Пыль может способствовать возникновению жизни на планетах с "вечным" днем

Космические исследования
10 июня 18:00

5ee00d50cd3d3e0001fea632

Как выяснили ученые, на темном полушарии пыль будет прогревать атмосферу, а на дневной стороне она будет охлаждать воздух.

Астрономы выяснили, что предположительно безжизненные планеты, на одном из полушарий которых постоянно царит день, могут быть пригодными для жизни, если их атмосфера содержит в себе много пыли. Об этом во вторник сообщила пресс-служба Университета Эксетера со ссылкой на статью в журнале Nature Communications.

"Пылевые бури на Марсе и Земле обычно охлаждают поверхность планеты, однако на подобных планетах, постоянно повернутых одной стороной к звезде, их эффект будет совсем другим. На темном полушарии пыль будет прогревать атмосферу, тогда как на дневной стороне она будет охлаждать воздух. Это сделает эти миры более пригодными для жизни", - заявил Айэн Бутл, планетолог из Университета Эксетера (Великобритания), чьи слова приводит пресс-служба вуза.

За последние 10 лет астрономы открыли свыше четырех тысяч планет вне пределов Солнечной системы, несколько десятков которых находятся в так называемой "зоне жизни" и могут быть обитаемыми. Их открытие побудило планетологов и астробиологов приступить к разработке методов, которые бы позволили оценить пригодность к жизни, или же попытаться найти ее следы в их атмосфере.

Одной из главных проблем для подобных поисков сегодня считается то, что значительная часть землеподобных планет, открытых внутри "зоны жизни" у красных карликов и прочих небольших звезд, находится в состоянии так называемого приливного захвата.

В некоторых случаях, как объясняют Бутл и его коллеги, гравитационные взаимодействия между светилом и его спутниками приводят к тому, что вращение планет вокруг своей оси и по орбите синхронизируется таким образом, что они постоянно "смотрят" на звезду только одной стороной. В результате этого на одной стороне планеты будет царить вечная ночь, а на другой - вечный день.

Пыль и жизнь

Астрономы предполагают, что огромная разница в температуре между полушариями, а также экзотические климатические последствия подобной синхронизации вращения планеты и светила должны делать подобные миры непригодными для зарождения и формирования жизни. Британские исследователи выяснили, что это далеко не всегда так, просчитывая то, как пыль влияет на климат землеподобных планет.

Замеры орбитальных зондов показывают, что ее частицы присутствуют в атмосфере Марса, Земли и Венеры. По аналогии они должны существовать в атмосфере всех каменистых экзомиров, если их поверхность не покрыта полностью океанами. Несмотря на это, влияние пыли на климат, температуру и свойства атмосферы, как отмечают Бутл и его команда, практически не изучалось в прошлом.

Британские планетологи восполнили этот пробел, просчитав действие разных количеств пыли на атмосферы аналога Земли, вращающегося вокруг солнцеподобной звезды, и планеты в состоянии приливного захвата, похожей по своим свойствам на Проксиму b, единственный спутник Проксимы Центавра, ближайшей к нам звезды. Сегодня астрономы считают, что на ее поверхности вряд ли присутствует жизнь, именно из-за того, что она находится в этом состоянии.

Эти расчеты неожиданным образом показали, что разброс в температурах между "дневным" и "ночным" полушариями миров, подобных Проксиме b, будет относительно небольшим, если в их атмосфере присутствуют большие количества пыли. Как показали расчеты ученых, ее появление повышает минимальные температуры на постоянно темном полушарии примерно на 30 градусов Кельвина, тогда как температуры на постоянно светлой стороне должны упасть на 40 градусов Кельвина.

Что интересно, присутствие пыли в атмосфере подобных планет не только делает их более пригодными для жизни, но и усложняет поиски ее следов для человечества. Это связано с тем, что тепловое излучение, вырабатываемое пылью, будет "забивать" сигнал, который порождают молекулы метана, озона, кислорода и других веществ, потенциально связанных с жизнедеятельностью микробов и прочих организмов. Этот фактор, как заключают Бутл и его коллеги, следует учитывать при оценке обитаемости Проксимы b и других планет такого типа.

Автор: nauka.tass.ru