Правильный сигнал: идея проверки всех дипломов на плагиат получила медийную поддержку

0   792   0

Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
7 авг. 18:03


57a74dd85f1be72d74515de6

В газете «Известия» вышла статья «Дипломные работы централизовано проверят на плагиат», которая стала одной из самых цитируемых новостей в российском образовании. Оказалось, что публикацию дипломов ждут давно, потому что без нее нельзя построить систему конкурсного трудоустройства, которая является единственной альтернативой распределению. Многие вузы – от Санкт-Петербурга до Череповца – готовятся опубликовать дипломные работы своих выпускников, а сотни студентов уже сделали это на «Вернском» (по медиа и коммуникации) и Научкоре (работы любой тематики).

Открытая публикация дипломных работ должна продемонстрировать качество образования в российских вузах, которые представят обществу продукт труда своих студентов, являющийся основанием для выдачи диплома. Движение в сторону публикации работ идет уже давно и началась во многом благодаря Д.А. Медведеву, который прислушался к инициативе общественников и подписал поручения ДМ-П8-5501 от 19.09.2012 по внедрению информационной системы, обеспечивающей проверку на плагиат дипломных работ выпускников вузов и диссертаций и определяющей порядок их публикации в сети Интернет.


Фото: kremlin.ru

Проект развивался очень осторожно, и только 29 июня 2015 года вышел приказ № 636 Минобрнауки РФ, в соответствии с которым каждый вуз должен проверять выпускные квалификационные работы на неправомерные заимствования и сохранять в электронном виде. В 2015 году при поддержке Администрации Президента и лично первого замруководителя АП РФ В.В. Володина была запущена бесплатная площадка для открытой публикации работ <a href=nauchkor.ru>«Научный корреспондент»</a>, однако до сих пор немногие университеты были готовы сделать первый шаг к открытости.

Теперь в дорожной карте ИРИ открытая публикация работ обозначена в качестве обязательной процедуры для всех российских вузов, которая призвана обеспечить общественный контроль. Кроме того, предлагается провести централизованную проверку всех работ, чтобы получить реальный срез качества высшего образования в России.

По итогам 2015-2016 учебного года выпускные работы студентов открыто опубликует Санкт-Петербургский государственный университет и, возможно, еще несколько ведущих вузов. А в следующем, по-видимому, к этой практике перейдет уже вся система российского высшего образования. «Частный корреспондент» приводит отрывки публикаций в СМИ на эту тему.

Информационная волна началась с публикации в газете «Известия»:

«В следующем году учебные учреждения должны будут начать выкладывать дипломные работы студентов в интернет. Формат публикации, правила доступа к ним и другие критерии будут разработаны до конца 2016 года рабочей группой «Интернет+Образование» при Институте развития интернета. Об этом говорится в проекте «дорожной карты», которая, по словам нескольких членов группы, получила предварительное одобрение в Минобрнауки.

По словам президента Ассоциации интернет-издателей Ивана Засурского, который также входит в рабочую группу «Интернет+Образование», после публикации в интернете работы всех студентов будут централизованно проверены системой «Антиплагиат». Это позволит понять, какие вузы хорошо обучают студентов, а какие — только на бумаге».

Новость подхватили «Вести.Ru», «РИА Новости» и «АиФ», а затем на сообщение начали реагировать региональные СМИ – от Владивостока и Урала до Ингушетии. За несколько суток тема обросла новыми трактовками и комментариями, ниже приведены некоторые из них.

«Челны ЛТД»:

«Вузы могут обязать со следующего года выкладывать дипломные работы студентов в интернет, чтобы их можно было проверить на плагиат, пишут "Известия". Президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский уже официально обратился в Рособрнадзор и администрацию президента с просьбой разрешить такую процедуру. "Считаю, что имеет место мошенничество в особо крупных масштабах. Проверку работ мы проведём с помощью компании "Антиплагиат". Главное для нас — понять реальную ситуацию с высшим образованием", — цитирует Засурского газета.

Заметим, что программы "Антиплагиат" сейчас используются при проверке диссертаций ученых в России. И те из них, кто копировал чужие работы, очень часто вынуждены теперь краснеть за это.

Если это предложение будет принято, покупать готовые дипломные, курсовые, контрольные работы станет невыгодно. Сейчас студенты их часто покупают у тех же преподавателей, получая взамен "гарантию" защиты. Понятно, что получение реальных знаний по специальности при таком порядке становится ненужным...».

