все более заметным. В то же время динамичное развитие политических событий, характерное для современного общества, обеспечивает насыщенную информационную повестку дня и активный приток новостей в СМИ. При этом политическая власть посредством правовых, административных и иных средств воздействует на развитие средств массовой информации. Все перечисленные тенденции являются актуальными и для Китая. Особенно ярко они проявляются в работе центральных СМИ («Жэньминь Жибао», «Синьхуа», CCTV и др.). Региональные издания и телерадиокомпании также подвержены этим тенденциям, однако в силу особенностей их регионального статуса в данном сегменте сложилась особая ситуация. Эти издания еще более чем центральные масс-медиа оказываются зависимы в своей деятельности от влияния внешних факторов. Еще в годы основания Нового Китая в стране наряду с центральными активно учреждались областные (издания автономных округов) и муниципальные средства массовой информации. Количество региональных и местных СМИ в то время существенно увеличилось. Причем с момента появления они оказывались вовлечены в политические процессы и являлись политическим инструментом в борьбе за утверждение партийных идей. В настоящее время ситуация изменилась, и региональные издания, учитывая требования рынка, начали выполнять функции поставщика информационных услуг. СМИ стали все больше ориентироваться на потребности аудитории, удовлетворяя ее потребности в экономической, культурной и иной информации. Однако пропагандистская роль региональных масс-медиа по-прежнему велика. Несмотря на то, что средства массовой информации Китая начали работать в условиях рыночных отношений, они остаются вовлеченными в политические процессы и учитывают партийно-государственные интересы. Особое внимание со стороны региональных СМИ уделяется освещению внутренней политики китайского руководства, что рассматривается в качестве важной задачи их деятельности. Изучению данного аспекта работы региональных китайских СМИ не уделялось достаточного внимания как в самом Китае, так и в других странах. Степень изученности темы обусловлена вниманием к ней со стороны исследователей и научными публикациями в данной области. Среди авторов, уделяющих внимание вопросам СМИ и политики в Китае можно выделить ряд имен. Дун Годэ, Сюй Чжэнлин, Сяо Яньсюн, Чжан Шэнсян, С. Гуанчен изучали китайские региональные газеты, особенно в Пекине и Шанхае. Лю Цзежун, Хи Цзиньсун, Сюй Хуаньхуань, Ян Чжунхан, В. Г. Афанасьев рассматривали взаимосвязь между СМИ и политикой в Китае; Цю Чжотао, Чжао Чжэньсян, Чжэн Сифань, Чжэн Чжэнюй исследовали китайское региональное телевидение; работы Ли Динсинь, У Ли, С. А. Полевого, С. А. Михайлова посвящены общей характеристике СМИ Китая. В настоящее время исследования отношений между политикой и средствами массовой информации в Китае, в основном сосредоточены на изучении центральных средств массовой информации (например, «Жэньминь Жибао», «Гуанмин Жибао» и др.), а на региональном уровне – газетной периодики. Отсутствуют публикации, посвященные комплексному анализу содержания региональных газет и телевизионных новостей. Возможно, это связано с трудностями сбора данных о телевизионных программах регионального вещания прошлых лет. Цель исследования – выявить особенности освещения внутренней политики Китая в региональных средствах массовой информации. Достижение цели предполагает решение следующих задач: - рассмотреть региональные медиа в системе Китайских СМИ, в частности, социально-политические аспекты их функционирования; - выявить проблемы медиатизации внутренней политики Китая; - проанализировать особенности освещения внутренней политики КНР в региональной прессе; - изучить вопросы освещения внутренней политики КНР на региональном телевидении. Объект диссертационного исследования – региональные газеты и телевидение Китая. Предмет – освещение вопросов внутренней политики китайского руководства в региональных медиа (на примере 4-й сессии ВСНП двенадцатого созыва и VI пленума ЦК КПК восемнадцатого созыва). Методы исследования. В работе используются метод сравнительного анализа, исторический метод. При изучении документов и эмпирического материала анализируются количественные показатели и содержательные особенности публикаций. Эмпирическую базу составляют публикации китайских газет «Бэйцзин Жибао» («Пекинский Ежедневник», Пекин), «Цзюе Фанж Ибао» («Освобождение», Шанхай), «Наньфан Жибао» («Наньфанский Ежедневник», Гуанчжоу), «Бэйцзин Вэйши» (Пекинское телевидение), «Шанхай вэйши» (Шанхайское телевидение),«Гуанчжоу вэйши» (Телевидение Гуанчжоу). Гипотеза. С развитием рыночных отношений и влиянием новых технологий китайские средства массовой информации начали выполнять новые функции, связанные с удовлетворением потребностей аудитории в получении разнообразной, главным образом, неполитической информации. Особенно эти тенденции проявились в деятельности региональных масс-медиа. Гипотеза исследования заключается в том, что несмотря на очевидные изменения в работе, ряд прежних политических принципов функционирования региональных СМИ остался неизменным. Это касается, прежде всего, партийных изданий, которые продолжают уделять большое внимание освещению вопросов политики китайского руководства и выступают в роли популяризатора важнейших политических решений. Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы. Во введении обозначены актуальность, объект, метод и цель исследования, описаны задачи, которые необходимо решить для достижения цели. В первой главе исследуются история и современные тенденции развития региональных СМИ Китая и политика китайского государства в отношении региональной журналистики. Во второй главе, исследуются основные направления и проблемы внутренней политики Китая. Третья глава посвящена особенностям освещения внутренней политики КНР в региональной прессе, четвертая – освещению внутренней политики КНР на региональном телевидении. В заключении представлены основные выводы, результаты, полученные в ходе исследования.

Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
Дипломы

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 5a6f882e7966e12684eea238
UUID: b5bbb1fb-1321-4ada-a802-9e760e56d69d
Язык: Русский
Опубликовано: больше 6 лет назад
Просмотры: 103

Ли Дунян

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 1,9 МБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет