Первый из найденных железо-каменных метеоритов.
Значение глыбы из железа и камня весом почти в 700 кг было оценено только спустя полстолетия. В 1772 году в Красноярский край прибыла экспедиция немецкого ученого П.Палласа, который занимался изучением природы, географии Сибири. Он заинтересовался находкой и приказал доставить ее в Санкт-Петербург. Паллас доставил в музей Кунсткамера образцы редкого металла. Вскоре в Петербург была переправлена вся глыба внеземного происхождения весом 687 кг. Там ученый Российской Академии наук Э.Хладни изучил его и пришел к выводу о его внеземном происхождении. Этот материал получил название «палласово железо» или палласит. По оценкам специалистов этот метеорит представляет собой железно-никелевую основу с многочисленными вкраплениями кристаллов оливина.
Его данные легли в основу развившейся впоследствии науки —метеоритики, а железо-каменные метеориты такого типа стали называть палласитами. Сейчас один из кусков метеорита находится в Государственном Геологическом музее имени Вернадского РАН (Москва).
В июле 1980 г. на вершине сопки «Метеоритная» вблизи утеса «Медведева» и в 400 м от места находки метеорита был установлен первый в мире художественный памятный знак метеориту, сооруженный по проекту красноярского скульптора Ю.П.Ишханова. Координаты места установки памятного знака «Место падения метеорита Палласово железо» N54.58.330 E091.45.892
В 2009 году энтузиасты решили отметить круглую дату по особому — экспедицией к месту находки, организовал которую Станислав Чёпин. Он же и рассказал подробности этого путешествия…
Мы совершили невероятное! В какой-то момент даже думали все, стоп, пора возвращаться… Но начну с самого начала. Поскольку место падения метеорита находится на территории Убейско-Салбинского заказника, в первую очередь согласовали маршрут экспедиции с инспекцией по особо охраняемым территориям Красноярского края. Ее начальник, Михаил Андреевич Алексейчук, тоже принял участие в нашей экспедиции. Другие участники путешествия — не менее увлеченные люди: Раян Сабирович Абрагимов, юрист кондитерской фабрики, Василий Михайлович Тропин, главный архитектор Идринского района, Виктор Андреевич Алексейчук, управляющий базой отдыха «Дивная».
Предзимье выбрали не случайно: летом здесь даже накомарники не спасают: полно слепней, оводов и паутов, трава выше человеческого роста, а зимой — снега по грудь, тоже не проберешься. Хотя осень тоже оказалась капризной: дорога превратилась в маслянистую жижу… ГАЗ-66, специально выбранный в качестве транспорта участниками экспедиции как самый приспособленный к передвижению в таких условиях, и тот то и дело буксовал… Что уж говорить про штурм 16-ти бродов?! Именно столько раз приходилось преодолевать водные преграды по дороге от точки старта — базы отдыха «Дивная» до места падения метеорита.
До избушки — зимовья охотников — мы добирались девять часов. Приехали настолько уставшие, как будто сами всю дорогу этот ГАЗ-66 толкали! Переночевали, а рано утром — снова в путь. Снова через броды… На одном из бродов мы застряли. Машина погружалась в илистое дно все глубже и глубже. Вода уже начала заливать будку машины. Мотор заглох…
Читайте далее.
Комментарии:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв