Тысяча изобретений велосипеда. От костотряса до планетохода

0   34   0

Механика
1 дек. 12:29


565d68845f1be71e220002be

В разное время у него то не было педалей и руля, то одно колесо было больше другого, то корпус изготавливался из дерева… Велосипед сочиняли всем миром. Как изобретатели не поубивали друг друга за патенты, неизвестно, но модификаций велосипеда тысячи. Мы решили разобраться в этом сумасшествии и рассказать о важнейших вехах его уже почти двухсотлетней истории.

Обычный вечер вторника, площадка перед одним из павильонов на ВДНХ. Человек в камуфляже едет на велосипеде старинной модели «пенни-фартинг». Той самой, где одно колесо огромное, а другое малюсенькое. За рулём один из крупнейших в мире знатоков велосипедного дела — Андрей Мятиев.

Андрей ведёт нас по залам выставки, на которой представлено 150 моделей велосипедов из коллекции, собранной им почти за тридцать лет.

— Велосипед — это первое в истории личное самодвижущееся транспортное средство. Личное! — подчёркивает Мятиев. — Другие — пароход, поезд — не были индивидуальными.

— А лошадь?

— Лошадь надо было кормить, ухаживать за ней. Нельзя было сесть на неё и поехать куда глаза глядят, в кругосветное путешествие. Именно велосипед подарил человеку настоящую свободу передвижения.

Про свободу одними из первых поняли феминистки XIX века. Они взяли велосипед в союзники — и не прогадали. Дело в том, что дамы не могли кататься на нём как минимум по двум причинам: в классическом женском наряде это было страшно неудобно, да и неприлично. Но самые смелые представительницы слабого пола добивались своего. В итоге для езды был придуман так называемый дамский рациональный костюм с шароварами. Феминистки ликовали и всячески прославляли женский велоспорт, женские права и брюки, которые в первую очередь разрешили носить наездницам и велосипедисткам.

Фото: wikimedia commons

Фото: wikimedia commons

Часть 1. Легенды и машина для бега

// Эпоха Возрождения-1817 год

У этого благородного вида транспорта много отцов. Некоторые из них мифические. Одна из легенд приписывает авторство Леонардо да Винчи. Мол, в его дневниках есть чертёж устройства, напоминающего велосипед — правда, без сиденья, руля и возможности поворачивать переднее колесо. Андрей Мятиев сомневается в достоверности изображения:

Велопоп

Так историки назвали велосипед, сделанный в начале 20-х годов прошлого столетия. На этой модели крутящий момент создают не ноги, а ягодицы. При этом сиденье прикреплено к трубе, которая соединяет руль с задним колесом и напоминает паровозный поршень. Человек отталкивается от подставочки для ног, которая находится на уровне колёс, приседает, «поршень» опускается, делает круговое движение, заднее колесо крутится — велосипед едет. Очень важно было поддерживать определённый ритм при езде, иначе устройство превращалось в катапульту и выбрасывало седока из седла.

— Считается, что рисунок был подделан студентами, которые разбирали архив Леонардо да Винчи, в 70-е годы XX века. Он, конечно, гений, но и он вряд ли мог придумать с нуля такую конструкцию. Современный велосипед прошёл долгий путь проб и ошибок, и это видно на рисунке, вот в чём фокус.

Другая легенда гласит, что примерно в 1801 году первый велосипед — двухколёсный, цельнометаллический — сконструировал крепостной уральский крестьянин Ефим Артамонов. И сгонял на нём в Москву на коронацию императора Александар I, за что получил вольную.

Трогательно. Но…

— Ни в документах, ни в газетах того времени Артамонов не упоминается. Эту историю начали раскручивать в начале XX века, когда нужно было создать иллюзию приоритета России во всех сферах. Тогда у Артамонова появились имя, отчество, годы жизни и масса других подробностей. А тот велосипед, что ему приписывается, был создан на сто лет позже.

Известна также история о том, как в 1791 году во Франции граф де Сиврак построил деревянный двухколёсный самокат, «ездить» на котором надо было, отталкиваясь от земли. Но документальных подтверждений этому не сохранилось.

— Чтобы не плодить домыслы, исследователи договорились, что первый реальный прототип велосипеда создал в 1817 году немецкий барон Карл Фридрих фон Дрез, — резюмирует Андрей. — Он свою «машину для бега» запатентовал.

Эта машина не была велосипедом в современном смысле, поскольку, чтобы катиться, нужно было постоянно отталкиваться от земли. Зато переднее колесо было поворотным, что позволяло даже выписывать круги. В России это устройство стали называть «дрезиной». Оно также послужило прототипом той дрезины, что бегает по рельсам.

Фото: wikimedia commons


Продолжение читайте на сайте "Кот Шредингера": http://kot.sh/statya/726/tysyacha-izobreteniy-velosipeda


Автор: Светлана Соколова, Юлия Шуляк

Источник: Кот Шрёдингера


0



Для лиц старше 18 лет