Как разоблачают подделку картин. Спектрометр, рентген, микроскоп и другие друзья искусствоведа

0   28   0

Искусство. Искусствоведение
7 дек. 15:00


5847f70b5f1be747934c3685

Произведения известных художников на аукционах иногда стоят тысячи и миллионы, причем не рублей. Естественно, что у мошенников возникает искушение: холст и краски сами по себе стоят недорого — нужно лишь выдать полотно за произведение старого мастера и можно сделать миллионы практически из ничего. Однако в наше время мошенникам нужно обмануть не только чутье искусствоведов, но и приборы, которые выдают всю подноготную фальшивки, даже ту, что скрыта под слоями краски и не видна невооруженным глазом.

Одно из мест, где можно проверить картину на подлинность, — «Научно-исследовательская экспертиза имени П. М. Третьякова» (НИНЭ). «Мы обрабатываем больше сотни картин и других произведений искусства в месяц. Примерно 50—60% оказываются не подлинными», — рассказал Александр Попов, директор компании.

Самый простой способ подделки картин — перелицовка. Для этого берут старую, но не очень ценную картину, стирают подпись настоящего художника и подписывают ее именем известного мастера. Это, например, популярный метод подделки картин Айвазовского — кто из его коллег и современников не рисовал море?

Демонтаж картины «Черное море» (1881 г.), представленной на выставке «Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения» в Третьяковской галерее. Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Другой тип подделок — те, что создаются с нуля. Чтобы подделку нельзя было определить по возрасту холста, мошенники счищают краску со старых картин и пишут по холсту заново.

Третий тип — работы, ошибочно приписываемые тому или иному автору. «В основном это связано со всякими семейными легендами. Висит на стене картина со времен прадедушки, кто-то когда-то решил, что это Поленов или Айвазовский. Никто ее специально не подделывал, это просто ошибка», — объяснил Попов.

Как обнаружить подделку

Когда картина попадает на экспертизу, сначала ее осматривает специалист, который изучает творчество автора. Часть картин отсеивают уже на этом этапе. Если же есть шанс, что полотно окажется подлинным, исследование продолжается.

Так, перелицовку можно выявить, рассматривая подпись художника под микроскопом. Со временем на картине образуются трещины — кракелюр. Если подпись нанесена уже на старую картину, свежая краска подписи затекает в трещины и под микроскопом это видно.

Кракелюр на «Моне Лизе». Фото: Wikipedia

Увидеть «подноготную» картины, не испортив ее, можно при помощи рентгена, а также в инфракрасном и ультрафиолетовом свете. Это позволяет выявить подготовительный рисунок или следы реставрации.

Например, известно, что Айвазовский, работая над картиной, обычно прочерчивал карандашом линию горизонта. Если картина приписывается Айвазовскому и под слоем краски обнаруживается такая линия, это один из аргументов в пользу подлинности полотна. Увидеть такие линии можно при помощи инфракрасной камеры. Она реагирует на графит, что позволяет увидеть подготовительный рисунок и всякие полустертые надписи карандашом.

Картина Айвазовского в инфракрасном диапазоне. Фото: «Чердак»

«Важная часть исследования — сравнение рентгенограмм исследуемой работы с рентгенами работ того же художника, которые точно подлинные», — рассказал Попов.

Если картина поддельная, исследование слоев, скрытых под верхним слоем краски, может помочь обнаружить фальшивку. Это, например, произошло с картиной, приписываемой художнице Маревне, которая попала на экспертизу в НИНЭ.

Картина, приписываемая Маревне. Фото: «Чердак»

Художница эмигрировала из России незадолго до

революции, жила в Париже, затем в Англии. Картину пытались выдать за

творчество Маревны 1930-х годов. Однако при исследовании в рентгеновском

диапазоне под натюрмортом обнаружился советский плакат с фрагментами

надписи «Мир. Труд. Май» и голубями. Маловероятно, что европейская

художница могла нарисовать картину на советском плакате.


Далее на Чердаке.


Автор: Екатерина Боровикова

Источник: Чердак


0



Для лиц старше 18 лет