TESS открыл две новых молодых экзопланетных системы

Космические исследования
15 июля 13:00

60f03ce8e4dde50001ea8b84

Космический телескоп TESS отыскал две новых молодых экзопланетных системы. Их возраст не превышает нескольких сотен миллионов лет, а их дальнейшее изучение позволит лучше понять механизмы формирования короткопериодных экзопланет. Статья опубликована в журнале The Astronomical Journal.

Проверять и уточнять теоретические модели формирования планет (которое происходит в протопланетном диске) и их эволюции (которая происходит после рассеивания диска) можно разными способами. Можно сравнивать результаты смоделированных и наблюдаемых популяций экзопланет, определять зависимости частоты появления экзопланет от свойств звезд, таких как масса или металличность, или сосредотачиваться на изучении отдельно взятых систем, которые бросают вызов общепринятым представлениям о процессе рождения планет.

Особую ценность для экзопланетологии представляют молодые экзопланеты (возрастом менее одного миллиарда лет), так как их свойства еще не претерпели сильных изменений после завершения процесса формирования планеты. Однако на сегодняшний день среди нескольких тысяч открытых экзопланет лишь несколько процентов из них можно считать молодыми.

Группа астрономов во главе с Кристиной Хеджес (Christina Hedges) из Исследовательского центра Эймса сообщила об открытии двух новых молодых экзопланетных систем TOI 2076 и TOI 1807, сделанных космическим телескопом TESS, который наблюдал транзиты планет по дискам родительских звезд. В дальнейшем открытия были подтверждены при помощи наблюдений ряда наземных телескопов.

TOI-2076 представляет собой яркую звезду спектрального класса К, масса которой составляет 0,85 массы Солнца. Вокруг нее обращаются три экзопланеты с радиусами 3,28, 4,43 и 4,14 радиуса Земли. Год на самой близкой к звезде планете длится 10 дней, она получает от своей звезды в 400 раз больше ультрафиолетового излучения, чем Земля от Солнца. Возраст системы составляет 204 миллиона лет, а находится она в 136,6 световых годах от Солнца.

TOI-1807 также является звездой К-типа, ее масса составляет 0,75 массы Солнца. Вокруг нее обращается одна экзопланета с радиусом 1,8 радиуса Земли, год на ней длится всего 13 часов. Планета получает от звезды в 22 тысячи раз больше ультрафиолетового излучения, чем Земля от Солнца. Возраст системы составляет 180 миллионов лет, а находится она в 138,8 световых годах от Солнца.

Астрономы отмечают, что TOI-1807b представляет собой одну из наиболее интересных целей для спектроскопического поиска атмосферы и изучения ее состава при помощи космического телескопа «Джеймс Уэбб», а дальнейшее изучение обеих систем позволит лучше понять механизмы формирования короткопериодных экзопланет.

Ранее мы рассказывали о результатах двухлетней работы TESS и его открытиях в области астрофизики.

Автор: Александр Войтюк