Открытая наука и открытое образование

0   22   0

Народное образование. Педагогика
2 нояб. 15:00


581997d15f1be73ff5bf3455

Ученый должен знать и уметь много вещей, от которых невозможно прочитать в книгах. Как можно, например, научиться методикам проведения экспериментального исследования? В литературе можно прочитать о специфике эксперимента как метода познания, о его основных этапах и т. п., но почти невозможно прочитать о специфике применения эксперимента для решения конкретных познавательных задач. Такие моменты составляют так называемое «личностное знание» (М. Полани), которое в большинстве случаев вообще не может быть выражено словами и усваивается учеными лишь в процессе совместной работы.

Одной из ярких тенденций развития современной методологии науки является

интерес к столько к выявлению общего, сколько к реконструкции

уникального. Широкое распространение получили работы, в которых подробно

— шаг за шагом — описывается процесс того или иного научного открытия.

Безусловно, такие книги очень полезны для ученых: они позволяют

восстановить контекст, в котором совершалось открытие и помогают лучше

понять природу научного поиска.

Благодаря Интернету у ученых появились новые возможности для обмена

знаниями и опытом. Наиболее прогрессивные представители научного

сообщества стали размышлять о возможности эффективного использования

новейших форм Интернет-коммуникации в исследовательской работе. Одним из

таких ученых стал американский химик Жан-Клод Брэдли, известный как

автор концепции «открытой науки» (Open Notebook Science).



Что такое «открытая наука»?

Идея «открытой науки» предельно проста и заключается в максимальной

прозрачности: каждый шаг ученого отражается в открытых и общедоступных

Интернет источниках (как правило, в специальных научных блогах). Вся

публикуемая информация открыта для дальнейшего использования: на ее

основе другие авторы могут писать собственные статьи, ее можно

перепроверять и корректировать и т. п. В последнее время многие

сторонники «открытой науки» (в том числе и ее основатель Жан-Клод

Брэдли) предпочитают формат wiki: он позволяет лучше отображать, какие

исследовательские процедуры осуществлялись в конкретные промежутки

времени.

Налицо сходства с идеологией разработки программного обеспечения с

открытым кодом (приверженцы «открытой науки» отмечают, что философия

OpenSource Software оказала на них самое непосредственное влияние).


Зачем все это нужно?

В пользу «открытой науки» можно привести следующие аргументы:

  • открытость позволит ученым оперативно получать отклик от аудитории, реагировать на замечания и исправлять ошибки;
  • прозрачность позволит также существенно повысить уровень общественной экспертизы (экологической, экономической, этической) научных проектов;
  • благодаря открытости повысится продуктивность научного труда:

    существенно уменьшиться количество дублирующих друг друга исследований;

    кроме того, получение информации о ходе исследований коллег в режиме

    реального времени поможет ученым избежать многих ошибок;публикация

    подробной информации о ходе научных исследований будет способствовать

    установлению продуктивных научных контактов (в том числе и между

    представителями разных дисциплин), а также плодотворному обмену опытом;

    прозрачность будет также способствовать лучшему взаимопониманию между

    учеными и представителями других сфер деятельности (например,

    бизнеса);прозрачность также поспособствует выработке новых подходов ко

    многим проблемам философии и методологии науки;

    Аргументы против «открытой науки»

    При всех своих преимуществах полная открытость в науке может породить много сложных проблем, в частности:

    • стремление к открытости данных во многих случаях идет вразрез с существующим законодательством об авторском и патентом праве;
    • публикация всей информации о ходе исследовательского процесса не является панацеей против фальсификаций;
    • требование максимальной прозрачности исследовательского процесса влечет за собой требование максимальной научности честности: ни для кого не секрет, что те же блоги зачастую используются учеными для пропаганды своих успехов, а писать о неудачах «в прямом эфире» гораздо сложнее.


    Кто этим занимается?

    Большинство теоретиков и практиков «открытой науки» составляют ученые-естественники. Cписок блогов, приводимый в английской Википедии,

    состоит исключительно из ресурсов, авторами которых являются химики и

    биологи. Гуманитарии, практикующие Open Notebook Science, нам

    неизвестны. Однако интересные инициативы в области наук о культуре и

    обществе, безусловно, имеются. В качестве успешного проекта можно

    привести словарь мартиникского креольского языка Рафаэля Конфьяна,

    который создавался в открытом режиме: автор выкладывал словарные статьи

    в открытый доступ, посетители сайта скачивали их и присылали

    собственные поправки и дополнения. Вскоре словарь был издан в виде

    книги.

    Незначительная активность гуманитариев в движении открытой науки вполне

    объяснима. В естественных науках личностный фактор сведен к минимуму:

    ученый занимается не столько созданием собственного продукта, сколько

    фиксацией закономерностей окружающего мира, существующих независимо от

    наших желаний, ценностей, установок и т. п. В гуманитарных науках

    процесс познания во многих случаях оказывается ближе к художественному

    творчеству, чем к беспристрастному обнаружению законов природы.

    Естественно, что размещение продуктов личного творчества в открытом

    доступе многими воспринимается болезненно. (Кстати, вполне объяснимо,

    почему из гуманитариев открытые сетевые проекты ведут в первую очередь

    лингвисты: они лишь фиксируют актуальное состояние языка, не привнося

    ничего от себя, и в этом их работа сродни тому, чем занимаются

    ученые-естественники).

    Однако ситуация меняется: с развитием цифровых технологий идеология

    OpenSource оказывает влияние и на искусство. Можно предположить, что

    проникновение этих влияний в область гуманитарных наук — всего лишь

    вопрос времени.

    Идеология «открытой науки» и образование

    Что может «открытая наука» дать современной системе образования?

    Некоторые из ее идей и принципов вполне могут быть внедрены в практику

    подготовки студентов и аспирантов. Возможными линии работы в данном

    направлении можно представить так:

    Не секрет, что большинство так называемой студенческой науки

    делается лишь для галочки. Что греха таить — то же самое может быть

    сказано и об аспирантской, «диссертационной» науке. Случаев реального

    внедрения научных достижений студентов в практику очень и очень мало.

    Студенческие и аспрантские исследовательские группы вполне могли бы

    поддерживать собственные блоги и вики-ресурсы. Каковы плюсы подобной

    практики? Прежде всего это — установление контактов с другими членами

    научного сообщества. С помощью исследовательских Интернет-площадок

    вполне могли бы находить друг друга аспиранты и научные руководители.

    Кроме того, открытые исследовательские ресурсы могут представлять

    интерес и для работодателей, а также для инвесторов и бизнес-ангелов.

    (Примеры финансирования и монетизации открытых проектов имеются).

    Открытость могла бы существенно повысить качество подготовки к

    студенческим конференциям и семинарам. Представим себе такую ситуацию:

    все участники конференции размещают тезисы докладов в специальном блоге,

    комментируют тексты друг друга, участвуют в дискуссиях… Подобная

    практика позволит докладчикам скорректировать тексты собственных

    выступлений, их оппонентам — продумать и уточнить собственную позицию и

    аргументы в ее защиту.

    Далее на Habrahabr.


    Автор: Андрей Емельянов

    Источник: Habrahabr


    0



    Для лиц старше 18 лет