4 причины почему практики IT не идут преподавать в вузы
Онлайн-образование набирает популярность во всем мире. Многие западные
университеты выдают дипломы государственного образца после окончания онлайнобучения. Пройдя курс и успешно сдав экзамен, специалист претендует на престижную
карьерную позицию.
Зачем тогда ходить за IT-образованием в вуз, если его можно получить онлайн?
В России некоторые вузы экспериментируют с запуском онлайн-курсов. Но пока
нет ни одного вуза, который бы выдавал университетский диплом бакалавра или магистра
по окончанию онлайн-программы.
MOOC (Massive Open Online Courses – «массовые открытые онлайн-курсы»)
популярны в России. Но их популярности недостаточно для признания государственными
вузами и успешного трудоустройства. По-прежнему на престижные позиции берут в
основном тех, кто имеет реальный диплом уважаемых в отрасли университетов.
Виртуальные сертификаты для большинства работодателей не являются основанием для
перевода их в реальную зарплату.
Российские вузы нуждаются в IT-специалистах, которые смогут качественно
обучать то количество студентов, которое необходимо рыночной системе страны.
Почему же практики IT не идут преподавать в вузы?
1. Низкие зарплаты преподавателей
Разрыв между уровнем зарплат IT-специалиста в коммерческой компании и
преподавателем вуза колоссальный. Зарплата IT-специалиста в компании составляет в
среднем 80-200 тыс. рублей в месяц (по данным сайта HeadHunter на 2016 год). В то время
как преподаватель вуза без ученой степени получает около 12 тыс. рублей. Зарплата
доцента немногим выше – 17 тыс. рублей в месяц.
Оснадчук Никита, младший разработчик, LogicNow
«Уровень зарплат в российских вузах не сравнить с зарплатами в IT-бизнесе. Если ты специалист
и получаешь нормальный доход, зачем идти работать в университет? Только тратить время,
которое можно бы было посвятить прибыльному проекту».
2. Не разработана методология преподавания
Программы высших учебных заведений оторваны от потребностей рынка.
Студентов не обучают или недостаточно обучают тому, что будет требовать от них
работодатель.
Отсутствует целостная методология преподавания, которая включала бы обучение
как базовым основам, так и практическим навыкам. Материал подается отрывочно:
студентов учат понемногу программированию, понемногу проектированию, разработке
информационных систем и т.д. Часто не уделяется внимания обучению веб-технологиям,
которые составляют основу деятельности многих IT-специалистов.
Журавлев Олег, инженер по тестированию, Quantum Art
«Я закончил один из крупных технических вузов в Петербурге. У нас на курсе «Интернеттехнологии» рассказывали устройство компьютера, структуру сети Интернет, HTML …. Про
сервера, PHP:MySQL не было ни слова. Было много теории и мало практики. Например, мы учили
теорию систем управления базами данных, а практики по проектированию баз и запросам к ней
почти не было. Получается, ты вроде как все учишь и понимаешь, но не применяешь. А что не
применяешь, быстро забывается».
3. Необходимость быть теоретиком и практиком одновременно
Сегодня рынок ждет от IT-специалиста не только создания и поддержания
разработанного продукта, но также максимальной готовности к частым изменениям и
модернизации.
За развитием технологий необходимо следить постоянно. Если IT-специалист
занимается только преподаванием в вузе, он в состоянии дать студентам лишь базовые
знания. Преподавательская загруженность физически не оставляет возможности на
исследование последних тенденций.
Гущин Михаил, веб-программист, CSBI
«Вузы не могут подготовить специалистов с таким практическим опытом, чтобы его хватало
для реальной работы. Хотя преподают не плохо, даже хорошо. Но только теорию. Точнее
преподают очень много абстрактного и мало прикладных вещей. Если хочешь стать хорошим
специалистом – выискивай практику сам».
4. Отсутствие перспектив развития как IT-специалиста
На Западе зарплаты преподавателей тоже в основном ниже, чем IT-специалистов в
компаниях. Но западные IT-специалисты идут преподавать в вузы, потому что имеют
значительную мотивацию: проводить исследования и их апробацию. Внутри фирмы
опробовать новый подход или идею проблематично, т.к. главный интерес фирмы
составляет непрерывный рост прибыли. Акционеры крупных компаний мало
интересуются разработками. Они хотят получить прибыль сегодня, и выделять средства
на исследования, которые могут проявить себя только в долгосрочной перспективе, для
них рискованный шаг. По большому счету только транснациональные корпорации могут
тратить значительные суммы на фундаментальные исследования, которые принесут
плоды в будущем.
Западные IT-специалисты, заинтересованные в реализации своих проектов,
приходят в вуз для создания вместе с активными студентами стартапа, который будет
являться мини-моделью их идеи. Если идея показывает свою работоспособность, ее
можно внедрять на практике в более значительных масштабах.
Крупные американские вузы получают гранты от государственных фондов: NASA,
National Institutes of Health, National Science Foundation. Система грантов построена так,
что когда грант выигрывает какой-либо специалист, он отдает значительную часть гранта
вузу, а оставшиеся деньги часто выплачивает студентам и аспирантам, которые
занимаются работой по его собственному проекту. Таким образом, IT-специалисты,
которые преподают в вузах, могут рассчитывать на дополнительное финансирование и
возможность платить студентам и аспирантам.
На Западе фундаментальные исследования поддерживаются государством и
частными фондами. Когда специалист идет преподавать в вуз, у него есть мотивация
развиваться профессионально, провести исследование и получить деньги на его развитие.
Спрос на IT-специалистов на рынке труда велик. Реалии отечественного
образования показывают, что вузы нуждаются в IT-специалистах в качестве
преподавателей. Создавая подходящие условия как для вузов, так и для преподавателей,
система образования сможет добиться увеличения количества преподающих практиков, и
как следствие, качественного изменения подготовки студентов. Целесообразными могут
быть следующие пути решения данной проблемы:
1. Привлечение к преподавательской деятельности практиков из индустрии на
полставки
Для того, чтобы обучать студентов актуальным в сфере информационных
технологий вещам, преподаватель должен одновременно вести педагогическую
деятельность и быть сотрудником IT-компании. Взаимосвязь бизнеса и университета –
самый оптимальный вариант для всех участников этого процесса. Конечно, такой модели
не обойтись без трудностей, с которыми сталкиваются IT-практики, работая в компании и
в высшем учебном заведении. В основном это связано с бюрократическими моментами,
которые занимают большой объем времени.
Несомненно, основная выгода компаний в такого рода взаимодействии –
пополнение кадрового состава подготовленными студентами. Кроме того, имеется риск
«затачивания» студентов под компанию. Но здесь можно вернуться к методологии
преподавания и необходимости ее совершенствования. Если будут существовать и
выполняться стандарты по обучению информационным технологиям, компания будет
вынуждена учить студентов в соответствии с ними. При правильной работе этой системы
на выходе выпускник будет иметь широкий круг практических умений, который будет
востребован на IT-рынке. Кооперация университета и бизнеса предполагает гармоничную
образовательную модель: университет дает студенту теорию, в то время как бизнес в лице
преподавателей из компаний обучает студента практике.
2. Приглашение специалистов на мастер-классы
Построение модели «бизнес-вуз» – трудоемкий и растянутый во времени процесс.
Как любая попытка улучшения существующей статичной системы держится на
энтузиазме неравнодушных людей, так и подвижка в сторону оптимальной модели
образования держится на плечах преподавателей, которые уже работают в вузе и хотят
дать студентам больше знаний и навыков. Путь налаживания связей между вузами и
бизнес-средой может начинаться с организации кафедрами или отдельными
преподавателями мастер-классов
с приглашенными практиками из IT-компаний.
Студентам жизненно необходимо общение с практикующими специалистами для
приобретения более четкого видения профессии, своего места в ней, обмена мнениями и
идеями. Одним словом, общение студентов и представителей бизнеса – часть глобальной
коммуникации в отрасли. При продуманном подходе кафедр и руководства вуза к такой
форме коммуникации вполне возможно заключение с IT-компаниями договоренностей о
привлечении их специалистов в вуз в качестве преподавателей.
Российская система образования нуждается в практикующих специалистах в лице
преподавателей во многих сферах образования. В сфере IT это максимально актуально,
т.к. сама суть отрасли подразумевает стремительное развитие и необходимость внедрения
новых технологий на практике. Существующее положение дел не дает специалистам по
информационным технологиям достаточной мотивации для преподавательской работы.
Но активное содействие вузов и открытость бизнеса могут позволить этой ситуации
измениться.
Автор статьи: Тунина Яна
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв