МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. М. В. Ломоносова
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ
Кафедра новых медиа
ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА
на тему «Анализ контента официальных аккаунтов Организационного
комитета XXII Зимних олимпийских игр в Сочи и Международного
олимпийского комитета в социальных сетях»
Работа
студентки V курса д/о, гр. 519
Коноваловой Анны
Научный руководитель
к.ф.н. Засурский И. И.
Москва
2015
Содержание
Введение ............................................................................................................... 3
Организационный комитет Олимпийских игр в Сочи в социальных сетях ..... 5
Международный олимпийский комитет в социальных сетях ........................... 7
Заключение ......................................................................................................... 11
2
Введение
Международный олимпийский комитет и всё олимпийское движение по
своей натуре всегда были открыты для публики. Как подчёркивает пункт 1
официального разъяснения к правилу 48 Олимпийской хартии, главного
документа, регламентирующего основы олимпийского движения, «одной из
задач олимпийского движения является то, чтобы освещение Олимпийских
игр средствами массовой информации с помощью своего содержания
содействовало распространению и поддержке принципов и ценностей
Олимпизма1». Поэтому МОК, а вместе с ним и организационные комитеты всё
новых и новых Олимпийских игр, следующие согласно его указаниям,
стремятся использовать все возможности для широкого охвата аудитории, не
останавливаясь на традиционных медиа, а ища всё новые и новые подходы к
публике по всему миру. Олимпийские игры как событие, объединяющее нации
и континенты, всегда было на передовом фронте прогресса: начиная с 1936
года, когда летние Игры в Берлине впервые были показаны по телевидению 2,
продвигаясь через зимние Игры 1956 года в Кортине д’Ампеццо, ставшие
первыми, права на трансляцию которых были проданы через систему
Eurovision крупным телевизионным компаниям Европы 3, Игры 1968 года в
Гренобле, которые зрители по всему миру смогли увидеть в цветном
изображении4, Игры 2004 года в Афинах, на которых бродкастерам впервые
позволили транслировать соревнования через Интернет5, Игры 2008 года в
Пекине, с которых начинается отсчёт эры Интернета в истории олимпийского
Официальный перевод Олимпийской хартии на русский язык
http://olympic.ru/upload/documents/about-committee/charter/charter_09_09_2013.pdf
2
1936 Olympics - Summer Olympic Games | Berlin 1936 http://www.olympic.org/berlin-1936-summerolympics
3
https://www.eurovision.net/media-rights/acq/olympics.php
4
Report of the Organising Committee of the Xth Winter Olympic Games 1968 at Grenoble
http://library.la84.org/6oic/OfficialReports/1968/or1968.pdf
5
Pfanner, Eric (30 August 2004). International Herald Tribune "Athens Games beating Sydney in TV
race". http://www.iht.com/articles/2004/08/30/tv30_ed3_.php
1
3
движения, и, наконец, к современности, когда для всестороннего освещения
используются все доступные средства. И деятельность Организационного
комитета XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи не стала исключением.
4
Организационный комитет Олимпийских игр в Сочи в социальных
сетях
Деятельность Организационного комитета XXII Зимних олимпийских игр
в Сочи представляет собой классический пример ведения социальных сетей
для мероприятия, имеющего своё начало и конец. Как нетрудно догадаться,
все официальные аккаунты прекратили своё существование спустя некоторое
время после церемонии закрытия Паралимпийских игр 16 марта 2014 года.
Официальный Facebook существовал в двух языковых версиях: русской и
английской, которые в дальнейшем были совмещены в одну страницу, у
которой
на
данный
момент
449
тыс.
подписчиков 1.
Во
время
подготовительного периода периодичность постов была не слишком большой:
в среднем выходило 1-2 поста в день. Их тематика была разнообразной:
фотографии
подготовки,
освещение
Эстафеты
олимпийского
огня,
информация об олимпийских объектах и спортсменах, которые примут
участие в Играх, расписание соревнований. Контент был преимущественно
графический: фотографии и инфографика. Во время периода Игр количество
постов в день, конечно же, увеличилось: публиковались результаты всех
соревнований, подборки фотографий лучших моментов, избранные цитаты
победителей. Нельзя не отметить некую консервативность подхода: посты
явно были ориентированы на универсальную аудиторию (в отличие от
социальных сетей МОКа, о которых речь пойдёт далее). Последним постом в
Facebook стало напоминание о дате 4 июля 2007 года, когда на 119 сессии
МОК в Гватемале Сочи был выбран в качестве места проведения XXII Зимних
Олимпийских игр.
Контент официальной группы ВКонтакте был полностью идентичным 2.
1
2
https://www.facebook.com/Sochi2014.ru
http://vk.com/sochi2014
5
Официальный Twitter-аккаунт1, который ведётся с 2009 года, с момента
запуска первой массивной медиа-компании по продвижению Игр 2, также
больше специализировался на графических материалах. Они, как правило,
совпадали с тем, что в тот ж день появлялось в Facebook и ВКонтакте, но
подписи к ним были отредактированы для попадания в формат Twitter.
Сложно сказать, что аккаунт пользовался большой популярностью: на данный
момент у него около 196 тыс. подписчиков. Аккаунт вёлся на английском.
Помимо графических материалов, на нём периодически публиковались
любопытные
факты3
о
прошедших
соревнованиях,
чаще
всего
не
дублировавшиеся в остальных социальных сетях.
Официальная страница в Instagram4 насчитывала 82 тысячи подписчиков.
Основным форматом материалов также были фотографии объектов и видов
города Сочи в досоревновательный период, фотоотчёты со связанных
мероприятий, как, например, Эстафета олимпийского огня, а также
инфографика об объектах и расписании. Во время Игр аккаунт также
публиковал свежие результаты, фотографии с соревнований и церемоний
награждения, а также фотографии, иллюстрировавшие жизнь в олимпийском
Сочи и времяпрепровождение болельщиков. В досоревновательный период
публиковалось не более 1-2 фотографий в день с постепенным нарастанием
объемов к открытию Игр. Во время Игр количество постов за день могло
достигать десяти.
1
2
@Sochi2014 https://twitter.com/sochi2014
Екатерина Лосевская. Роль «новых медиа» в информационной кампании «Сочи-2014»
http://www.jourssa.ru/sites/all/files/volumes/2013_5/Losevskaya_2013_5.pdf
3
4
Пример: https://twitter.com/Sochi2014/status/450210849047601152
https://instagram.com/sochi2014/
6
Международный олимпийский комитет в социальных сетях
В отличие от ОКОИ, которые были организацией, чья деятельность
ограничивалась определённым временным промежутком и была направлена на
обслуживание вполне конкретного мероприятия, в результате чего их
деятельность в социальных сетях также выстраивалась согласно этой схеме,
Международный
олимпийский
комитет
–
постоянно
действующая
международная организация, осуществляющая непрерывную деятельность с
23 июня 1894 года. Следовательно, их задача для представления себя в
социальных сетях совсем иная.
Роль медиа, в том числе и новых, закреплена в Олимпийской хартии.
Пункт 1 правила 48 гласит: «МОК предпринимает необходимые меры для
обеспечения самого широкого освещения Олимпийских игр различными
средствами массовой информации, а также для обеспечения для них самой
широкой всемирной аудитории 1». Именно этого принципа придерживается
МОК и относительно новых медиа.
Основными социальными сетями, в которых представлен МОК,
являются Twitter, Instagram и Facebook. Также Международный олимпийский
комитет имеет собственный аккаунт в YouTube.
Страница
Олимпийских
игр
в
Facebook2
пользуется
большой
популярностью: на момент написания данного материала на неё подписаны
10,390,030 человек. В среднем во время, свободное от Олимпийских игр,
аккаунт производит 5-7 постов в день. Нередко количество увеличивается, так
как определённый тип контента часто дублируется на нескольких языках (чаще
всего в такой роли выступают видео, комментарии к которым переводятся на
основные языки деятельности МОКа). Основной тип контента: видео
Официальный перевод Олимпийской хартии на русский язык
http://olympic.ru/upload/documents/about-committee/charter/charter_09_09_2013.pdf
2
http://www.facebook.com/olympicgames
1
7
интересных
фрагментов
соревнований
прошлых
лет
(особенно
это
проявляется в течение последнего года: олимпийское движение идёт в ногу с
современными трендами, и общее увеличение доли видеоконтента на Facebook
отразилось и на официальном аккаунте МОКа), фотографии спортсменов и
соревнований, напоминания о памятных датах и новости олимпийского
движения. Стоит отметить, что аудитория, на которую направлена эта
деятельность, явно молодая: в аккануте постоянно появляются те или иные
тренды социальных сетей, присущие именно молодой аудитории. Например,
каждый четверг подписчикам предлагают вспомнить какие-либо любопытные
моменты из истории с хэштегом #tbt («Throwback Thursday», «четверг
воспоминаний»)1.
Официальный Twitter-аккаунт Олимпийских игр2 не отличается от их же
акканута в Facebook. Он служит простым агрегатором для постов из Facebook,
видео,
выкладываемых
в
YouTube
(если
речь
идёт
о
коротких
видеоматериалах, то они выкладываются посредством сервиса Vine), статей из
Олимпийского хаба, речь о котором пойдёт дальше, и официальных прессрелизов. Тем не менее, аккаунт пользуется популярностью: на данный момент
у него более 2,94 миллиона фолловеров.
Аккаунт в Instagram представляет собой смесь оригинального контента
(как правило, фотографии знаковых для олимпийского движения мест, чаще
всего городов, которые будут принимать Олимпийские игры в ближайшем
будущем) и уже упоминавшихся видеоматериалов, подогнанных под 15секундный формат Instagram.
К примеру, именно таких хэштегом сопровождено видео, сравнивающее прыжки на лыжах с
трамплина в 1924 году на первых Зимних олимпийских играх в Шамони с этой же дисциплиной в
Сочи в 2014 году.
https://www.facebook.com/video.php?v=10153032154089216&set=vb.209361989215&type=2&theater
2
@Olympics http://www.twitter.com/olympics
1
8
Официальный аккаунт в YouTube1отличается широким разнообразием
представленных материалов. Так как именно МОК обладает правами на все
трансляции и записи Олимпийских соревнований, по прошествии времени
после каждых новых Игр часть полных записей соревнований и церемоний без
комментария, с одним натуральным интершумом, оказывается в публичном
доступе. Так, к годовщине Олимпийских игр в Сочи в открытом доступе
оказались обе церемонии, а также такие соревнования, как мужской
гигантский слалом в горнолыжном спорте, танцы на льду, 5000 метров в
конькобежном спорте и некоторые другие2, а также гораздо более короткие
нарезки лучших моментов с других соревнований. Имеются там и портретные
интервью с известными олимпийцами, и документальные фильмы о событиях
прошлых лет, и тематические клипы, а также полные записи с сессий МОКа.
Довольно любопытной инициативой МОК является Olympic Hub3,
портал, выступающий в роли агрегатора постов из всех социальных сетей как
самого Олимпийского комитета, так и спортсменов-олимпийцев. В системе
можно зарегистироваться, начать следить за определёнными спортсменами
или видами спорта. Olympic Hub собирает информацию о популярных
спортивных темах для обсуждения и предлагает подборки твитов и постов в
Facebook по этой теме: к примеру, в момент написания этой работы там
значатся «sochi2014», «falun2015» в честь идущего в эти дни Чемпионата мира
по лыжным видам спорта в шведском городе Фалун, «STOH» в честь крупного
турнира по кёрлингу и «oneyearon», тэг, использовавшийся все прошедшие две
с половиной недели для того, чтобы делиться воспоминаниями с Игр в Сочи.
Также на портале можно найти тематические подборки4 на основе
деятельности спортсменов в социальных сетях, выполненных в стиле
1
http://www.youtube.com/user/olympic
http://www.youtube.com/playlist?list=PL-292yfpAFGbfQo3Ceegl9al6GtZDwJrc
3
http://hub.olympic.org/
4
Например, «15 вкусных способов завтракать как олимпиец» http://hub.olympic.org/share/news/28
2
9
популярных в Интернете материалов-подборок картинок с короткими
подписями, популяризованных Buzzfeed.
10
Заключение
Деятельность обеих организаций в социальных сетях является
классическим примером двух форматов ведения аккаунтов: с привязкой к
конкретному мероприятию, как мы смогли видеть на примере аккаунтов XXII
Зимних олимпийских игр в Сочи, где вся работа велась по нарастающей по
мере приближения к Играм, достигла пика своей активности в дни Игр и
завершилась спустя некоторое время после мероприятия, и просто линейного
формата без привязки к конкретным датам на примере МОКа. Изучение
контента социальных сетей также даёт понять больше об аудитории, на
которую делают ставки обе кампании: если кампания Сочи-2014 не
стремилась выделить какую-либо категорию, стараясь объять необъятное и
привлечь
все
слои
интернет-пользователей,
то
деятельность
МОКа
сосредоточена на молодом поколении, следящем за трендами современного
интернет-сообщества.
11
Список использованной литературы
1.
Официальный сайт Международного олимпийского комитета
http://www.olympic.org/
2.
Официальный сайт Олимпийского комитета России
http://www.olympic.ru/
3.
Emilio Fernández Peña. Social networking and the Olympic movement:
final report. CEO-UAB, 2011. http://incom-uab.net/ceouab/socialnetworking-and-the-olympic-movement-social-media-analysisopportunities-and-trends/
4.
Екатерина Лосевская. Роль «новых медиа» в информационной
кампании «Сочи-2014». Журнал социологии и социальной
антропологии, 5/2013.
http://www.jourssa.ru/sites/all/files/volumes/2013_5/Losevskaya_2013_5.pd
f
12
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв