Любое близкое общение подразумевает некоторую поддержку — в первую очередь, конечно, психологическую. Для такой поддержки, с одной стороны, в действительности нужно добиться определенного уровня близости и доверия, а с другой — также иметь и определенный уровень взаимного понимания. Для понимания, в свою очередь, очень важно друг друга слушать — то есть хорошо анализировать то, что говорит собеседник, и запоминать это.
Тем не менее, тому, как умение человека слушать и запоминать информацию влияет на его отношения с человеком, посвящено не так много работ. Восполнить этот недостаток решили Элинор Колльер (Eleanor Collier) и Меган Мейер (Meghan Meyer) из Дартмутского колледжа. Они предположили, что запоминание личных и эмоциональных историй от других людей требует консолидации памяти во время отдыха (в принципе, как и любая другая информация), и от этой консолидации зависит дальнейший ответ — например, поддержка, которую человек оказывает собеседнику.
Первый эксперимент ученые провели с использованием фМРТ в состоянии покоя: сначала 40 участникам показывали видео, в которых люди довольно эмоционально рассказывают о болезни, с которой борются, а затем — видео, на которых ученый с помощью рисунков (но уже без какой-либо эмоциональной составляющей) об этом заболевании рассказывает. Сканирование проводили как во время просмотра видео, так и в краткие периоды отдыха между ними (сами видео участникам показывали в случайном порядке).
Ученые выяснили, что во время отдыха в мозге пациентов наблюдается повышенная функциональная связь между сетью пассивного режима работы мозга (а именно — дорсомедальной префронтальной корой) и лобно-височной контрольной сетью (p < 0,002); связующим звеном в их совместной активности выступала левая височная доля. Величина функциональной связи также коррелировала (p = 0,02) с тем, как точно участники пересказывали то, что видели на видео — но это касалось только эмоциональных рассказов других людей, а не научных видео.
Сеть пассивного режима работы мозга, кроме всего прочего, играет роль в эмпатии и понимании других людей, а лобно-височная контрольная сеть, как показывают недавние исследования, — в интроспекции и связанных с ней процессах. Любопытно, что функциональная связь была выше только для периода отдыха, но не самого просмотра видео — это может означать, что обнаруженная связь важна именно для консолидации воспоминаний, их обдумывания, а не первичного формирования.
Второй эксперимент проходил онлайн: в нем приняли участие 197 человек, а задание было точно таким же — участникам нужно было посмотреть видео и сделать небольшие перерывы на отдых между ними — только без сканирования. После каждого периода отдыха участников также просили в свободной форме написать о том, о чем они думали.
На следующий день после просмотра видео участникам предложили написать письмо поддержки. Письма потом попросили оценить других добровольцев: отметить, сколько фактов о персонажах на видео упоминают участники, и используют ли они слова поддержки. Тех, кто не захотел писать письма, попросили просто ответить на вопросы о просмотренных видео.
Те, кто писал письма, в среднем помнили на 3,6 факта больше об участниках видео, чем те, кто отказывался писать письма и просто вспоминал видео. Это, в свою очередь, коррелировало и с тем, что участники, которые помнили о героях роликов больше фактов, больше думали о них во время отдыха (p = 0,005).
Авторы работы заключили, что период отдыха необходим для социального взаимодействия и оказания необходимой поддержки — скорее всего, именно из-за того, что в это время происходит консолидация воспоминаний, а также, судя по всему, и работа над ними.
Кстати, поддержка важна не только для нормальных близких взаимоотношений и психического здоровья, но также и для физического здоровья: например, болевые ощущения помогает снизить не только тактильный контакт с романтическим партнером, но и просто его присутствие рядом — без какого-либо контакта вообще.
Комментарии:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв