Ученые выступили за открытую публикацию данных о SARS-CoV-2

Медицина и здравоохранение
9 февр. 18:00

60228b12ccefde0001ab540c

Сотни ведущих ученых подписали открытое письмо за свободный обмен данными о расшифровке геномов вируса SARS-CoV-2. Письмо было опубликовано 29 января на сайте COVID-19 Data Portal.

Авторы письма предлагают публиковать научные данные о SARS-CoV-2 на портале International Nucleotide Sequence Database Collaboration (INSDC). Это облегчит обмен научной информацией и сделает ее доступной для всех желающих, что поможет людям эффективнее бороться с пандемией коронавируса.

Наиболее важными для ученых данными являются расшифровки геномов вируса. С января этого года исследователи опубликовали в интернете огромное количество расшифровок. Однако большая часть этих данных была размещена на сайте международной базы GISAID, которая на данный момент содержит более 450 тыс. вариантов геномов SARS-CoV-2.

Согласно правилам GISAID, для доступа к базе пользователи должны себя идентифицировать. Им также запрещено использовать данные без разрешения автора. Это означает, что другие ученые не смогут публиковать собственные основанные на этих данных исследования. Ученые, анализирующие связь между вариантами SARS-CoV-2 и создающие эволюционные деревья, в своих публикациях должны перенаправлять людей обратно на сайт GISAID.

Пользовательское соглашение и защита авторских прав являются одними из преимуществ GISAID, из-за чего многие исследователи публикуют свои данные именно там. Ученые могут обмениваться результатами своих исследований, не опасаясь, что их присвоят другие люди. «Причина, по которой так много лабораторий предоставили GISAID геномы SARS-CoV-2, заключается именно в соглашении о доступе к данным, которое ограничивает публичное повторное использование», — говорит Себастьян Маурер-Стро, биоинформатик Агентства науки, технологий и исследований (A*STAR) в Сингапуре.

Однако директор Европейского института биоинформатики (EMBL-EBI) и один из авторов письма Рольф Апвайлер утверждает, что открытость данных о геномах SARS-CoV-2 имеет решающее значение для быстрого реагирования на угрозу здоровью человека.

Автор: Екатерина Семина