ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»
Кафедра стоматологии
Допущен к защите
Заведующий кафедрой
________ д.м.н., Соколович Н.А.
«___»_______20__ г.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему: Анализ знаний гигиены полости рта и профилактики
стоматологических заболеваний студентов СПбГУ
Выполнил:
студент
523 группы
Семенищева Елена Алексеевна
Научный руководитель:
д.м.н., проф. Васянина Анна Анатольевна
Санкт-Петербург
2016 год
1
Оглавление
Введение………………………………………………………………...3-6
Глава 1. Литературный обзор………………………………………….7-12
Глава 2. Материалы и методика исследования………………………13-16
Глава 3. Результаты исследования………………………………….....17-45
Заключение……………………………………………………………..46-49
Выводы …………………………………………………………………50
Список литературы……………………………………………………51-52
2
Введение.
Актуальность.
Здоровье человека - один из важнейших критериев, определяющих
качество жизни. Чем здоровее человек, тем легче он справляется с
ежедневной работой, нагрузками и стрессовыми ситуациями.
Здоровье молодежи - основной показатель благополучия общества и
возможности его развития. Сохранять здоровье с детских летпервостепенная задача человека, в решении которой необходима помощь
врача. Любой специалист, а в особенности стоматолог, должен помнить, что
самое лучшее лечение - это профилактика.[ Афанасьева О.Ю., Малюков А.В.,
Максютин И.А., Сербин А.С., Алешанов К.А.,2012; Зуева Л.П., Яфаев
Р.Х,2015]
Здоровый образ жизни - основное звено в профилактике заболеваний.
По определению ВОЗ - здоровый образ жизни – это образ жизни
направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья
Здоровый образ жизни предполагает: физическую нагрузку - оптимальный
режим труда и отдыха; правильное питание - достаточную двигательную
активность; личную гигиену – закаливание; искоренение вредных привычек
- позитивное восприятие жизни и др. [ Ахмерова С.Г, 2001]
В структуре молодежи большую долю составляют студенты. Они
являются особой группой, так как подавляющее их большинство (особенно в
крупных городах) являются приезжими, а это значит, что помимо стрессовых
нагрузок в процессе обучения, у них есть дополнительные источники
стресса - смена привычной жизненной и существование в специфичной
обстановке в условиях общежития. У студентов происходит изменение
режима труда, отдыха, качественного и количественного состава пищи, они
испытывают большой психоэмоциональные и умственные нагрузки.
[ Ваневская Е.А., Жегалина Н.М,2012; Дадыкина А.В., Ткачук В.Е.,
Денисенко М.А,2014; Кучеренко В.З,2004; Рыжаков Д.И., Ляляев В.А.,1999]
Эти факторы серьезно влияют на состояние организма в целом и
3
состояние полости рта, которая также является важным показателем
здоровья, в частности. Стоматологическая заболеваемость населения в целом
и у студентов в частности является актуальной проблемой современного
общества. [Алиминский А.В., Маркина Л.А., 2008; Исаева Е.Р,2012;
Масумова В.В., Булкина Н.В., Савина Е.А., Глыбочко А.П,2009; ]
При этом причины заболеваемости кариесом изучено очень хорошо. На
развитие и течение кариозного процесса влияют особенности питания:
высокое содержание сахаров в употребляемой пище, активный метаболизм
которых при участии микрофлоры полости рта ведет к активной выработке
кислоты и снижению резистентности эмали. Наличие вредных привычек –
курение, употребление курительных смесей, алкоголь. Работа в этом
направлении проводится в недостаточном объеме и наблюдается
несоответствие уровня профессиональных знаний врачей-стоматологов и
уровня информированности населения. Наше население имеет низкую
мотивацию, нет достаточного количества доступных и понятных для
обывателем материалов по уходу за полостью рта.[ Деревянченко С.П.,
Денисенко Л.Н., Колесова Т.В.,2012]
Состояние здоровья молодежи является необходимым условием и
определяющим моментом благополучия общества и его прогрессивного
развития.[ Квасов С.Е,1990]
В настоящее время современная стоматологическая наука достигла
достаточного уровня развития, чтобы обеспечить врачей, студентов и
пациентов адекватными знаниями в области этиологии, патогенеза и лечения
основных стоматологических заболеваний. [Кузьмина Э.М., Васильева
Т.В.,2003;]
Тем не менее, до сих пор не найдено действенных средств для эффективной
профилактики самых распространенных заболеваний полости рта – кариеса
зубов и воспалительных заболеваний пародонта. [Кондратов А.И.,2001,
Михальченко Д.В., Фирсова И.В.,2012]
4
Данная проблема продолжает оставаться одной из важнейших и актуальных в
практической стоматологии. Поэтому становится все более ясным, что
единственным способом борьбы с основными стоматологическими
заболеваниями в настоящее время, является первичная профилактика.