«Пять углов»:

«Уже в 2017 году у вузов может появиться обязанность выкладывать все дипломные работы своих студентов в сеть, где любой желающий сможет проверить их на антиплагиат. На самом деле университеты и сейчас должны размещать на просторах интернета все выпускные работы, но пока проверкой их оригинальности учебные заведения занимаются сами.

Такая самостоятельность, по мнению Ивана Засурского, автора идеи и президента Ассоциации интернет-издателей, открывает вузам бесчисленные возможности для подтасовок. Прозрачность результатов проверки дипломов обеспечат только всеобщий доступ и сторонние инспекции. Эти же инспекции смогут, по мнению Засурского, в красках показать реальный уровень подготовки молодых специалистов.

Минобрнауки предложение Ивана Засурского показалось стоящим, и инициатива уже получила предварительное одобрение».

ФБА «Экономика сегодня»:

«Проверку предполагается проводить путем выкладывания работ в интернет с помощью компании "Антиплагиат". Только так, по мнению Засурского, можно будет оценить истинные масштабы бедствия в высшем образовании, последовавшего в результате массового копирования источников. Сейчас вузы проверяют работы на уникальность самостоятельно, однако такой способ проверки не защищает от подтасовок, цитирует regnum.ru Ивана Засурского. Сам глава Ассоциации называет положение с повальным копипастом "мошенничеством в особо крупных масштабах".

Механизм проведения проверок пока детально не разработан. Известно, что по их итогам будут публиковаться только общие данные без указания вузов. Одновременно в Минобрнауки заявили, что проверочные программы "Антиплагиат" разработаны в инициативном порядке и никак не аттестованы и не аккредитованы при этом ведомстве.

По данным Ассоциации, положение дел – действительно катастрофическое. Работные сайты изобилуют встречными предложениями по написанию студенческих работ всех категорий, от курсовика до диплома. А недавно возглавивший ВАК Владимир Филиппов рассказывает, как студент журфака МГУ вместо реферата по "Слову о полку Игореве" принес переписанную своей рукой статью Дмитрия Сергеевича Лихачева и получил зачет».

Academica.ru:

«Президент ассоциации интернет издателей, входящий в рабочую группу, ранее официально обращался в Рособрнадзор и администрацию главы государства о проведении независимой общественной экспертизы дипломных работ студентов выпускных курсов. Свою позицию он объяснил наличием большого мошенничества со стороны выпускников ВУЗов и отдельных преподавателей, которые довольно часто используют чужие материалы для защиты своего диплома о высшем образовании. Проверку этих работ может провести компания «Антиплагиат», у которой существуют современные и устойчивые программы. Единственное препятствие на сегодняшний день – это отсутствие у компании аккредитации на осуществление деятельности, которую должно выдать профильное образовательное ведомство.

Для проверки дипломных работ требуется согласие учебных заведений, определение чётких и прозрачных правил, установление мер ответственности должностных лиц и авторов дипломных работ при обнаружении случаев плагиата.

Отсутствие должного общественного контроля в этом вопросе приводит иногда к вымогательству денег у студентов ВУЗов. Так, например, в Пензенской области руководитель учебного заведения высшего образования разработал преступную схему, в соответствие с которой студенты должны были покупать у преподавателей готовые контрольные и дипломные работы с последующей гарантией их защиты. Следователи выяснили, что подобной «услугой» воспользовались порядка 350 учащихся, а общая сумма доходов преступной группы составила 7 миллионов рублей.

Общественная экспертиза дипломных работ позволит не только выявить недобросовестных студентов и преподавателей, но и существенно улучшить качество подготовки будущих специалистов».

«Национальная служба новостей» получила комментарий у советника Президента России, председателя Института развития интернета Германа Клименко:


«Эта идея очень старая. Она была в наших дорожных картах с момента создания Института развития Интернета. Этот проект важен, потому что дипломы, выложенные в публичный доступ, позволяют понять, что происходит с образованием – хорошо там всё или плохо. Проект трудный, так как существуют и правовые аспекты, и секретные – наверняка есть вузы, которые по ряду причин выкладывать работы не будут. Но сама по себе идея очень хорошая. Дипломы наружу – это качественное образование, которого нам иногда не хватает», — рассказал Клименко.

Он также привел в пример уже работающую систему, придуманную преподавателем кафедры новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ Иваном Засурским. Этот проект называется «Вернадский» - в нем выложены выпускные работы студентов кафедры.

«Засурский создал прототип этой системы (открытого доступа к дипломам – НСН) – портал "Вернадский". Туда студенты кафедры новых медиа и теории коммуникации выкладывают свои работы, и они находятся в открытом доступе», — сообщил Клименко.

Он также сообщил, что Иван Засурский входит в группу «Интернет+Образование» при ИРИ, которая займется созданием проекта открытого доступа к дипломным работам российских студентов. Отметим, что основная цель проекта – борьба с плагиатом, которого, по мнению инициаторов запуска такой системы, в студенческих работах в последнее время стало слишком много».

«Первое подмосковное радио» опубликовало интервью с Иваном Засурским:

«– Иван Иванович, для чего нужна публикация дипломов?

– Сейчас много говорят о том, что студенты не устраиваются по специальности. Сейчас нет распределения, предполагается конкурсное трудоустройство. И работодатель должен видеть, кого он берёт на работу. Это гораздо более прогрессивная система, чем распределение, но без публикации дипломов запустить её не удастся.

– Получается, что это в первую очередь нужно самим выпускникам вузов?

– Конечно! Сейчас много говорят о том, что вузы оторваны от реальных потребностей общества. С другой стороны, говорят, что бренд вуза много значит. Но любой студент, который написал хороший диплом, должен иметь возможность продемонстрировать свою работу. Обидно, если она пропадёт.

– Но, как известно, не все пишут диплом самостоятельно. Получается, компания может выбрать студента, который просто купил работу.

– Знаете, это отдельный вопрос, но здесь тоже есть решение. Сейчас написание фальшивых работ – это один из огромных рынков в системе образования. В Пензе одного ректора даже, кажется, засудили за то, что он создал при университете две компании, которые писали за студентов дипломы. В некоторых городах я видел даже наружную рекламу «Пишу курсовые, дипломы». Мы находимся в центре эпидемии фальшивок. По моим ощущениям, за последние 25 лет мы произвели от 20 до 60 миллионов фальшивых специалистов. То есть людей, которые получили квалификацию, а в действительности, возможно, не в состоянии даже анализировать литературу по своей специальности, у них просто отсутствуют необходимые знания и навыки. Нам нужно как можно скорее остановить эту бесконечную фальсификацию всего на свете. И лучше начать со студентов. Если студент нормально напишет свой диплом, то диссертация у него будет как надо.

– Опубликованные работы будут в свободном доступе?

– Работы будут в доступе с будущего года. Но уже сейчас каждый студент, неважно, в каком он вузе, может бесплатно опубликовать свой диплом на специальном ресурсе «Научный корреспондент» - научкор.рф.

– А можно как-то обезопасить свою работу от кражи?

– Публикация – это единственный способ защитить свою работу. Потому что если она опубликована, то любой антиплагиат-сервис найдёт её. У нас на журфаке был случай, когда одна женщина из пяти дипломов наших студентов сделала себе докторскую диссертацию. Мы бы никогда об этом не узнали, но поскольку наши дипломы опубликованы, то люди, которые следили за деятельностью этой дамы, обнаружили их в Интернете. А если бы работы наших студентов не были опубликованы, она бы так и осталась доктором наук.

– Все вузы согласны публиковать дипломы своих выпускников?

– Это не вопрос вузов. Это вопрос Рособрнадзора. И Рособрнадзор поддерживает эту идею».

Особый интерес представляет мнение вузов и студентов, на которых ориентированы грядущие реформы. Региональная газета «Знамя труда» собрала мнения учащихся о грядущих нововведениях:

«Карина Исмайлова, студентка АГНИ:

— У меня сразу возникает вопрос — кто и на каком уровне будет проверять дипломы на плагиат? Насколько неподкупен и компетентен будет этот орган?

Конечно, если представить, что эта процедура получит удачное исполнение, то дипломированные специалисты перестанут выпускаться пачками, а успешно защитить диплом смогут лишь действительно достойные. Но с другой стороны, для большинства студентов заменить выжимки из учебников и статей на собственный, рукописный текст — задача не из простых. Что теперь? Не идти в ВУЗ?

Алексей Козюров, студент магистратуры КФУ:

- Диплом перед защитой проверял мой научный руководитель на плагиат (неофициально так скажем). Он это сделал для моего же блага, чтобы не было вопрос. Я считаю, что нужно проверять, иначе не будет никаких свежих идей, а все будут только перетасовывать старые знания (особенно это касается гуманитарных наук, где зачастую в научных работах «льют много воды»).

Денис Детистов, выпускник АГНИ:

- С точки зрения качества образования — проверка дипломов на плагиат полезное и нужное дело, которое сильно осложнит жизнь сторонникам подхода «копировать-вставить». Но нанося проверкой на плагиат удар по лентяям, одновременно можно зацепить тех, кто просто оказался пленником сложных жизненных обстоятельств. Против этой системы говорит и факт, что многие научные тексты, типовые расчетные методики чрезвычайно затруднительно передать как-либо иначе, своими словами. Поэтому справедливее было бы подвергать проверке не работу целиком, а лишь ее отдельные, принципиально важные для образовательного процесса части, где и должна проявиться самостоятельная работа студента».

Мнение представителей вузов разделилось. «Известия» приводят комментарии двух экспертов, проректор СПбГУ Алексей Заварзин сообщил, что одобряет инициативу и считает, что согласуется с политикой открытости, которую проводит университет:

«— Мы выступаем за честность, порядочность и корректность. Мы у себя и так проверяем работы студентов, и от этой проверки ничего не изменится для нас, — рассказал Заварзин. — Кроме того, мы публикуем в открытом доступе работы наших студентов. Ведь в России много историй о списанных докторских работах. Когда человек готовит работу, он понимает, что любой сможет с ней ознакомиться, и если кто-то сделал заимствование, то рано или поздно оно всплывет».

Иная точка зрения у ректора Академии интеллектуальной собственности Ивана Близнеца:

«Тем не менее ректор российской Академии интеллектуальной собственности Иван Близнец уверен, что работы публиковать в общем доступе не стоит. Они могут быть выложены на сайте учебного учреждения, но доступ к ним должен иметь ограниченный круг лиц, чтобы избежать заимствования идеи, которые использовал студент в своей работе. А что касается проверки системой «Антиплагиат» всех работ студентов, то этого, по мнению Близнеца, также делать не нужно. Каждый вуз должен самостоятельно делать проверку дипломов студентов».

Как пишет BFM.ru, неодобрительно отнесся к инициативе заведующий кафедрой Мировой литературы и культуры МГИМО Юрий Вяземский:

«Я считаю, что это просто трата усилий. Нам надо сельское хозяйство поднимать, импортозамещением заниматься. Много важных задач стоит, вот это надо решать, а не заниматься студентами. Каждый вуз должен прилично этим заниматься, зачем это делать централизованно? Чтобы развести еще новых бюрократов? У Платонова есть такой роман «Чевенгур», там есть одна сцена, когда собирается ячейка, чтобы усложнить жизнь, говорит, что, если жизнь усложнить, усложнить ее сильно, то тогда буржуи нас не одолеют. И вот они думают, как бы усложнить жизнь колхоза, по-моему, это из этой серии. А то скоро дойдем до того, что студентов выгоним с саблями, чтобы они рубили вражеские голоса, это тоже у Платонова. Не надо нам «Чевенгура», хочется, чтобы Россия была счастливая, богатая и с собственными продуктами».

Вопросы также возникли у директора Института образования ВШЭ Ирины Абанкиной, комментарий которой приводит ИА REGNUM:

«Многие из подобных процедур, в том числе проверка на «Антиплагиате» так или иначе существуют в вузах страны, но есть и некоторые тонкости, которые надо учитывать. Если вы на основании своей работы, выложенной в публичное пространство, потом собираетесь сделать статью в научный журнал, то, конечно, вам придется полностью переписать работу. Воспользоваться уже выложенной работой будет проблематично. Любые дипломные работы, которые защищаются, они статуса публикации не имеют. Хотелось бы понять, какой статус будет у этой открытой публикации, чтобы опубликованные результаты вашей работы, не могли быть просто так присвоены. Это вопрос авторского права и дальнейшего использования, ведь в этих работах могут быть описаны серьезные научные изыскания, результаты экспериментов с выложенными научными результатами, все это должно быть защищено. Я за прозрачность, но совмещенную с защитой авторских прав».

Проблему с авторским правом ИА REGNUM прокомментировал партнер адвокатского бюро «Тонкий и Партнеры» Денис Степкин:

«По закону об авторском праве, такое право на произведения возникает в момент его создания, то есть специальная регистрация не требуется. Если студент написал какую-то работу, то он априори обладает авторским правом на это произведение. От того, что он его выложил в интернет, его авторское право не перестало ему принадлежать», — отметил юрист.

Тем не менее он подчеркнул, что сложности могут возникнуть у авторов тех работ, в которых содержатся уникальные технические решения, которые больше относятся к вопросу патентования.

«Проблемы могут возникнуть у людей, которые написали дипломы, в которых содержаться описания каких-то полезных моделей, технических образцов. То есть не то, что касается авторского права на статью, сколько авторского права на объект изобретения. Такие изобретения защищаются больше патентным правом. Как студент, автор вряд ли сможет пройти процедуру патентования этой модели, а защититься иначе он не сможет. Есть один выход — писать диплом так, чтобы из него не было понятно, что он там изобрел, а само изобретение представлять на защите в качестве закрытого показа», — заключил собеседник агентства».

Некоторые образовательные учреждения перешли к практике проверки и публикации в инициативном порядке, один из примеров – Череповецкий государственный университет, об этом сообщает ИА «Вологда Регион»:

«К сентябрю все дипломы выпускников Череповецкого госуниверситета 2016 года появятся в Интернете.

«Это было бы уже сделано, но пока не позволяют технические возможности сайта», - рассказал «ИА Вологда Регион» директор Гуманитарного института ЧГУ Александр Чернов.

Каждая работа будет проверена системой «Антиплагиат», а затем размещена в сети. Такие меры позволят оценить качество образования в вузах, считают представители рабочей группы «Интернет+Образование» при Институте развития интернета - инициаторы проекта. Согласно приказу Минобрнауки, вузы обязаны проверять работы.

В Череповецком государственном университете такая практика существует уже давно. К каждому диплому должна идти справка о том, что работа прошла проверку на плагиат. В спорных случаях, по словам Александра Чернова, диплом может быть оценен не одной программой, а несколькими. Однако, большого количества заимствований в работах на таких специальностях, как, например, «Журналистика» или «Связи с общественности», не бывает, так как это специальности - творческие.

Полный доступ к работе будет только у студентов, сотрудников университета и так далее. С ознакомительной версией сможет ознакомиться любой желающий».

Газета «Уральский рабочий» приводит комментарий доцента Уральского государственного экономического университета Сергея Рогожина:

«– На мой взгляд, предложение Ивана Засурского хорошее, подобная система повысит ответственность студента, и, что важно, оригинальная научая работа может стать основой для портфолио, которое заинтересует работодателя и покажет эффективность нашего образования, — говорит проректор по учебной работе, кандидат физико-математических наук, доцент Уральского государственного экономического университета (УрГЭУ) Сергей Рогожин. — Со своей стороны, мы уже ввели подобную практику и в 2015 году создали специальный электронный ресурс — сервис загрузки выпускных квалификационных работ (portfolio.usue.ru/published), куда все студенты в обязательном порядке выкладывают свои дипломы. С 2012 года в университете используется и система автоматической проверки текстов на наличие заимствований из общедоступных сетевых источников — «Антиплагиат». В ней мы предусмотрели загрузку даже курсовых, что позволит в будущем оценивать научную глубину работ каждого студента как преподавателям, научным руководителям, так и работодателям, — поясняет Сергей Алексеевич.

Сергей Рогожин отметил ключевую вещь — высшее образование студент получает не просто ради удовольствия, это система знаний, которые он потом проявляет в работе, и не способный самостоятельно и оригинально мыслить сотрудник — следствие в том числе и плохо отлаженной системы контроля в вузах.

К сожалению, поскольку в разгаре приемная кампания, не все ключевые уральские вузы смогли прокомментировать свое отношение к проблеме плагиата, но даже в коротких беседах специалисты университетов единогласно отмечали, что повышение качества дипломных, научных работ, их оригинальность — задача крайне важная для современного российского образования».

Напомним, что практика открытой публикации полных текстов выпускных квалификационных работ уже введена в 2015-2016 уч. г. в СПбГУ, который в текущих условиях занимает позицию вуза, устанавливающего стандарты российского высшего образования. Вероятно, наработки СПбГУ будут использованы при детальной разработке механизмов проверки и публикации выпускных квалификационных работ в России.

За развитием темы можно следить в соответствующем разделе Яндекс.Новостей, где появилось уже более полусотни сообщений.

Чтобы узнать больше об открытой публикации работ, смотрите мультфильм «Научкор.рф».


Автор: Агент Ноосферы

Источник: chaskor.ru


0



Для лиц старше 18 лет