Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
///
Новосибирский государственный педагогический университет (ФГОУ ВПО НГПУ)
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 595,4 КБ
Enter the password to open this PDF file:
-
Либеральные реформы 1860-1870-х гг.: образы и оценки на страницах современных школьных учебников России и Беларуси Аннотация. Рассматривая проблему интеграции школьного исторического образования Российской Федерации и Республики Беларусь, автор анализирует представленные на страницах школьных учебников истории образы и оценки курса либеральных реформ Александра II (1860 – 1870-х гг.). Выявляя особенности дидактического и содержательного представления учебного материала в ключевых издательствах, делаются выводы о необходимости и перспективах создания единого исторического фундамента этих стран. Ключевые слова. Интерпретация, Великие реформы, Александр II, интеграция, Республика Беларусь. На переломе XX и XXI вв. произошла грандиозная трансформация системы международных отношений, связанная с распадом Советского Союза: для постсоветских государств обозначились два противоречивых политических вектора развития. С одной стороны, прозападный – глобализационный; с другой – интеграционный (СНГ, Союзное государство Беларуси и России, ЕврАзЭс, ОДКБ и др.). Россия, опираясь в своем развитии на интеграцию практически во всех социально-политических сферах жизни с Республикой Беларусь, зачастую не рассматривает единую историческую платформу как элемент создания прочных и обоснованных взаимоотношений, а между тем современное развитие этих стран предопределено общими историческими ситуациями, где доминантой являются периоды социально-экономических преобразований. В понимании значения периодов реформирования в истории страны и жизни людей, их последствий, оказавших определенное влияние на социально-экономическую формировании составляющую объективного взгляда на определенного события круга эпохи, стран, большую актуальность на сегодняшний день приобретает изучение роли либеральных реформ 1860 – 1870-х гг. в сознании представителей большинства республик 1
бывшего СССР. В частности, это республики, выбравшие приоритет в интеграционном с Россией векторе развития. Одной из таких республик и является Беларусь, этапы союзного строительства с которой начались с Соглашения от 20 июля 1992 г. о формировании межгосударственных хозяйственных структур как основы рационализации хозяйственных связей и стабилизации крупномасштабного производства. Подтверждением заинтересованности обоих сторон в сотрудничестве является постепенное установление прочных дипломатических связей, происходящее в несколько условных этапов. В апреле 1996 г. были заложены основы интеграционных процессов между двумя государствами в подписанном Договоре об образовании Сообщества России и Беларуси. В апреле 1997 г. был подписан договор о Союзе Беларуси и России, а в мае того же года президентами Б. Н. Ельциным и А. Г. Лукашенко утвержден Устав Союза. В рамках союзного строительства был заключен Договор о создании Союзного государства, подписанный 8 декабря 1999 г. вместе с Программой действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений этого договора [7]. Заметим, что в связи с достаточно активной политикой двух государств, необходима интеграция не только в социальной, экономической, военной и других сферах, но и в системе образования, проявляющейся, в частности, в создании единой исторической платформы, характерной особенностью которой должно стать одинаковое понимание прошлого братскими народами. Обращение внимания на сопоставление интерпретаций и оценок некоторых исторических событий в системах образования России и Беларуси позволит избежать субъективных, фальсифицированных интерпретаций роли определенных исторических личностей в целостном историческом процессе, а также будет способствовать сохранению исторической памяти. В настоящее время изобилие 2 и разноречивость образов и
интерпретаций событий исторического прошлого актуализирует проблему развития у учащихся способности относиться к получаемой извне информации критически, позиционировать события прошлого, как с содержательной позиции, так и с методической точки зрения. В условиях модернизации современной информационной системы, глобализации процесса образования и неуклонного процесса трансформации исторических событий в сознании современного поколения единый фундамент исторического знания зачастую нарушается, следствием чего становится потеря национальной самоидентичности и отделение народов от единых исторических корней. На наш взгляд, необходимо создание единой системы обучения истории, включающую в себя историю «на пересечении», общий фундамент исторического знания, в т. ч. для бывших союзных республик, во избежание различий в трактовке единого исторического прошлого. Для этого необходимо, прежде всего, обратиться к учебнику истории как средству формирования самосознания гражданина нового типа. Стоит отметить, что и Российская Федерация, и Республика Беларусь в настоящее время находятся на пути обновления содержания, структуры и технологий исторического образования, что в законодательном плане нашло отражение в реализации положений ФГОС и содержании ИКС, где приоритетом признается гуманизация школьного образования [6]. По своей сути, системы образования двух стран отошли от опоры на советское обучение, и на данный момент представляют собой самостоятельно переосмысленное историческое прошлое, которое объединяет деятельностное начало на пути формирования фундаментальности и системности исторического знания. Несмотря на это, Беларусь и Россия в определенной степени имеют задатки общего исторического образования, а также единого концепта в его преподавании. Сравнивая структуру современных учебников с советскими, отдельное внимание стоит обратить на процесс минимизации значимости учебника в 3
формировании панорамной исторической картины мира школьников. В связи с переориентацией современного исторического знания на системнодеятельностный подход, нормой становится критический анализ научных и вненаучных интерпретаций прошлого, нашедший отражение в формировании структуры учебника истории. При этом структура современных учебников истории, по сравнению с советскими, в целом осталась прежней, но переориентировалась на самостоятельную комплексную работу учащихся с представленными материалами, т. к. единицей содержания школьного курса истории не может выступать отдельный исторический факт или эпизод истории. Это проявилось в увеличении количества вопросов к тексту, качеству и количеству представленного историографического материала, в становлении исторической доминантой учебников различного рода историографической информации, по большей части – документальных изображений и произведений художественной культуры, реже – факсимильных изображений. Как источник исторических знаний школьников, насыщенность учебников определенного рода информацией играет решающую роль в выразительности описаний ключевых исторических событий и явлений. Баланс концептуальных представлений и «сухого остатка» исторических фактов регулируется дополнительным, соотношением представленного объема на разных основного уровнях текста с понимания, количеством иллюстраций и атрибутивными подписями к ним, а также аппаратом вопросов и заданий. Именно качество содержания и количество дидактического материала играет решающую роль в понимании школьниками концепта исторического прошлого своей страны. Проанализируем пять официально утвержденных школьных учебников по истории для 8 и 8 – 9 классов в Беларуси и России соответственно, обратив особое внимание на методику и содержание изложения исторических фактов в определенных исторических ситуациях. Рассмотрим 4
тему «Либеральные реформы 1860 – 1870-х гг. в России» (Таблица 1). В основе реконструкции данной исторической ситуации наиболее перспективным вариантом сравнения нам видится системный анализ тематических параграфов учебника по линии «дидактические единицы – историографический материал – особенности представления единиц темы». Полученный комплексный срез представления образов и оценок даст возможность судить о позиционировании «общих» исторических тем в современных системах образования России и Беларуси, а также выявить перспективы их «сближения» как точек опоры «общей» истории. Авторами белорусского учебника Всемирной истории является В. С. Кошелев [2], истории Беларуси – С. В. Панов [3]. С позиций отечественной истории нами был проанализированы учебники истории России Н. М. Арсентьева и А. А. Данилова издательства «Просвещение» [1], Л. М. Ляшенко издательства «Дрофа» [4], а также А. Н. Сахарова в соавторстве с А. Н. Бохановым издательства «Русское слово» [5], в курсе же Всемирной истории отечественные учебники данную тему не рассматривают. Стоит обратить внимание, что либеральные реформы 1860 – 1870-х гг. в России в соответствии с историко-культурным стандартом Республики Беларусь изучаются в курсе истории 8-го класса, а в соответствии с историко-культурным стандартом Российской Федерации период Новой истории вт. пол. XIX – нач. XX в. подлежит изучению в 8 и 9 классах в зависимости от программы. В первую очередь, определяя объем данной темы в курсе истории, отметим, что периоду правления Александра II белорусские авторы уделяют около 10% от всего объема тематического планирования изучения курса Новой истории, а отечественные – менее 3% (Диаграмма 1). 5
(а) (б) Диаграмма 1. Соотношение объема изучения темы «Либеральные реформы 1860 – 1870-х гг. в России» в Республике Беларусь (а) и Российской Федерации (б) с количеством часов в учебный год, отводимых на изучение истории Нового времени. Анализируя представленные учебники с методической точки зрения отдельное внимание стоит обратить на использование различного рода историографических текстов как средства формирования критического восприятия информационного потока в сознании учащихся и методическому аппарату учебника, предназначенного для реализации системно- деятельностного подхода. Историографический материал, представленный в виде иллюстраций, текстов исторических источников, визуализированный графически, а также материал для дополнительного чтения и работы с ним достаточно объемно представлен в каждом из данных изданий. Но стоит отметить, что вопросы и задания для работы с текстом параграфа в белорусском учебнике В. С. Кошелева [2] и С. В. Панова [3] позволяют вступать учащимся в «живой диалог» с учебником на протяжении всей работы с параграфом, а отечественная методика формирования учебника более ориентирована на представление вопросов и заданий на этапе рефлексивной работы с закреплением изученного материала. В частности, в учебнике издательства «Русское слово» этот момент «выпадает» в наибольшей степени: система вопросов и заданий в форме последовательной цепочки проблемного вопроса урочного занятия полностью отсутствует [5]. 6 решения
Далее, авторы учебника истории Беларуси не сочли нужным, говоря о либеральных реформах Александра II в России, визуализировать его образ. Между тем, все вышеупомянутые авторы обращаются к данной персоналии, пусть и мимолетно, но затрагивая основные вехи его биографии, которые в учебнике В. С. Кошелева взаимосвязаны с причинами проведения реформаторского курса [2, с. 111 – 112]. Примечательно, что авторы практически всех линеек учебников (за исключением белорусского учебника В. С. Кошеля) приводят в публикуемом иллюстративном ряду картину «Чтение Манифеста крестьянам», а также факсимильное изображение титульного листа данного Манифеста (в белорусском учебнике С. В. Панова оно заменено на первый лист газеты «Мужицкая правда»). Касаясь содержательного анализа данных учебников, стоит отметить, что каждая группа авторов выделяет дифференциальный слой предпосылок проведения реформ, но их объединяет выделение отсталости Российской империи и стремление избавиться от феодальных пережитков как основную концепцию проведения реформ. Несмотря на то, что в каждом из учебников отдельно выделяется крестьянская реформа 1861 г. как один из важнейших шагов на пути к становлению капиталистического общества, только в отечественном учебнике Н. М. Арсентьева кратко упоминается о подготовке данной реформы: создании секретных комитетов по крестьянскому вопросу императорами Александром I и Николаем I, о «Письмах» М. П. Погодина и «банкетной кампании» либеральной интеллигенции, которая настаивала на необходимости изменения социально-политического курса. Но и здесь нет упоминания о деятельности в созданных Редакционных комиссиях таких либеральных реформаторов, как Н. А. Милютин, С. С. Ланской, В. А. Арцимович, несмотря на то, что данные люди сыграли определенную роль не только в подготовке и реализации курса «великих реформ», но и приняли непосредственное участие в подавлении восстания 1863 – 1864 гг. в Речи 7
Посполитой, которому посвящен отдельный параграф учебника [3, с. 59 – 65]. При этом достаточно сжатая, но достаточно емкая информация об этом приведена в учебнике издательства «Дрофа» [4]. Авторы всех изданий показывают большое значение крестьянской реформы, но С. В. Панов (вполне логично) делает уклон на региональный компонент и в число ключевых персоналий темы вводит белорусские национальные имена – К. Калиновский, Ф. Рожанский, В. Врублевский, К. Альхимович, З. Минейко, М. О. Коялович [3]. Кроме того, отечественный учебник издательства «Русское слово» единственный из перечисленных, упоминает о значении роли министра финансов М. Х. Рейтерна для социально-экономического развития Российской империи, причем на двух диаметрально противоположных уровнях «государство-личность» [5, с. 160 – 162]. Говоря о значении и последствиях либеральных реформ 1860 – 1870-х гг. авторы «белорусской» Всемирной истории обращаются к курсу «контрреформ» Александра III, отмечая, что вместе со смертью в марте 1881 г. Александра II закончилась эпоха «великих реформ» [2, с. 115 – 116]. С позиций белорусских авторов, одним из важных результатов либеральных реформ стало возникновение гражданских прав у народа и такого явления, как западноруссизм. Вместе с тем, для России результатом проведения «великих реформ» стало создание рынка свободной рабочей силы, промышленный подъем, становление машиностроительной промышленности, переход к капиталистическим формам хозяйства и оформление нового социального слоя – пролетариата. Помимо этого в стране резко встали и новые проблемы, одна из самых болезненных – малоземелье крестьян. Противоречивый характер общественного движения в период буржуазных реформ – а в учебниках истории Беларуси В. С. Кошелева и С. В. Панова применительно именно такое название, отечественные авторы более склоняются к употреблению 8 в названии реформ эпитета
«либеральные» – позиционируется с позиций незавершенности и предполагается для самостоятельной оценки учащимися при работе с «вопросами и заданиями» к тексту параграфа. При рассмотрении данной темы к белорусским авторам С. В. Панову, С. В. Морозовой и А. В. Сосно возникает гораздо больше вопросов, чем получено ответов: непонятно, в чем заключалась суть либеральных реформ – ряд буржуазных реформ после отмены крепостного права в Российской империи рассматривается с позиции особенности их проведения [3, с. 66 – 68]. Но при этом, мимолетно упоминая о судебной и земской реформе, авторы упускают комплексность курса Александра II и умалчивают о реформах местного управления, городской, военной, а также реформах в области образования и просвещения. Это создает впечатление ограниченности социально-политической направленности курса и определяет логичный вопрос – почему данные реформы получили название «Великие»? Так же, говоря об особенностях интерпретации и оценки либеральных реформ Александра II, учебник истории Беларуси В. С. Кошелева является единственным, где дается прямая и однозначная оценка: «несмотря на ограниченность и незавершенность, реформы 1860 – 1870-х гг. имели положительное значение. Они создавали в стране условия для развития буржуазно-капиталистических отношений» [2, с. 115]. Остальные авторы устраняются от оценки событий и предполагают, что учащиеся самостоятельно найдут ответ на этот вопрос, работая с дополнительными источниками, приведенными в тексте. Еще одной особенностью изложения учебного материала является грамматическая составляющая, проявляющаяся в различном написании названий документов и реформ. Например, издательство «Дрофа» читает правильным написание словосочетания «университетский устав» строчными буквами, а «Русское слово» оппонирует написанием «Университетский» с прописной [4, с. 144 – 145; 5, с. 152]. Также в зависимости от контекстной составляющей варьируется и написание курса: «Великие / великие» 9
реформы. Несмотря на отмеченные недостатки и характерные особенности представления материала, все вышеперечисленные учебники соответствуют современным требованиям: учебный материал изложен достаточно полно, грамотно и в соответствии с новейшими достижениями методической и исторической науки; в конце каждого параграфа и в «теле» текста выделены необходимые к запоминанию даты, термины и понятия; также учебники хорошо снабжены иллюстрациями, схемами и картинами, ориентированы по своему содержанию на региональный компонент. При этом значительным недочетом, создающим лакуны в общем историческом образовании школьников, является недостаточность или даже отсутствие атрибутивных подписей к иллюстрациям, особенно ярко проявляющихся в учебниках издательства «Просвещение». Однако, во всех представленных учебниках, за исключением линейки издательства «Русское слово», имеются препятствия для их продуктивного использования в образовательном процессе, проявляющиеся в неравномерности предложенных заданий (от их обилия перед текстом параграфа и в его «теле» учебников истории Беларуси, до «истощения» в учениках истории России издательства «Русское слово»). Безусловно, изложение данного материала варьируется в зависимости от целей его представления, но имеет под собой определенную канву, с выделенными приоритетами в изложении и точками опоры, необходимыми для логичного и последовательного изучения материла. Следуя вызовам информационного общества и способствуя формированию образа своей страны в современном мире в сознании школьников, а также соответствуя тенденции интеграции систем исторического образования Российской Федерации и Республики Беларусь, особое внимание при содержательном и методологическим наполнении учебников истории стоит уделить ключевым историческим ситуациям, составляющим единый исторический фундамент этих стран. 10
Список литературы: 1. История России. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1. / [Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, А. А. Левандовский, А. Я. Токарева]; под ред. А. В. Торкунова. М.: Просвещение, 2016. 160 с. 2. Кошелев В. С. Всемирная история Нового времени, XIX – начало XX вв.: учеб. пособие для 8-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / В. С. Кошелев, Н. В. Кошелева, Н. В. Байдакова; под ред. В. С. Кошелева. Минск: Изд. центр БГУ, 2018. 206 с. 3. Панов С. В. История Беларуси, конец XVIII – начало XX в.: учеб. пособие для 8-го кл. учреждений общ. сред. обр. с рус. яз. обучения / С. В. Панов, С. В. Морозова, В. А. Сосно; под ред. В. А. Сосно; пер. на рус. яз. О. Р. Ермакович, В. М. Иванова. Минск: Изд. центр БГУ, 2018. 159 с. 4. Ляшенко Л. М. История России: XIX – начало XX в. 9 кл.: учебник / Л. М. Ляшенко, О. В. Волобуев, Е. В. Симонова. М., Дрофа, 2016. 351 с. 5. Сахаров А. Н., Боханов А. Н. История России. XIX в.: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / А. Н. Сахаров, А .Н. Боханов. М.: Русское слово, 2016. 288 с. 6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408 (дата обращения: 26.01.2019). 7. Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. // Собрание законодательства Российской Федерации . 2000. № 7. 11
Таблица 1. Содержательное и методическое представление материала по теме «Либеральные реформы 1860 – 1870-х гг. в России» в учебниках Беларуси и России Учебник Кошелев В. С. Всемирная история Нового времени, XIX – начало XX вв.: учеб. пособие для 8-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / В. С. Кошелев, Н. В. Кошелева, Н. В. Байдакова; под ред. В. С. Кошелева. Минск: Изд. центр БГУ, 2018. 206 с. Количество параграфов по теме, страниц Основные дидактические единицы изучения темы «Либеральные реформы Александра II» 1 (Параграф 18, Россия во второй половине XIX в.), 7 стр. Отмена крепостного права Реформы 1864 – 1870-х гг. (реформа местного управления, городская, судебная реформа 1864 г., военная, реформы в области образования и просвещения) Политика Александра III. «Контрреформы» Основные направления внешней политики Историографический материал Количество Колич Колич иллюстраций ество ество первои вопрос сточни ов ков (перед парагр афом/в теле парагр афа / после парагр афа) 4 0 5/4/4 (Император Александр II. Художник Ю. Б. Пекуровский . XXI в.; Сбор недоимок. Художник А. И. Корзухин. Вторая половина XIX в.; Земское собрание в провинции. Художник К. А. Трутовский. Вторая половина XIX в.; Проводы новобранца. Художник И. Е. Репин. Вторая Количество графическог о материала (схемы и карты) Наличие дополни тельного материал а 1 (Карта «Российская империя в XIX в.») 1 12 Анализ представления материала темы «Либеральные реформы Александра II» предпосылки персонали даты последствия и Смерть Николая I Поражение русской армии в Крыму Дефицит государственной казны Возникновение глухого недовольства в деревнях Недовольство действиями правительства дворян Александр II В. А. Жуковски й Великий князь Константи н Николаеви ч Александр III 19 февраля 1861 г. – подписание Манифеста об отмене крепостного права в России; 1864 г. – земская реформа; 1870 г. – реформа городского самоуправлени я; 1864 г. – судебная реформа; 1874 г. – введение всеобщей воинской повинности; Март 1881 г. – убийство Александра II Политика «Контрреформ» Александра III: Манифест об укреплении самодержавия, усиление власти тайной полиции, восстановление строгой цензуры, ссылка «бунтовщиков» в Сибири, серия мероприятий, препятствующих развитию культур нерусских коренных народов империи: политика русификации и ослабление российского многонационально го государства. оценка «Несмотря на ограничесн ности и незаверше нность, …, имели положител ьное значение. Они создавали в стране условия для развития буржуазно капиталист ических отношений ».
Панов С. В. История Беларуси, конец XVIII – начало XX в.: учеб. пособие для 8-го кл. учреждений общ. сред. обр. с рус. яз. обучения / С. В. Панов, С. В. Морозова, В. А. Сосно; под ред. В. А. Сосно; пер. на рус. яз. О. Р. Ермакович, В. М. Иванова. Минск: Изд. центр БГУ, 2018. 159 с. 6 (Параграф 13. Отмена крепостного права. Параграф 14. Восстание 1863 – 1864 гг.; Параграф 15. Правительстве нная политика в Беларуси в последней трети XIX в.; Параграф 16. Развитие капиталистиче ских отношений в деревне после отмены крепостного права; Параграф 17 – 18. Промышленно сть и состояние городов, развитие торговли и транспорта в 1860-х гг. – начале XX в.); 27 стр. Провозглашение и условия освобождения помещичьих крестьян. Осуществление крестьянской реформы. Итоги и значение осуществления реформы 1861 г. Влияние восстания 1863 – 1864 гг. на условия освобождения крестьян белорусских губерний. Особенности проведения буржуазных реформ в Беларуси. Мероприятия российских властей по национальнорелигиозному вопросу. Рост буржуазного землевладения в Беларуси. Переход к предпринимательскому хозяйству. Специализация сельского хозяйства. Становление фабричного производства. Специализация промышленности. Городская реформа. Строительство железных дорог. Развитие внутренней и внешней торговли. История России. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1. / [Н. М. Арсентьев, А. А. 3 (Параграф 15. Европейская индустриализа ция и предпосылки Предпосылки отмены крепостного права в России. Новый император. Причины отмены крепостного права. половина XIX в.) 5 (Чтение Манифеста (освобожден ие крестьян). Художник Б. Кустодиев. Начало XX в. К. Калиновский . Фотография. 1862 г. Первый номер газеты «Мужицкая правда». Фрагмент. Наем работников. Художник К. Альхимович. Конец XIX в. Минские коммерсанты . Фотография. Начало XX в.) 13 (Крестьянинторговец в городе. Середина XIX в. 10 8/15/21 1 (Диаграмма «Распределе ние земель в Беларуси в 1877 г.») 5 Борьба за возрождение государственности на землях бывшей Речи Посполитой. Отставание Беларуси в социальнополитическом развитии от остальной России. Александр II В. И. Назимов К. Калиновск ий Ф. Рожанский В. Врублевск ий К. Альхимов ич З. Минейко М. О. Коялович 19 февраля 1861 г. – подписание Манифеста и «Положения» о выходе на волю крепостных крестьян. 1863 – 1864 гг. – восстание. 1872 г. – судебная реформа. 1875 г. – городская реформа. Возникновение гражданских прав среди крестьянства Сохранение многочисленных феодальных пережитков (в т. ч. помещичьего землевладения) Осутствие выборности судей и их независимости от правительства. Распространение взглядов западноруссизма. Рост буржуазного землевладения и промышленности. Специализация сельского хозяйства и фабричного производства.. Рост городов. Оценка не дана. 1 3/3/ 39 1 (Карта «Крестьянск ая реформа 1861 г.») 2 Созыв Александром I и Николаем I секретных комитетов по крестьянскому вопросу. Отставание страны, Александр II, М. П. Погодин, В. А. Жуковски й, Великий 1857 г. – образование Секретного комитета 1859 г. – создание Создание рынка свободной рабочей силы Проблема малоземелья крестьян Оценка не дана 13
Данилов, А. А. Левандовский, А. Я. Токарева]; под ред. А. В. Торкунова. М.: Просвещение, 2016. 160 с. реформ в России. Параграф 16. Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г. Параграф 17. Реформы 18601870-х гг.: социальная и правовая модернизация), 18 стр. Подготовка реформы. Содержание и сущность реформы. Значение реформы. Земская реформа. Городская реформа. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области народного просвещения. Акварель Х. Г. Гейслера. Александр II. В. А. Жуковский. Великая княгиня Елена Павловна. Я. И. Ростовцев. Титульный лист «Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости ». Чтение манифеста (Освобожден ие крестьян). Художник Б. М. Кустодиев. Земское собрание. Художник К. А. Трутовский. В городе второй половины XIX века. Д. А. Милютин. На войну. Художник К. А. Савицкий. У дверей школы. Художник Н. П. БогдановБельский. Здание высших женских проявляющееся в поражении России в Крымской войне. Стремление сохранить мировое лидерство и избавиться от пережитков, отсталости и «варварства». Общественное мнение внутри страны. Восстания крестьян 1850-х гг. «Банкетная кампания» либеральной интеллигенции. 14 князь Константи н Николаеви ч, С. С. Ланской, Великая княгиня Елена Павловна, Я. И. Ростовцев, Д. А. Милютин Редакционных комиссий при Главном комитете 19 февраля 1861 г. – подписание Манифеста об отмене крепостного права 1864 г. – подписание «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» 1870 г. – подписание «Городового положения» 1864 г. – судебная реформа 1874 г. – введение всеобщей воинской повинности 1864 г. – утверждение «Положения о начальных народных училищах» 1863 г. – принятие нового устава для университетов 1865 г. – издание «Временных правил о печати» Промышленный подъем Становление машиностроительн ой промышленности Оформление нового социального слоя – пролетариата Переход к капиталистическим формам хозяйства Противоречивый характер общественного движения в период буржуазных реформ
курсов В. И. Герье в Москве). Ляшенко Л. М. История России: XIX – начало XX в. 9 кл.: учебник / Л. М. Ляшенко, О. В. Волобуев, Е. В. Симонова. М., Дрофа, 2016. 351 с. Параграф 15. «Распалась цепь великая…»: подготовка и содержание крестьянской реформы 1861 г. Параграф 16.Последующ ие реформы. 19 стр. Предпосылки отмены крепостного права. Крестьянская реформа. Условия освобождения крестьян. Судебная реформа 1864 г. Реформа земского и городского самоуправления. Реформы в сфере образования и цензуры. Военная реформа. Реформаторские планы Александра II. 10 Александр II. Художник А. А. Харламов; Я. И. Ростовцев. Художник С. К. Зарянко; Н. А. Милютин. Гравюра; Чтение Манифеста 1861 г. Александром II на Смольной площади в СанктПетербурге. Художник А. Д. Кившенко; Чтение «Положения 19 февраля 1861 г.». Художник Г. Г. Мясоедов; Волостной суд. Художник М. И. Зощенко; У земской больницы. Художник Н. П. Загорский; Сельская бесплатная школа. Художник А. И. Морозов; 3 3 / 18 / 18 3 (Карта «Отмена крепостного права в 1861 г.»; Схема «Судебная система после 1864 г.»; Кластер «мероприяти я военной реформы 1861 – 1874 гг.») 15 0 Социальноэкономические процессы, свидетельствующие о разложении крепостной системы; Опасение правительством крестьянских бунтов; Подорванная финансовая система России вследствие неудач Крымской войны; Жесткая критика николаевского правления; Требование обществом преобразований во всех сферах жизни. Александр II Я. И. Ростовцев Н. А. Милютин А .В. Головнин Д. А. Милютин М .Т. ЛорисМеликов 1818 – 1881 гг. – период жизни Александра II 1856 г. – встреча Александра с представителя ми московского дворянства; 3 января 1857 г. – созыв Секретного комитета; 1859 г. – созыв Редакционных комиссий; 19 февраля 1861 г. – подписание «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»; 1864 г. – Судебная реформа; 1870 г. – введение городских дум; 1863 г. – университетск ий устав; 1864 г. – положения о начальных народных училищах; 1865 г. – «Временные правила о печати»; 1874 г. – Аграрный вопрос окончательно не решен. Недовольство политическим курсом консерваторов, но правота либералов. Проект изменения государственного управления страной не реализован. Противоре чивость крестьянск ой реформы.
Сахаров А. Н., Боханов А. Н. История России. XIX в.: учебник для 8 класса общеобразовательн ых учреждений / А. Н. Сахаров, А .Н. Боханов. М.: Русское слово, 2016. 288 с. Параграф 23. Вступление на престол Александра II и отмена крепостного права. Параграф 24. Реформы Александра II. Параграф 25. Сельское хозяйство страны после отмены крепостного права. Параграф 26. Промышленно е развитие России в эпоху Великих реформ. 25 стр. Личность Александра II. Причины и предпосылки Великих реформ. Отмена крепостного права. Создание земств. Городская, судебная и военная реформы. Реформа образования. Роль сельского хозяйства в экономике России. Пореформенная деревня. Капиталистические отношения в сельском хозяйстве. М. Х. Рейтерн. Развитие торговли и предпринимательства. Железнодорожное строительство. Д. А. Милютин. Неизвестный художник; М. Т. ЛорисМеликов. Художник И. К. Айвазовский ) 23 (В. А. Жуковский. Художник К. П. Брюллов; Александр II; Чтение Манифеста крестьянам. Художник Б. М. Кустодиев; Первая страница Манифеста об отмене крепостного права; У книжной лавки. Художник В. М. Васнецов; Косцы. Художник Г. Г. Мясоедов; Зество обедает. Художник Г. Г. Мясоедов; Знак сельского старосты; Знак председателя волостного суда; Проводы новобранца. Художник И. Е. Репин; военная реформа; 1 марта 1881 г. – убийство Александра народникамитеррористами. 8 0/0/ 36 1 (Карта «Экономиче ское развитие страны в середине XIX в.») 16 1 Глубокий социальноэкономический кризис России. Застой сельского хозяйства, незаинтересованность помещиков в улучшении условий крестьянского труда. Рост недовольства крестьян своим положением, крестьянские выступления. Всеобщее моральное осуждение крепостничества среди дворянских кругов. Военное отставание России от стран Западной Европы. Недовольство отсутствием народного представительства. Утверждение Александром мнения меньшинства. Александр II. В. А. Жуковски й. М. Х. Рейтерн. Д. А. Милютин. 1783 – 1852 гг. – годы жизни В. А. Жуковский. 1855 – 1881 гг. – правление императора Александра II. 1857 г. – создание Секретного комитета. 19 февраля 1861 г. – подписание Манифеста об отмене крепостного права. 1 января 1864 г. – Положение о земских учреждениях. 1870 г. – Городское положение. 20 ноября 1864 г. – Судебные уставы. 1 января 1874 г. – указ о введении всеобщей воинской повинности. 1863 г. – Университетск ий устав. 1864 г. – Школьный По темпам прироста населения Россия во вт. пол. XIX в. обгоняла все европейские страны. Россия как крупнейший мировой поставщик сельскохозяйствен ной продукции. Возникновение в крестьянском хозяйстве товарноденежных отношений. Обезземеливание крестьян. Низкая продуктивность сельскохозяйствен ного производства. Превращение бюджета государства в открытый и доступный для ознакомления документ. Становление России как аграрноиндустриальной державы. Протекционистска я таможенная политика государства. Оценка не дана.
Московские гимназии; Проводы в школу; На пашне. Художник М. К. Клодт; Обед в поле. Художник К. Е. Маковский; Сеятель. Художник Г. Г. Мясоедов; Странник. Художник В. Г. Перов; Петровская земледельчес кая и лесная академия; М. Х. Рейтерн; Парадный мундир министра финансов; Орден Святого Андрея Первозванно го. Звезда и знак отличия; Государстве нный заемный банк; Ремонтные работы на железной дороге; Государстве нные служащие. устав. 1820 – 1890 гг. – годы жизни М. Х. Рейтерна. 1862 г. – М. Х. Рейтерн стал министром финансов. 17 Рост железнодорожного строительства.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв