Управлять ветром

0   4   0

Строительство. Архитектура
13 апр. 11:32


570e04265f1be75681d6f5df

Прежде чем построить здание, а тем более квартал, архитекторы должны просчитать множество разных параметров: устойчивость несущих стен, расстояние между подъездами, допустимый наклон крыш. А ещё им важно понимать, в каких направлениях и с какой силой будет гулять ветер между новостройками. Ведь если чего-то не учесть, воздушный поток вполне может сорвать кровлю или обрушить козырёк подъезда. За поведением ветра градостроители наблюдают при помощи огромной аэродинамической трубы, в которой удалось побывать и нашему корреспонденту.

В серебристо-синем чреве

— Есть там кто, в трубе? — спрашивает по телефону Алёна Злотникова, пресс-секретарь Московского государственного строительного университета, на территории которого в прошлом году построили самую большую в России аэродинамическую трубу.

Получив положительный ответ, девушка предлагает мне следовать за ней. Мы идём длинными переходами, которые сами по себе напоминают гигантскую трубу. Вдруг перед нами возникает дверь. За ней обычный кабинет. Там сотрудники МГСУ собирают из деревянных панелей макет аэропорта. Прямо из этой комнаты через другую дверь мы попадаем в чрево трубы.

У входа деревянная табличка: «Большая градиентная аэродинамическая труба. Длина — 19 метров. Ширина — 4 метра. Высота — 2,5 метра. Максимальная скорость в рабочей зоне — 31 м/с».

Труба похожа огромную серебристо-синюю змею, ползущую под землёй. 19 метров — это только её рабочая зона, общая длина составляет около 92 метров. Мы стоим внутри трубы, но ветра не чувствуем — гигантская установка выключена.

Максимальная скорость, до которой она разгоняет воздух, — 31 метр в секунду. По шкале Бофорта это «жестокий шторм». Именно такая скорость ветра была зафиксирована во время урагана, обрушившегося на Москву летом 1998 года. Тогда погибли 8 человек, свыше 150 получили ранения. Почти тысяча домов осталась без электричества, более двух тысяч зданий были серьёзно повреждены. Общий ущерб от урагана превысил миллиард рублей.

Фото: Дамир Давлетбаев

Фото: Дамир Давлетбаев

— Вот сюда! На этот круг становиться нельзя, — предупреждает нас сотрудник лаборатории инженер Владислав Поддаев, — тут мы укрепляем макеты со зданиями, и они продуваются…

— Всеми ветрами? — спрашиваю, перешагивая запретный круг.

— Не всеми, конечно, а только смоделированными. Такая большая рабочая зона нужна для того, чтобы мы могли расставить некоторые препятствия, подобные городской застройке. Мы моделируем с их помощью разные формы турбулентности.

— То есть вы можете «вызвать» ветер любой силы и направленности?

— В принципе, да. Идёмте, я покажу вам пропеллеры.

Фото: Дамир Давлетбаев

Фото: Дамир Давлетбаев

Не дать ветру удариться

Пропеллеры, должна я вам сказать, — это самое прекрасное в трубе: на них запросто мог бы взлететь отряд гигантских Карлсонов. От пропеллеров мы идём по маршруту, который ветер прокладывает каждый раз, когда установка включается. Синий коридор тянется словно в бесконечность. Протискиваемся сквозь специальные поворотные лопатки — они немного закручивают, перенаправляют ветер, не давая ему ударяться о стенки трубы. Это нужно, чтобы воздушный поток не терял скорость на поворотах.

Я замечаю, что некоторые лопатки подвижны — они выдвигаются почти так же, как закрылки на самолётном крыле. Теоретически можно построить трубу без дополнительных конструкций вроде всех этих лопаток, да вот проблема — лабораторий, где уместилась бы подобная установка, просто нет.

Полный текст материала читайте далее.


Автор: Светлана Скарлош

Источник: Кот Шрёдингера


0



Для лиц старше 18 лет