Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
выпускная бакалаврская работа по направлению подготовки : 38.03.01 - Экономика
Источник: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет»
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 2,0 МБ
Enter the password to open this PDF file:
-
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет» ШКОЛА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА Логвиненко Марина Игоревна АНАЛИЗ РЫНКА ЛИЗИНГОВЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА по образовательной программе подготовки бакалавров по направлению «38.03.01 Экономика» «Финансы и кредит» г. Владивосток 2018
Автор работы _______________ (подпись) «_____» ________________ 201 г. Консультант (если имеется) _______________ ____________________ (подпись) (Ф.И.О) «_____» ________________ 201__г. Руководитель ВКР к.э.н., доцент (должность, ученое звание) р __________________________________________________________ _________________ Салтыков М. А. (подпись) (Ф.И.О) «______»________________ 201 г. Назначен рецензент ____________________ ( ученое звание) ____________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) Защищена в ГЭК с оценкой ______________ «Допустить к защите» Секретарь ГЭК (для ВКР) Заведующий кафедрой к.э.н., доцент ( ученое звание) ____________________ ____________ _________________ (подпись) д _________________________________ __________________ (Ф.И.О) Лялина Ж. И. (подпись) (Ф.И.О) «______»________________ 201 г «_____» ________________ 201 г. ЗАВЕРЯЮ Е.Б. Гаффорова /___________________/ . Подпись Директор Школы экономики и менеджмента Директор/ наименование структурного подразделения «_____» _______________ 2018 г. В материалах данной выпускной квалификационной работы не содержатся сведения, составляющие государственную тайну, и сведения, подлежащие экспортному контролю. Е.А. Тюрина /____________________/ . Подпись Заместитель директора по науке и инновациям Школы экономики и менеджмента__________ Уполномоченный по экспортному контролю «____» _______________ 2018 г.
Оглавление Введение………………………………………………………………………….4 1 Теоретические основы функционирования рынка лизинга………………...7 1.1 Понятие лизинга, его особенности, классификация сделок……...….......7 1.2 Государственное регулирование и поддержка лизинга…………..….…17 1.3 Экономические показатели, характеризующие развитие рынка лизинга ………………………………………………………………………………….24 2 Анализ тенденций развития рынка лизинговых услуг РФ………………...31 2.1 Анализ российского рынка лизинга……………………………………..31 2.2 Проблемы и перспективы развития рынка лизинговых услуг в РФ…..43 2.3 Построение прогноза развития рынка на период до 2020 года………..50 Заключение……………………………………………………………………..60 Список использованных источников…………………………………………64
Введение Необходимость перехода России от экспортно-сырьевой к инновационной социально ориентированной модели развития, предполагающей создание условий для устойчивого экономического роста, требует структурной перестройки экономики, которая базируется на глубокой модернизации отечественной инфраструктуры и требует существенных инвестиций в обновление основных фондов. В современной российской экономике, предпринимательские структуры которой характеризуются высокой степенью износа материально-технической базы, превышающей в отдельных видах деятельности 50%, лизинг приобретает особую значимость. Лизинг может рассматриваться как важный инструмент перевооружения субъектов хозяйствования и реализации стратегии импортозамещения, что способствует преодолению сырьевой ориентации экспорта отечественных производителей, созданию новых рабочих мест, развитию малого и среднего предпринимательства, повышению уровня их конкурентоспособности и валового внутреннего продукта страны. В развитых странах эта форма предпринимательской деятельности получила широкое распространение. В настоящее время лизинг активно применяется в сфере инвестиционных проектов и доказывает свою эффективность в малом, среднем и крупном бизнесе. В России же лизинг, несмотря на определенную активность, используется недостаточно, о чем говорят, в частности, межстрановые сравнения. В условиях экономического кризиса инструмент лизинга способен оказать положительное влияние на стимулирование инвестиционного спроса и в целом на экономику страны. Увеличение числа лизинговых сделок и расширение их масштабов в структурообразующих отраслях (добывающей, энергетической, металлургической, транспортной) способствуют повышению их технической оснащённости, переходу на инновационные технологии, что в конечном итоге приводит к преодолению сложившихся диспропорций в экономике.
Таким образом, можно говорить о актуальности и важности выбора данной темы исследования на фоне развития рынка лизинговых услуг в РФ. Цель работы – исследовать перспективы развития лизингового рынка РФ. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть теоретические аспекты функционирования рынка лизинга; проанализировать текущие тенденции развития рынка лизинговых услуг в РФ; проанализировать и выявить проблемы и пути развития отечественного рынка лизинга; построить прогноз рынка лизинговых услуг до 2020 года. Объектом исследования данной работы является рынок лизинга в РФ. Предметом исследования являются особенности текущего развития лизингового рынка в РФ. Методами исследования являются проведение теоретического анализа, построение экономико-статистических моделей, экспертный метод, сравнение, индукция и дедукция. Изучением вопросов функционирования и развития рынка лизинга занимались и занимаются такие ученые как В. Д. Газман., Н. М. Васильев, Т. Р. Алексеева, Е. В. Музюкова, И. Р. Салагор. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты функционирования рынка лизинга, методы государственной поддержки и индикаторы развития данного рынка. Во второй главе проводится изучение отечественного рынка лизинга, его тенденции, рассматриваются проблемы и пути развития. Также был построен прогноз развития рынка лизинговых услуг до 2020 года. В заключении сделаны выводы касательно проведенного исследования.
При написании работы были использованы нормативно-законодательная база, монографии, учебные пособия отечественных и зарубежных специалистов, статьи из периодических изданий. Информационную базу исследования составили статистические материалы российских и зарубежных информационно-статистических агентств, включая материалы аналитических обзоров и рэнкингов рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА), Всемирного Банка, Федеральной службы государственной статистики и других организаций. Работа выполнена на 11 страницах, включает в себя 10 таблиц, 17 рисунков, 51 источник.
1 Теоретические основы функционирования рынка лизинга 1.1 Понятие лизинга, его особенности, классификация сделок Многие исследователи считают, что операции лизинга, сочетающие в себе арендные и финансовые отношения, согласно источникам, имеет давнюю историю, насчитывающую более четырех тысяч лет. Стоит отменить, что в источниках не шла речь о лизинге в современном его понимании [30]. Введение термина «лизинг» связывают с операциями телефонной компании «Bell», руководство которой в 1877 год решило не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду [41]. Вместе с техническим прогрессом в ХХ веке аренда становилась еще более актуальной. Уже в начале века производители оборудования поняли, что единовременно изыскать необходимые средства для приобретения дорогостоящего оборудования очень трудно, а в большинстве случаев просто невозможно. Первой компанией, для которой лизинг стал основным видом деятельности, стала американская компания «United States Leasing Corporation», созданная в 1952 г. в Сан-Франциско [23]. С тех пор лизинг получил широкое распространение по всему миру. В российском законодательстве лизинг определяется как финансовая аренда [1]. В работах В. Д. Газмана, Н. М. Васильева и других исследователей предлагается иное толкование этого термина, более широкое, чем понятие финансовая аренда. Термин «лизинг» может обозначать не только финансовую аренду, но и другие арендные отношения [23]. Такая точка зрения на финансовый инструмент лизинга позволяет говорить о том, что к понятию «лизинг» можно отнести также прокат, контрактный наем, аренду с последующим выкупом и другие финансовые отношения. Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» трактует понятие лизинга как «совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга» [3].
По моему мнению, наиболее полно экономический смысл этого инструмента передает В. Д. Газман, который определяет лизинг в виде «комплекса имущественных отношений, которые складываются в связи с передачей имущества во временное пользование». По мнению этого автора, данный комплекс помимо лизингового договора может включать и другие договоры, например, договор купли-продажи, займа и другие. Кроме того, операции лизинга характеризуются сложным сочетанием этих договоров и взаимопроникновением взаимоотношений, возникающих при их заключении [41]. Лизинговая деятельность в нашей стране является одним из видов инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг. То есть суть лизинга заключается в инвестировании лизингодателем временно свободных собственных и/или привлеченных финансовых средств в экономику лизингополучателя. При этом лизингодатель приобретает в собственность обусловленное договором имущество (основные фонды) у определенного продавца и предоставляет это имущество лизингополучателю за плату во временное владение и пользование, и в соответствии с действующим российским законодательством, для предпринимательских целей [3]. Договор лизинга – договор, в соответствии с которым лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем [3]. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О финансовой аренде (лизинге)», предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество [3]. Предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для
свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения, за исключением продукции военного назначения [3]. Всех субъектов лизинга можно условно разделить на прямых и косвенных. В экономических взаимоотношениях лизинга участвуют минимум три субъекта: лизингодатель – физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга; лизингополучатель – физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга; продавец – физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли-продажи. Продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения [3]. Стоит отметить, что в РФ любой из субъектов лизинга может быть резидентом или нерезидентом РФ. К косвенным участникам лизинговой сделки относятся: финансирующие организации, которые выступают в качестве источника заемных средств для лизингодателя; страховые компании, инвестиционные компании и другие, в том числе государственные; посредники;
брокерские лизинговые компании, которые занимаются сведением потенциального лизингополучателя, производителя и лизинговой фирмы. Таким образом, в зависимости от конкретных условий состав участников лизинговой сделки может меняться. Он расширяется при задействовании финансовых институтов, страховых компаний, посредников и других структур. Типовая схема современного лизингового механизма представлена на рисунке 1. Источник: [23] Рисунок 1 – Схема современного лизингового механизма Сложность этой схемы во многом обусловлена необходимостью осуществлять согласование интересов многих участников, и предусматривает заключение большого количества договоров, так как все участники лизинговой операции осуществляют свою деятельность, предварительно определив экономические интересы. Согласно мировой практике, лизинг подразделяется на финансовый и оперативный лизинг. Финансовый лизинг дает возможность предприятию при небольших разовых затратах приобрести необходимое оборудование.
Финансовый лизинг характеризуется следующими признаками: приобретение имущества лизингодателем по указанию лизингополучателя; кроме лизингодателя и лизингополучателя, участвует продавец имущества; продолжительность договора соизмерима или превышает срок амортизации; переход права собственности и завершения договора невозможны до выплаты лизингополучателем полной суммы. В течение срока договора лизинга собственность на предмет аренды сохраняется за лизингодателем, а лизингополучатель имеет лишь право временного владения и пользования этим имуществом. За обладание этим правом лизингополучатель платит лизинговой компании соответствующие суммы – лизинговые платежи, размер, вид и график перечисления которых определяется условиями двустороннего лизингового договора. По истечении срока лизингового договора лизингополучатель может в зависимости от того, как он договорится с лизинговой компанией: приобрести объект сделки по согласованной цене (остаточной стоимости имущества) в собственность; продлить лизинговый договор на прежних или на иных – скорректированных условиях, как правило, более льготных по сравнению с первоначальными; вернуть оборудование собственнику – лизинговой компании по истечении срока договора. На практике чаще всего при операциях финансового лизинга используется первый из перечисленных выше вариантов. Финансовый лизинг широко распространен в практике российских лизинговых компаний. Для лизингополучателя по окончании срока действия договора лизинга имущество отражается на балансе по минимальной, остаточной стоимости, что позволяет значительно уменьшить себестоимость продукции в
части начисления амортизации. К тому же можно реализовать данное имущество по рыночной цене, которая будет выше, чем остаточная стоимость. Оперативный лизинг в отличие от финансового лизинга характеризуется следующими признаками: лизингодатель закупает имущество не по указанию лизингополучателя; по истечению срока действия договора предмет лизинга, как правило, возвращается лизингодателю; лизингополучатель не имеет права требовать перехода права собственности на предмет лизинга; предмет лизинга может быть передан в лизинг неоднократно в течение полного срока амортизации имущества. Хозяйствующие субъекты обычно применяют такую форму приобретения необходимого им имущества при возникновении кратковременной потребности в нем: в мировой практике широко используется в строительстве, на транспорте, в сельском хозяйстве, а также в областях, где используется оборудование с высокими темпами морального старения. С помощью данной разновидности аренды эти предприятия могут быстро увеличить объемы производства на определенный срок в определенном месте. Условием широкого применения оперативного лизинга является наличие рынка частично изношенного оборудования, а также потребность во вторичной сдаче в аренду объекта лизинга за меньшую плату. Высокие ставки платежей при оперативном лизинге объясняются следующим: обязанности по техническому обслуживанию, ремонту, страхование и другие услуги лежат на собственнике, то есть лизингодателе; доходы лизингодателя в большой степени зависят от изменений конъюнктуры рынка и, следовательно, у него нет гарантии окупаемости затрат. Современный мировой рынок лизинговых услуг характеризуется многообразием форм лизинга, моделей лизинговых контрактов, а также юридических норм, регулирующих лизинговые операции. На основе
сложившейся международной практики ведения лизинговых отношений выделяются различные признаки, классификация которых представлена в таблице 1. Таблица 1 – Классификация лизинговых операций Форма Классификационный признак Группа имущества Принадлежность субъектов лизинга к стране Состав субъектов лизинговых взаимоотношений Использование льгот Кратность совершения сделок Степень новизны имущества Лизинг недвижимого имущества Лизинг движимого имущества Внутренний Экспортный Внешний (международный) Импортный Прямой Возвратный С льготами Без льгот Срочный Возобновляемый Лизинг нового имущества Лизинг поддержанного имущества Источник: [29] По типу имущества различают: лизинг движимого имущества, то есть оборудования (автотранспортные средства, станки, линии, различные виды техники); лизинг недвижимости (здания, сооружения, суда, самолеты, космическая техника). В зависимости от принадлежности субъектов лизинга к одной или разным странам лизинг делится на: внутренний – лизингодатель и лизингополучатель являются резидентами Российской Федерации; международный – лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом Российской Федерации; Международный лизинг, в свою очередь, подразделяется на: импортный лизинг, когда имущество, собственником которого является лизингодатель-нерезидент, передается в лизинг компании-резиденту;
экспортный компания, а лизинг, когда лизингополучатель лизингодателем – это является российская компания-нерезидент Российской Федерации. Операции международного экспортного лизинга в большей степени ориентированы в страны СНГ. С компаниями стран дальнего зарубежья эти операции, пока, не очень развиты. Сдерживающими причинами являются: недостаточное качество ряда видов отечественного оборудования; препятствия, чинимые конкурентами; высокая стоимость заимствований на российском рынке; транзитный лизинг, который имеет место в тех случаях, когда лизингодатель одной страны берет кредит или приобретает необходимое оборудование в другой стране и поставляет его арендатору, находящемуся в третьей стране. Большая часть транзитных операций контролируется транснациональными корпорациями и банками. которые имеют дочерние лизинговые фирмы с широкой разветвленной сетью зарубежных филиалов и представительств, взаимодействующих с местными арендаторами [30]. В зависимости от состава субъектов взаимоотношений лизинг может быть прямой, возвратный, леверидж-лизинг. Прямой лизинг означает, что функции лизингодателя выполняет собственник имущества. Крупные производители создают подразделение, которое занимается сдачей производимого им имущества во временное пользование. Такая схема получила распространение, способствуя реализации продукции предприятий – поставщиков оборудования. При возвратном лизинге собственник имущества продает свое имущество лизингодателю, который, в свою очередь, сдает это имущество во временное пользование бывшему собственнику. Собственник имущества функционирует по отношению к имуществу сначала как продавец, а затем как лизингополучатель. По окончании срока действия договора бывший собственник имеет право выкупить оборудование и восстановит право собственности на него. Схема возвратного лизинга представлена на рисунке 2.
Источник: [23] Рисунок 2 – Схема возвратного лизинга Предприятию, использующему возвратный лизинг, эта схема позволяет, продолжая использовать свое же имущество: получить дополнительные финансовые средства в результате продажи своего имущества; осуществить корректировку стоимости активов в балансе, улучшая свое финансовое состояние. Леверидж-лизинг используется при лизинге дорогостоящих объектов: лизингодатель, приобретая имущество – предмет лизинга, выплачивает из собственных средств только часть стоимости, а для оплаты оставшейся части берет в ссуду у одного или нескольких кредиторов. Сублизинг предусматривает, что имущество, которое получено в соответствии с договором лизинга, сдается, в свою очередь, в аренду третьей стороне. Договор сублизинга может быть заключен лизингополучателем с третьим лицом (сублизингополучателем) только при наличии согласия на это лизингодателя [3]. По объему обслуживания лизингодателем в процессе эксплуатации имущества можно выделить три формы: чистый, или сухой, лизинг (dry lease или net lease) означает, что лизингополучатель принимает на себя все расходы по обслуживанию имущества и платит лизингодателю только так называемые чистые платежи; полный, или мокрый, лизинг (wet leasing), когда лизингодатель принимает на себя все расходы по обслуживанию имущества;
частичный лизинг является промежуточной формой между чистым и полным лизингом, в этом случае на лизингодателя возлагаются лишь отдельные функции по обслуживанию имущества [23]. По отношению к льготам лизинг, используемый в мировой практике, может иметь льготы по налогообложению и (или) амортизации или не иметь их [2]. По характеру лизинговые платежи делятся на [29]: денежные, когда все платежи производятся в денежной форме; компенсационные, когда платежи осуществляются в форме поставки товаров, произведенных на сданном в лизинг оборудовании, или путем зачета услуг, оказываемых друг другу лизингополучателем и лизингодателем; смешанные, когда применяются обе указанные формы платежа. В зависимости от объема заключенных лизинговых сделок между лизингодателем и лизингополучателем лизинг классифицируется как: срочный, когда имеет место одноразовая сделка между субъектами взаимоотношений; возобновляемый, при котором после истечения первого срока договор лизинга продлевается на следующий период. При этом объекты лизинга через определенное время, в зависимости от износа и по желанию лизингополучателя, меняются на более совершенные образцы. Лизингополучатель принимает на себя все расходы по замене оборудования [29]. Разновидностью возобновляемого лизинга выступает генеральный лизинг, который позволяет лизингополучателю дополнить список лизингового имущества без заключения новых контрактов. Таким образом, под лизингом понимается совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга, где состав участников, в зависимости от сделки, может меняться.
1.2 Государственное регулирование и поддержка лизинга В настоящее время лизинг является одной из наиболее перспективных разновидностей инвестиционной деятельности практически во всех странах мира. Развитие лизингового бизнеса зависит не только от экономического развития страны, но и во многом от законодательной базы и поддержки государства. Гражданско-правовое регулирование лизинговых сделок в РФ осуществляется Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 29.10.1998 г. № 164-ФЗ (ред. от 16.10.2017 г.) «О финансовой аренде (лизинге)». Закон, принятый в 1998 году, безусловно сыграл основополагающую роль в становлении лизинга и дал толчок активному распространению лизинговых отношений на территории РФ. В 1999 г. Россия присоединилась к Конвенции Международного института по унификации частного права (Institut international pour l'unification du droit privé, UNIDROIT) «О международном финансовом лизинге» (Оттавская конвенция) [1]. Оттавская конвенция регулирует сделки финансового лизинга на внешнем рынке. Хотя Оттавская конвенция вступила в действие в ограниченном числе юрисдикций (Франция, Италия, Венгрия, Латвия и некоторые другие), она сыграла определенную роль в формировании глобальных правовых основ лизинга. В 2011 г. Россия присоединилась к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования (Кейптаунская конвенция) [5]. Она заменяет Оттавскую конвенцию о международном финансовом лизинге в части, касающейся авиационных объектов. Кейптаунская конвенция имела гораздо большее влияние на глобальное регулирование лизинга благодаря двум факторам: к ней присоединилось 72 юрисдикции и ее действие распространяется на наиболее емкий сегмент международного лизинга (самолеты, авиационные двигатели и железнодорожный подвижной состав). Мерами государственной поддержки деятельности лизинговых организаций, установленными законами Российской Федерации и решениями
Правительства РФ, а также решениями органов государственной власти субъектов РФ в пределах их компетенции, могут быть: разработка и реализация федеральной программы развития лизинговой деятельности в Российской Федерации или в отдельном регионе как части программы среднесрочного и долгосрочного социально-экономического развития РФ или региона; создание залоговых фондов для обеспечения банковских инвестиций в лизинг с использованием государственного имущества; долевое участие государственного капитала в создании инфраструктуры лизинговой деятельности в отдельных целевых инвестиционно-лизинговых проектах; меры государственного протекционизма в сфере разработки, производства и использования наукоемкого высокотехнологичного оборудования; финансирование из федерального бюджета и предоставление государственных гарантий в целях реализации лизинговых проектов (Бюджет развития Российской Федерации), в том числе с участием фирм-нерезидентов; предоставление инвестиционных кредитов для реализации лизинговых проектов; предоставление банкам и другим кредитным учреждениям в порядке, установленном законодательством РФ, освобождения от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов субъектам лизинга, на срок не менее чем три года для реализации договора лизинга; предоставление в законодательном порядке налоговых и кредитных льгот лизинговым компаниям в целях создания благоприятных экономических условий для их деятельности; создание, развитие, формирование и совершенствование нормативноправовой базы, обеспечивающей защиту правовых и имущественных интересов участников лизинговой деятельности; предоставление лизингополучателям, ведущим переработку или заготовку сельскохозяйственной продукции, права осуществлять лизинговые
платежи поставками продукции на условиях, предусмотренных договорами лизинга; отнесение к предмету лизинга племенных животных, а также крупного рогатого скота специализированных мясных пород, выращенного в Российской Федерации в целях разведения [1]. Интенсификация лизинговой деятельности может оказывать на развитие экономики как прямой, так и косвенный эффект. Прямой эффект заключается в увеличении фактических налоговых поступлений от продажи товаров и услуг в бюджеты всех уровней. Вследствие действия косвенного эффекта поддерживается занятость в отраслях промышленности, наращивается производство конкурентоспособных товаров и услуг, развиваются каналы сбыта продукции, преодолевается сырьевая направленность национального экспорта [22]. В то же время, по данным обследования деловой активности лизинговых компаний, проводимого на ежегодной основе Росстатом, в 2016 г. основными факторами, отрицательно влияющими на деятельность лизинговых компаний в РФ, являлись высокий процент коммерческого кредита, конкуренция со стоны других лизинговых регулирования компаний, лизинговой несовершенство деятельности и нормативно-правового существующий уровень налогообложения, что представлено на рисунке 3. В % от общего числа организаций 0 10 20 30 40 Недостаток финансовых средств Сложность с получением кредита Конкуренция со стороны других лизинговых компаний Высокий процент коммерческого кредита Существующий уровень налогообложения Несовершенство нормативно-правового регулирования лизинговой деятельности 2010 г. Источник: [40] 2014 г. 2015 г. 2016 г. 50 60 70 80 90
Рисунок 3 – Факторы, отрицательно влияющие на деятельность организаций в сфере финансового лизинга Стоит отметить, что на высокую стоимость коммерческого кредита указало около 74% опрошенных лизинговых компаний. В связи с этим государственная поддержка лизинговой деятельности приобретает в данных условиях особую актуальность. Масштабные задачи перевооружения отраслей российской промышленности, совершенствования их материально-технической базы, а также структурная перестройка экономики РФ могут быть осуществлены только при тесном взаимодействии участников рынка лизинга и государственных структур в части развития форм государственной поддержки лизинга, а также принятия законодательных инициатив, способствующих развитию экономики в целом. Кроме того, перспективы развития рынка лизинга в РФ во многом зависят от формирования потребительской ценности этой услуги, в достаточной мере гибко и своевременно отвечающей макроэкономическим тенденциям [24]. В настоящее время государственная поддержка лизинга наиболее развита в сегменте малого и среднего бизнеса. Основной формой поддержки является субсидирование затрат лизинга. Программы поддержки существуют в большинстве регионов в виде субсидирования процентной ставки, авансового платежа, лизинговых платежей. Однако объёмы поддержки во многих регионах недостаточны, распределение субсидий по регионам крайне неравномерно, существуют трудности с доступом предприятий к субсидированию [20]. Существующие в настоящее время программы, реализуемые Минпромторгом России, направлены на поддержку отдельных ключевых отраслей российской экономики – сельское хозяйство, транспорт, тяжелое, энергетическое, нефтегазовое машиностроение, машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности, медицинскую, лесную и другую. Предприятиям, работающим в данных отраслях, государственная поддержка предоставляется в виде субсидий по уплаченным процентам при условии, что предмет лизинга был собран на территории РФ [31].
В таблице 2 представлены меры государственной поддержки лизинга. Таблица 2 – Меры государственной поддержки лизинга Отрасль Меры поддержки Регламентируемый документ Авиационная Субсидии российским производителям самолетов, вертолетов и Постановление промышленность авиационных двигателей на возмещение части затрат на уплату Правительства процентов по кредитам на техническое перевооружение, а 22.10.2012 г. N 1073 (ред. от также части затрат на уплату лизинговых платежей за 13.12.2017 г.) РФ от технологическое оборудование, поставленное российскими лизинговыми компаниями по договорам лизинга в ходе реализации государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» Судостроение Субсидии российским транспортным компаниям и Постановления пароходствам, а также организациям рыбохозяйственного Правительства комплекса на возмещение части затрат на уплату процентов по 22.04.2008 г. №383 и от кредитам, полученным на закупку гражданских судов, а также 02.04.2009 г. №295 РФ от на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным на приобретение гражданских судов в рамках подпрограммы «Государственная поддержка» государственной программы РФ «развитие судостроения на 2013-2030 годы». Легкая Субсидий из федерального бюджета российским организациям Постановление промышленность на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, Правительства и полученным в российских кредитных организациях в 2013-2016 15.11.2014 г. № 1212 производство детских товаров РФ от годах, на реализацию приоритетных инвестиционных проектов индустрии детских товаров, а также на компенсацию части затрат на уплату лизинговых платежей по договору финансовой аренды (лизинга) в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов индустрии детских товаров в рамках подпрограммы «Индустрия детских товаров» государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» Источник: [8, 9, 10] Относительно отметить такую капиталоёмких положительную сегментов инициативу, лизингового как рынка обеспечение можно доступа лизинговым компаниям к государственным субсидиям на лизинг авиатехники не только в части финансового, но также и операционного лизинга.
С целью расширения действия программы на операционный лизинг в марте 2015 г. Правительством РФ подписано соответствующее постановление, которое реализуется в рамках программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 гг.» [7]. С целью развития операционного лизинга и поддержки продаж отечественных воздушных судов в рамках Международного авиационнокосмического салона МАКС-2015 ГТЛК и компания «Гражданские самолеты Сухого» подписали контракт на поставку 32 самолетов SSJ-100 для их последующей передачи на условиях операционного лизинга российским региональным авиакомпаниям [7]. В конце 2015 г. завершилась программа льготного автолизинга, которая была запущена весной 2015 г. в качестве меры поддержки автомобильной промышленности. В первоначальный период действия программы покупатели имели возможность приобрести автомобиль с помощью инструмента лизинга со скидкой на уплату авансового платежа до 10% от стоимости транспортного средства. Позднее, в октябре 2015 г., программа была обновлена, и льгота представляла собой 10% скидку покупателям под субсидии из бюджета. Эффективность программы подтверждается оценками участников рынка. Так, до 80% сделок с коммерческим транспортом проходили при поддержке государства. Однако, несмотря на господдержку, по итогам 2015 г. сегмент автолизинга снизился по предварительным оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА» на 20% [38]. В конце 2015 г. было принято решение о продлении действия программы поддержки автомобильной промышленности. 2017 год стал пилотным для новых форм поддержки автопрома — заработали программы «Семейный автомобиль», «Первый автомобиль», «Российский тягач», «Российский фермер», «Свое дело». Всего благодаря реализации программ стимулирования спроса с 1 января по 20 августа 2017 года было продано 504 808 автомобилей, то есть, фактически каждый второй автомобиль продается с помощью инструментов поддержки [31].
Программа льготного лизинга автотранспортных средств также действует с 1 января 2018 года и подразумевает предоставление 10% скидки от стоимости транспортного средства – предмета лизинга, но не более 500 тыс. р. на одну единицу техники. Дополнительные скидки для отдельных категорий лизингополучателей действуют по программам «Свое дело», «Российский Фермер», «Российский тягач» со второго полугодия 2017 года. Так, для субъектов малого и среднего предпринимательства, сельхозтоваропроизводителей и покупателей магистральных седельных тягачей российского производства скидка составит 12,5% от стоимости транспортного средства – предмета лизинга, не более 625 тыс. р. на одну единицу техники. В сельском хозяйстве и сельскохозяйственном машиностроении также действует несколько программ поддержки бизнеса через инструмент лизинга. Все они реализуются с участием государственной агропромышленной лизинговой компании АО «Росагролизинг». В целях комплексной поддержки стратегически значимых отраслей промышленности, а также реализации концепции импортозамещения в 2014 г. создан Фонд развития промышленности (ФРП) [45]. Фонд развития промышленности участвует в финансовом обеспечении лизинговых проектов, направленных на поддержку технологического перевооружения и/или модернизацию основных производственных фондов российских промышленных компаний [18]. Программа реализуется при участии уполномоченных лизинговых компаний, уполномоченных банков и Банка России. Участие Фонда в лизинговом проекте обеспечит финансирование части аванса за лизинговое оборудование, другая часть аванса должна финансироваться за счет средств лизингополучателя. Для привлечения банков в этот механизм Банк России будет предоставлять банкам-участникам Программы доступ к специализированному механизму рефинансирования кредитов. Средства займа могут быть направлены исключительно на внесение аванса за приобретаемое в
рамках проекта оборудование поставщику, указанному в лизинговом договоре между лизингодателем и Заявителем [45]. Программа «Лизинговые проекты» предполагает предоставление льготных займов по ставке 5% годовых промышленным предприятиям на уплату до 50% аванса за оборудование, взятое в лизинг. Сумма займа может составлять от 5 до 500 миллионов рублей при минимальном общем бюджете проекта 20 миллионов рублей. За счет средств займа можно профинансировать от 10% до 90% от первоначального взноса по лизинговому договору, который может составлять не менее 10% и не более 50% от стоимости приобретаемого промышленного оборудования. Основная часть средств для лизингового проекта будет привлекаться лизинговыми компаниями в виде кредитов от банков, для этого ЦБ РФ предоставит уполномоченным ФРП кредитным организациям доступ к специализированному механизму рефинансирования кредитов. Реализация программы даст дополнительный финансовый ресурс российским предприятиям, увеличит спрос на отечественное промышленное оборудование и снизит затраты лизингополучателей по проекту [34]. 1.3 Экономические показатели, характеризующие развитие рынка лизинга Если говорить о пользе лизинга в контексте макроэкономической теории, стоит отменить, что основы теории экономического роста были заложены учёным-экономистом Йозефом Шумпетером в начале XX века. Достижения Шумпетера в данной области заключаются в том, что он ввёл определение экономического роста как количественное увеличение потребления одних и тех же продуктов со временем [23]. Также Шумпетер признавал инновации главной движущей силой экономики. Возьмём простейшую модель экономического роста, включающую в себя труд и капитал – факторы, влияние которых на экономический рост не вызывает
сомнений. Все теории экономического роста начинаются с определения производственной функции. Как правило, она имеет вид (1): Y = F(K, N), где (1) Y – ВВП страны; K – капитал (условное обозначение оборудования, фабрик, офисов в экономике); N – труд, который определяется через число работников во всей экономике страны; F – представляет собой совокупную производственную функцию, которая демонстрирует зависимость совокупного выпуска от капитала и труда. Также можно продемонстрировать данную модель в виде отношения выпуска на одного работника и капиталом на одного работника (2): Y N где Y N K N K N K N N N = F( , ) = F( , 1), (2) – это выпуск на одного работника; – капитал на одного работника. Совокупная функция F связывает между собой выпуск и два основных фактора производства в данной теории – труд и капитал. Сама функция F базируется на состоянии технологий в стране. На рисунке 4 показана связь совокупного выпуска на одного работника Y/N от капитала на одного работника K/N при разном уровне технологий.
Источник: [23] Рисунок 4 – Зависимость совокупного выпуска на одного работника от капитала на одного работника при разных уровнях технологий Получается, что страна с более продвинутыми технологиями производит больше, чем страна с аналогичным количеством труда и капитала, но менее развитыми технологиями. Таким образом, для развития экономики важно не только количество капитала, но и его состояние, производительность и технологии. Россия имеет огромный потенциал для замены изношенных фондов. Степень износа основных фондов, % Данные представлены на рисунке 5. 50,0 48,0 46,0 44,0 42,0 40,0 38,0 36,0 34,0 32,0 30,0 1990 1992 1994 1996 1998 2000 2002 2004 2006 2008 2010 2012 2014 2016 Год Источник: [40] Рисунок 5 – Динамика степени износа основных фондов в РФ 1990-2016 гг., %
По данным Федеральной службы государственной статистики, доля износа основных фондов приближается к отметке в 50% (в таких отраслях как добыча полезных ископаемых, транспорт, здравоохранение износ доходит до 60%), причём с течением времени данный показатель только увеличивается. В развитых странах данный показатель колеблется в пределах 20-30% [44]. Степень износа основных фондов в России говорит даже не столько о проблеме устаревших технологий, сколько о безопасности на рабочем месте. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, численность пострадавших при несчастных случаях на производстве в 2016 году (27 тыс. человек) снизилась более чем в пять раз, по сравнению с 2000 годом (152 тыс. человек) [40]. Безусловно, значения показателя существенно улучшились, однако показатель производственного травматизма: а) включает не все виды экономической деятельности; б) учитывает не все случаи травматизма; в) всё равно выше, чем в развитых странах в 2,5 раза и развивающихся странах Европы в 1,5 раза [44]. Старение и износ основных фондов – это одна из главных причин производственного травматизма наряду с неудовлетворительной организацией производственных работ. Таким образом, большая часть основных фондов в России требуют замены. Неудовлетворительное состояние основных фондов тормозит рост экономики, поскольку производительная рабочая сила, капитал в рабочем состоянии и высокие технологии – неотъемлемые составляющие роста экономики. Сокращение физического объёма инвестиций сдерживает спрос на продукцию и снижает уровень занятости в соответствующих отраслях промышленности, влечет за собой спад в производстве. На рисунке 6 представлена динамика индексов физического объема ВВП и инвестиций в основной капитал.
122,7 116,7 110,9 105,7 109,9 108,9 108,8 106,3 110,8 106,8 99,8 98,5 96,7 92 105,1 105 100,3 104,3 103,7 101,5 100,8 99,1 89,9 83,8 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 Год ВВП, % Инвестиции в основной капитал, % Источник: [40] Рисунок 6 – Динамика индексов физического объема ВВП, инвестиций в основной капитал, в % Лизинговая деятельность – это часть инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг. Известно, что инвестиции испытывают большие колебания, чем потребление или производство. Если посмотреть на временной профиль ВВП и лизинговых показателей, то становится ясно, что лизинг более волатилен и чувствителен к спадам и подъёмам, нежели ВВП всей страны. Процикличность лизинговых инвестиций означает, что, если растёт экономика в целом, лизинговая отрасль процветает. Если происходит спад, лизинг реагирует незамедлительно. Таким образом, можно прийти к выводу, что для успешного функционирования лизинговой отрасли необходимо здоровое функционирование других отраслей экономики [30]. На рисунке 7 рассмотрим структуру инвестиций в основной капитал.
760,6 677,7 604,9 4731,6 1286,7 877,8 1170,9 1280,2 4675,5 5052 4375,1 5575,6 5665,3 6069,1 6618,1 4480,7 4185,6 3472,7 3962,8 5560,2 4776,8 1111,7 1395,6 1533,77 2126,6 2014,4 2172,8 2254,3 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 Прочие Машины, оборудование, транспортные средства Здания и сооружения Жилища Источник: [40] Рисунок 7 – Структура инвестиций в основной капитал по видам основных фондов, млрд р. Негативной является тенденция к снижению доли машин, оборудования и транспортных средств в структуре инвестиций в основной капитал, наблюдаемая в 2010-2016 гг. Так, доля инвестиций по этой статье снизилась с 37,9% до 30,6% за указанный период. Инвестиции в машины и оборудование играют существенную роль в повышении производительности труда и их спад в среднесрочной перспективе будет усиливать дефицит технологий в экономике РФ. Одновременно с этим в структуре инвестиций в основной капитал наблюдается избыточная доля зданий и сооружений (более 40%), которые имеют более долгий срок окупаемости и в меньшей степени влияют на совокупную эффективность инвестиций в РФ. В условиях стагнации экономики РФ и сохранения экономических санкций стратегия импортозамещения является основным вектором развития многих секторов экономики РФ. В настоящее время применение стратегии импортозамещения, как умеренной и рациональной формы протекционизма, может способствовать развитию высокотехнологичных производств с высокой добавленной стоимостью, ухода от глубокой зависимости от сырьевой экономики
РФ. При этом задача государства и бизнеса – стремиться к тому, чтобы импортозамещение не только способствовало удовлетворению потребностей внутреннего рынка в товарах собственного производства, но и стимулировало развитие выпуска товаров и услуг, конкурентоспособных на мировом рынке, обладающих экспортным потенциалом [35]. Импорт в РФ, в млрд долл. США На рисунке 8 представлена динамика импорта в РФ за 2010-2016 гг. 350 300 250 200 312,3 305,7 150 315,3 287,1 228,9 100 182,9 182,3 2015 2016 50 0 2010 2011 2012 2013 2014 Год Источник: [40] Рисунок 8 – Динамика импорта в РФ за 2010-2016 гг., в млрд долл. США Вследствие девальвации рубля и введения санкций против РФ, импорт товаров в 2014-2016 гг. сокращался после периода роста в 2010-2013 гг. В 2015 г. падение объёмов импорта стало особенно значительным – 36% к уровню предыдущего года. Наиболее сильно снижение импорта затронуло инвестиционные товары, то есть средства производства, которые используются для производства других товаров. Кроме вышеуказанных макроэкономических факторов, на сокращение импорта по этим статьям повлияло снижение объёма инвестиций в основной капитал. Наиболее нуждающимися в импортозамещении и развитии собственного производства являются машиностроения, прежде всего приборостроения, отрасли химическое легкой промышленности, производство, сельское хозяйство, пищевая и перерабатывающая промышленность, медицинская и
фармацевтическая промышленность, где доля импорта в настоящее время достигает от 50 до 80% [40]. По экспертным оценкам, процесс создания собственных производств, включая высокотехнологичные, должен идти более высокими темпами в целях недопущения дальнейшего развития системных проблем в экономике. Слабый курс рубля не стимулирует модернизацию производственной базы, основными препятствиями для осуществления которой являются высокие процентные ставки привлечения финансирования и закрытие внешних долговых займов. Таким образом, можно отметить, что в целом, при проведении политики протекционизма и субсидирования государством промышленных отраслей, есть надежда на положительную динамику развития не только лизингового рынка, но и экономики страны в целом. Но на данный момент нельзя точно предугадать сценарий развития политической ситуации в мире [37]. Динамика рынка лизинга в 2018 году во многом будет зависеть от масштабов государственных программ и их реализации в отношении лизинговых услуг. Возможно, именно поддержка государства и стимулирование программ импортозамещения положительно повлиять на состояние рынка лизинга. смогут
Список использованных источников 1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : часть вторая : от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ : принят Гос. Думой 22.12.1995 г. : [ред. от 05.12.2017 г.]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027. 2. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : часть вторая : от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ : принят Гос. Думой 19.07.2000 г. : [ред. от 07.03.2018 г.]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=1280054135057693273152 62092&cacheid=009E9ECA25E8EF2207D22EE947493C9E&mode=splus&base=LA W&n=284335&rnd=3803CA8BAA7E130F4561F04E1F14EB1F#09242456439678719 . 3. О финансовой аренде (лизинге) [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 29.10.1998 г. № 164 : [ред. от 16.10.2017 г.]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=280491&fld=1 34&dst=100131,0&rnd=0.36648940872454516#046220646653550856. 4. О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 08.02.1998 г. № 16 – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17783. 5. О присоединении Российской Федерации к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования и Протоколу по авиационному оборудованию к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 23.12.2010 г. № 361 – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108340. 6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования лизинговых компаний [Электронный ресурс] :
проект Федерального закона [подготовлен Минфином России 27.03.2017 г.]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://base.garant.ru/56706118. 7. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 303 – Электрон. дан. – Режим доступа: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm. 8. О предоставлении субсидий российским лизинговым компаниям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в 2008-2018 годах на закупку воздушных судов с последующей их передачей российским авиакомпаниям по договорам лизинга (аренды), а также указанным компаниям и производителям воздушных судов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в 2008-2018 годах на приобретение тренажеров для российских воздушных судов [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 г. № 1073 [ред. от 21.04.2016 г.]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://base.garant.ru/71384174. 9. Об утверждении правил предоставления субсидий российским транспортным компаниям и пароходствам на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в 2008-2011 годах на закупку гражданских судов, изготовленных на российских верфях, а также лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным в 2008-2012 годах с российскими лизинговыми компаниями на приобретение гражданских судов, изготовленных на российских верфях [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 22.05.2008 г. № 383 [ред. от 25.05.2016 г.]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77224.
10. Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на реализацию комплексных инвестиционных проектов в сфере производства детских товаров в рамках подпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 15.11.2014 г. № 1212 [ред. от 13.10.2017 г.]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171022. 11. О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 г. № 1 [ред. от 28.04.2018 г.]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34710. 12. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282738. 13. Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации [Электронный ресурс] : Приказ Минтранса России от 21.12.2010 г. № 286 [ред. от 09.02.2018 г.]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110021. 14. Об утверждении муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Владивостоке» на 2014-2020 годы [Электронный ресурс] : Постановление Администрации города Владивостока от 18.09.2013 г. № 2673 [ред. от 27.12.2017 г.]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.vlc.ru. 15. АО «Инвестиционная компания «Финам» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.finam.ru/. 16. Апосова, Н. Н. Лизинг, его преимущества и недостатки / Н. Н. Апосова // Вестник КрасГАУ. – 2014. – № 4. – С. 7–14.
17. Артеменко, М. В. Экстраполяция коротких временных рядов на основе коррекции обучающей выборки / М. В. Артеменко // Вестник ВГТУ. 2011. № 7. С. 5468. 18. Бабушкин, В. П. Состояние и перспективы развития сельскохозяйственного машиностроения / В. П. Бабушкин // Экономика региона. 2011. № 4. С. 1421. 19. Бараз, В. Р. Корреляционно-регрессионный анализ связи показателей коммерческой деятельности с использованием программы Excel : учебное пособие / В. Р. Бараз. – Екатеринбург : ГОУ ВПО «УГТУ–УПИ», 2015. – 102 с. 20. Беспамятнова, Л. П. Особенности применения лизингового финансирования / Л. П. Беспамятова // ТДР. – 2014. – № 12. – С. 15–23. 21. Воробьева, И. П. Государственное регулирование национальной экономики : учебное пособие / под ред. Ю. С. Нехорошев. – Томск : Издательский дом ТГУ, 2014. – 292 с. 22. Газман, В. Д. Концепция применения лизинга в проектном финансировании / В. Д. Газман // Экономический журнал ВШЭ. 2015. № 1. С. 4247. 23. Газман, В. Д. Ценообразование лизинга : учеб. пособие / В. Д. Газман. – М.: ГУ ВШЭ, 2013. – 342 с. 24. Галимова, А. Р. Сущность лизинга в современной экономике и его классификация / А. Р. Галимова // Молодой ученый. – 2017. – № 17. – С. 337–341. 25. Ерошок, Д. Б. Перспектива развития лизинга в России / Д. Б. Ерошок // Научный журнал ТДР. – 2013. – № 5. – С. 42–50. 26. Информационное агентство «Banki.ru»: [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.banki.ru. 27. Информационное агентство «РБК» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.rbc.ru. 28. Информационный портал «Prian.ru»: [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://prian.ru.
29. Килософова, Т. Г. Лизинг: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / Т. Г. Килософова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 191 с. 30. Логинов, М. В. Лизинг как форма активизации инвестиционных процессов и инструмент экономического подъема в России : дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / М. В. Логинов. – Москва, 2009. – 172 с. 31. Министерство промышленности и торговли России [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru. 32. Министерство [Электронный ресурс]. экономического – развития Электрон. дан. Российской – Федерации Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/main. 33. Морозова, Т. Г. Планирование и прогнозирование в условиях рынка : учебное пособие для вузов / Т. Г. Морозова. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 279 с. 34. Налетова, И. А. Лизинг, как новый финансовый инструмент / И. А. Налетова // Научный журнал Науковедение. 2012. № 3 (12). С. 713. 35. Новостной портал «Equity Today» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://equity.today. 36. Официальный сайт журнала «Forbes» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.forbes.ru. 37. Прудникова, А. Е. Историческое развитие и сущность лизинга / А. Е. Прудникова // Научный журнал КубГАУ Scientific Journal of KubSAU. 2014. № 100. С. 8487. 38. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://raexpert.ru. 39. Российская академия наук [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.ras.ru. 40. Российский статистический ежегодник. 2017: Стат. сб. / Росстат. – М., 2017. – 686 с.
41. Салагор, И. Р. Жилищный лизинг как инструмент финансового механизма на рынке жилой недвижимости : дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.10 / И. Р. Салагор. – Томск, 2014. – 143 с. 42. Спешилова, Н. В. Статистический анализ развития финансового лизинга в России / Н. В. Спешилова // Известия ОГАУ. 2013. №2 (40). С. 4854. 43. Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://fas.gov.ru. 44. Филиппов, А. А. Производственный травматизм и направления его профилактики / А. А. Филлипов // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 1. – С. 4550. 45. Фонд развития промышленности [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://frprf.ru. 46. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.cbr.ru. 47. Global Leasing Report 2016 by Ed White President and CEO White Clarke Group [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.whiteclarkegroup.com/wpcontent/uploads/2016/10/wcg_2016_global_leasi ng_report_final_public.pdf. 48. International Monetary Fund [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.imf.org/external/index.htm. 49. Leaseurope [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.leaseurope.org. 50. The World Economic [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://reports.weforum.org. 51. World Bank [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD?locations=RU.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв