С перерывом на еду и сон: краткая история труда

0   14   0

Биология
22 февр. 13:00


58aa1fa45f1be75242877c00

Как от общества первоначального изобилия человек пришел к обществу неумеренного потребления — «Теории и практики» проследили историю развития трудовых отношений, сравнили их особенности в различные исторические периоды, выяснили, всегда ли труд играл важную роль в жизни людей, и подобрали несколько книг по теме.

Охотники и собиратели

Культурно-хозяйственный тип, который был распространен в эпоху палеолита, до сих пор можно встретить у некоторых племен в Австралии и Океании, Южной и Северной Америке, Африке, Азии. Антропологи долго считали, что члены охотничье-собирательских обществ тратят все время на тяжелое и утомительное добывание пищи.

Предполагалось, что из-за недостатка свободного времени (которое полностью уходит на борьбу за элементарное выживание) члены таких обществ в принципе не способны накопить излишки сверх витальной нормы. Однако оказалось, что в среднем охотник-собиратель тратит на удовлетворение первичных потребностей не так много времени, а в оставшиеся часы склонен скорее к праздности, чем к накоплению. Это объясняется тем, что охотники-собиратели воспринимают все добытое как дар, — соответственно, накапливать при таком подходе противоестественно. Американский антрополог Маршалл Салинз назвал этот тип «обществом первоначального изобилия».

Земледельцы

На заре эпохи неолита, примерно 10 тысяч лет назад, появились первые земледельческие и скотоводческие сообщества, в которых акцент с добычи в естественной природной среде сместился на искусственное производство пищи и одежды. Изменился и характер труда — он требовал большей дисциплины, ответственности, оставлял меньше свободного времени, но в итоге это привело к накоплению излишка, который можно было обменять или сохранить. Впоследствии это позволило перейти к разделению труда: появились люди, не занятые непосредственной добычей пропитания — например, торговцы или кладовщики.

Постепенно охотничье-собирательские сообщества вытеснились земледельческими. У земледельцев стали появляться профессиональные армии, которые силой выталкивали охотников-собирателей с их мест обитания. Мелкомасштабное земледелие с использованием простейших орудий труда, конечно, не требовало сложной разветвленной организации хозяйства, отсутствовало заметное социальное неравенство, а собственность зачастую оставалась общинной. Для развитого же земледелия с использованием техники требовались первые протогосударственные образования — так начала выстраиваться сложная система властных отношений и разделение на классы. На разных этапах эта классовая дифференциация выражалась как в форме рабства (например, в античном мире), так и в форме сословного разделения.

Тяжелый труд большинства населения поддерживался христианской этикой, которая говорила о труде как о наказании за первородный грех, тем самым подчеркивая его неизбежность. Протестантская этика принесла понимание труда как земного призвания — впрочем, никак не смягчив его бремя. Тем не менее в некоторых регионах количество нерабочих дней могло доходить до полугода.

Все это продолжалось до конца XVIII — начала XIX века, до серии промышленных революций, которые и сформировали «общество труда» (лат. industria — «прилежание», «старательность», «трудолюбие». — Прим. ред.).

Индустриальный тип

Этот тип сформировался под давлением научно-технического прогресса, который за счет изобретения машин освободил много рабочих рук (крестьян и ремесленников) и вынудил их переместиться в фабричное производство. Это сформировало так называемый пролетариат (с латинского proletarius можно перевести просто как «неимущие», «нищие»), который фактически стал ассоциироваться с понятием наемного работника (хотя такой тип занятости существовал и раньше).

Ловушка индустриального производства заключается в том, что рабочий день пролетария увеличивается практически бесконтрольно, но это никак не отражается на его заработной плате. Достаточно посмотреть на официальную статистику средней продолжительности рабочего дня во Франции — в 1840 году она составляла 15 часов (то есть это постоянная работа с перерывом на еду и непродолжительный сон).

Свободное время, если оно было, рабочие тратили в основном на алкоголь. Экономист и социолог Вернер Зомбарт в самом начале XX века (и это когда с продолжительностью рабочего дня стало полегче) писал: «Что же делает немецкий рабочий со своим (относительно) столь большим остатком от необходимых расходов? Тратит ли он больше на цели образования, на удовольствия, на союзы, на подати, на врачей? Ничего подобного. Все, что он сберегает после расходов на квартиру, одежду, пищу, все это он пропивает».

Ситуация стала меняться после укрепления профсоюзного движения и образования на его базе более крупных организаций. Нельзя забывать и о революциях в России и двух мировых войнах, которые путем грандиозных жертв изменили отношение к человеку. После Второй мировой войны в западном обществе формируется постиндустриальный (информационный) тип хозяйствования.

Постиндустриальный (информационный) тип

Постиндустриальное общество характеризуют непрерывный рост доли сферы услуг в общем объеме ВВП, ориентация на знания, информацию, а также высококвалифицированный труд. Расширяется прекариат — новый класс, представители которого не имеют «нормальной» работы с постоянной занятостью, стабильным заработком и социальными гарантиями, обеспеченными работодателем и государством.

Споры по поводу нового типа хозяйствования сейчас в самом разгаре. С одной стороны — это свободное время, переложение все большей части тяжелого физического труда на высокотехнологичные механизмы, ориентация на образованность населения и удивительная до сих пор свобода в выборе рода занятий, общий рост благосостояния человечества. С другой стороны — это чудовищная пропасть между самыми бедными и самыми богатыми (особенно в пределах всей планеты), рост безработицы, манипулирование искусственно навязанными потребностями, влекущими за собой неумеренное потребление.


Автор: Aleksandr Semiachko

Источник: theoryandpractice.ru


0



Для лиц старше 18 лет