Как работает реставратор

0   138   1

Искусство. Искусствоведение
28 янв. 19:00


588ba2f75f1be71d71c46480

Главная задача современной научной реставрации — приостановить разруше­ния, изучить и сохранить памятник, максимально продлить его жизнь и обес­печить возможность дальнейших исследований, искусствоведческих и исто­рических. Эти принципы были заложены еще в XIX веке, когда возникла идея о необходимости сохранения и изучения древности. Началом этого процесса можно считать поступок скульптора Кановы, кото­рый отказался восполнять утраченные фрагменты скульптуры Парфенона.

Зачем нужна реставрация

Бывшая сначала частью археологии, реставрация постепенно выделилась в отдельную отрасль. Еще в XIX веке четкого разделения между реставрацией, поновле­нием, ремонтом и восстановлением не было. Сейчас поновление и ре­монт неприемлемы в работе с памятниками, хотя коммерческая реставрация часто использует именно эти способы, чтобы улучшить вид памятника перед пере­продажей или экспонированием в частной коллекции. Разницу между реста­врацией и восстановлением хорошо иллюстрирует храм Христа Спаси­теля: хотя взорванный храм и восстанавливали с учетом прежних форм, на самом деле он вы­строен заново.

Почему реставратор почти как врач

Исследование картины «Спящая Венера» из Орловского художественного музея в рентгеновских и ультрафиолетовых лучах
На рентгене видны трещины и фактура холста, в ультрафиолетовых лучах видны темные пятна позд­них записей.
Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И. Э. Грабаря

Реставраторы — как врачи. Они тоже носят белые халаты и используют меди­цинские инструменты — скальпели, шприцы, компрессы, ватные тампоны. И главный принцип тот же: не навреди. Памятник — это хрупкий организм с многовековыми историческими наслоениями, поэтому прежде, чем вмеши­ваться в его структуру, нужно убедиться в необходимости такого вмешатель­ства. Для начала нужно поставить правильный диагноз, то есть понять причи­ны разрушений. Поэтому так важно провести обследование и составить «исто­рию болезни» — описать нынешнее состояние памятника, сделать лаборатор­ные и архивные исследования. По результатам исследований проводится сво­его рода консилиум врачей — реставрационный совет, в котором участвуют историки, искусствоведы, музейные хранители, а также реставраторы разных профилей. Только когда программа работ утверждена советом, можно присту­пать к реставрации.

Точнее определить состояние памятника позволяют физико-химические иссле­дования. Рентгенограмма показывает внутреннее строение произведения, пу­стоты, трещины, скобы; съемка в ультрафиолетовых лучах нужна для оценки состояния поверхности — на ней видны записи, тонировки, лаки; съемка в ин­фракрасных лучах позволяет увидеть различные слои живописи и подготови­тельного рисунка.

Зачем реставратору дневник

Фреска Спасской церкви Евфросиниевского монастыря в Полоцке с контрольками
Межобластное научно-реставрационное художественное управление

В цикле реставрационных работ несколько этапов: сперва идет расчистка, рас­крытие и укрепление, затем с помощью тонировок и восстановления утрат произведение приводят в экспозиционный вид. В течение всего цикла реста­вратор записывает свои действия в дневник, по которому потом составляют паспорт произведения, или отчет. Вообще, различная документация — неотъ­емлемая часть реставрации, так как реставратор не свободный художник, а исследователь.

Научная реставрация видит в памятнике не только произведение искусства, но и исторический документ. Поэтому, даже если первоначальный авторский слой раскрывается полностью без сохранения позднейших записей, важно за­фиксировать все этапы существования памятника. Это делается с помощью описания, фотосъемки и схем-картограмм.

Если вы видите на иконе или картине небольшие квадратики, отличающиеся по фактуре и цвету от авторской живописи, не думайте, что реставраторы за­были расчистить кусочек: это контрольный участок, или так называемая кон­тролька. На нем оставляют по полоске каждого позднего слоя, чтобы сохранить свидетельства разных стадий существования произведения. Иногда по оконча­нии работ контрольки удаляют — ведь их можно просто сфотографировать.

Как раскрыть «автора»

Пробы, взятые с пораженных грибком фресок

Н. Л. Ребрикова

В памятнике выделяют авторский слой — реставраторы называют его «авто­ром» — и все последующие наслоения (поновления, записи, загрязнения). На фресках появляется копоть от свечей, высолы ; на иконах темнеет олифа, на картинах — лак; извлеченный из захоронений археологический текстиль и вовсе покрыт землей; живопись бывает поражена грибком. Но дело не только в поверхностных загрязнениях. Одновременно с появлением ико­нописи на Ру­си возникла практика поновления живописи. Чтобы обновить икону, ее как бы писали заново по древнему слою, иногда соблюдая иконогра­фию (то есть со­храняя композицию и атрибуты персонажей), но меняя стиль в соот­ветствии с модой или представлениями о древности. Часто поверх ста­рого образа и вовсе заново писали другого святого или другой сюжет — такая практика была вполне нормальна и воспринималась как обновление святыни. Кроме того, в реставрациях часто использовались материалы, вредящие памятнику: так, сто лет назад монументальную живопись могли покрыть воском в качестве защит­ного слоя, не зная, что воск создает условия для задержки влаги. Одна из ос­новных задач реставратора — раскрыть авторскую живопись, то есть удалить позднейшие наслоения.

Что удалять, а что нет

Но и поздняя запись представляет собой историческую ценность. Удалять ее или нет — зависит от степени сохранности эстетических качеств «автора» и поздних записей. В идеале лучше сохранить все слои, что не всегда возмож­но. Впрочем, иногда живопись можно расслоить и перенести на новую основу. В Спасской церкви Евфросиниевского монастыря в белорусском Полоцке почти полностью сохранившиеся росписи XII века были покрыты несколькими слоя­ми записей, в том числе масляной живописью XIX века. Но этим записям повезло: реставраторы смогли их снять, перенеся целые композиции площадью в несколько квадратных метров на новую основу. Теперь в храме можно уви­деть древние фрески, а в музее неподалеку — живопись XIX века, снятую со стен.

Какие бывают разрушения

Красочный слой шелушится, холст рвется, произведение страдает от сырости или других экстремальных условий. Такие повреждения грозят дальнейшим разрушением, и их нужно укрепить. Для этого используют деликатные мате­риалы, например не слишком прочные клеи . Одна из основных причин раз­рушений — это перепады температуры и влажности. Дерево сохраняется в воде, текстиль — в земле, но их извлечение и последующий кислородный удар могут привести к непоправимым разрушениям. Но и поместить вещь в специальную герметическую камеру не выход, так как ее нельзя будет оттуда вынуть: сопри­косновение с кислородом губительно. Бывают и механические повреждения: прорывы, затеки воды, воздействие экстремальных условий, падения и т. д.

Читать далее.


Автор: Елена Позднякова, Мария Сарабьянова

Источник: arzamas.academy


0




0.5
Виктория Ла

Меня очень давно интересовала реставрация, я долго себя настраивала оставить работу и пойти обучаться, но в итоге я решилась и прохожу проф. переподготовку. Главное ведь заниматься тем, что лежит к сердцу. А обучение проходит дистанционно, что для меня огромный плюс https://nastobr.com/uslugi/professionalnaya-perepodgotovka/restavratsiya/ здесь прохожу обучение, если кому тоже нужно

Для лиц старше 18 лет