Адаптивная физическая культура как средство реабилитации и адаптации лиц с нарушениями слуха

На данный момент в России и во всем мире активно идет развитие спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья, принимается ряд мер для их реабилитации и социальной адаптации. В нашей работе представлено практическое исследование, которое затрагивает такие стороны, как занятия физической культурой и коммуникация между занимающимися с нарушениями слуха и тренером с помощью русского жестового языка. Важно отметить, что адаптация и социализация ведется благодаря коммуникации между занимающимися и тренером, если тот работает с глухими, то он должен четко и ясно понимать их особенности и потребности. Поэтому возникает необходимость владения базовыми навыками общения на русском жестовом языке. Актуальность. Физическая культура и спорт с давних времен привлекали человечество, поскольку благотворно влияли на физическое развитие, здоровье, повышали выносливость и двигательную активность. Главная цель адаптивной физической культуры - реабилитация, социализация, способные улучшить уровень жизни людей с ограниченными возможностями здоровья. Адаптивный - значит помогающий приспособиться, поэтому так называется физическая культура для людей с ограниченными возможностями здоровья. Один из видов досуга, спорт превратился в средство адаптации и социализации для людей с нарушениями слуха. Занимаясь физической культурой глухие могут проявить свои способности, не чувствуя ограничений в сравнении со слышащими людьми, что помогает неслышащим полностью раскрыться и самореализоваться. Жестовый язык играет главную роль в жизни глухого человека, так как при отсутствии слуха вся информация окружающего мира поступает через зрительное восприятие. Жестовый язык – это не общепринятые произвольные жесты, а система жестов обозначающих слова и целые предложения, с помощью которой глухие общаются так же, как слышащие речью и получают информацию окружающего мира. Многие сурдопедагоги утверждают, что главной задачей при обучении глухого ребенка является работа над устной речью[4], но это спорное мнение. Упор в первую очередь нужно направить на развитие интереса к учебе, а для этого нужно, чтобы ребенок понимал, о чем идет речь в изучаемом материале, а не воспринимал его как набор непонятных слов. С пониманием вырастет интерес к учебе, ускорится развитие произношения и появится уверенность в своих возможностях. Большое влияние на развитие глухого ребенка оказывает коммуникационная составляющая, которая должна возникать между педагогом и учеником при непосредственном взаимодействии и в этом им как раз поможет жестовый язык. На данный момент актуальна проблема социализации в общество среди глухих молодых людей. Так как жестовый язык не являлся государственным признанным языком, развитие и образование глухих имели отставание. Изменения произошли после 30 декабря 2012 года, В.В. Путин подписал федеральный закон, в котором сказано, что жестовый язык признается языком общения при наличии нарушений слуха. И сейчас по всей России постепенно улучшается образование и адаптация в общественную жизнь лиц с нарушениями слуха. Помощь в решении этой проблемы оказывает физическая культура. Знание преподавателями физической культуры и тренерами русского жестового языка поможет наладить контакт с занимающимися с нарушениями слуха, улучшить их занятия физической культурой и расширить их кругозор. Объект исследования: учебный процесс физического воспитания глухих школьников, спортсменов и особенности общения с ними. Предмет исследования: роль русского жестового языка в процессе занятий физической культурой и его влияние на качество преподавания Цель исследования: разработать и экспериментально проверить методику проведения занятий двигательной деятельностью с использованием русского жестового языка и ее влияние на физическую подготовленность и социальную адаптацию глухих и слабослышащих занимающихся. Задачи исследования: 1. Провести анализ теоретико-методических основ организации и проведения занятий, связанных с двигательной активностью глухих и слабослышащих занимающихся. 2. Обосновать целесообразность применения жестового спортивного словаря специалистами по физической культуре и спорту. 3. Разработать методику проведения занятий по физической культуре с учащимися, имеющими нарушение слуха, основанную на применении жестового спортивного словаря в коммуникативной деятельности. 4. Определить влияние разработанной методики на физическую подготовленность и социальную адаптацию учащихся с нарушением слуха. Научная новизна: разработана в теоретико-методологическом и методическом аспектах идея организации адаптивной физической культуры, обогащающая концепцию приоритетной роли коммуникативной деятельности на основе применения спортивного жестового словаря.

Физическая культура и спорт
Диссертации

Вуз: Российский государственный социальный университет (РГСУ)

ID: 5f34082ccd3d3e0001b7f115
UUID: f16f9610-bedc-0138-183c-0242ac180006
Язык: Русский
Опубликовано: больше 4 лет назад
Просмотры: 2818

70.36

Скворцова Виктория

Российский государственный социальный университет (РГСУ)


0

Комментировать 0

Рецензировать 1

Скачать - 2,5 МБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

Рецензия от Скворцова Виктория
1. Актуальность и целесообразность выбранной темы Тема, выбранная автором, является актуальной, тем более на фоне признания РЖЯ, как государственного. В исследовании рассматривается применение РЖЯ на уроках по физической культуре, на тренировках людей с нарушениями слуха, а так же педагогами и специалистами различных областей, работающих с глухими и слабослышащими. 2. Соответствие содержа...

больше 4 лет назад
Для лиц старше 18 лет