Типы реагирования старшеклассников с различным уровнем выраженности внутриличностной конфликтности на межличностный конфликт

Внутриличностная конфликтность старшеклассников является специфическим новообразованием и состоянием психики, проецируемым в паттернах сознания и поведения. Она представляет генерализованную диспозицию, интегральную систему связей человека с различными сторонами объективной действительности, вытекающую из всей истории его развития, конструирующую всю внешнюю реальность и внутренне определяющую его жизненный стиль. Изучение внутриличностных конфликтов старшеклассников становится актуальным как в контексте психологического здоровья субъектов образования, так и в контексте взаимоотношений с родителями и сверстниками. Несмотря на имеющиеся в психологической науке исследования, посвященные данной теме, таких авторов, как: М.М.Кашапова, А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова, С. И. Ериной, остается недостаточно изученным вопрос изучения соотношения внутриличностной конфликтности и межличностных конфликтов старшеклассников. Целью нашей работы является выявление соотношения типов реагирования старшеклассников на межличностный конфликт с уровнем выраженности у них внутриличностной конфликтности. Данная цель может быть достигнута через решение ряда задач: 1. Осуществить анализ теоретико-методологических основ проблемы внутриличностной конфликтности и межличностных конфликтов старшеклассников. 2. Определить характеристики внутриличностной конфликтности старшеклассников. 3. Выявить основные конфликтные жизненные сферы старшеклассников. 4. Проанализировать индивидуально-типологические особенности старшеклассников с различным уровнем выраженности внутриличностной конфликтности и различными типами реагирования на межличностный конфликт. 5. Установить различия в доминировании конфликтных жизненных сфер у обучающихся 10 и 11 классов. 6. Провести сравнительный анализ внутриличностной конфликтности старшеклассников и представителей контрольной группы (студентов). В данной работе рассмотрены теоретико-методологические основы проблемы внутриличностной конфликтности старшеклассников, типы реагирования в межличностном конфликте, а также их возможные взаимосвязи. Используя методики Е. Б. Фанталовой, К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной), М.М. Кашапова и Т.Г. Киселевой, Л. Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха), Л. Н. Собчик, мы провели эмпирическое исследование, которое полностью подтвердило следующие гипотезы: Уровень проявления внутриличностной конфликтности старшеклассника связан с выбором им определенного типа реагирования на межличностный конфликт. В частности: 1. Высокий уровень проявления внутриличностной конфликтности старшеклассника связан с выбором им в межличностном конфликте типа реагирования «Агрессия». 2. Низкий уровень выраженности внутриличностной конфликтности старшеклассника связан с выбором им оптимального типа реагирования в межличностном конфликте. 3. Доминирующие жизненные сферы, в которых возникает внутриличностная конфликтность старшеклассников – «Любовь», «Интересная работа», «Материально-обеспеченная жизнь». 4. Высокий уровень проявления внутриличностной конфликтности характерен для старшеклассников зависимого и агрессивного коммуникативных типов личности. Данная гипотеза подтверждена частично, так как нами не было выявлено характерного зависимого коммуникативного типа личности среди старшеклассников. Нами выполнены все поставленные исследовательские задачи и достигнута цель работы. Теоретическая значимость нашей работы заключается в том, что в ней определены количественные и качественные характеристики внутриличностной конфликтности, стратегии поведения в межличностных конфликтах старшеклассников, будут выявлены индивидуально-типологические особенности и смысложизненные ориентации старшеклассников, связанные с внутриличностной конфликтностью. Практическая значимость нашей работы заключается в том, что полученные данные будут способствовать разработке программ психологической коррекции внутриличностной конфликтности старшеклассников, могут послужить основой для разработки программ психологического сопровождения старшеклассников, например, в условиях профессионального самоопределения. Результаты исследования могут быть использованы в сфере школьного образования, а также в практике психологического консультирования детско-родительских отношений в семьях с ребенком старшего школьного возраста. В процессе работы были изучены особенности внутриличностной конфликтности старшеклассников, особенности поведения, стратегии реагирования в ситуации межличностного конфликта, выявлены индивидуально-типологические свойства старшеклассников с различными уровнями выраженности внутриличностной конфликтности: высокого, среднего, низкого. Было проведено сравнение полученных результатов с данными контрольной группы (старшеклассники). Значимых различий по уровням выраженности внутриличностной конфликтности между представителями основной и контрольной группы выявлено не было, что может объясняться их общей принадлежностью к юношескому возрасту и близостью возрастных психологических особенностей.

Психология
Дипломы

Вуз: Ярославский государственный университет им. ПГ. Демидова (ЯрГУ имени П.Г. Демидова)

ID: 5eaeb2f5ca23590001cbb840
UUID: f5bebc10-6f63-0138-3468-0242ac180006
Язык: Русский
Опубликовано: почти 4 года назад
Просмотры: 66

11.42

Ксения Шавалева

Ярославский государственный университет им. ПГ. Демидова (ЯрГУ имени П.Г. Демидова)


1

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 2,5 МБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет