УДК 37.0
ББК 74
Ю.А. Чумак
ФГБОУ ВО «Мурманский арктический
государственный университет»
г. Мурманск, Россия
АНАЛИЗ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
10-Х КЛАССОВ гимназии №7 г. МУРМАНСКА
Аннотация. В статье представлены результаты исследования, целью
которого было выявление уровня правовой грамотности среди учащихся 10-х
классов (n=31, в возрасте 15-16 лет) в Муниципальном бюджетном
общеобразовательном учреждении города Мурманска «Гимназии №7». Для
проведения исследования был составлен авторский опросник «Правовая
грамотность школьников», ориентированный на определение знаний в
области прав ребенка, законодательства РФ, а также выявления мнения
обучающихся о соблюдении прав и обязанностей школьников и учителей.
Ключевые слова: правовая грамотность, обучающиеся, методика
обучения.
Yu. A. Chumak
Murmansk Arctic State University
Murmansk, Russia
ANALYSIS OF LEGAL LITERACY OF SCHOOL STUDENTS
10 CLASSES OF SECONDARY SCHOOL № 7 OF MURMANSK
Annotation. The article presents the results of a study aimed at identifying
the level of legal literacy among students of 10th grade (n=31, aged 15-16 years)
In the municipal budget educational institution of the city of Murmansk
"Gymnasium №7". For the study was compiled the author's questionnaire "legal
literacy of students", focused on the definition of knowledge in the field of
children's rights, the legislation of the Russian Federation, as well as to identify the
views of students on the observance of the rights and duties of students and
teachers.
Keywords: legal literacy, school students, teaching methods.
Развитие правового государства, формирование гражданского общества
и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой
культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие
базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона,
приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение
надежной защищенности публичных интересов.
Принципы, цели, основные направления и содержание государственной
политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и
правосознания граждан определены в Основах государственной политики
Российской
Федерации
в
сфере
развития
правовой
грамотности
и
правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 N Пр-1168)[3].
В современном обществе тема правовой грамотности, затрагивающая
все сферы жизни человека, очень актуальна. Повышение правовой
образованности граждан поможет снизить уровень преступлений в обществе.
Особое внимание необходимо уделять подрастающему поколению. Согласно
данным МВД России в период с января по июль 2018 года каждое 27
преступление совершается несовершеннолетними или при их соучастии [7].
За распитие спиртных напитков в органы внутренних дел ежегодно
доставляют более 80 тыс. лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста.
На учете стоит более 330 тыс. несовершеннолетних и около 150 тыс.
родителей. К уголовной ответственности каждый год привлекается более 80
тыс. лиц в возрасте 14–18 лет [8].По данным Судебного департамента при
Верховном Суде Российской Федерации, в 1 полугодии 2018г. было осуждено
9,6 тыс. несовершеннолетних [4].
На данный момент в образовательных учреждениях существуют такие
учебные предметы как обществознание, право, включающие в себя изучение
правовой грамотности в рамках школьной программы. В школьном курсе
«Основы
безопасности
жизнедеятельности»
также
есть
вопросы,
затрагивающие правовую сферу жизни человека. Однако объем информации
невелик, и не во всех семьях уделяется внимание правовому воспитанию. С
целью выявления уровня правовой грамотности среди учащихся 10-х классов
(n=31, в возрасте 15-16 лет) было проведено исследование в Муниципальном
бюджетном общеобразовательном учреждении города Мурманска «Гимназии
№7». Для проведения исследования был составлен авторский опросник
«Правовая грамотность школьников», ориентированный на определение
знаний в области прав ребенка, законодательства РФ, а также выявления
мнения обучающихся о соблюдении прав и обязанностей школьников и
учителей [1,2,5,6,9,10]. Получены следующие результаты.
Опросник состоял из 21 вопроса, разделённых на три категории:
«Законодательство РФ» (6 вопросов), «Права ребенка» (6 вопросов) и
«Мнение обучающихся о соблюдении прав и обязанностей школьников и
учителей» (9 вопросов).
Каждый из 31 испытуемого ответил на 12 вопросов, таким
образом,всего было дано 372 ответа: 49% респондентов ответили верно, 45%
- неверно, 6% - ушли от ответа.
Рассмотрим вопросы, на которые было дано меньше всего правильных
ответов. Лишь 8% ответиливерно на вопрос: «Перечислите, в каких
документах закреплены права ребенка». Примерно по 4%верно ответили на
каждый из трех вопросов: «Имеет ли ребенок право на выражение
собственного мнения», «Может ли государство вмешиваться в воспитание
ребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении родителей
или лиц, их заменяющих?» и«Правильно установите соответствие между
субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних и их компетенции». Отсюда можно сделать вывод, что
данные вопросы необходимо проработать со школьниками.
Разберем
вопросы категории: «Законодательство РФ» (Рис.1). По
данным опросника видно, что большинство респондентов не смогли ответить
на такой вопрос, как «Может ли государство вмешиваться в воспитание
ребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении родителей
или лиц, их заменяющих?». А на такие вопросы как «Кто несет
ответственность за нарушение детьми до 14 лет законодательства РФ?», «Кто
присутствует в случаи привлечения несовершеннолетнего к уголовной
ответственности
при
проведении
следствия?»
ответили
вернобольше
половины опрошенных. Из этого следует, что необходимо повысить уровень
знаний обучающихся по категории «Законодательство РФ».
Вопросы категории «Законодательство РФ» (Рис.1)
Количество обучающихся, ответившие верно на следующие вопросы:
23
25
9
«Может ли государство вмешиваться в воспитание ребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении родителей или лиц, их заменяющих?»
Исходя из результатов опросника, можно сделать вывод, что у
обучающихся 10-х классов не высокий уровень знаний и в области прав
ребенка (Рис.2), так как на большинство вопросов этой категории правильно
ответили около половины респондентов. Особое внимание стоит обратить на
такие вопросы как:«Перечислите, в каких документах закреплены права
ребенка», «Имеет ли ребенок право на свободное выражение собственного
мнения?». Стоит отметить, что на вопрос «При каких условиях дети имеют
равные права в обществе?» 30 учащихся из 31 ответили верно.
Вопросы категории «Права ребенка» (Рис.2)
Количество обучающихся, ответившие верно на следующие вопросы:
30
8
7
Перечислите, в каких документах закреплены права ребенка
Было интересно узнать мнение обучающихся о соблюдении прав и
обязанностей школьников и учителей (Рис.3). Опрос показал, что на такие
вопросы
как
«Какими
правами
обладают
учащиеся?»,
«Какими
обязанностями обладают учащиеся?» и «Кто должен защищать права
учащихся
в
школе?»
смогливерно
ответить
лишь
около
половины
опрошенных.
На вопрос «Кто чаще всего нарушает право на уважение достоинства
личности?» чуть меньше половины ответили, что учитель, а на вопрос
«Унижали ли вы человеческое достоинство?» 10 испытуемых ответили, что
«да». Поскольку обучающиеся не поняли значение словосочетания«унижение
достоинства личности», на уроках по формированию правовой грамотности
этому вопросу необходимо уделить особое внимание.
Только 9 обучающихся оценивают свою правовую грамотность на
«хорошо», а остальные испытуемые – на «неудовлетворительно». Следует
отметить, что 95% респондентов хотели бы знать больше о своих правах и
обязанностях.
Вопросы категории «Мнение обучающихся о соблюдении прав и
обязанностей школьников и учителей» (Рис.3)
Количество обучающихся, ответившие верно на следующие вопросы:
16
17
16
14
10
Таким образом, полученное исследование выявило, что уровень
правовой грамотности среди несовершеннолетних невысок. По результатам
исследования можно сказать, что родители и школа по разным причинам
мало уделяют времени для развития подрастающего поколения в правовой
сфере. Следовательно, необходимо осуществлять просветительскую работу
по правовой грамотности среди обучающихся как со стороны школы, так и со
стороны родителей. Повышение уровня правовой грамотности является
гарантией снижения числа правонарушений среди несовершеннолетних. В
дальнейшем можно разработать новые формы и методы занятий для лучшего
усвоения материала, также активизировать работу по повышению уровня
правовой грамотности подростков и их родителей (уроки обществознания и
права, родительские собрания, внеурочные мероприятия, интерактивные
формы уроков), воспитательную работу правоохранительных органов, школы
и семьи, деятельность культурно - досуговых центров. В образовательные
программы
стоит
внедрять
больше
нетрадиционных
форм
уроков.
Преимущество нетрадиционных форм, состоит в повышении познавательной
активности, интереса к знаниям, в развитии инициативы, в установках на
творческую деятельность, постоянный поиск, в предупреждении утомления,
создании комфортной среды обучения и воспитания. Стандартные уроки
имеют ограниченные возможности для проявления творческих способностей
и нестандартного мышления у обучающихся.
Список литературы:
1.Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята
всенародным голосование 12 декабря 1993 года(с учетом поправок,
внесенных Законами РФ к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от
30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// СПС
«КонсультантПлюс».
URL:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?
req=doc;base=LAW;n=2875 (Дата обращения 10.10.18).
2.Конвенция
о
правах
ребенка
[Электронный
ресурс](одобрена
Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.). Ратифицирована
Постановлением
ВС
СССР
13
«КонсультантПлюс».URL:
июня
1990
г.
№
1559-1
//
СПС
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?
req=doc&ts=11351135990843878104777815&cacheid=734638C77D7EA39EF7C
537886169E104&mode=splus&base=LAW&n=9959&rnd=0.557305014010135#0
8445476483581844 (Дата обращения 10.10.18).
3. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере
развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом
РФ 28.04.2011 N Пр-1168) // Российская газета, N 151, 14.07.2011
4.Правонарушения в январе-сентябре 2018 года: Федеральная служба
государственной
статистики
[Электронный
ресурс].
URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/i
nfraction/ (Дата обращения 18.10.18)
5.Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс
[Текст]
/
А.Т.
Смирнов,
Б.О.
Хреников
//
Учебник
для
общеобразовательныхучреждений: базовый и профиль. Уровни, изд-во
«Просвещение». -4-еизд., перераб. – М.: Просвещение, 2012.
6.Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности 11 класс
[Текст] / А.Т. Смирнов, Б.О. Хреников // Учебник для общеобразовательных
учреждений: базовый и профиль. Уровни, изд-во «Просвещение». -5-еизд.,
перераб. – М.: Просвещение, 2013.
7. Состояние преступности в России за январь-июль 2018 года:
Сборник
[Электронный
аналитический
центр
ресурс]
МВД
//
ФКУ
«Главный
России».
информационно-
URL:https://xn--b1aew.xn--
p1ai/reports/item/14070836/
8.«Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ
(ред. от 04.03.2013) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст.
2954.
9. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности»
[Электронный
ресурс]
//
СПС
«КонсультантПлюс».
URL:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=108546
10. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 04.06.2018) «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [Электронный
ресурс]
//
СПС
«КонсультантПлюс».
URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?
req=doc&ts=47755252801321372381292656&cacheid=08B478DA63C0E74606C
EC8F08F09E71C&mode=splus&base=LAW&n=299503&rnd=0.55730501401013
5#069767906601404 (Дата обращения 10.10.18).
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв