Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Факультет журналистики
Кафедра зарубежной журналистики и литературы
!
Курсовая работа на тему:
«Анализ образов американских журналистов в современных
комиксах США»
Работу выполнила
Студентка 2 курса магистратуры
Заруцкая Наталья
Научный руководитель
Кандидат филологических наук
Михайлова Л. Г.
Москва, 2018
Содержание:
Введение.......................................................................................................................2
Глава 1. Место комикса в американской культуре..................................................3
1.1. История возникновения и развития комиксов в США.................................3
1.2. Степень отражения реальности и журналистов в комиксах........................5
Вывод по Главе 1...................................................................................................11
Глава 2. Анализ образов журналистов в комиксах................................................12
2.1. Образы Лоис Лейн в комиксе «Супермен», Джей-Джей Джеймсона в
комиксе «Человек-паук» и Бена Эриха в комиксе «Сорвиголова»..................13
2.1.1. Лоис Лейн...............................................................................................13
2.1.2. Джей-Джей Джеймсон........................................................................16
2.1.3. Бен Эрих.................................................................................................18
2.2. Образ Спайдера Иерусалима в комиксе «Трансметрополитан»................19
2.3. Краткий сравнительный анализ образов журналистов в комиксах...........22
Вывод по Главе 2....................................................................................................23
Заключение.................................................................................................................24
Библиография.............................................................................................................26
ВВЕДЕНИЕ
Комиксы давно вошли в нашу жизнь: их читают, по ним снимают фильмы,
проводят международные конференции, героев комиксов «косплеят» и так
далее. Однако образ журналистов в этих графических произведениях освещают
не часто. Тема данной работы «Анализ образов американских журналистов в
современных комиксах США» относительно нова, особенно для российского
исследовательского круга. Данную работу следовало написать еще в начале
2000-х годов, когда мир узнал о комиксе «Трансметрополитан», где главным
героем выступает гонзо-журналист Спайдер Иерусалим. Но по всей видимости,
ранее данная тема не привлекала исследователей. Поэтому при поиске
информации и научных работ нам пришлось столкнуться с некоторыми
трудностями — серьезных книг или статей по образу журналистов или
второстепенных героев крайне мало.
Развитие киноиндустрии и журналистики привело к большому интересу
широкой аудитории к комиксам, что делает данную работу крайне актуальной и
новой для современных исследований.
Целью курсовой работы мы ставим анализ образов таких журналистов, как
Лоис Лейн, Джей-Джей Джеймсон, Бен Эрих и Спайдер Иерусалим, в
современных комиксах США.
Задачами мы видим:
1. Выявить степень отражения реальной журналистской деятельности в
комиксах;
2. Выделить закономерности развития образа журналиста в комиксах;
3. Проанализировать и кратко сравнить образы журналистов из комиксов.
Объектом исследования в данной работе будут выступать комиксы США,
начиная с 1938 года по сегодняшний день. Предмет исследования — четыре
журналиста из современных комиксов и их профессиональная деятельность.
В ходе данной работы мы выдвигаем следующую гипотезу: историческое
развитие общества в США сильно повлияло на изображение журналистов в
графических романах.
С этой целью мы обратимся к исследованиям Беловой Т. М. и Дмитриевой Д.,
но в большей степени к научным и популярным трудам американцев: Кита
Букера, Джейми Ковилла, Рэнди Дункана и Мэттью Смита. Также мы
используем сами сборники комиксов и сайты на русском и английском языках,
освещающих тему комиксов, их истории и персонажей.
Структурно данная работа состоит из двух глав. В первом параграфе первой
главы мы кратко рассмотрим историю становления культуры комиксов в США,
во втором параграфе — несколько примеров классификаций комиксов по
времени, кратко опишем особенности каждого периода и отметим момент
появления образа журналиста. Вторая глава полностью посвящена анализу
образов представителей СМИ и их краткому сравнению. В заключении мы
посмотрим, насколько верной оказалась наша гипотеза и сделаем выводы
проведенного исследования.
ГЛАВА 1. МЕСТО КОМИКСА В АМЕРИКАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ
1.1. История возникновения и развития комиксов в США
Белова Т. М. в своем труде приводит следующие размышления, основываясь на
работах французского исследователя Эрика Дашё: «комикс – это одновременно
искусство, средство информации и удовольствие. Он [Дашё] приводит
следующие аргументы, раскрывающие его точку зрения: комикс является
признанным искусством, поскольку существуют музеи комиксов, картины
известных создателей комиксов Анки Билаль и Жоржа Реми удостаиваются
высших наград престижных картинных галерей. Комикс – это средство
информации: особая культурная индустрия и своеобразный посредник между
авторами и населением. Наконец, комикс – это удовольствие, приносящее
эстетическое наслаждение, благодаря персональному погружению читателя в
само творение, но вместе с тем это и развлечение, уход от трудной
действительности»1 Несмотря на то, что первоначальная мысль принадлежит
1
Белова Т. М. Комиксы как средство выражения этнокультурных стереотипов. C. 132// Валгина Н.
С. Теория текста: учебное пособие. М.: Логос, 2003. С. 280.
французу, история американских комиксов полностью это подтверждает.
Изначально комиксы появляются в желтой прессе XIX века, где они служили
интересам массовых читателей. В ХХ веке рисованные истории становятся
автономным искусством и неотъемлемой частью американской культуры.
Считается, что история американского комикса начинается в 1842 году, когда в
свет выходят работы Родольфа Топфера «Приключения Обади Олдбака». В это
время устанавливаются каноны создания комиксов: повторяющиеся характеры,
графическое изображение мыслей или речи персонажей и так далее.2
Постепенно герои комиксов приобретают национальную популярность и
продвигаются за счет газет.
Вторая волна интереса к комиксам приходится на 30-е годы XX века с
появлением серии про Супермена. В то время супергерои и забавные животные
находятся на пике популярности. Однако с окончанием Второй мировой войны
графические произведения утрачивают свою аудиторию и становятся
практически забытыми. Так же этому поспособствовало создание Ассоциацией
издателей комиксов в 1954 году «Кодекса Комиксов», который регулировал
права создателей комиксов и индустрию в целом. Де-факто это была цензура в
мире графических романов.
Однако уже в 1956 году, с выходом в свет комиксов про Флэша, происходит
новый подъем — оживают истории про супергероев. В основном это
произведения компании DC Comics. Но в 1970-х компанией Marvel Comics
создаются более востребованные серии про супергероев, чьи истории
захватываю читателей и по сей день. Параллельно развиваются андеграундные
графические романы, затрагивающие другие темы и существующие по другим
экономическим принципам.
Современный этап развития комиксов характеризуется возрождением старых
героев. Пережив несколько экономических кризисов и кризис потери интереса
аудитории к печатной продукции, возникает новый вид комиксов — веб2
Coville Jamie. The History of Comics Books. [Электронный ресурс] URL: http://
www.thecomicbooks.com/old/Platinum.html [Дата обращения: 14.01.2017]
комиксы.
1.2. Степень отражения реальности и журналистов в комиксах
Здесь необходимо подробнее разобрать этапы становления комиксов в США,
чтобы в дальнейшем лучше понимать, какие именно исторические события
повлияли на создание тех или иных персонажей и в какой момент появилась
потребность ввести журналиста в графические произведения.
Среди современных американских исследователей бытует несколько мнений по
поводу периодизации комиксов. Мы приведем несколько вариантов таких
делений, которые не исключают друг друга, но лишь более подробно и детально
описывают развитие графических произведений.
Первая классификация выделяет всего четыре этапа в истории комиксов США.
Исследователи Рэнди Дункан и Мэттью Смит в своей книге «Сила комикса:
история, форма и культура» приводят следующую хронологию:
«Золотой век (1938-1954 гг.);
Серебряный век (1956-начало 1970-х гг.);
Бронзовый век (начало 70-х — 1986 гг.);
Современная Эпоха (1986 — настоящее время)».3
Другой вариант деления мы видим у Кена Куаттро, который опирался на
развитие именно геройских комиксов. Данную классификацию он вывел в ходе
собственного изучения вопроса, основываясь на комментариях Бэилса, отцаоснователя фандома комиксов:
«Первая героическая эра (1938-1955);
Эра Кодекса (1955-1958);
Вторая героическая эра (1956-1986);
3
Duncan, Randy; Smith, Matthew J. (2009). The Power of Comics: History, Form & Culture. New York:
Continuum.
Третья героическая эра (1986-по настоящее время)».4
Шерил Роудс в своей книге «Полная история американских комиксов» приводит
достаточно подробную и детальную классификацию Стива Джепи, основателя
одной из самых крупных фирм-распространителей комиксов:
«Викторианский век 1828-1882 гг.;
Платиновый век 1882-1938 гг.;
Золотой век 1938-1945 гг. (до конца Второй мировой войны);
Атомный век 1946-1956 гг.;
Серебряный век 1956-1971 гг.;
Бронзовый век 1971-1985 гг.;
Медный век 1986-1992 гг. (период начинается с публикации «Бэтмен:
Возвращение Темного Рыцаря и Хранителей»);
Хромовый век 1992-1999 гг. (период начинается с дебюта Image Comics и
оканчивается выходом компании Marvel Comics из банкротства);
Современный век 2000-настоящее время (с появлением Marvel's Ultimate)».5
Из всех существующих классификаций, приведенные являются самыми
популярными среди фанатов и исследователей комиксов. На наш взгляд,
последнее из делений наиболее детально и полно отражает все изменения в
американском обществе, которые могли повлиять на отражение реальности в
комиксах. Поэтому за основу мы возьмем именно эту классификацию. В связи с
этим необходимо кратко напомнить мировые события и выявить момент
появления образа журналиста в комиксах, чтобы в дальнейшем иметь
возможность более точно анализировать образы представителей СМИ в
следующей главе. Однако мы не будем затрагивать все периоды, так как в этом
нет необходимости.
4
Quattro Ken. The New Ages. Rethinking Comic Book History. 2004. [Электронный ресурс] URK:
https://web.archive.org/web/20160314042452/http://www.comicartville.com/newages.htm [Дата
обращения: 15.01.2018]
5
Rhoades, Shirrel (2008). A Complete History of American Comic Books. New York: Peter Lang. С. 5-6 и
С. 124.
Например, Викторианская и Платиновая эпохи являются лишь преддверием
настоящих комиксов: не отработаны формы подачи, содержание чаще всего
юмористическое, выпускаются либо на страницах газет, либо в качестве
самостоятельных именно иллюстрированных книг с подписями внизу
страницы.
Однако в 1938 году все меняется. В свет выходит Action Comic #1 — и
начинается Золотая эра комиксов. Именно в этом номере появляются Кларк
Кент и Лоис Лейн, репортеры газеты Daily Planet. В то время профессия
репортера считалась почти героической. Кларк и Лоис постоянно сталкиваются
с преступниками, потому что их работа угрожает разоблачить коррупцию,
взяточничество, угнетение уязвимых групп населения.6 Эту же мысль выражает
и доктор Сара Бослаут: «в 1930-х и 1940-х годах журналистика была
профессией, которая стояла за правду и справедливость»7.
В этот период весь мир начинает готовиться к войне — в мае 1939 года
Германия вторгается в Польшу. Героизм и борьба с врагами выходят в комиксах
на первый план, что хорошо объясняет популярность серии про Супермена в то
время. Тогда американцам был необходим герой, похожий на них, но готовый
защитить их и вступиться за них в случае опасности.
Еще один примечательный момент, вместе с историей о Супермене в Action
Comic #1 был опубликован комикс «Scoop Scanlon the Five Star Reporter»,
посвященный работе журналиста. Главный герой Скотт Скенлон был
репортером в газете The Bulletin. Путешествуя по городу со своим лучшим
другом и фотографом Расти Джеймсом, Скотт получил прозвище «Scoop» за то,
что он мог выкопать любую историю, хотя обычно он больше боролся с
преступностью, чем писал заметки. «Scoop» и Расти позже перешли в газету
Daily World-Star. Репортер Скотт Скенлон появился только в 14 выпусках Action
6
Plummer, Jessica. Don't stop the presses: Why we need Journalists in comics [Электронный ресурс]
URL: https://bookriot.com/2016/11/29/dont-stop-the-presses-why-we-need-journalists-in-comics/ [Дата
обращения: 16.01.2018]
7
Johnston, Rich. What's The Scoop? Journalism In Comics At WonderCon. April 6, 2013. [Электронный
ресурс] URL: https://www.bleedingcool.com/2013/04/06/whats-the-scoop-journalism-in-comics/ [Дата
обращения: 17.01.2018]
Comic, а потом пропал со страниц издания. До сих пор существуют споры об
этом персонаже и одноименном журналисте из World's Finest Comics #6 (1942).8
С окончанием войны интерес к героям со сверхспособностями угасает.
Прилавки заполняются историями о преступлениях, детективы, ужастики и так
далее. Отражая послевоенную травму общества и Холодную войну, комиксы
показывают исключительно отрицательные образы, стараясь напугать или
устрашить читателей. В итоге это приводит к появлению в 1954 году Кодекса
Комиксов, запрещающего использовать в заголовках слова «Ужас» или
«Террор». И с одной стороны, это погубило достаточно большое издание
комиксов, с другой — открыло двери для возрождения супергероев.
Следующий, серебряный, период развития комиксов дал нам серии про
Человека-Паука, Сорвиголову, Флэша, Тора, Фантастическую Четверку. Вместе
с тем появились и новые журналистские образы. Например, главный герой
«Человека-Паука» Питер Паркер работает фотокорреспондентом в газете Daily
Bugle в Нью-Йорке, где постоянно сталкивается с главным редактором ДжейДжей Джемсоном и редактором Робби Робертсоном.
1960-е года в США характеризуются борьбой за гражданские права —
набирают популярность организации, выступающие против расовой и половой
дискриминации. Однако данная проблема полноценно раскроется в комиксах
только следующего периода. Пока нестабильность после Второй мировой
войны и Холодная война открывают потребность в новом направлении мысли, в
новых героях, которые бы послужили ориентирами в столь трудные и
нестабильные времена.
Бронзовый век комиксов начинается, по разным данным, где-то в начале 70-х.
Именно в этот период такие темы как расизм, наркотики, экология и нищета
находят свое отражение в комиксах. Впервые появляются чернокожие герои.
Стен Ли выпускает серию про мутантов, ставя их на позицию меньшинств.
Этот период оценивается как время экспериментов и экспансии, когда создатели
8
Scanlon, Scoop (Character)//Comic Vine [Электронный ресурс] URL: https://comicvine.gamespot.com/
scoop-scanlon/4005-19194/ [Дата обращения: 16.01.2018]
комиксов проверяют насколько далеко они могут зайти. Впервые герои
начинают подвергать сомнению собственную мотивацию, так же как их
создатели уже несколько лет ставят под сомнение свое правительство: начиная
от Вьетнама и заканчивая законами о принуждении к наркотикам. Например,
Капитан Америка, когда-то неослабевающий символ США, начинает подвергать
сомнению свою роль как символа Америки в свете зверств в Юго-Восточной
Азии. Зеленый фонарь исследует целый ряд актуальных вопросов: от расизма
до экологии и индейских проблем, все время ставя под сомнение его
нынешнюю роль в составе межгалактической полиции. Даже Лоис Лейн
вступает на эту стезю, дойдя до экспериментальной процедуры, которая
изменила ее с европейки на афро-американку, чтобы она могла лучше понять
бедственное положение чернокожих в разгар эпохи гражданских прав. Это был
действительно смелый новый мир.9
В этот же период в комиксе «Сорвиголова» возникает образ репортера Бена
Эриха, который очень хорошо ведет собственные расследования и всегда
находит нужную информацию. По нашему мнению, на характер изображения
Бена сильно повлиял Уотергейтский скандал — был создан образ честного
журналиста, способного докопаться до истины несмотря ни на что. Однако
более подробно мы рассмотрим Эриха в следующей главе.
Отдельно стоит сказать о графическом романе «Мышь: история выживания»,
созданном Артом Шпигельманом в 1977 году. Шпигельман рассказал историю
опыта своего отца-еврея в Польше во времена Холокоста. Чтобы немного
дистанцироваться от рассказа, художник изобразил евреев в виде мышей, а
нацистов в виде кошек. В 1991 году это произведение собрали в книгу в двух
частях, а в 1992 году Арт Шпигельман получил за нее Пулитцеровскую
премию.
Последние годы Холодной войны пришлись на Медный век комиксов. Началом
периода считается публикация «Бэтмен: Возвращение Темного Рыцаря и
9
Petty, John. A Brief History of Comic Books. Heritage Auction Galleries, Texas. p. 22. [Электронный
ресурс] URL: https://www1.heritagestatic.com/comics/d/history-of-comics.pdf [Дата обращения:
16.01.2018]
Хранителей». Это время характеризуется морально и структурно сложными
историями, становится возможным обрабатывать в комиксах более зрелые темы
и сложный артистизм. Большое внимание уделяется антигероям, чьи образы
позволяют лучше раскрыть героев, как морально, так и физически. Так же
преобладает тема мстительной справедливости: не обладающие
сверхспособностями персонажи все чаще сталкиваются с достаточно
жестокими противниками.
В 80-х начинают выходить комиксы со сложными сюжетными дугами, часто
выходящими за рамки одной книжки.10
В 1986 году появляется «The Watchme», где группа бдительных людей
вынуждены прекратить свои действия под давлением правительства после
полицейского удара. В этой серии также показаны изменения, которые новые
супергерои могли бы привнести в исторические события, как развиваются наши
технологии и многие другие аспекты нашего общества. В 1992 году Marvel
выпускает комикс «Alpha Flight #106», в котором впервые появляется
супергерой-гей, а в одном из выпусков «Невероятного Халка» один из героев
оказывается ВИЧ-положительным. Однако после этого Marvel прекращает
обращаться к острым социальным темам.
После окончания Холодной войны и развала Советского Союза наступает
новый этап развития комиксов — Хромовый век. В 1992 году создается
компания Image Comics, состоящая из ушедших из Marvel художников и
писателей. Они были недовольны ограничениями свободы в изображении своих
персонажей. Новая компания берет индустрию штурмом с
высококачественными произведениями искусства, которые никогда не видели в
комиксе. Еще одним усовершенствованием является компьютеризированное
разделение цвета. Книги печатаются на бумаге более высокого качества, что
было лучше для тех, кто хочет сохранить свой комикс от уничтожения после
10 Booker, M. Keith, ed. (2010). Encyclopedia of Comic Books and Graphic Novels. 6. Santa Barbara,
California: ABC-Clio. С. 14-15.
длительного периода времени.11
Начиная с 1970-х годов в мире журналистики поднимается новая звезда —
гонзо-журналист Хантер Томпсон. Его материалы и сама работа, на наш взгляд,
сильно повлияли на создателей комикса «Трансметрополитан», впервые
увидевшего свет в 1997 году. Вместе с тем в новом графическом произведении
показаны США далекого будущего, где за правду и свободу информации
борется гонзо-журналист Спайдер Иерусалим. После комикса «Scoop Scanlon
the Five Star Reporter» 1938 года, это второй известным нам комикс, полностью
посвященный журналистике и журналисту. Более подробно мы рассмотрим
Спайдера Иерусалима в следующей главе.
Вывод по Главе 1
Таким образом мы увидели, что журналист появляется на страницах комикса в
Золотую эру, в самом первом издании сборника настоящих американских
комиксов. При этом образ репортера/корреспондента/редактора не сходит со
страниц изданий практически на протяжении всей истории развития
графических произведений. Зачастую супергерои в обычной жизни тоже
являются представителями прессы.
Британский создатель комиксов Рич Джонстон задается вопросом: «Почему так
много супергероев журналисты? Что такое Супермен, Человек-паук, Крипер и
Шазам? Они все журналисты, но почему?
На примере Питера Паркера мы видим, что он использует свою карьеру
фотожурналиста для продвижения Человека-паука как героя, а не угрозы
обществу. На самом деле, возможно, это было также похлопывание по спине
газетам, которые фактически управляли комиксами.
Другие журналисты — второстепенные герои. Это Бен Эрих в «Сорвиголове» и
Робби Робертсон в «Человеке-пауке». Журналист как наблюдатель дает нам
представление о том, каково это — смотреть, как обычные люди рассматривают
феномен мира с супергероями. Или даже журналист как антагонист, наиболее
11 Coville, Jamie. The History of Comics Books. [Электронный ресурс] URL: http://
www.thecomicbooks.com/old/index.html [Дата обращения: 14.01.2018]
известный из которых — Дж. Джона Джеймсон в «Человеке-пауке»».12
Молли Махан развивает мысль Рича Джонстона: «это придавало героям ясность
и цель героизма в их альтер-эго; они могли принести больше пользы своими
заметками, чем своими суперспособностями. Когда они не сражаются с суперзлодеями, эти же персонажи могут сражаться с другими видами подлости.
Кроме того, почему бы не сделать работу, в которой вы могли бы добиться
успеха, получив новости, рассказывающие истории именно о героических
подвигах?»13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОБРАЗОВ ЖУРНАЛИСТОВ В КОМИКСАХ
Когда мы немного разобрались в теории, выявили последовательность
появления журналистов в комиксах и в общих чертах обрисовали степень
отражения реальности в произведениях, необходимо приступить к
непосредственному анализу образов представителей прессы.
Для исследования нами было выбрано четыре журналиста:
Лоис Лейн — женщина, серьезный и ответственный журналист, один из первых
образов, появившихся в американских комиксах;
Джей-Джей Джеймсон — главный редактор, достаточно резкий и
требовательный;
Бен Эрих — представитель журналистики расследований, честный и пытливый
профессионал;
Спайдер Иерусалим — гонзо-журналист из далекого будущего, остр на язык, не
боится бороться с несправедливостью.
Данные персонажи наиболее ярко, на наш взгляд, отражают трансформацию
образа журналиста в американских комиксах, к тому же они принадлежат к
разным эпохам создания, что в наибольшей степени полезно для данной
12 Johnston, Rich. What's The Scoop? Journalism In Comics At WonderCon. April 6, 2013. [Электронный
ресурс] URL: https://www.bleedingcool.com/2013/04/06/whats-the-scoop-journalism-in-comics/ [Дата
обращения: 17.01.2018]
13 Там же.
работы. К тому же сами образы достаточно хорошо описаны в своих сериях,
несмотря на то, что первые три представителя прессы являются
второстепенными героями.
2.1. Образы Лоис Лейн в комиксе «Супермен», Джей-Джей Джеймсона в
комиксе «Человек-паук» и Бена Эриха в комиксе «Сорвиголова»
2.1.1. Лоис Лейн
Впервые Лоис Лейн появилась в Action
Comics #1 в 1938 году вместе с Суперменом.
За все время существования серии характер
и принципы работы Лоис Лейн
периодически менялись, но она всегда
оставалась волевой и решительной.
Образ был создан писателем Джерри
Сигелом (Jerry Siegel) и художником Джо
Шустером (Joe Shuster). Вдохновением для
ее характера послужила актриса Гленда Фаррел, которая играла Торчу Блейн
— бесстрашную, красивую, охотившуюся за передовицей журналистку. Еще
одним вдохновением стала реальная журналистка Нэлли Блю (Блай).
Изначально Лоис Лейн была жестким репортером и интеллектуально равной
Супермену.
В серии Action Comics #1 Лоис работает журналистом в ежедневной газете
Метрополиса Daily Star. Однако ей не поручают никаких серьезных тем, потому
что «эта работа не для женщины!»14 Лоис пытается конкурировать с Кларком
Кентом, которому всегда удается получить сенсационные новости. Здесь мы
видим характерную для 30-40-х годов дискриминацию женщин с «мужской»
профессией.
В Action Comics #6 Лоис пытается обхитрить Кларка, чтобы заполучить его
интервью с Суперменом — при этом девушка проявляется смекалку и
14 Супермен//Action Comics #5. Октябрь, 1938. С. 3 [Электронный ресурс] URL: https://com-x.life/
readcomix/1904/42162.html#page-4 [Дата обращения: 17.01.2018]
смелость. И уже в следующем выпуске Лоис называют главной охотницей за
сенсациями Daily Star. Еще одна из характеристик: «Лоис не из тех, кто быстро
сдается. Если уж она на что-то решилась, то решилась наверняка».15
В Action Comics #23 Кларк Кент и Лоис Лейн уже являются репортерами
газеты Daily Planet. Однако Лоис появляется на страницах комикса не очень
часто, да и информация об ее материалах появляется редко. Чаще всего в погоне
за сенсацией девушка попадает в передрягу, откуда ее непременно спасает
Супермен. Но даже ее попытки ухватить интересную тему показывают, что она
не боится ничего, умеет хитрить и готова применять свой женский шарм и
обаяние, чтобы достичь желаемого.
С 1939 года комиксы про Супермена начинают выходить отдельной книжкой
под заголовком «Супермен». В этой серии Лоис Лейн тоже присутствует,
причем ее роль немного больше, чем в Action Comics. С начала 1940-х годов до
окончания Второй мировой войны, Лоис пишет серию больших историй,
быстро став полноценным и серьезным репортером The Daily Planet. Она не
боится рисковать и докапываться до сути, поэтому часто ее материалы
попадают на первую полосу газеты. Исторически это обусловлено тем, что все
мужчины ушли на войну, и их места активно начинают занимать женщины.
С конца 1940-х годов фокус журналистских интересов Лоис Лейн начинает
меняться: она больше не гонится за сенсациями и заголовками для первой
полосы, ее главной темой становится разоблачение Супермена.
В 1958 году Лоис получает свою собственную серию комиксов «Девушка
Супермена Лоис Лейн». Однако даже тут она в большей степени
второстепенный герой. В этой серии девушка продолжает свои попытки
разоблачения Супермена, но ему каждый раз удается перехитрить ее. Несмотря
на то, что Лоис продолжает рисковать в поисках новых историй для
передовицы, ее дела идут не очень хорошо. В итоге она терпит неудачу и
15 Супермен//Action Comics #7. Декабрь, 1938. С. 3 [Электронный ресурс] URL: https://com-x.life/
readcomix/1904/42164.html#page-12 [Дата обращения: 17.01.2018]
говорит себе, что нет необходимости быть всегда такой безрассудной.16
В 1970-е годы произошел еще один большой сдвиг в характере Лоис. Теперь ее
успех в работе в большей степени соответствует успехам реальных женщинрепортеров. К тому же создается новая серия «Семья Супермена» (после
закрытия «Девушки Супермена»). Писатель Том ДеФалко преобразует Лоис:
делает ее современной и придает ей больше бодрости. В комиксах этого
периода девушка продолжит раскапывать сенсационные новости, проявлять
свою изобретательность и показывать свои амбиции, что в итоге приводит к
присуждению Лоис Лейн Пулитцеровской премии за ее материалы.
В середине 80-х или в начале 90-х в характере Лоис Лейн опять происходят
подвижки. Ее образу возвращают репортерскую жесткость, упрямство, силу,
карьерные амбиции, но вместе с тем добавляют чувствительности.17
Из-за большого количества перезапусков вселенной, переделок, выделений
отдельных линий героев, да и в принципе в ходе исторического развития мира и
общества крайне сложно собрать воедино журналистский образ Лоис Лейн.
Вторая трудность заключается в том, что она второстепенный персонаж,
который появляется на страницах комиксов не очень часто. Даже несмотря на
то, что в один из периодов девушке выделяли собственную серию комиксов, где
рассказывали о ее предыстории и старались в большей степени раскрыть ее
образ и характер, информации все равно мало.
Общими мазками Лоис представляется сильной женщиной, хватким и смелым
репортером, не лишенным хитрости и смекалки. Весь образ отражает не только
положение женщины в США начиная с 1938 года, но и отношение к ним в
разные времена, особенно отношение к женскому полу, занимающемуся не
женским делом.
16 Ennis, Tricia. Lois Lane: The Inspiration For And Evolution Of DC's Most Famous Reporter//
SYFYWIRE. May 18, 2016 [Электронный ресурс] URL: http://www.syfy.com/syfywire/lois-laneinspiration-and-evolution-dcs-most-famous-reporter [Дата обращения: 19.01.2018]
17 Lane, Lois (Character)//Comic Vine [Электронный ресурс] URL: https://comicvine.gamespot.com/lois-
lane/4005-1808/ [Дата обращения: 17.01.2018]
2.1.2. Джей-Джей Джеймсон
Дебют персонажа произошел в 1963 году в
комиксе «Удивительный человек-паук #1».
Образ был создан писателем Стеном Ли и
художником Стивом Дитко. В комиксе часто
упоминается, что Джей-Джей Джеймсон
часто или почти всегда пребывает «в
паршивом настроении».18
Изначально Джеймсон является издателем газеты Daily Bugle. С первых же
страниц комикса он ненавидит Человека-Паука: пишет статью об угрозе в лице
Человека-Пука, читает лекции по всему Нью-Йорку. «Я говорю, что ЧеловекПаук должен быть поставлен вне закона! В нашем светлом городе нет места
такому опасному существу!».19 Даже несмотря на то, что в какой-то момент
Человек-Паук спасает сына Джеймсона, космонавта, у которого во время одного
из полетов отказало управление, издатель газеты продолжает клеймить
супергероя. Обвинения Джей-Джея всегда звучат примерно одинаково:
Человек-Паук сам создал опасную ситуацию, чтобы появиться якобы внезапно,
всех спасти и заработать себе славы.
Отношения Джеймсона и Человека-паука существовали таким образом в
течении длительного времени. Гнев Джей-Джея только рос со временем, потому
что он был убежден, что ни один герой никогда не останется героем
бесконечно. Он напечатал бесчисленные статьи, пытаясь доказать, что ЧеловекПаук — преступник. Общее презрение к героям в масках заставляет Джеймсона
показывать их в негативном свете. Стоит отметить, что в качестве издателя
Джей-Джей имеет огромное влияние на газету, он часто использует ее страницы
для собственной выгоды, для выражения собственной точки зрения. Вместе с
18 Комикс «Удивительный Человек-Паук #2». C.2 [Электронный ресурс] URL: http://unicomics.ru/
comics/online/amazing-spider-man-002/3 [Дата обращения: 18.01.2017]
19 Комикс «Удивительный Человек-Паук #1». C.5 [Электронный ресурс] URL: http://unicomics.ru/
comics/online/amazing-spider-man-001/6 [Дата обращения: 18.01.2017]
тем Джеймсон уверен, что он печатает только правду. И это не лишено
истинности. Потому что издатель так резко выступает не только против
супергероев, Джеймсон никогда не перестает использовать свою газету против
супер-злодеев, криминальных боссов, плохих политиков. Например, он
публикует серьезную информацию о преступных связях кандидата в
президенты Рэндольфа Черри, заранее признавая, что ответный иск от Черри
может обанкротить издание. Затем Джеймсон принимает достаточно
агрессивную позицию против кандидата в президенты Грейдона Крида, нападая
на него за его повестку дня против мутантов.
Вообще на протяжении всей серии Джей-Джей Джеймсон показан
принципиальным, резким, иногда грубым журналистом и издателем. В самом
начале комиксов «Удивительный Человек-паук» он понимает свою силу и
говорит: «Издатель здесь все еще я, и я буду определять редакционную
политику! У меня только один истинный мотив...заработать денег! Чем больше
я нападаю на Человека-паука, тем больше люди читают мою газету! Это в
наших интересах — продолжать нападки на этого костюмированного клоуна!
Люди им интересуются...согласны они со мной или нет, не важно...Человек-паук
обеспечивает продажу газет!»20
Несмотря на все это иногда в нем прослеживаются черты честного и
ответственного журналиста. Но как редактор и издатель Джей-Джей резок,
требователен, груб. Он всегда стремится за сенсацией и заставляет работников
газеты не отставать. Нападки на Человека-паука — собственное изобретение
Джеймсона. И он делает из этого каждый раз почти сенсацию.
Работать с Джей-Джеем Джеймсоном крайне трудно, но например, Питеру
Паркеру за фотографии Человека-Паука он платит хорошо. И Питер это терпит.
При всех нападках на журналистов, ругани в сторону коллег — никто не
увольняется из Daily Bugle. И это во многом из-за политики и личности ДжейДжей Джеймсона, который привел свое издание на пик популярности.
20 Комикс «Удивительный Человек-Паук #5». C.8 [Электронный ресурс] URL: http://unicomics.ru/
comics/online/amazing-spider-man-005/9 [Дата обращения: 18.01.2017]
2.1.3. Бен Эрих
Репортер Бен Эрих впервые появляется в 1978
году в комиксе «Сорвиголова #153», написанном
Роджером Маккензи и нарисованным Джином
Коланом и Тони ДеЗунигой. Бен среднего
возраста, постоянно курит, невротик, носит очки с
толстыми линзами. И первое дело, над которым
работает Эрих — расследование деятельности
Уилсона Фиска, бизнесмена, который на самом
деле оказывается Кингпином, главой криминала в
Нью-Йорке.
Вскоре Бен начинает следить за Сорвиголовой и пытается разгадать его
настоящую личность. Постоянно сталкиваясь и с Сорвиголовой, и с юристом
Мэттом Мердоком, Эрих начинает замечать много общего между ними. В
какой-то момент у репортера есть множество доказательств его теории. И он
приходит к Сорвиголове, чтобы вывести его на чистую воду. Супергерой
соглашается рассказать правду — он Мэтт Мердок. Однако Бен не гонится тут
за сенсацией, он решает не печатать эту историю, чтобы не помешать
Сорвиголове и дальше поддерживать в городе безопасность. И они
договариваются о сотрудничестве.
Начинается долгая история обмена информацией между Беном и Сорвиголовой,
которую каждый использует в своих целях. Но не все так хорошо, потому что
враги Сорвиголовы начинают преследовать и репортера: ему угрожают, бьют,
нападают на его дом и жену. Это не останавливает журналиста делать свою
работу хорошо и честно. Например, Бену удается раскрыть несколько крупных
дел. Благодаря информации от Сорвиголовы, Эрих раскрывает криминальные
дела Кингпина, которого в результате сажают в тюрьму. А после Бен занимается
разоблачением Нормана Осборна, который является супер-злодеем Зеленым
Гоблином.
Вместе с тем образ Бена не очень часто появляется на страницах комиксов.
Будучи второстепенным персонажем, он периодически кочует со страниц
«Сорвиголовы» в «Человека-паука» и обратно. Стоит отметить, что Бен не
бесстрашный, он человек с тяжелой работой, которому просто хочется, чтобы
его жена была в безопасности и счастлива, чтобы можно было поехать к себе
домой и не беспокоиться, не бояться всего вокруг. Джессика Пламмер в своей
статье «Don't stop the presses: Why we need Journalists in comics» так пишет о
Бене: «В конце концов, он всегда печатает правду. Бен напоминает, что говорить
правду нелегко или утешительно или безопасно, особенно когда вы
сталкиваетесь с кем-то с огромной властью. Но нам нужны люди, готовые
говорить правду, больше, чем когда-либо».21
2.2. Образ Спайдера Иерусалима в комиксе «Трансметрополитан»
Комикс «Трансметрополитан»
вышел в 1997 году. Авторами
являются Уоррен Эллис и Дарик
Робертсон. Эллис определил свое
произведение, как «политический
научно-фантастический
графический роман».22 Также для
описания комикса часто
используют такие слова как
«киберпанк», «трансгуманизм» и «гонзо».
Главный герой комикса гонзо-журналист Спайдер Иерусалим имеет плохую
репутацию. Он грязный, циничный и движимый ненавистью, но при этом
абсолютно блестящий журналист. Его расследования показывают самое
страшное в человечестве, когда он расследует мятежи сепаратистов
21 Plummer, Jessica. Don't stop the presses: Why we need Journalists in comics [Электронный ресурс]
URL: https://bookriot.com/2016/11/29/dont-stop-the-presses-why-we-need-journalists-in-comics/ [Дата
обращения: 16.01.2018]
22 McBride, Melanie. An Interview with Warren Ellis [Электронный ресурс] URL: http://
www.mindjack.com/interviews/ellis.html [Дата обращения: 17.01.2018]
(полулюдей-полуинопланетян), кандидатов в президенты, коррупцию в полиции
и убийства. Его журналистика вызвана одержимостью Истиной, хотя его
глубоко укоренившийся цинизм заставляет его искать худшие истины во все
времена. Вдохновленный Хантером С. Томпсоном, он заядлый курильщик,
наркоман, анархист.23
Спайдер Иерусалим живет в далеком будущем, где совершенно фантастические
технологии, невероятные реалии и новые формы жизни, но при этом сама суть
человеческого общежития и политики остается прежней. Поэтому колонка
Иерусалима в газете «The Word» крайне популярна и остра. Спайдер не боится
говорить, особенно — говорить Истину. Его друг Митчелл Ройс является
главным редактором газеты, и когда он дает самое первое задание Иерусалиму,
то говорит: «Завтра сдаешь первый материал. Мне нужно восемь тысяч слов.
ПЕЧАТНЫХ слов. Я еще помню то эссе, что ты написал после победы Зверя на
выборах. И больше не желаю видеть слово «б****», набранное восемь тысяч
раз».24 И Спайдер находит историю — его старый знакомый Фред Христ стал
трансиантом (получеловеком-полуинопланетянином), он выступает против
правительства и требует прав и привилегий. Однако Иерусалим быстро
понимает: единственное, что движет Фредом — желание спать с как можно
большим количеством девушек. А потом кто-то затевает мятеж, и полиция
начинает наступление. Как всегда, Спайдер оказывается в центре событий
(единственный из всех репортеров Города), он пишет колонку и тут же
ретранслирует ее редактору, а тот — всем другим СМИ. В комиксе приводится
текст колонки, реакция общественности на слова Иерусалима и последствия
для журналиста — его избивает полиция.25
И все материалы Спайдера проходят примерно такой путь: его ненависть и
23 Moore, Rose. The 15 Most Powerful Journalists In Comic Book History [Электронный ресурс] URL:
https://screenrant.com/most-powerful-journalists-in-comic-books/ [Дата обращения: 17.01.2018]
24 Трансметрополитан #1. C. 19 [Электронный ресурс] URL: http://unicomics.ru/comics/online/
transmetropolitan-01/23 [Дата обращения: 19.01.2018]
25 Трансметрополитан #3. [Электронный ресурс] URL: http://unicomics.ru/comics/online/
transmetropolitan-03 [Дата обращения: 19.01.2018]
ярость на Город, на несправедливость, порой на собственное бессилие
порождают громкие и откровенные слова, которые волнуют абсолютно всех.
Однако это было только первое дело, потому что дальше все масштабнее и
серьезнее — выборы президента. Спайдеру удается докопаться до Истины, но
он не в силах что-то сильно поменять (и это его очень злит). История с
кандидатами в президенты, последствиями и попытками влияния занимает
большую часть комикса. И даже несмотря на попытки властей перекрыть
доступ к СМИ введением цензуры, Спайдер находит способ вести незаконную
трансляцию через пиратскую новостную площадку Hole Feed Site. Находясь в
бегах и полагая, что он заболел, Спайдер все равно продолжает писать, потому
что он в этом мире ради Истины. А своим ассистенткам на вопрос о работе
отвечает: «Это больше не работа. Это миссия».26 На самом деле это прямое
отражение мысли самого автора комикса, Уоррена Эллиса, который в одном из
интервью сказал: «Существует такая вещь, как истина. Не относительная,
неприступная, ценная правда. Не позволяйте людям превращать понятие
истины в пар».27 Спайдер в своей журналистской деятельности преследует эту
же идею.
В одной из глав Спайдер рассказывает своим помощницам, в чем состоит
прикладное значение журналистики: «Монстеринг, в конечном итоге, лишь
привлечение внимания. Мы лишь даем этим ублюдкам то, что они заслуживают.
Тем кому мы позволяем распоряжаться нашими чертовыми жизнями. Мы даем
им попробовать наши жизни на вкус. Каждый закон, ограничивающий мои
человеческие свободы; каждая ложь о том, что меня интересует; каждое
преступление против меня их политикой — заставляют меня встать и травить
этих мудаков. И я буду это делать до тех пор, пока не сдохну, ну или мои мозги
не высохнут. Вот чего мы достигли. Мы показали им, что они подсудны. Мы
показали им, что как только они пробуют вернуть нас в рамки тихой
26 Трансметрополитан #39. С. 21 [Электронный ресурс] URL: http://unicomics.ru/comics/online/
transmetropolitan-39/22 [Дата обращения: 19.01.2018]
27 McBride, Melanie. An Interview with Warren Ellis [Электронный ресурс] URL: http://
www.mindjack.com/interviews/ellis.html [Дата обращения: 17.01.2018]
посредственности, мы можем поймать и отправить их в *** ад лишь правдой. И
это то, что делает журналистика. Мы заботимся о мире, о котором пишем. Ктото скажет, что это плохая журналистика, что нужен отстраненный, холодный,
беспристрастный взгляд на мир в СМИ. Если вам это надо — по всему миру
расставлены камеры наблюдения, наслаждайтесь, просматривая записи. Я хочу,
чтобы люди говорили о жизни людей, как о личном. Я хочу видеть людей,
которых *** (волнует) то, что творится в этом мире. Я хочу... Я хочу видеть
одержимых журналистов! Да!».28
Созданный в 1997 году, комикс отражает реальность того времени. Как говорит
автор комикса Уоррен Эллис: «Я твердо верю в научную фантастику в ее
Уэллсовских рамках [имеется ввиду фантастика Герберта Уэллса] как
социальную фантастику, использующую будущее как инструмент для изучения
настоящего».29 Через свои фантазии, создание такого честного, бесстрашного и
неугомонного журналиста авторы комикса пытались исследовать собственный
мир, показать путь, по которому идут США и куда они в итоге придут.
Спайдер Иерусалим наделен не только журналистским гением, но и абсолютно
обычными человеческими пороками. В Истине он видит единственное оружие,
способное что-то изменить, однако и физическую силу, и огнестрельное оружие
Иерусалим применить не боится. Его образ крайне ярок, так же как и остр его
язык.
2.3. Краткий сравнительный анализ образов журналистов в комиксах
Нами были рассмотрены четыре журналиста из разных комиксов: Лоис Лейн,
Джей-Джей Джеймсон, Бен Эрих и Спайдер Иерусалим. Поскольку они
представители одной профессии, можно было бы предположить, что они очень
похожи между собой. Однако это не совсем так. Четко выделяется Лоис Лейн.
Во-первых, потому что она женщина. Во-вторых, из выбранных героев она
28 Трансметрополитан #27. С. 15-16. [Электронный ресурс] URL: http://unicomics.ru/comics/online/
transmetropolitan-27/16 [Дата обращения: 19.01.2018]
29 McBride, Melanie. An Interview with Warren Ellis [Электронный ресурс] URL: http://
www.mindjack.com/interviews/ellis.html [Дата обращения: 17.01.2018]
появилась в комиксах раньше всех. Развитие ее образа наиболее из всех связано
с развитием общества США. За весь период с 1938 года она постоянно менялась
от жесткой карьеристки до принципиальной и ответственной журналистки.
Вторым отдельным образом выходит Джей-Джей Джеймсон, потому что он
редактор. И хотя его история не намного меньше истории Лоис, он полон
других характеристик. Это отражение строгого и требовательного начальника,
порой грубого, одержимого какой-то идеей. Несмотря на то, что Джон тоже
пишет статьи, в его образе важен другой фактор — агрессивность и
одержимость. Если в случае с Лоис Лейн мы говорим о замечательной
журналистской работе (первые полосы в газете хороший показатель), тот в
случае с Джеймсоном — пример редакторской работы. Присоединяя сюда Бена
Эриха стоит отметить, что он отличается от своих коллег — в нем нет
бесстрашия, скорее наоборот, он полон страхов. Но это не делает его плохим
журналистом. Бен появился в период мировой нестабильности, и его образ
вполне отражает неопределенность. Вместе с тем влияние Уотергейтского
скандала и журналистов, раскрывших заговор в определенной степени
повлияли на образ Эриха как журналиста. Поэтому несмотря ни на что он
борется за правду, ставит ее во главе всего. Подобно ему Спайдер Иерусалим
полагает своим главным оружием Правду. И хотя он стоит особняком от других
героев, в некоторых журналистских чертах они совпадают.
Можно заметить, что все четыре представителя СМИ в своей работе опираются
только на одну, самую главную вещь — Правду/Истину. Это характерно
абсолютно для всех. Конечно, интерпретации и собственные взгляды порой
сильно влияют на факты, но краеугольным камнем профессии в комиксах
является стремление к правде. Несмотря на большие личностные различия
между героями, на различия в подходах к поиску историй — они представители
одной профессии. И, как ни странно, в разные времени, разные авторы видят
журналистов примерно одинаково.
Вывод по Главе 2
Таким образом, мы пристальнее взглянули на образы четырех представителей
прессы из разных комиксов разного времени создания. Насколько это было
возможно, мы постарались выделить наиболее характерные черты не только
личности, но и профессионала в каждом рассмотренном образе. Обладая
индивидуальными чертами, представители журналистской профессии во
многом схожи. В попытке сравнительного анализа мы указали главные
личностные черты каждого героя, но также и вычленили общие, крайне важные
черты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев не только научную литературу, но и сами комиксы, более подробно
изучив образы представителей прессы можно сказать, что с задачами,
поставленными в данной работе, мы справились. Мы определили, что на
женский образ Лоис Лейн в наибольшей степени повлияли реальные события
развития США: борьба женщин за равные права с мужчинами, право работать
наравне, право быть не просто второстепенным персонажем, но играть более
значительную роль. На изображение Бена Эриха влияние оказали журналисты,
раскрывшие Уотергейтское дело. В то же время на образ Спайдера Иерусалима
сильное влияние оказал реальный гонзо-журналист Хантер Томпсон с его
манерой писать, пристрастием к сигаретам и наркотикам.
Также мы смогли проследить, как развивался образ журналиста в комиксах.
Начиная от уверенной в себе женщины мы пришли к строгому и
требовательному редактору, а затем к более спокойному журналисту. В этом
плане Спайдер, живущий в далеком будущем, являет собой образец
представления авторов комикса о пути журналистов и их судьбе. В словах
Иерусалима о необходимости одержимых журналистов мы слышим
потребность общества в громком голосе, в реальном и живом человеке, который
не боится выступать, рассказывать, пояснять и даже учить.
Вспоминая выдвигаемую в начале работы гипотезу: историческое развитие
общества в США сильно повлияло на изображение журналистов в графических
романах — можно сказать, что в ходе работы она подтвердилась.
Для нас остается поразительным тот факт, что во всех четырех образах
журналистов основной характеристикой их профессиональной деятельности
является стремление сказать людям правду. Несмотря на огромное количество
информации о подлогах, лжеинформировании, прямого обмана, желтой прессы
— авторы комикса все равно считают журналистику правильным и чуть ли не
единственным способом борьбы за свои права и свободу слова.
БИБЛИОГРАФИЯ
Литература на русском языке:
1. Белова Т.М. Комиксы как средство выражения этнокультурных стереотипов //
Вестник КемГУ. 2015.
2. Врата миров: фантастические комиксы [Электронный ресурс] URL: http://
old.mirf.ru/Articles/art1956.htm [Дата обращения: 28.12.2017]
3. Дмитриева Д. Век супергероев. Истоки, история, идеология американского
комикса
4. Дмитриева Д. Феномен американского супергероя в контексте визуальной
культуры ХХ века. [Электронный ресурс] URL: https://disser.spbu.ru/files/
disser2/32/disser/Dmitrieva_diss.pdf [Дата обращения: 17.01.2018]
5. История комиксов: рождение супергероев [Электронный ресурс] URL: http://
diletant.media/articles/26254609/ [Дата обращения: 28.12.2017]
6. История мирового комикса [Электронный ресурс] URL: http://www.
2ivanova.ru/cite/histoirebd.html [Дата обращения: 28.12.2017]
7. Комиксы «Сорвиголова» [Электронный ресурс] URL: http://readcomics.me/
online-reading/comicsonline/daredevelonline
8. Комиксы «Трансметрополитан» [Электронный ресурс] URL: http://
unicomics.ru/comics/series/transmetropolitan
9. Комиксы «Удивительный Человек-Паук» [Электронный ресурс] URL: http://
unicomics.ru/comics/series/amazing-spider-man
10. МакКлауд, Скотт «Суть Комикса» (отрывок) [Электронный ресурс] URL:
https://acomics.ru/~understanding-comics/1 [Дата обращения: 28.12.2017]
11. От «Человека-паука» до «Мстителей» Полная история комиксов Marvel
[Электронный ресурс] URL: https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/archive/polnajaistorija-komiksov-marvel/ [Дата обращения: 28.12.2017]
12. Туктарович А. Р. Комиксный герой как отражение неомифологической
парадигмы американской массовой культуры: 1929-2012 гг. Диссертация,
Астрахань, 2015 [Электронный ресурс] URL: http://asu.edu.ru/images/File/
dissertacii/dissovet21200908/Disser_Aliev%20R.T..pdf [Дата обращения:
17.01.2018]
13. Экнцикломедия Marvel. Человек-Паук [Электронный ресурс] URL: http://
ru.marvel.wikia.com/wiki/
%D0%A7%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%BF%D0%B0%D1%83%D0%BA/
%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D1%81%D1%8B [Дата
обращения: 28.12.2017]
Литература на английском языке:
1. Action Comics [Электронный ресурс] URL: https://com-x.life/1904-boevyekomiksy.html [Дата обращения: 17.01.2018]
2. Arrant, Chris. TOP 5: Journalists in comics [Электронный ресурс] URL: https://
ifanboy.com/articles/top-5-journalists-in-comics/ [Дата обращения: 16.01.2018]
3. Booker, M. Keith, ed. (2010). Encyclopedia of Comic Books and Graphic Novels.
6. Santa Barbara, California: ABC-Clio. p. 763.
4. Bradford, W. Wright. Comic Book Nation: The Transformation of Youth Culture in
America
5. Childs, Kelvin. Fake News: The 15 Best Comic Book Journalists [Электронный
ресурс] Url: https://www.cbr.com/fake-news-the-15-best-comic-book-journalists/
[Дата обращения: 16.01.2018]
6. Coville, Jamie. The History of Comics Books. [Электронный ресурс] URL:
http://www.thecomicbooks.com/old/index.html [Дата обращения: 14.01.2018]
7. Comics Timeline [Электронный ресурс] URL: https://www.infoplease.com/spot/
comics-timeline#CT-1930 [Дата обращения: 16.01.2018]
8. DiPaolo, Marc. War, Politics and Superheroes: Ethics and Propaganda in Comics
and Film. — McFarland and Company. — 2011
9. Duncan, Randy; Smith, Matthew J. (2009). The Power of Comics: History, Form &
Culture. New York: Continuum.
10. Ennis, Tricia. Lois Lane: The Inspiration For And Evolution Of DC's Most
Famous Reporter//SYFYWIRE. May 18, 2016 [Электронный ресурс] URL: http://
www.syfy.com/syfywire/lois-lane-inspiration-and-evolution-dcs-most-famousreporter [Дата обращения: 19.01.2018]
11. Jameson, J. Jonah (Character)//Comic Vine [Электронный ресурс] URL: https://
comicvine.gamespot.com/j-jonah-jameson/4005-1487/ [Дата обращения:
17.01.2018]
12. Jerusalem, Spider (Character)//Comic Vine [Электронный ресурс] URL: https://
comicvine.gamespot.com/spider-jerusalem/4005-15813/ [Дата обращения:
17.01.2018]
13. Johnston, Rich. What's The Scoop? Journalism In Comics At WonderCon. April
6, 2013. [Электронный ресурс] URL: https://www.bleedingcool.com/2013/04/06/
whats-the-scoop-journalism-in-comics/ [Дата обращения: 17.01.2018]
14. Lane, Lois (Character)//Comic Vine [Электронный ресурс] URL: https://
comicvine.gamespot.com/lois-lane/4005-1808/ [Дата обращения: 17.01.2018]
15. McBride, Melanie. An Interview with Warren Ellis [Электронный ресурс] URL:
http://www.mindjack.com/interviews/ellis.html [Дата обращения: 17.01.2018]
16. Moore, Rose. The 15 Most Powerful Journalists In Comic Book History
[Электронный ресурс] URL: https://screenrant.com/most-powerful-journalists-incomic-books/ Дата обращения: 17.01.2018]
17. Petty, John. A Brief History of Comic Books. Heritage Auction Galleries, Texas.
p. 22. [Электронный ресурс] URL: https://www1.heritagestatic.com/comics/d/
history-of-comics.pdf [Дата обращения: 16.01.2018]
18. Plummer, Jessica. Don't stop the presses: Why we need Journalists in comics
[Электронный ресурс] URL: https://bookriot.com/2016/11/29/dont-stop-thepresses-why-we-need-journalists-in-comics/ [Дата обращения: 16.01.2018]
19. Quattro, Ken. The New Ages. Rethinking Comic Book History. 2004.
[Электронный ресурс] URK: https://web.archive.org/web/20160314042452/http://
www.comicartville.com/newages.htm [Дата обращения: 15.01.2018]
20. Rhoades, Shirrel (2008). A Complete History of American Comic Books. New
York: Peter Lang. p. 353.
21. Ryall, Chris; Tipton, Scott (2009). Comic Books 101. The History, Methods and
Madness. Cincinnati, Ohio: Impact. p. 288.
22. Scanlon, Scoop (Character)//Comic Vine [Электронный ресурс] URL: https://
comicvine.gamespot.com/scoop-scanlon/4005-19194/ [Дата обращения:
16.01.2018]
23. The Unofficial Spider-Man Home Page [Электронный ресурс] URL: http://
spiderfan.org [Дата обращения: 17.01.2018]
24. Urich, Ben (Character)//Comic Vine [Электронный ресурс] URL: https://
comicvine.gamespot.com/ben-urich/4005-4799/ [Дата обращения: 17.01.2018]
25. Yayanos, Meredith. Transmetropolitan's Warren Ellis [Электронный ресурс]
URL: https://web.archive.org/web/20081207125936/http://
www.publishersweekly.com/article/CA56388.html [Дата обращения: 17.01.2018]
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв