Исследователи из Массачусетского технологического института оценили, какие параметры сна влияют на эффективность учебы и успеваемость учащихся. Работа опубликована в журнале Science of Learning.
Изначально работа планировалась как исследование, показывающее связь физических нагрузок и успеваемости. Испытуемым — студентам MIT — раздали устройства, записывающие их активность. Затем часть из них записалась на курс интенсивных фитнес-занятий, а другие остались на прежнем, привычном уровне физнагрузок.
Однако между этими двумя группами не появилось разницы в результатах учебы. Но когда ученые стали анализировать данные, снятые трекерами, то обнаружили, что есть другая корреляция.
Устройства записывали режим сна участников эксперимента. Авторы отмечают, что влияние времени сна на эффективность само по себе не удивительно и прогнозируемо, но его степень поразительна. Как выяснилось, студенты, которые спали шесть с половиной часов, показывали вдвое худшие результаты, чем те, кто спал всего лишь на час больше. Кроме того, резкое ухудшение эффективности учебы обнаружилось у тех, кто ложился спать в два часа ночи и позже. Не спасал даже более длительный сон, который был одинаково эффективен для всех остальных — как тех, кто ложился в 10 вечера, так и тех, кто отправлялся спать в первом часу ночи.
Еще одна неутешительная новость от авторов заключается в том, что принцип «учить всю неделю по ночам, выспаться хорошенько перед экзаменом и пойти на него со свежей головой» не работает. Единоразово полученные дополнительные часы сна не помогают лучше отвечать на вопросы, и эффективность не меняется. «Мы слышали фразу: "Выспитесь, у вас завтра важный день", — говорит соавтор работы доктор Джеффри Гроссман, профессор MIT. — Оказывается, это никак не связано с результатами испытаний. Вместо этого важнее всего сон, который вы получаете в те дни, когда происходит обучение».
Авторы отмечают, что эти результаты могут быть одной из причин разницы успеваемости между юношами и девушками. У студенток режим сна в среднем ближе к рекомендованному, чем у учащихся мужского пола.
Среднее время сна, необходимое взрослому человеку, — от семи до девяти часов каждый день. Разные исследования указывают количество сна с неодинаковой точностью, но практически все данные укладываются в этот интервал. Точная цифра зависит от индивидуальных особенностей, однако в среднем сон менее семи часов вредит: повышаются риски самых разных заболеваний, от сердечно-сосудистых и кишечных болезней до деменции.
Работа американских ученых позволяет посмотреть на проблему со стороны эффективности труда. Многие люди игнорируют предостережения медиков, потому что полагают, будто лишний час, который удалось «урвать» у сна, поможет эффективнее решить рабочие или учебные задачи. Но, судя по данным исследования, скорее всего, такой подход обеспечит и проблемы со здоровьем, и неприятности в институте или офисе.
Впрочем, вопрос требует дальнейшего, более подробного изучения: корреляция — еще не залог наличия причинно-следственной связи. «Хотя я не сомневаюсь, что урезанный и более изменчивый сон будет вредить оценкам ученика, возможно, плохая успеваемость ведет к укорачивающемуся и более нестабильному сну, а не наоборот. Или какой-то третий фактор, например СДВГ, может самостоятельно привести к плохим оценкам и плохому сну», — отмечает Роберт Стикголд, профессор психиатрии в Гарвардской медицинской школе, который не принимал участия в этом исследовании.
Комментарии:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв