МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет географии, геоэкологии и туризма
Кафедра геоэкологии и мониторинга окружающей среды
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФОРМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ В
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Бакалаврская работа
Направление: 05.03.06 Экология и природопользование
Профиль: Инженерно-экологические изыскания и проектирование
Зав. кафедрой __________________________д.г.н., проф. С.А.Куролап
Обучающийся
__________________________________А.Д.Сидорова
Руководитель _____________________________к.г.н., доц. Р.Е.Рогозина
Воронеж 2020
2
Содержание
Введение.....................................................................................................................3
1 Твердые бытовые отходы и их воздействие на окружающую среду...............5
1.1 Источники образования и типы отходов...........................................................5
1.2 Качественный и количественный состав отходов производства и
потребления ………………………………………………………………………. 9
1.3 Методика комплексной геоэкологической оценки территорий
концентрации твердых отходов………………………………………………. ...10
2 Характеристика системы обращения с отходами в Воронежской области....13
2.1 Законодательная база в области обращения с отходами в Воронежской
области……………………………………………………………………………..13
2.2. Организация системы обращения с отходами в Воронежской области….16
2.2.1. Источники образования и классификация отходов в Воронежской
области ……………………………………………………………………………16
2.2.2 Организация удаления твердых коммунальных отходов в Воронежской
области ……………………………………………………………………………21
3 Реформа обращения с твердыми отходами в Воронежской области, анализ
ее результатов ……………………………………………………………………30
3.1 Межмуниципальные кластеры Воронежской области……………………..30
3.2 Региональные операторы ТКО Воронежской области……………………..35
3.3. Анализ результатов реформы обращения с твердыми отходами в
Воронежской области ……………………………………………………………40
Заключение ………………………………………………………………………..43
Список литературы ……………………………………………………………….45
Приложения………………………………………………………………………..48
3
Введение
Актуальность темы. Рост городов, распространение городского образа
жизни,
быстрое
развитие
промышленности,
а
также
разнообразная
деятельность человечества привели к образованию огромного количества
отходов разных классов опасности и с различным химическим составом.
На
сегодняшний
день
известно
примерно
тридцать
способов
нейтрализации и утилизации отходов. Наиболее используемыми из них
являются сжигание и захоронение мусора на полигонах. Но на данном этапе
развития технологий основным методом утилизации отходов остается
складирование на полигонах.
В месте расположения полигона необходимым условием является
исследование состояния окружающей среды, содержащее информацию о
строении земной коры, гидрологических условиях, свойствах почвенного
покрова, воздействии существующей антропогенной нагрузки, а также о
структуре полигона. Эти сведения важны для исключения его негативного
воздействии на приземные слои атмосферы, поверхностные и подземные воды,
почвенно-растительный покров, так как массовое хранение мусора на
полигонах, в современных условиях не решает проблему, а только ее
усугубляет.
Сбор отходов и транспортировка их на полигоны, а также организация
сортировки на предприятиях, раздельный сбор мусора населением, его
утилизация и вторичное использование позволят сократить негативное влияние
его на окружающую среду и условия жизни людей. Кроме того, проводимая в
стране реформа обращения с отходами начала реализовываться на территории
нашего региона, который по некоторым ее позициям является пилотным. В
связи с этим, потребность проанализировать результаты «мусорной реформы»
на территории одного из субъектов РФ актуальной.
Воронежской области является
4
Объект исследования: реформа обращения с твердыми отходами в
Воронежской области, результаты ее осуществления.
Предмет
исследования:
анализ
промежуточных
результатов
осуществления мусорной реформы и основных направлений дальнейшего ее
развития в нашей области.
Цель
работы
–
характеристика
результатов
и
региональных
особенностей реформы системы обращения с отходами в Воронежской области.
Для поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические положения системы обращения с отходами,
типы отходов, их структуру, источники образования.
2.Дать характеристику системе обращения с отходами в Воронежской
области, организации их переработки.
3.Проанализировать результаты проведения реформы обращения с
отходами в регионе и основные направления ее дальнейшего осуществления.
Работа написана на основе научной литературы, статистических
источников и фондовых материалов с использованием методов анализа,
сравнения, а также статистического, математического и картографического
методов.
5
1 Твердые бытовые отходы и их воздействие на окружающую
среду
1.1 Источники образования и типы отходов
Объемы производства и потребления в современном мировом хозяйстве
имеют постоянную тенденцию роста, при этом их результатом является
увеличение количества отходов, проблема утилизации которых до сих пор не
решена ни в одной стране мира. Отходы представляют собой серьезный
источник загрязнения окружающей среды опасными для здоровья человека
веществами.
Увеличение численности населения, повышение уровня его жизни влечет
за собой и изменения в системе потребления, усиливая тем самым сложность
решения вопросов по утилизации отходов. С каждым годом возрастают
расходы на их захоронение, потому что действительно работающих мер по их
вторичной переработке пока нет.
Существуют разные трактовки понятия отходов в международных и
российских
документах.
В
Межгосударственном
стандарте
«Ресурсосбережение. Обращение с отходами» (ГОСТ 30772-2001) под
отходами понимаются «остатки продуктов или дополнительный продукт,
образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не
используемые в непосредственной связи с этой деятельностью» [2].
Отходы можно разделить на два вида: отходы производства и отходы
потребления. «Отходы производства – это остатки сырья, материалов, веществ,
изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции,
выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные
потребительские свойства» [2]. Исходя из этого определения, сюда можно
отнести: вскрышные породы, которые образуются во время добычи топливных,
рудных
и
нерудных
полезных
ископаемых,
сточные
воды,
отходы
6
сельскохозяйственного производства и газы, образующиеся при осуществлении
технологических процессов.
Утилизация промышленных отходов является главной задачей для
предприятий и государственных организаций по защите природной среды.
Способы, которые применяет государство в вопросах сбора, транспортировки и
утилизации отходов, являются показателем его цивилизованности.
«Отходы потребления – это остатки веществ, материалов, предметов,
изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью
утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования
по прямому или косвенному назначению в результате физического или
морального износа в процессах общественного или личного потребления
(жизнедеятельности), использования или эксплуатации» [2]. К данной
категории отходов относятся: морально и физически устаревшая, сломанная
бытовая техника, макулатура, образующиеся пищевые отходы, старый
текстиль, различный мусор и так далее. Такие отходы можно использовать
вторично, но, к сожалению, на данный момент вторичное производство в нашей
стране не налажено на должном уровне. Именно эта категория отходов и будет
исследована в работе.
Все отходы, по фазовому состоянию, можно разделить на твердые,
жидкие и смешанные. Из них наиболее проблемными при утилизации
считаются твердые коммунальные отходы (ТКО). Это понятие введено
Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ (в ред. от 28 ноября
2015 г.). Под ними понимают «отходы потребления от домовладений». Сюда
же причисляются отходы, образующиеся на предприятиях торговли, отходы,
образующиеся в офисах, школах, больницах и различных административных
учреждениях. Данный вид отходов называют «муниципальными отходами» [2].
В состав ТКО не входят опасные виды отходов.
До этого времени
использовался термин твердые бытовые отходы (ТБО), который является более
узким, так как к нему относятся только отходы потребления населения.
7
Сложность утилизации ТКО заключается в том, что они имеют сложный
химический состав вследствие чего срок их разложения, занимает много
времени. Они
являются угрозой для
населения
в эпидемическом и
токсикологическом плане.
В международной практике, а также в нашей стране все отходы делят на
классы опасности для окружающей среды: «Ⅰ класс – чрезвычайно опасные
отходы; II класс – высокоопасные отходы; III класс – умеренно опасные
отходы; IV класс – малоопасные отходы; V класс – практически неопасные
отходы» [18].
Образующиеся отходы имеют ряд разновидностей (рис. 1).
Рис. 1. Виды отходов (составлено автором по [3])
К органическим отходам относятся отходы пищевых производств,
переработки фруктов и овощей, растениеводства, парниковых хозяйств,
спиртового и пивоваренного производства, содержания, переработки и убоя
птиц, животных и рыбы, отходы мехов и шкур, отходы в процессе производства
бумаги древесины, картона и целлюлозы. Данный вид отходов является очень
серьезной проблемой для экологии в целом, так как органические отходы
оказывают сильное влияние на эпидемиологическую ситуацию. Вследствие
8
чего развивается огромное количество бактерий, происходит заражение
гидробионтов, животных и населения.
Категорию «Отходы минерального происхождения» составляют отходы,
образующиеся во время добычи полезных ископаемых, зола, шлаки, пыль,
шламы, лом цветных и черных металлов. Данный вид отходов оказывает
неблагоприятное воздействие тем, что они распространяются на большие
расстояния и витают в воздухе. Таким образом, происходит воздействие на
здоровье населения, в особенности подвержены негативному влиянию
дыхательные пути.
Химические отходы – это различные средства дезинфекции, препараты
для защиты растений, отходы фармацевтического производства, средства
гигиены, разнообразные полимеры, соли, оксиды, кислоты, гидроксиды,
щелочи, органические растворители, клеи, смолы, краски, лаки, мастики, а
также отходы, образующиеся при переработке различных видов минерального
сырья (торфа, угля, нефти, газа, горючих сланцев). Такой тип отходов
оказывает многогранное влияние на природную среду. Главной их проблемой
является образование и распространение ранее не существовавших соединений.
Категорию «Коммунальные отходы» образуют: твердые бытовые отходы;
отходы, образующиеся на предприятиях; отходы с жилых помещений; отходы,
комбинированные по своему составу (различное оборудование, сложные
изделия и устройства); отходы, образующиеся при использовании воды, во
время водоподготовки; отходы при переработке сточных вод и жидких отходов
очистных
сооружений;
отходы
медицинских
учреждений
(поликлиник,
больниц, лечебно-оздоровительных комплексов) [20].
Отходы очень различны по своему составу, количеству и являются
опасными для природной среды. Повышенного внимания требует утилизация
медицинских отходов, так как при отсутствии должных мер их воздействие
может достигнуть невероятных масштабов. В России системы переработки
медицинских отходов находятся лишь на стадии разработки проектов.
9
Даже в экономически развитых странах, проблема увеличения количества
отходов и их последующая утилизация, стоит на первом месте, несмотря на
внимание со стороны правительства и природоохранных организаций.
1.2 Качественный и количественный состав отходов
производства и потребления
«По официальным данным, в России ежегодно образуется от 2,7 до 3,9
млрд. т отходов: 2,6 млрд. т промышленных отходов; 700 млн. т жидких
отходов птицеводства и животноводства; 35-40 млн. т ТБО; 30 млн. т осадков
сточных вод; 3 млн. тонн медицинских отходов» [1].
При согласовании норм накопления отходов местные власти опираются
не на фактические данные, а руководствуются соображениями социальноэкономического и политического характера [6]. Это связано с тем, что при
реальных условиях не производится учет образования отходов на уровне
муниципальных образований, в итоге достоверных данных по объемам
образующихся отходов в нашей стране нет.
Достаточно сложно количественно оценить структуру ТКО по причине
недоступности данных, но существуют примерные подсчеты (рис.2.).
Для того чтобы оценить качественный и количественный состав
образующихся отходов, в нашей стране производится инвентаризация и
кадастр ТКО. Он осуществляется в соответствии с ежегодно представляемыми
в государственные комитеты Минприроды России годовыми отчетами об
образовании и размещении отходов по форме 2-ТП [6].
Проводится учет отходов, которые собирают и перевозят от предприятий,
организаций и населения. При этом важно учитывать вид предприятия, класс
опасности и количество образовавшихся отходов. Также для опасных отходов
проводят паспортизацию. Ответственность за достоверное определение состава
отхода лежит на производителе, который в свою очередь имеет возможность
обратиться в аккредитованные в установленном порядке организации [13].
10
Рис. 2. Примерный состав ТКО в России (составлено автором по [12])
Из этого можно сделать вывод, что отходы производства и потребления
являются сложными элементами для утилизации, так как они имеют
разнородный состав и происхождение. Заранее определить данные параметры
невозможно, поэтому требуются детальное исследование, проведение анализов,
выявление их воздействия на природную среду и население. Это сильно
усложняет задачу их переработки и утилизации, особенно если данные отходы
не проходят этап сортировки, а их количественная оценка далека от
объективной.
1.3 Методика комплексной геоэкологической оценки территорий
концентрации твердых отходов
Для безопасной эксплуатации полигонов ТКО важно проведение
экологической диагностики прилегающих территорий, так как они являются
мощным антропогенным фактором воздействия на природную среду.
11
Начальный этап исследования — это изучение местных условий региона,
которые могут повлиять на размещение полигонов ТКО. Ключевым моментом
является выявление особенностей геологического и гидрогеологического
строения поверхности. На песчаных почвах для строительства необходимы
защитные экраны на днище и склонах полигона, поэтому более удачен вариант
для размещения — это территории с суглинистой почвой.
Необходимо учитывать, что расположение полигона недопустимо при
условии близкого залегания грунтовых вод, так как это может привести к
попаданию фильтрата с полигона в подземные воды. Также полигон
нецелесообразно размещать вблизи рек. Если не соблюдаются данные условия
и меры защиты при строительстве, то с высокой вероятностью это приведет к
экологической катастрофе. Вследствие чего будут загрязнены ближайшие
подземные воды и реки, отчего пострадает водная экосистема.
Для выявления распространения загрязняющих веществ ветром с
территории полигонов ТКО, необходимо учитывать метеорологические
условия местности.
В свою очередь запрещается размещение полигона на участках, где
выявлены редкие растения и животные, поскольку почвенно-растительный
покров деградирует при строительстве и эксплуатации полигона.
При завершении изучения местных условий региона необходимо
провести районирование территории с целью выявления регионов, сходных по
условиям расположения полигонов ТКО.
«Основная цель оценки воздействия на окружающую среду территорий
концентрации твердых отходов — определение возможных экологических,
социальных и экономических последствий в случае реализации проектного
замысла с учетом нескольких (обычно трех) альтернативных вариантов
технологической схемы производства и территориального размещения объекта.
Оценка воздействия предусматривает разработку системы мониторинга всех
источников загрязнения и состояния компонентов окружающей среды,
подвергающихся негативному воздействию» [21].
12
Для выявления воздействия отходов на природную среду необходимо
следовать определенным этапам проведения исследования отходов (рис.3.).
Рис. 3. Этапы проведения исследования отходов (составлено автором по [5])
Таким образом, важной задачей геоэкологической оценки территорий
концентраций отходов является диагностика состояния природной среды рядом
с местом размещения полигона ТБО. Данная диагностика включает в себя сбор
и обработку информации, полученной в ходе исследований о структуре и
состоянии полигона. Но самым важным является принятие управленческих
решений, которые предотвратят негативные последствия на природную среду.
13
Глава 2 Характеристика системы обращения с отходами в
Воронежской области
2.1 Законодательная база в области обращения с отходами в
Воронежской области
Полномочия органов государственной власти Воронежской области в
сфере обращения с отходами регулируются законом Воронежской области от
03 ноября 2015 года № 147-О3 «Об отходах производства и потребления на
территории Воронежской области и о признании утратившими силу отдельных
законодательных актов (положений законодательных актов) Воронежской
области в сфере обращения с отходами производства и потребления» (с
изменениями на 8 апреля 2019 года).
Данный закон устанавливает полномочия в сфере обращения с отходами
для:
- Воронежской областной думы;
- исполнительных органов государственной власти Воронежской
области;
- исполнительного органа государственной власти Воронежской области,
обеспечивающего реализацию государственной политики в области охраны
окружающей среды и природопользования на территории Воронежской
области;
- исполнительного органа государственной власти Воронежской области,
обеспечивающего
на
территории
Воронежской
области
разработку
и
реализацию государственной политики Воронежской области в сфере
жилищно-коммунального хозяйства;
- исполнительного органа государственной власти Воронежской области,
осуществляющего
в
пределах
своих
полномочий
государственное
14
регулирование цен (тарифов), и контроль за их применением на территории
Воронежской области.
Администрация
городского
округа
руководствуется
следующими
документами по обращению с твердыми коммунальными отходами:
1. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018, с изм. от
19.07.2019) «Об отходах производства и потребления»;
2. Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (ред. от
15.12.2018) «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении
изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа
2008 г. № 641»;
3. Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 «Об
утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых
коммунальных отходов и ведения их реестра»;
4. Постановление Администрации городского округа город Воронеж от
23.04.2019 N 318 «О реализации мероприятий в области обращения с твердыми
коммунальными отходами»;
5. Приказ управления по государственному регулированию тарифов
Воронежской области от 25.02.2019 № 8/18 «О внесении изменений в приказ
УРТ от 18.12.2018 № 54/3 «Об установлении предельного единого тарифа на
услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными
отходами для открытого акционерного общества «Экотехнологии» на
территории городского округа город Воронеж, городского округа город
Нововоронеж, Каширского, Нижнедевицкого, Новоусманского, Рамонского,
Репьевского,
Семилукского,
Хохольского
муниципальных
районов
Воронежской области (зона деятельности - Воронежский межмуниципальный
кластер), на 2019 год»;
6. Приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики
Воронежской области от 12.02.2019 № 29 «О расчете платы граждан за
коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами
для многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа
15
город Воронеж, и об установлении понижающих коэффициентов». При
осуществлении раздельного накопления твердых отходов в Воронежской
области данным приказом утверждается сумма выплат за коммунальную услугу
по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении.
Этот документ введен с целью контроля цен за данную работу, таким образом,
препятствуя бесконтрольному росту платы граждан за коммунальную услугу по
обращению с твердыми коммунальными отходами. Сумма платежа будет
определяться исходя из общей площади помещения и объемов вывезенных
контейнеров;
7. Приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики
Воронежской области от 12.04.2018 № 78 «Об утверждении нормативов
накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской
области
для
Воронежского
отходоперерабатывающего
межмуниципального
кластера».
Данный
приказ
экологического
регламентирует
нормативы накопления твердых коммунальных отходов, что помогает
управляющим компаниям планировать затраты на сбор и вывозТКО; органам
власти - затраты на переработку; экспортным операторам - рассчитывать парк
транспортных
средств
и
затраты
на
топливо;
перерабатывающим
и
мусоросжигательным заводам, а также полигонам для хранения ТКО планировать объем работ и определять территорию обслуживания.
8. Приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики
Воронежской области от 12 апреля 2018 г. № 78 «Об утверждении нормативов
накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской
области
для
Воронежского
межмуниципального
экологического
отходоперерабатывающего кластера»;
9. Сводный реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных
отходов на территории городского округа город Воронеж [11].
Главной целью данных нормативных документов, является нормализация
услуги, касающейся обращения с твердыми коммунальными отходами,
улучшение качества оказываемых услуг, недопущение увеличения количества
16
несанкционированных
законодательной
базы
свалок.
Разработка
поможет
и
значительно
принятие
к
улучшить
исполнению
экологическую
обстановку.
2.2. Организация системы обращения с отходами в Воронежской
области
2.2.1. Источники образования и классификация отходов в
Воронежской области
По структуре экономической деятельности Воронежская область является
промышленно-аграрной. Основными источниками отходов производства в ней
выступают машиностроительные предприятия, электроэнергетика, химическая
промышленность, животноводство и промышленность, перерабатывающая
сельскохозяйственное сырье. На их долю приходится 4/5 всей промышленной
продукции.
Учитывая большую долю аграрного сектора в экономике региона, среди
утилизируемых и используемых промышленных отходов, по объемным
показателям, первое место, как правило, занимают отходы от переработки
сырья
растительного
происхождения
(жом
свекловичный),
отходы
животноводства (навоз) и растениеводства (лузга подсолнечника).
Крупные организации по объему образующихся отходов I класса
опасности (ртутьсодержащие отходы) расположены в трех муниципальных
образованиях: городских округах Воронеж, Нововоронеж и Россошанском
муниципальном районе. В связи с отсутствием на территории Воронежской
области
организаций,
осуществляющих
деятельность
по
захоронению
ртутьсодержащих и других отходов I класса опасности, организован сбор и
транспортировка этих отходов для дальнейшего захоронения за пределы
17
области. Для оценки вклада каждого вида хозяйственной деятельности ведется
учет по образованию отходов (таблица 1).
Таблица 1. Сведения об образовании отходов в Воронежской области,
систематизированные по видам хозяйственной деятельности за 2018 год
Виды экономической
Образование
Структура
деятельности
отходов за год, т
отходов по видам
деятельности, %
Всего
7 579 683,250
100
86 337,622
1.1
Обрабатывающие производства
4 230 132,231
55.8
Сельское,
лесное
2 913 557,521
38.4
охота,
рыболовство
174 435,794
2.3
175220,1
2.4
Водоснабжение,
водоотведение,
организация сбора и утилизации
отходов,
деятельность
по
ликвидации загрязнений
хозяйство,
и
рыбоводство
Торговля оптовая и розничная,
ремонт автотранспортных средств
и мотоциклов
Другие
виды
экономической
деятельности
Составлено автором по [14].
В процентном соотношении лидирующие позиции по образованию
отходов занимают: обрабатывающие производства (55,8%); сельское, лесное
хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (38,4%); торговля оптовая и
розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (2,3%).
Доля
18
остальных видов деятельности колеблется от 0,01% (административная
деятельность) до 0,5% (деятельность с недвижимостью и строительство).
В 2018 году по данным управления Росприроднадзора по Воронежской
области операторами по обращению с отходами принято для захоронения 722
525,49 тонн твердых отходов, образовано хозяйствующими субъектами – 134
394,9 тонн отходов[14].
На основании доклада департамента природных ресурсов и экологии
Воронежской области получены сведения о количестве образовавшихся
отходов в Воронежской области. По этим условиям были созданы диаграммы
для обобщения исходных данных за период 2014-2018 года. В первую очередь
большее количество отходов принадлежит отходам 4-5 классов опасности, доля
опасных отходов является низкой (рис.4,5).
Рис. 4. Количество образованных твердых отходов 3, 4 и 5 класса опасности за
2014-2018 годы, тонн (составлено автором по [14])
19
Рис. 5. Количество образованных твердых отходов 1 и 2 класса опасности за
2014-2018 годы, тонн (составлено автором по [14])
Исходя из представленных графических материалов (рис. 4, 5), можно
оценить динамику отходов за 2014 и 2018 годы. За это время снизилось
образование отходов 1 и 4 классов опасности (на 7,6% и 15,2% соответственно).
Противоположные тенденции наблюдаются с отходами 2 и 5 классов, где
увеличилось их количество на 9,1% и 16,1% (по 2014 и 2018 годам).
Наибольшие изменения произошли с отходами 3 класса, где увеличение за
исследуемый период составило 4,4 раза. Эта ситуация связана с несколькими
факторами: во-первых, уменьшение количества несанкционированных свалок,
на которых не происходит учет объемов отходов по классам опасности; вовторых, с 1 января 2018 года запрещено захоранивать на полигонах ТКО ртуть
содержащие изделия, металлолом, люминесцентные лампы, таким образом
теперь они подлежат обязательному учету и переработке.
20
2.2.2 Организация удаления твердых коммунальных отходов в
Воронежской области
Обращение c отходами – деятельность по сбору, использованию,
обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов [19].
Практика обращения с отходами в Воронежской области развита слабо в
связи
с
почти
предприятий
и
зарождающейся
значительного
полным
опыта
отсутствием
использования
организацией
количества
технологичных
вторичных
раздельного
сбора
несанкционированных
утилизирующих
ресурсов,
отходов,
свалок,
только
наличием
оказывающих
негативное влияние на окружающую среду [8].
Система санитарной очистки и уборки территорий в соответствии с
СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий
населенных мест" состоит из следующих этапов (рис.6):
Рис. 6. Схема системы санитарной очистки и уборки территорий [8]
21
В Воронежской области санитарная очистка территорий населенных
пунктов производится 107 специализированными предприятиями, имеющими
на своем балансе транспортно-производственные базы (здания и сооружения
для
административной
деятельности
и
осуществления
ремонтно-
эксплуатационных работ). Их транспортный парк представлен 942 единицами
техники, из которых 370 единиц спецтранспорта (мусоровозы, бункеровозы)
для сбора и вывоза твердых и крупногабаритных коммунальных отходов; 92
машины для вывоза жидких бытовых отходов; 355 единиц спецтранспорта для
механизированной
уборки
улично-дорожной
сети
(комбинированные,
поливомоечные, подметально-уборочные машины), а также 125 единиц
вспомогательной техники и оборудования.
В настоящее время вывоз коммунальных отходов с территорий
населенных пунктов в Воронежской области хорошо организован только в
областном центре, малых и средних городах, других городских поселениях и
центрах муниципальных районов. В малонаселенных, удаленных от районных
центров поселений уровень обеспечения такой работы очень низкий, или она
вообще не осуществляется. Жители таких сел справляются с мусором своими
силами: сжигают его или сбрасывают в близлежащие овраги и лесополосы,
создавая очередные несанкционированные свалки. Таким образом, можно
констатировать, что система санитарной очистки территории области пока
несовершенна. Она имеет следующие недостатки: отсутствие в сельских
населенных пунктах и даже в частном секторе городов, организованной
инфраструктуры для сбора мусора (нехватка контейнерных площадок,
отсутствие подъездов к ним при их наличии, недостаточное количество
контейнеров, их санитарное состояние); высокая стоимость этой услуги для
населения (бесплатно выбросить мусор в овраг дешевле); необходимость
составления заявки и ожидание в строго определенное время осуществления
этого
мероприятия;
непривлекательность
для
обслуживания
мусоровывозящими предприятиями населенных пунктов с низкой плотностью
22
застройки и численностью жителей, а также нежелание сельчан заключать
договоры со специализированными предприятиями на сбор и вывоз мусора.
В
городах
обустроенность
области,
более
централизованного
где
плотность
приспособлены
сбора
мусора,
к
застройки,
ее
созданию
инфраструктуры
сформировалась
планировка,
система
планово-
регулярного сбора мусора.
В
областном
центре
и
муниципалитетах
Воронежской
области
применяются две системы удаления отходов: контейнерная и бесконтейнерная
(рис. 7).
Рис. 7 Системы удаления отходов в Воронежской области (составлено
автором по [8])
Для осуществления контейнерного удаления отходов на территории
области установлено 14308 контейнеров вместимостью 0,75 м3 для сбора ТКО и
478 бункеров вместимостью 8 м3 для крупногабаритных отходов. Размещаются
они на контейнерных площадках разной конструкции:
модульных, с
ограждающими железобетонными или кирпичными стенками, с основанием в
виде железобетонных плит или бетон-монолита. Но большинство их не
оборудованы для нормальной эксплуатации: существующие подъездные пути
часто не соответствуют требованиям, не обеспечивают эффективную и
23
безопасную
работу
спецтехники.
Часть
площадок
не
имеют
водонепроницаемого основания, которое бы защищало почво-грунты под ними
от
протекания
соответствующих
жидких
фракций
ограждений.
В
отходов,
маленьких
не
имеют
поселениях
освещения,
контейнерные
площадки и вовсе отсутствуют, контейнеры располагаются просто на земле.
Вывоз мусора с таких площадок осуществляется в соответствии с планомграфиком, который составляется на основе санитарных правил: в холодное
время года, при температуре воздуха ниже - 5ᵒС интервал вывоза не должен
превышать 3 суток; в теплое время года, при температуре выше + 5ᵒС - вывоз
мусора должен осуществляться ежедневно (сбор не более одних суток).
Количество жителей является определяющим фактором при расчете требуемого
наличия контейнеров исходя из их емкости.
При бесконтейнерном сборе и вывозе отходов накапливание мусора
производится в пакеты, ведра, подручные емкости, а затем по графику
вывозится мусоровозом или приспособленным транспортом (тракторами с
прицепным оборудованием), в который часто загружают мусор сами жители.
Проблемой в городах и в селах остается накопление и вывоз крупногабаритных
отходов. Ввиду отсутствия специализированных площадок такой мусор
располагается навалом рядом с контейнерами или местами сосредоточения
отходов (как правило, на обочинах дорог) в частном секторе.
Транспортировка отходов к местам их размещения, утилизации,
вторичного использования и переработки осуществляется специализированным
автомобильным транспортом.
По данным областного кадастра отходов на территории Воронежской
области к 2014 году эксплуатировалось 608 объектов размещения ТКО общей
площадью 932, 97 га. Их структура по площади представлена на рисунке 8.
Наиболее пространными являлись 489 санкционированных свалок (площадью
около 646 га), 16 полигонов занимали территорию около 145 га, а
несанкционированные свалки - около 104 га. Один полигон (38,82 га)
находился на рекультивации. Из общего количества полигонов - 10 имеют
24
коэффициент заполнения 50-90%, остальные - коэффициент заполнения менее
50%.
Полигон ТКО;
15,5
Несанкционированные
свалки; 11,1
Полигон ТКО
(рекультивация;)
4,2
Санкционированные
свалки; 69,2
Рис. 8. Структура объектов размещения отходов на территории Воронежской
области, % (составлено автором по [8])
По данным государственной статистической отчетности в Воронежской
области в 2018 году действовало 17 полигонов ТКО, 298 санкционированных и
около 7 несанкционированных мест размещения отходов.
Из
общего
количества
объектов
размещения
отходов
наиболее
длительным и интенсивным негативным воздействием на окружающую среду
отличаются свалки, особенно несанкционированные. Часто они не имеют
правоустанавливающих документов на земельные участки под ними, проектной
документации, инженерной подготовки территории. Нормативные требования,
стандарты и технологические регламенты при эксплуатации свалок, как
правило, не выдерживаются. Информация об отходах, их объеме, составе,
сроках разложения также отсутствует. Сточные воды, образующиеся при
воздействии
природных
факторов
и
физико-химических
процессов,
происходящих в ТКО, и вытекающие из тел свалок, содержат крайне токсичные
органические загрязнения. Неконтролируемые процессы в мусорной массе
25
приводят к формированию болезнетворной микрофлоры, также усугубляющей
опасность фильтрата. В атмосферу также постоянно поступают газообразные
продукты распада твердых отходов – метан, аммиак и другие. Систематические
пожары, источником которых также являются свалки, загрязняют атмосферу.
Таким образом, существующая деятельность муниципальных систем в области
обращения с отходами сопровождается значительными потерями ресурсов, а
также увеличением загрязнения окружающей среды.
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от
07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации до 2024 года» уже на сегодняшний день видны
улучшения в системе обращения с отходами (рис.9.).
Рис. 9. Динамика количества эксплуатируемых на территории региона объектов
размещения отходов за 2014-2018 годы (составлено автором по [14])
Исходя из диаграммы, можно увидеть, что в период 2014-2018 годы
количество несанкционированных свалок на территории Воронежской области
уменьшилось в 8 раз. Таким образом, благодаря нововведённым законам
правительства применяются меры по борьбе с отходами, их утилизацией и
переработкой, что несомненно улучшает экологическую обстановку как в
области, так и в целом в стране. Для продвижения процесса реформы
26
необходимо создавать инфраструктуру. Уже сейчас во дворах начинают
появляться контейнеры для раздельного сбора мусора, обновляется транспорт
для перевозки отходов, также осуществляются вложения инвесторами средств в
данную инфраструктуру.
Серьезные изменения в системе обращения с ТКО, называемые
«мусорной реформой» начались в нашей стране и области в 2019 году, хотя
формально федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (89ФЗ) был принят в 1998 году. Затем в него вносились многочисленные поправки,
самые значительные из которых появились в 2014 году. Они сводились к
сокращению захоронения отходов на полигонах и увеличению объема их
переработки во вторсырье.
Основной задачей системы комплексного управления отходами является
предотвращение негативного воздействия на здоровье человека и будущих
поколений, природную среду, а также снижение доли отходов путем
вовлечения их в экономику в качестве источника дополнительного сырья или
продукции для производства товаров. Для выполнения главной цели важно
развивать такие аспекты как: инфраструктура раздельного сбора, переработка и
экологически обоснованное захоронение твердых бытовых отходов.
Важным фактором в структуре обращения с отходами является
взаимодействие
органов
самоуправления
и
государственной
предприятий
среднего
власти,
органов
местного
бизнеса,
которые
совместно
занимаются вопросами в области обращения с отходами в пределах своих
полномочий.
Первостепенное значение в обеспечении санитарного благополучия
населения и снижения антропогенного воздействия на окружающую среду
имеет создание современных технологических методов комплексной схемы
обращения с отходами, а также вовлечение вторичного сырья в производство,
безопасное и целесообразное размещение объектов системы на территории
региона.
27
На основании поручений Президента Российской Федерации (от 29 марта
2011 г. N пр-781), губернатора Воронежской области (п. 4.4 протокола
поручений № 15, определенных на еженедельном оперативном совещании с
губернатором
Воронежской
области
от
25.06.2012
г.)
департаментом
природных ресурсов и экологии разработана комплексная схема обращения с
отходами в Воронежской области.
Разработка комплексной схемы осуществлялась в 4 этапа (рис. 10).
Рис. 10. Этапы разработки комплексной схемы обращения с отходами в
Воронежской области (составлено автором по [8])
Изменения, внесенные в Федеральный закон Российской Федерации от
24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и другие
законодательные акты, запустили как в Российской Федерации, так и в
Воронежской области новую современную систему обращения с отходами, в
которой за сбор и размещение твердых коммунальных отходов отвечают
28
регионы, а приоритетом становится переработка отходов. Региональные
обязанности по сбору, сортировке и передаче на утилизацию вторичных
материальных ресурсов будет осуществлять региональный оператор в пределах
кластеров.
В рамках соглашения «О предоставлении субсидии бюджету субъекта
Российской Федерации из федерального бюджета», заключенного между
правительством Воронежской области и Минприроды России в 2018 году
завершено
создание
трех
мусоросортировочных
комплексов
для
межмуниципальных отходоперерабатывающих кластеров: Борисоглебского (в
Борисоглебском городском округе мощностью 50 тыс. тонн), Бутурлиновского
(в
Павловском
муниципальном
районе
мощностью
25
тыс.
тонн),
Россошанского (в Россошанском муниципальном районе мощностью 70 тыс.
тонн) [14].
29
3 Реформа обращения с твердыми отходами в Воронежской
области, анализ ее результатов
3.1 Межмуниципальные кластеры Воронежской области
Полигоны ТКО Воронежской области, как правило, повторяют каркас
опорных городских поселений, и расположены, за редким исключением, в
муниципальных образованиях, имеющих в своем составе городские поселения:
Аннинском,
Богучарском,
Верхнемамонском,
Каменском,
Лискинском,
Новоусманском, Новохоперском, Ольховатском, Павловском, Подгоренском,
Россошанском, Семилукском, Острогожском муниципальных районах (МР),
городском округе г. Нововоронеж и Борисоглебском городском округе. Те же
муниципальные районы, в которых городские поселения отсутствуют, это –
Петропавловский, Репьевский, Терновский, Верхнехавский, Воробьевский,
Каширский, Нижнедевицкий – не имеют полигонов захоронения коммунальных
отходов. Верхнемамонский, не имеющий городов в своем составе, но
обладающий
выгодным
транспортно-географическим
положением,
позволяющим обслуживать соседние территории, и Новоусманский, входящий
в зону влияния областного центра, муниципальные районы составляют
исключение.
Свалки
характеризуются
повсеместным
распространением,
соответствующим сетке расселения населения, концентрируются вокруг
городских и сельских поселений, часто увеличивая плотность к перифериям
муниципальных районов. Наибольшее количество санкционированных свалок
имеют место на территории Аннинского, Богучарского, Россошанского,
Рамонского,
Таловского,
Семилукского,
Калачеевского
муниципальных
районов. В каждом из них расположено более 20 свалок, все вместе они
составляют более 40% от общего количества всех санкционированных мест
хранения данного вида отходов Воронежской области (рис. 11) [10; 16].
30
Рисунок 11. Размещение мест накопления ТКО Воронежской области
(составлено автором по [10])
Определенную опасность с экологической точки зрения, как уже
отмечалось, представляют несанкционированные свалки, что связано с
затруднениями по их обнаружению и учету. Как правило, такой вид хранения
отходов характерен для районов, имеющих периферийное расположение по
отношению к городским поселениям, сложную демографическую ситуацию и
не
имеющих
санкционированных
полигонов
захоронения.
Наибольшее
количество таких объектов концентрируется в Терновском, Бутурлиновском и
Нижнедевицком муниципальных районах.
31
В Воронежской области в соответствии с документами территориального
планирования, с учетом областных и муниципальных программ разработана
Территориальная схема обращения с отходами, в которой учтен принцип
межмуниципального
зонирования
области
-
отнесения
нескольких
муниципальных образований к одному отходоперерабатывающему кластеру.
Таких межмуниципальных кластеров было выделено 8: Воронежский,
Панинский, Бутурлиновский, Калачеевский, Россошанский, Богучарский,
Лискинский, Борисоглебский (рис. 12). Их распределяли с учетом логистики,
чтобы сэкономить затраты на транспортировку мусора до полигонов
(транспортное плечо вывоза мусора должно быть менее 70 километров ).
Рис.12. Межмуниципальные кластеры Воронежской области (составлено
автором по [7])
32
Самым большим по площади стал Воронежский кластер, в его состав
входят городские округа Воронеж и Нововоронеж, а также Каширский,
Нижнедевицкий, Новоусманский, Рамонский, Репьевский, Семилукский и
Хохольский муниципальные районы. Для него в Семилукском районе был
построен мусоросортировочный комплекс ОАО «Экотехологии» (ежегодная
переработка 444 000 т отходов), рядом с которым функционирует полигон ТКО,
работающий с 2011 года и являющийся крупнейшим в ЦентральноЧерноземном регионе (площадь 29,5 га, срок эксплуатации 16 лет, вместимость
19,2 млн. тонн отходов, заполнен на 20%). До недавнего времени он находился
в ведении ООО «Каскад», но с 2019 года этот полигон эксплуатируется ООО
«ЭкоСфера». Кроме того, в этом же муниципальном районе, функционирует
еще один полигон ТБО компании «Экосфера», вместимость которого
составляет 739 тыс.т. и степень заполнения его на 2019 год составила 30%.
Первый из них обслуживает Воронеж, а второй – и городской округ и
близлежащие
районы.
В
городе
Воронеже
функционирует
мусоросортировочный комплекс ООО «Экотраст» (мощностью 40 тыс.т/год),
являющееся также объектом обезвреживания и утилизации ТКО (переработка
методом низкотемпературного пиролиза широкого спектра отходов). Кроме
того, в Новоусманском МР при полигоне ТКО ООО «ПОЭТРО-Полигон»
(вместимость 164,2 тыс. т) работает мусоросортировочный комплекс (40
тыс.т/год), обслуживающий Новоусманский, Каширский и Верхнехавский МР.
В 2014 году в городском округе городе Нововоронеже по заказу Госкорпорации
«Росатом» был построен полигон ТКО, но он пока не эксплуатируется в связи с
небольшими недоработками и определением его собственника.
Вторым по площади является Борисоглебский кластер. В его зону вошли
Борисоглебский городской округ, Грибановский, Новохоперский, Поворинский
и Терновский районы. В нем на данный момент функционирует одна
сортировочная линия «Регион 45» (производственная мощность 40 тыс.т/год). В
городе Борисоглебске существует, но не введен в эксплуатацию МСК
мощностью до 50 тыс.т/год. К 2024 году для этого кластера в Грибановском
33
районе планируется построить мусоросортировочный комплекс. Отходы будут
вывозиться на полигон ООО «Теплосеть плюс» в Новохоперском районе и
ООО «Благоустройство» в Борисоглебске.
Калачеевский межмуниципальный кластер включает 3 муниципальных
района: Калачеевский, Петропавловский и Воробьевский. Вывоз отходов из них
осуществлятся на полигон МУП «Коммунальник» и ООО «Теплосеть плюс» в
соседний Россошанский кластер. Это связано с тем, что единственный
имевшийся полигон в Клачеевском кластере заполнен на 100%.
Первый
планируемый мусоросортировочный комплекс для него будет построен в
Калачеевском
районе
в
2021-2022
гг.
В
последующем
аналогичные
предприятия будут созданы и в остальных районах кластера.
Россошанский кластер объединяет Россошанский, Подгоренский и
Ольховатский районы. Отходы вывозятся на три полигона, имеющиеся
соответственно в каждом районе кластера. Для него планируется строительство
двух мусоросортировочных комплексов – в Ольховатском и Подгоренском
районах. В настоящее время в городе Россошь при полигоне ТКО действует
мусоросортировочный комплекс производственной мощностью 70 тыс.т/год
Лискинский кластер сформировали Лискинский, Бобровский, Каменский
и Острогожский районы. Размещение их отходов осуществляется на полигонах:
ООО «МУП по уборке города» (г. Лиски), МУП «Давыдовское коммунальное
хозяйство» (Лискинский район), ООО «Ресурс-ТБО» (Каменский район), МУП
«Острогожский комбинат по благоустройству» (Острогожский район). В
Бобровском районе полигон ТКО отсутствует, основным местом хранения
отходов в нем являются свалки. Для этого кластера до 2021 года будет
построено 2 мусоросортировочных комплекса в Острогожском и Бобровском
районах.
Для
Бобровского
комплекса
уже
подготовлена
проектная
документация.
Самым маленьким по площади стал Богучарский кластер. Он включает в
себя Богучарский, Верхнемамонский и Кантемировский районы. Отходы
вывозится на полигоны в Богучарском и Верхнемамонском районах, которыми
34
управляют ООО «Богучарбытсервис» и ООО «Жилсервис» соответственно. Во
втором из них степень заполнения полигона очень высокая, поэтому здесь
планируется создание нового места хранения отходов. Также в Богучарском и
Кантемировском районах будут организованы новые полигоны. Для данного
кластера
при
каждом
полигоне
ТКО
планируется
создание
мусоросортировочных комплексов.
Панинский кластер включил в себя Аннинский, Верхнехавский,
Панинский, Эртильский районы. Отходы в нем вывозятся на полигон около пгт
Анна. В рамках национального проекта «Экология» до 2024 года планируется
строительство
нового
полигона
в
Аннинском
районе
и
создание
мусоросортировочных комплексов в Панинском и Эртильском районах,
которые будут обслуживать соответствующие территории.
В состав Бутурлиновского кластера вошли Бутурлиновский, Павловский
и Таловский районы. Отходы здесь вывозятся на полигон Павловского МУП
ЖКХ, расположенный в с. Русская Буйловка (степень заполнения 100%), при
котором построен МСК (производственной мощностью 25 тыс.т/год), пока не
введенный в эксплуатацию. К 2024 году планируется строительство нового
полигона ТКО в Павловском районе для захоронения остатков сортировки и
мусоросортировочного комплекса в Бутурлиновском районе, который будет
обслуживать и Таловский МР [7].
Департамент природных ресурсов и экологии в рамках нацпроекта
«Экология» заявил о том, что к концу 2024 года в Воронежской области будут
построены 22 мусоросортировочных комплекса (плечо доставки мусора будет
составлять от 12,8 км до 42,9 км). Это планируется совершить за счет
федеральных вложений и средств областного бюджета. Мусоросортировочные
комплексы являются важной частью новой схемы обращения с отходами.
Таким образом, в районах области, где еще не запущены такие объекты, все
остается без изменений.
35
3.2 Региональные операторы ТКО Воронежской области
Одним из главных направлений «мусорной реформы», наряду с
созданием межмуниципальных кластеров, стало создание региональных
операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, которые
должны обслуживать эти внутриобластные образования, в обязанности которых
входит:
- заключение договора на выполнение услуг по работе с ТКО;
- обработка претензий от пользователей услуг;
- осуществление регулирования и надзора в области обращения с ТКО;
- обеспечение раздельного сбора ТКО;
- осуществление транспортировки и сдачи утилизирующим компаниям
опасных видов отходов;
- уничтожение несанкционированных свалок;
- обустройство контейнерных площадок и дальнейшее размещение
мусора на полигонах.
В связи с этим в начале 2019 года были выделены зоны деятельности
региональных
операторов
межмуниципального
по
зонирования
обращению
с
территории
ТКО
на
основании
Воронежской
области
(приложение 1). В результате определения зон влияния в границах области
осуществляют свою деятельность пять таких региональных операторов, срок
деятельности которых определяется в 10 лет (рис. 13).
Одним из них является ОАО «Экотехнология». Оно было выбрано в ходе
конкурсного отбора для обслуживания Воронежского межмуниципального
кластера. Данная компания занимается сбором, транспортировкой твердых
коммунальных отходов и их экологически безопасным захоронением.
36
Рис.13. Территориальное деление на межмуниципальные кластеры и
региональных операторов по обращению с отходами Воронежской области
(составлено автором по [9])
ООО
«Экоресурс»
межмуниципальных
стало
кластеров
региональным
юга
и
запада
оператором
области:
для
трех
Богучарского,
Лискинского, Россошанского. На основании лицензии 036№ 00258 от
05.08.2016 года организация имеет право на осуществление деятельности в
сфере обращения с отходами. Она способна реализовать сбор, утилизацию и
обезвреживание более тысячи видов опасных отходов. Также в компании
применяется метод термического обезвреживания отходов с помощью модулей
пиролиза «Фортан». В их числе нефтяные отходы, и отходы, имеющие в своем
составе резиновые элементы, отходы растворителей и лакокрасочных изделий,
полимеров, разнообразная загрязненная тара, различные шламы и масла,
37
загрязненные текстильные и картонно-бумажные отходы, пищевые отходы,
органические и медицинские отходы и многие другие.
Компания ООО "Экотранс" предлагает услуги по вывозу мусора и
жидких бытовых отходов в Калаче и Калачеевском районе. Она работает на
основании
лицензии
на
деятельность
по
сбору,
использованию,
обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса
опасности [15].
Борисоглебский межмуниципальный кластер находится в ведении ООО
«ЭкоЦентр».
Общество
оснащено
экоаналитической
лабораторией,
аккредитованной Росаккредитацией на проведение работ по испытаниям
согласно с областью аккредитации: химические и физические факторы,
промышленные выбросы, атмосферный воздух, рабочая зона, производственная
среда; токсичность и состав сточных, дождевых, талых и природных вод;
почвогрунты, токсичность и класс опасности отходов и др. Данная организация
имеет собственный учебный центр рационального природопользования, в
котором осуществляется профессиональная подготовка специалистов к работе с
отходами I-IV класса опасности.
ООО "Вега" 5 февраля 2019 года получила лицензию, позволяющую ей
осуществлять
деятельность
по
сбору,
транспортированию,
обработке,
утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на
территории
двух
межмуниципальных
кластеров:
Бутурлиновского
и
Панинского.
От общего объема вывезенных отходов в Воронежской области 71%
приходится на Воронежский межмуниципальный кластер (приложение 2, рис.
13). В районах, с менее развитым промышленным производством и
преобладанием сельского населения, количество вывозимого мусора на
порядок меньше. В некоторых межмуниципальных кластерах (Богучарский,
Россошанский) в 2018 году было снижение объемов мусора. Но это
свидетельствует только о том, что в сельской местности очень проблематично
вывозить мусор из-за их отдаленного расположения. Так же камнем
38
преткновения является сам процесс сбора мусора и обоснованность тарифов
для сельской местности (оплата взимается с количества зарегистрированных
жильцов в домовладении). В свою очередь, урбанизированный Воронежский
кластер создает большую нагрузку на экологию и простым захоронением
отходов данную проблему не решить.
К настоящему времени в Воронежской области, по новым правилам
заработал только один кластер – Воронежский и только один региональный
оператор ОАО «Экотехнология», обслуживающий его.
Все остальные
муниципальные районы работают по старой схеме, но и они постепенно будут
переходить на новый режим работы. Тарифы на вывоз мусора также
установлены только в названном кластере (тарифы складываются из общего
количества вывозимого мусора и площади квартир для жителей многоэтажных
домов; для жителей частного сектора – по количеству жильцов). Такое
положение сложилось вследствие того, что Воронежская область стала
единственной в ЦЧР, где не был полностью осуществлен переход на новую
систему обращения с отходами, чтобы избежать резкого повышения тарифов и
недовольства жителей области. Одним из вариантов снижения стоимости
вывоза мусора для населения предлагалось увеличение количества кластеров до
15 с целью сокращения транспортного плеча доставки мусора (до 35 км), но
потом от этой идеи отказались. И в настоящее время, в связи с неготовностью
большинства определившихся региональных операторов начать работу в
кластерах, идет поиск других вариантов организации работы, одним из которых
является привлечение для такой деятельности ГУП ВО «Облкоммунсервис»
(государственное
"Облкоммунсервис").
унитарное
предприятие
Воронежской
области
39
3.3. Анализ результатов реформы обращения с твердыми
отходами в Воронежской области
Реализация реформы обращения с твердыми коммунальными отходами
предполагает переход на раздельный сбор отходов, жёсткие санкции за
ненадлежащую утилизацию мусора и поэтапное введение запрета на
захоронение отходов, пригодных к вторичной переработке.
В Воронежской области ее административный центр, почти все средние и
малые
города
(Борисоглебск,
Богучар,
Бутурлиновка,
Калач,
Лиски,
Новохоперск, Острогожск, Павловск, Поворино, Россошь, Семилуки, Эртиль и
Бобров) приступили к реализации мероприятий по обращению с ТКО. В
первую
очередь
в
них
проводится
инвентаризация
существующей
инфраструктуры, и выясняются ресурсы расширения контейнерных площадок,
улучшения подъездных путей к ним, а также возможности установки баков для
раздельного сбора мусора. Но пока во всех городах, включая областной центр,
организован только сбор пластика [17].
С 2020 года в рамках реформы отходы будут сортировать на пластик,
сухой (картон, бумага, стекло, резина и т. д.) и мокрый мусор (средства
гигиены, остатки пищи, отходы, имеющие в своем составе органические
вещества). Первоначально такие мероприятия будут внедряться в 15 городах
Воронежской области, а затем поэтапно будут распространяться на всю
территорию. Это решение имеет экономическую и экологическую выгоду. Есть
вероятность, что переработка отсортированного мусора заинтересует бизнес,
работающий в этой сфере. В этом случае финансовая составляющая за вывоз
отходов ляжет на бизнес, а не на население [4].
Отсортированный мусор и подготовленные к переработке фракции с
МСК, а также вторсырье, собранное
сетью «Вторма», осуществляющей
деятельность в муниципальных районах и городах Воронежской области,
поставляется для дальнейшей переработки на предприятия, расположенные в
40
нашей области и других субъектах федерации. Одним из перспективных
направлений утилизации ТКО является использование их в качестве RDFтоплива («топлива из отходов»), которое затем могло бы сжигаться в печах
Подгоренского цементного завода (компания «Евроцемент Групп») для
осуществления
технологического
процесса.
Переработка
в
пиролизной
установке (г.Воронеж) позволяет получать газ, который используется в
технологическом процессе в самой установке и пиролизную жидкость,
применяемую
для изготовления печного топлива. Зольный остаток может
использоваться для приготовления углеродного адсорбента, применяемого для
сбора нефтепродуктов с поверхности почвы или с твердого покрытия. ООО
"Экоресурс" предоставляет услуги по обезвреживанию отходов городским
округам
городам
Бутурлиновскому,
Лискинскому,
Воронеж
и
Нововоронеж,
Верхнемамонскому,
Павловскому,
Рамонскому
городу
Бутурлиновка,
Калачеевскому,
Каширскому,
и
Россошанскому
районам
[9]. Ртутьсодержащие отходы на территории области не перерабатываются, а
только собираются и транспортируются в специализированные организации,
расположенные в других субъектах РФ: ООО НПП «ЭКОТРОМ РБ» (г.
Москва), ЗАО «ПЕТРОМАКС» (Московская область), ООО «РОСА-1» (г.
Рязань), ООО «Резипол» (г. Курск), ООО «Дилер-Курск» (г. Курск).
В сельских населенных пунктах реорганизация утилизации ТКО свелась к
увеличению тарифов за вывоз мусора, при этом мероприятия по формированию
инфраструктуры даже не начинались: нет ясности с периодичностью вывоза
отходов, организацией контейнерных площадок, не уточнена база абонентов, не
отрегулирована работа местных администраций и экологическая составляющая
преобразований [17].
Высокие тарифы за оказание услуг по вывозу мусора стали причиной
социальной напряженности среди населения области. Изначально рассчитанная
стоимость услуги в 165 рублей с человека вызвала недовольство, особенно
среди сельских жителей, которые привыкли бесплатно складировать мусор за
пределами собственного домовладения. Но в результате продуманной политики
41
и привлечения средств областного бюджета стоимость такой услуги снизили до
100 рублей.
Отказ региональных властей от строительства мусоросжигающих заводов
в пользу мусоросортировки, позволяющей использовать ценные компоненты
отходов в качестве вторичного сырья, дает возможность минимизировать
воздействие на окружающую среду. Сжигание мусора — это сложный процесс,
требующий предварительной обработки ТКО, а затем специальных хранилищ
для складирования золы. Инициатива строительства мусоросжигательных
заводов встретила сопротивление со стороны жителей мест размещения таких
предприятий. Организация сбора и утилизации мусора в соответствии с
положениями реформы в сельских населенных пунктах, несмотря на
определенные трудности, также должна способствовать улучшению экологии
населенных пунктов [17].
Проблемы хранения отходов касаются не только больших мегаполисов,
но и даже самых маленьких сёл, поэтому реформа обращения с отходами
является необходимой. Пока говорить об успехе рано, во многих районах есть
определенные проблемы с осуществлением функций по вывозу мусора, так как
отсутствуют современные полигоны и мусоросортировочные комплексы.
Также большое влияние оказывает расстояние между населенными пунктами и
полигонами. Организациям, оказывающим услугу транспортировки мусора,
экономически не выгодно перевозить его из малочисленных населенных
пунктов, которые расположены на большом расстоянии от полигонов (в
некоторых муниципалитетах плечо доставки составляет около 200 км). Но
«мусорная реформа» началась, и ее осуществление необходимо для улучшения
качества жизни населения и окружающей его среды.
42
Заключение
Проблема
утилизации
и
переработки
отходов
производства
и
потребления является одной из главных экологических проблем в большинстве
стран мира, особенно высоко урбанизированных.
Рост численности населения, улучшение качества жизни, повышение
уровня
потребления
приводит
к
массовому
образованию
твердых
коммунальных отходов в населенных пунктах разных видов и ухудшению в
них экологической ситуации.
Воронежская область с численностью населения 2324 тыс.человек и
долей городского населения около 68%, возглавляемая городом с миллионным
населением, со значительным количеством (около 1500) и низкой плотностью
небольших сельских населенных пунктов, испытывает на себе типичные
проблемы обращения с твердыми коммунальными отходами. Деятельность
предприятий и организаций в этой сфере регламентируется на территории
области федеральными законами и постановлениями Воронежской области:
начиная с Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018, с
изм. от 19.07.2019) «Об отходах производства и потребления» и заканчивая
последними
постановлениями
администрации
области
и
приказами
департамента жилищно-коммунального хозяйства. Несмотря на наличие таких
документов, их актуализацию, нормативно-правовая база разработана еще
недостаточно.
С 1 января 2019 годы во многих регионах России действует новая система
обращения с отходами, разработаны Территориальные схемы по обращению с
отходами.
Главной ее целью является уменьшение количества вывозимого
мусора на полигоны для его дальнейшего захоронения и увеличение доли
использования отходов как вторичного сырья.
В Воронежской области, одной из первых в стране, такая схема была
разработана. В ней учтен принцип межмуниципального зонирования области отнесения
нескольких
муниципальных
образований
к
одному
отходоперерабатывающему кластеру. Таких межмуниципальных кластеров
43
было выделено 8. Их распределяли с учетом логистики, чтобы сэкономить
затраты на транспортировку мусора до полигонов.
Одним из главных направлений «мусорной реформы», наряду с
созданием межмуниципальных кластеров, стало создание региональных
операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, которые
должны обслуживать сформированные внутриобластные образования. В 2019
году для осуществления этой задачи были привлечены 5 таких объектов: ОАО
«Экотехнология», ООО «Экоресурс», ООО «Экотранс», ООО «ЭкоЦентр» и
ООО «Вега», из которых только первый оператор смог включиться в
организацию
работы,
межмуниципальный
поскольку
кластер
–
он
обслуживает
Воронежский
и
самый
обладает
крупный
необходимой
материально-технической базой. В связи с этим в настоящее время происходит
оптимизация
региональных
операторов
для
создания
работоспособной
структуры.
Результаты реформы обращения с ТКО пока незначительные, но
планируемые мероприятия и государственные вложения 2,1 млрд. рублей и,
главное, необходимость сбора и утилизации ТКО должны стимулировать и
областной центр, и муниципалитеты к реализации ее основных положений.
44
Список литературы
1. Будрейко Е. Н. Экология городов. Отходы производства и потребления.
/ Е.Н.Будрейко // Образовательный портал Слово.
URL:
[Электронный ресурс] -
http://www.portal-slovo.ru/impressionism/41496.php?print=y
(Дата
обращения 12.02.2020).
2. Гост 30773-2001. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы
технологического
цикла
отходов.
[Электронный
ресурс].
URL:
<http://www.docload.ru/basesdoc/9/9872/index.htm> (Дата обращения 05.04.2020).
3. Гусев А.В.
Работу по новой системе обращения с отходами
необходимо проводить осмотрительно. [Электронный ресурс]. -
URL:
https://www.govvrn.ru/novost/-/~/id/4194725. (Дата обращения 18.04.2020).
4. Гусев А.В. Реформа системы обращения с ТКО может быть выгодна
воронежцам. [Электронный ресурс]. - URL: https://moe-online.ru/news/firstperson/1055209 (Дата обращения 18.04.2020).
5. Количественный химический анализ отходов (КХА). [Электронный
ресурс].
-
URL:
https://ecosoc.ru/services/laboratornye-issledovaniya/analiz-
otkhodov/ (Дата обращения 05.04.2020).
6. Майорова о. В. Геоэкологические проблемы и пути их решения в сфере
обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО) Московской области: дис. …
канд. Геогр. Наук: 25.00.36. / Москва: ФГУП МИИГАИК. – М, 2012. – 233 с.
7. Межмуниципальные кластеры Воронежской области. [Электронный
ресурс].
-
URL:
https://vrntimes.ru/articles/analitika/sor-vnutri-izby-kak-
voronezhskaya-oblast-podgotovilas-k-novoy-sisteme (Дата обращения 19.04.2020).
8. Об утверждении комплексной схемы обращения с отходами на
территории
Воронежской
области
(с
изменениями
на:
17.04.2015).
[Электронный ресурс]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/428549549 (Дата
обращения 17.04.2020).
45
9. Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами на
территории Воронежской области (с изменениями на 19 декабря 2019 года).
[Электронный ресурс]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/453149000 (Дата
обращения 26.04.2020).
10. Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами, в
том числе с твердыми коммунальными расходами, на территории Воронежской
области.
[Электронный
ресурс].
–
URL:
https://dprvrn.ru/attachments/article/207/356.pdf (Дата обращения 26.04.2020).
11. Обращение с твердыми коммунальными отходами. [Электронный
ресурс]. - URL: http://www.voronezh-city.ru/administration/structure/detail/32563
(Дата обращения 05.05.2020).
Отходы
12.
потребления.
[Электронный
ресурс].
–
http://vseokraskah.net/ochistka-stochnyh-vod/2-3-otxody-potrebleniya.html
URL:
(Дата
обращения 05.05.2020).
13. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
16 июня2003г.N144"О введении в действие СП 2.1.7.1386 - URL:
https://base.garant.ru/4179350/#friends (Дата обращения 05.04.2020).
14. Правительство Воронежской области. Департамент природных ресурсов и
экологии Воронежской области. Доклад о состоянии окружающей среды на
территории
Воронежской
области.
[Электронный
ресурс].
- URL:
https://www.govvrn.ru/novost/-/~/id/4034068 (Дата обращения 04.03.2020).
15. Региональный оператор ТКО Воронежская область. [Электронный
ресурс].
–
URL:
https://tkoinfo.ru/voronezhskaya-oblast/
(Дата
обращения
19.04.2020).
16. Рогозина Р.Е. Объекты накопленного вреда окружающей среде:
вопросы их учета и размещения в Воронежской области / Р.Е.Рогозина //
Современная экология: образование, наука, практика. Материалы междунар.
науч.-практ. конференции (г.Воронеж, 4-6 октября 2017 г.) / Под общ. ред.
проф. В.И.Федотова и проф. С.А.Куролапа. – Воронеж: Изд-во «Научная
книга», 2017. – Том. 2, - 497 с. – С. 352-355.
46
17. Сидорова А.Д. Региональные особенности реформы обращения с
твердыми коммунальными отходами в Воронежской области/ А.Д.Сидорова,
Р.Е.Рогозина // Региональные эколого-географические исследования: сборник
научных статей. – Воронеж: Издательство «Цифровая полиграфия», 2020. – 192
с. - С.160-164.
18. Федеральный закон «об отходах производства и потребления» //
консультант
плюс.
[Электронный
ресурс].
-
URL:
<http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=law;n=131956>
(Дата
обращения 22.02.2020).
19. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об
отходах производства и потребления / принят Государственной Думой 22 мая
1998 года – одобрен Советом Федерации 10 июня 1998 года. Москва, Кремль
24.06.98.
20. Федеральный классификационный каталог отходов
информационно-правовой
портал.
[Электронный
ресурс].
// Гарант –
-
URL:
http://base.garant.ru/12129508/ (Дата обращения 22.02.2020).
21. Харламова М.Д. Принципы оценки воздействия на окружающую
среду предприятий по переработке и утилизации твердых отходов. [твердые
отходы:
технологии
утилизации,
методы
контроля,
мониторинг
/
М.Д.Харламова. – Москва: Издательство Юрайт, 2017. - 231 с.
22. Хрипякова В. Я. Методическое пособие по оформлению курсовых,
бакалаврских и магистерских работ/ В. Я. Хрипякова – Воронеж, 2016 – 34 с.
47
Приложения
Приложение 1
Таблица 2. Состав межмуниципальных кластеров Воронежской области и
обслуживающие их региональные операторы
Кластеры
Региональный оператор
Территории,
Воронежской области
ТКО по
соответствующие
Воронежской области
зонам деятельности
регио
нальных операторов
Воронежский
г.о.г.Воронеж,
межмуниципальный
г.о.г.Нововоронеж,
кластер
Каширский,
Нижнедевицкий,
ОАО «Экотехнологии» Новоусманский,
Рамонский,
Репьевский,
Семилукский,
Хохольский МР
Лискинский
Лискинский,
межмуниципальный
Бобровский,
кластер
Каменский,
Острогожский МР
Богучарский
межмуниципальный
ООО «Экоресурс»
Богучарский,
Верхнемамонский,
кластер
Кантемировский МР
Россошанский
Ольховатский,
межмуниципальный
Подгоренский,
кластер
Россошанский МР
48
Продолжение таблицы 2
Калачеевский
межмуниципальный
Воробьевский,
ООО «Экотранс»
Петропавловский,
кластер
Калачеевский МР
Борисоглебский
Грибановский,
межмуниципальный
Новохоперский,
кластер
ООО «ЭкоЦентр»
Поворинский,
ТерновскийМР,
Борисоглебский г. о.
Бутурлиновский
Бутурлиновский,
межмуниципальный
Павловский, Таловский
кластер
МР
Панинский
ООО «Вега»
Аннинский,
межмуниципальный
Панинский,
кластер
Верхнехавский,
Эртильский МР
Приложение 2
Таблица 3. Объем вывезенных твердых коммунальных отходов по
муниципальным районам, городским округам и межмуниципальным
кластерам Воронежской области, 2016-2018 гг, тыс.м3
Межмуниципальные
Территории,
Вывезено твердых
кластеры
соответствующие
коммунальных отходов,
Воронежской
зонам деятельности
тысяч м3
области
региональных
2016 год
операторов
Воронежский - всего
2704.3
2017
2018
год
год
2477.7
2974.1
49
Продолжение таблицы 3
в том числе:
Воронеж,
2300
2065.9
2492.5
Нововоронеж,
84.0
62.1
101.5
Каширский,
18.4
17.2
15.5
Нижнедевицкий,
11.2
11.1
11.2
Новоусманский,
77.3
82.9
90.0
Рамонский,
145.2
152.1
170.6
Репьевский,
10.1
10.6
11.0
Семилукский
46.8
62.8
68.7
Хохольский МР
11.3
13.0
13.1
277.1
283.1
314.1
Лискинский,
160.7
157.2
190.4
Бобровский,
43.2
50.9
41.5
Каменский
13.0
15.0
16.0
Острогожский МР
60.2
60.0
66.2
63.2
150.7
71,8
Богучарский,
21.9
43.7
24.0
Верхнемамонский
12.9
10.9
18.8
Кантемировский
28.4
96.1
29.0
276.8
325.6
252.3
Ольховатский,
14.1
19.5
17.7
Подгоренский
16.7
96.6
16.9
Россошанский МР
245.8
209.5
217.7
44.2
56.9
57.1
Воробьевский,
10.7
13.2
14.6
Петропавловский
2.5
3.3
4.1
Калачеевский МР
31.0
40.4
38.4
Лискинский - всего
в том числе:
Богучарский - всего
в том числе:
МР
Россошанский - всего
в том числе:
Калачеевский - всего
в том числе
50
Продолжение таблицы 3
Борисоглебский –
261.7
245.0
247.4
Грибановский,
17.1
17.2
19.1
Новохоперский,
20.2
41.0
27.7
Поворинский
38.3
55.5
64.9
14.5
15.9
179.0
116.8
119.8
127.7
134.3
171.8
Бутурлиновский,
32.4
23.2
31.8
Павловский
74.8
92.7
114.1
Таловский МР
20.5
18.4
25.9
70.1
77.7
111.9
Аннинский,
37.0
34.6
66.9
Панинский,
16.3
25.3
29.0
Верхнехавский
6.6
8.2
5.2
Эртильский МР
10.2
9.6
10.8
всего
в том числе
Терновский
МР, 7.1
Борисоглебский
городской округ
Бутурлиновский
-
всего
в том числе
Панинский - всего
в том числе
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв