Уважаемый Валерий Николаевич!
В связи со сложившейся в мире ситуацией с пандемией под ударом оказалась и система высшего образования. Особую тревогу вызывает аттестация выпускников в условиях, когда защиты будут проводиться дистанционно. Однако это одновременно и хорошая возможность исправить те проблемы, которые накопились ранее.
Кульминация всего процесса обучения – проведение и защита самостоятельного исследования, которое позволяет студентам освоить ключевые навыки работы, необходимые во многих профессиональных ситуациях, включая сбор данных, анализ, критическое осмысление информации. Это, по сути, первое самостоятельное произведение выпускника, первая книга. В то же время именно ситуация с выпускными квалификационными и диссертационными работами всегда оставалась одним из проблемных мест российской системы образования и науки. По оценкам «Антиплагиата», треть работ – компиляция (раньше была половина). Сейчас, в условиях возможного карантина и перевода образовательного процесса в онлайн-режим, защита диплома без его публикации может окончательно превратиться в профанацию.
Мы занимаемся решением проблемы качества выпускных работ в рамках проекта "Научный корреспондент" (https://nauchkor.ru), созданного за счёт средств президентского гранта, уже много лет. Задачей платформы является повышение качества образования и уровня выпускников через стимулирование открытой публикации выпускных работ (что позволило бы быстро искоренить плагиат как явление – по крайней мере, в выпускных работах). Инициатива была сформулирована на основе моего опыта как заведующего кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, где мы перешли к открытой публикации дипломов еще в 2013 году.
Для реализации проекта в национальном масштабе нам пришлось воспользоваться всеми нашими связями и возможностями, особенно на первом этапе, ведь его реализация невозможна без работы с государственными органами. Проект был одобрен наблюдательным советом Агентства стратегических инициатив, а также получил поддержку Д.А. Медведева, результатом которой стало поручение обеспечить обязательное размещение онлайн диссертаций на соискание ученых степеней задолго до защиты. С дипломами всё оказалось сложнее. У нас бы так ничего и не вышло, если бы нас не поддержал ректор СПбГУ Н.М.Кропачев, советником которого я с тех пор работаю.
В итоге “Научный Корреспондент” был запущен в 2015 году чтобы обеспечить техническую возможность открытой публикации выпускных квалификационных (дипломных) работ, учебных и научных работ студентов бесплатно для выпускников, университетов –и министерства. К проекту подключилось полтора десятка вузов, однако фактически практика публикации ВКР так и не была по-настоящему широко распространена, хотя нам удалось привлечь на свою сторону четыре федеральных вуза. Рейтинг университетов, сформированный преимущественно на основе количества размещённых на сайте работ, находится на главной странице проекта.
В ситуации высокой безработицы мы решили проявить инициативу. Совместно с “Киберленинкой” и редакцией журнала “Наука и жизнь”, “Научный Корреспондент” объявил о старте открытого конкурса выпускных квалификационных работ по всем специальностям – Путьвнауку.рф. Конкурс запущен на этой неделе и продлится до конца лета этого года, причём принять в нём участие могут выпускники российских университетов последних трех лет: 2018, 2019 и 2020. Мы хотели бы привлечь внимание не только выпускников, но и представителей научного сектора, чтобы они учредили призы по своей тематике и активно искали перспективных молодых учёных среди авторов работ, которые будут опубликованы в рамках конкурса этим летом. Конкурс уже поддержали СПбГУ, ДВФУ и МГПУ как минимум в лице своих ректоров Николая Кропачева, Никиты Анисимова и Игоря Реморенко. Уверен, что именно сегодня нам надо побороться за то, чтобы талантливые молодые люди не прошли мимо возможности найти себя в науке и полагаем, что мы с Вами вместе могли бы им помочь.
В связи со всем вышесказанным мы хотели бы предложить Вам поддержать наш научный конкурс «Путьвнауку.рф», который мог бы стать ежегодным аналогом открытой научной Олимпиады (как Ваш проект «Менделеев»), а также учесть собранный нами опыт для внедрения практики открытой публикации работ.
В сложное время особенно важно приумножение человеческого капитала, который, с нашей точки зрения, выражается не только в навыках, но и в максимальной доступности знания на скорости коммуникации. Даже если допустить, что только половина из защищаемых дипломов имеет смысл, мы выбрасываем на помойку ежегодно в три раза больше новых книг, чем способны произвести все издательства нашей страны во всех жанрах. Только то, что находится в открытом доступе, нельзя потерять и можно использовать даже в случае тотального карантина и эпидемии.
Вы не раз показывали свою открытость и желание изменить ситуацию к лучшему, поэтому мы хотели бы воспользоваться переменами в Министерстве науки и высшего образования для того, чтобы активизировать работу по этому направлению. Нам близка позиция руководителя крупнейшей в России и Европе компании, специализирующейся на обнаружении замствований, который полагает, что выпускная работа является особым типом произведения, и поэтому должна находиться в открытом доступе на время трудовой биографии выпускника, так как она подтверждает его квалификацию (а её отсутствие лишает работодателя возможности установить уровень способностей и интересы потенциального сотрудника).
Нет никакого смысла в том, чтобы наследовать проблемы нашей системы высшего образования. Это не поможет нам хорошо научить людей! И напротив, активное использование научных процедур, распространение элементов культуры открытой научной коммуникации – таких, как публикация работы до защиты и размещение её после защиты в открытом доступе – могли бы не только повысить качество выпускных работ, но и улучшить компетенции выпускников, сделать их более востребованным. В первую очередь, в самой системе науки и образования.
С этой целью мы хотели бы предложить научным организациям и фондам учреждать свои призы – в виде бесплатной магистратуры или аспирантуры, грантов и стажировок, публикаций в научных журналах на основе лучших работ и т.д. Мы же, со своей стороны, берёмся обеспечить возможность публикации дипломов и диссертаций в открытом доступе и их надёжное хранение благодаря качественному резервированию. Конечно, было бы лучше сразу перейти к открытой публикации выпускных работ для всех, но даже если по каким-то причинам это невозможно, мы не должны сегодня дать пропасть нашим молодым талантам!
Подробнее о проекте «Научный Корреспондент» Вы можете узнать в отчёте по итогам реализации проекта.
С надеждой на Вашу поддержку,
Иван Засурский
Комментарии:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв