Почему обучение «по старинке» больше не будет работать

0   29   0

Народное образование. Педагогика
7 янв. 16:00


586d2c735f1be77312a440df

Коротко о том главном, что изменилось в образовании за последнее столетие, и почему нет смысла ностальгировать по прежним временам.

Соображения А. М. Кондакова о зависимости образования от печатного станка на прошлом этапе и от цифровых технологий сегодня заставили меня в очередной раз расширить тезаурус смыслов образования.

Среди признаков нового образования называются разнообразие, широкий выбор образовательных стратегий и инструментов, пожизненный процесс вместо традиционного «подготовительного этапа» в детстве. Сами по себе эти признаки не дают достаточного повода для кардинального переосмысления его значения. Но, надеюсь, у многих всё же возникло ощущение, что значимость образования как социального явления изменилась.

Источник: pikabu.ru

Нужно словесно и рельефно выразить такие произошедшие и происходящие изменения.

Обучение vs образование

Люди всегда познавали мир на протяжении своей жизни, на разных этапах переосмысливая свои представления. У кого-то это проявлялось на бытовом уровне в виде жизненной мудрости, кто-то оформлял их в виде произведений искусства или философских текстов. Это было чем-то подспудным, происходящим в процессе текущей деятельности и не имело особого названия. Образование как процесс подразумевало обучение, а обучение было краткосрочной подготовкой к профессиональной деятельности.

Неспособность осваивать растущие взрывным образом информационные потоки приводит к манипуляциям массовым сознанием, злоупотреблениям наукообразной риторикой мошенниками, и, как минимум, к недобросовестной рекламе.По мере роста объёмов информации для успешной профессиональной деятельности и охвата ею всего населения, образование превратилось в новую сферу профессиональной деятельности. Сегодня не осталось видов деятельности, которая не требовала бы обширных познаний. Более того, объём базовых знаний и навыков неуклонно растёт, а срок освоения специальных знаний так же неуклонно падает.

Источник: mikesmithspoliticalcommentary.blogspot.com

То, что раньше было спонтанным проявлением бытового сознания или осознанным хобби отдельных интеллектуалов, сегодня становится необходимостью каждодневной интеллектуальной гигиены. И государство должно быть заинтересованно в эффективности и продуктивности этой гигиены. Значит, оно должно пересмотреть всю систему образования, осознав необходимость разрушения возрастных границ и единообразных устаревших шаблонов. Общество должно само себя постоянно преобразовывать с максимальной эффективностью для каждого — а, значит, и для всех.

Обучение — это когда один обучает другого, причём это возможно только тогда, когда другой сам желает обучиться. Такая форма образования становится лишь одной из возможных.

Традиционная схема насильственного обучения и раньше была низкоэффективной, но существовала относительно успешно, пока обучение играло роль социального лифта. Чем менее обучение влияет на изменение социального статуса, тем менее эффективно насильственное обучение.

Разговоры о мотивации раньше носили теоретический характер, и многие педагоги до сих пор не умеют с ней работать, ностальгируя по классической школе. Нужно понять, что возврата к ней нет — нет больше мотивации к обучению по старинке.

Источник: vk.me

Сегодня важно понимать, что образование — личностный процесс, эффективность которого влияет на эффективность всего общества. То, что раньше могло медленно и неторопливо развивать общество на основе инициатив некоторых наиболее интеллектуально развитых персон, сегодня становится повседневным и всеохватным. Это не значит, что каждый сегодня должен стать великим мыслителем. Это значит, что каждый на своём месте и в меру своих способностей должен иметь условия и стимулы для постоянного развития. Это и есть настоящее образование, которое нельзя больше путать с обучением.

Читать далее.


Автор: Михаил Кушнир

Источник: newtonew.com


0



Для лиц старше 18 лет