[ Лукиных Л.М,2001,; Розенфельд Л.Г., Круглякова И.П,2002]
Сохранение и укрепление здоровья студенческой молодежи имеет
большое социально-медицинское и общественное значение, так как им
предстоит реализовать такие важнейшие социальные функции общества, как
профессионально-трудовая, интеллектуальная и нравственная.[ Русанова
Е.И,1998]
Индивидуальная гигиена полости рта является основным звеном
профилактики стоматологических заболеваний населения. Ежедневный уход
с помощью специализированных средств гигиены, таких как зубные щетки,
зубные пасты, эликсиры, ополаскиватели позволяет сохранять здоровье
полости рта и предупреждать развитие заболеваний твердых тканей зубов и
пародонта.
Цели.
1. Выяснить, что студенты вкладывают в понятие «здоровый образ
жизни».
2. Выяснить, что студенты вкладывают в понятие «здоровая полость рта».
3. Определить уровень знаний ассортимента основных и дополнительных
средств гигиены и особенности их индивидуального подбора.
4. Выявить особенности питания и употребления легкоферментируемых
углеводов.
Задачи.
1. Разработать анкеты и провести анкетирование различных факультетов
СПбГУ.
2. Обработать анкеты и выявить уровень знаний гигиены полости рта.
5
Практическое значение результатов.
1. Составить полноценные рекомендации по рациональному питанию и
соблюдению принципов гигиены полости рта.
2. Организовать проведение уроков гигиены для студентов СПбГУ
6
Глава 1. Литературный обзор.
В настоящее время проводится множество исследований состояния
здоровья студентов, уровня знаний гигиены и мануальных навыков ухода за
полостью рта, результаты которых свидетельствуют о недостаточности
знаний в этом вопросе, а также низкой мотивированности в его изучении при
наличии большого количества учебных материалов по данной тематике.
Проводимые исследования представляют собой анкеты с различным
количеством и наборами вопросов, но в которых обязательно присутствуют
вопросы о регулярности чистки зубов, смене зубной щетки, частоте
посещения стоматолога и использовании дополнительных средств гигиены.
Более детально этот вопрос был изучен при анализе ответов респондентов, являющихся
студентами 2-3 курса стоматологического факультета ПГМУ.
Для достижения данной цели использовались клинический и
социологический методы исследования.
Клинический метод включал в себя определение стоматологического
статуса, для чего были выполнены осмотры 40 человек в возрасте от 18 до 22
лет. Из группы обследуемых людей 20 студентов 2 курса составили I группу,
20 студентов 3 курса - II.
Осмотр полости рта двух групп студентов выявил, что уровень гигиены в I и
II группах соответствовал удовлетворительному.
Социологический метод исследования включал в себя анкетирование
студентов для изучения уровня знаний по вопросам гигиены полости рта и
профилактики стоматологических заболеваний и уровня гигиенического
воспитания.
По результатам анкетирования было установлено, что регулярно чистят зубы
100% студентов 2 и 3 курса, из них большинство чистит зубы 2 раза в
день(82,6% студентов 2 курса и 85,6%-3 курса)
7
Интересным показалось то,что на вопрос «Читаете ли вы медицинские статьи
на тему гигиены полости рта?» отрицательно ответили около 40% студентов,
то есть у студентов нет заинтресованности в получении новой информации
по данной теме.
На вопрос «Оказывает ли на Вас влияние реклама о пропаганде здорового
образа жизни?» 70% респондентов ответили отрицательно, что
свидетельствует о том, что это не очень популярная тема.
При анализе использования дополнительных предметов гигиены полости рта
получены следующие результаты: из дополнительных средств гигиены
студенты в основном используют флоссы, а 20%-не используют
дополнительные средства вообще.
Из дополнительных средств гигиены студенты в основном используют
ополаскиватели (около 60%) и 20% не использую никаких дополнительных
средств.
Таким образом, можно сделать вывод, что студенты слабо информированы о
дополнительных предметах и средствах гигиены.
Кроме того полученные данные свидетельствуют о том, что
распространенность кариеса зубов и заболеваний тканей пародонта у
студентов 2 и 3 курса стоматологического факультета достаточно высока, при
этом у студентов 2 курса уровень гигиенического воспитания и
стоматологического здоровья несколько ниже в сравнении с 3 курсом. [А.А.
Юдина, 2015]
Подобное исследование было проведено среди студентов ВУЗов города Уфы.
Было проведено анкетирование 768 студентов, обучающихся в различных
ВУЗах города Уфы.
Анкета включала вопросы касающиеся:
частоты посещения стоматолога,
частоты и характера ухода за полостью рта,
8
использования основных и дополнительных средств гигиены полости
рта, преобладания блюд в рационе,
употребления десерта, сладких газированных напитков,
причин возникновения основных стоматологических заболеваний и
вопросов профилактики,
причин формирования неправильного прикуса.
Большинство студентов (73,1%) чистят зубы 2 раза в день, а 23,1% – один раз
в день, но 0,4% студентов не чистят их вообще.
Предпочитают очищать зубы горизонтальными движениями 18,5%
опрошенных, 20,6% студентов осуществляют чистку зубов вертикальными
(подметающими) движениями и 33,2% чистят зубы круговыми движениями.
Таким образом, можно сделать вывод, что студенты имеют слабое
представление о правилах чистки зубов.
Большинство студентов для ухода за полостью рта используют зубную пасту
- 87,4% опрошенных, эликсиры и ополаскиватели используют 4,2%
студентов, 3,4% пользуются зубочистками, жевательные резинки
предпочитают 8,8%, а зубной порошок применяют 0,4%, то есть большинство
не использует никаких дополнительных средств гигиены, что скорее всего
связано с отсутствием информации об ассортименте дополнительных средств
и правилах их использования.
Профилактические мероприятия в виде покрытия зубов фторлаком
проводились всего лишь у 7,1%, обучение чистке зубов проводилось 14,7%
опрошенным, 18,5% студентам не проводилось никаких профилактических
мероприятий, оставшиеся 59,6% студентов уже нуждались в лечении кариеса
и его осложнений.
Данные анкетирования по вопросам информированности о причинах
заболеваний зубов показали, что 66,4% опрошенных не полностью
информированы и хотели бы знать больше, достаточно знают о причинах
возникновения заболеваний зубов всего лишь 12,2% студентов, недостаточно
9
информированными считают себя 19,7% опрошенных и 1,7% студентов
ответили, что совсем ничего не знают.
Полученные результаты свидетельствуют об отсутствии пропаганды
профилактики стоматологических заболеваний и уроках гигиены полости
рта, что, безусловно, необходимо для снижения уровня заболеваемости.
На вопрос нуждаетесь ли вы в обучении правилам чистки зубов, как
предупреждение стоматологических заболеваний 43,3% студентов ответили,
что не знают, будет ли от этого польза, 34,5% опрошенных не видят в этом
необходимости, лишь 8,8% студентов считают полезным обучение правилам
чистки зубов, что свидетельствует о низкой мотивированности в
поддержании своего здоровья и получения новой полезной информации.
На вопрос о необходимости исправления неправильного прикуса 44,6%
студентов ответили, что не нуждаются, 32,9% опрошенных считают, что им
необходимо ортодонтическое лечение и 22,5% студентов не знают ответа на
этот вопрос.
Лечение неправильного прикуса 75,2% опрошенным рекомендовал провести
врач-стоматолог.
На вопрос – для чего необходимо исправление прикуса -33,2% студентов
считают для улучшения эстетики и правильного жевания, только для
улучшения эстетики – 27,3%, только для правильного жевания – 23,5% и
16,4% опрошенных считают, что нет необходимости в исправлении прикуса.
Полученные данные говорят о низкой информированности студентов по
поводу заболеваний полости рта, их причинах и возможных последствиях.
Врач-стоматолог должен знать о средствах гигиены полости рта, давать
рекомендации по рациональному их использованию в соответствии со
стоматологическим статусом, обязан сформировать у студентов
мотивированное отношение к гигиене полости рта как неотъемлемой части
оздоровления организма, предоставить информацию о методах лечения
основных стоматологических заболеваний. [Аверьянов С.В., Ромейко И.В.,
Пупыкина Е.В, 2015.]
10
Так же исследования уровня знаний гигиены и профлактики заболеваний
полости рта были проведены в Волгограде.
Исследование проводилось с помощью анонимного анкетирования 64
студентов в возрасте 18-21 года.
При подведении и итогов анкетирования выявлены следующие данные.
Зубы чистят
2 раза в день -78 %,
3 раза -2%,
1 раз в день -21 % студентов.
Соблюдают время чистки зубов чуть более половины анкетируемых 56 %.
Полоскание полости рта водой после каждого приема пищи проводило 42 %
опрошенных.
Таким образом если частоту чистки зубов соблюдает большинство
опрошенных, время чистки-только половина.
Срок службы зубной щетки указали правильно 87 % опрошенных, 13 %
указали срок службы щетки от полугода до года.
Анализ ответов на вопрос о хранении зубной щетки показал, что 93 %
анкетируемых хранят щетку в сухом стакане рабочей частью вверх, из них у
76% стакан общий для всей семьи. У 5 % она лежит на полке и 2 % указали,
что хранят щетку в футляре.
Зубная паста в 94 % случаев приобретается в магазинах, в 6 % в аптеках.
Читают состав зубных паст на упаковке при покупке 32 % респондентов, не
читают 68 %.
Таким образом, основываясь на полученных данных возможно сделать
вывод,что знания студентов правилах индивидуальной гигиены полости рта.
То есть необходимо проведение бесед, уроков о необходимости
профессиональной гигиены полости рта, о предметах и средствах гигиены
полости рта, о заболеваниях твердых тканей зубов и пародонта для
формирования правильного понимания важности этого вопроса у студентов.
[Дадыкина А.В., Ткачук В.Е., Денисенко М.А., 2015]
11
Глава 2. Материалы и методика исследования.
Обдумывая это исследование, мы поставили перед собой задачу, узнать
есть ли разница в уровне знаний у студентов разных факультетов СПбГУ по
вопросам профилактической стоматологии.
Мы использовали социологический метод, который включал в себя
анкетирование студентов по вопросам гигиены полости рта и профилактики
стоматологических заболеваний и уровня гигиенического воспитания, для
чего была разработана анкета из 25 вопросов.
Нами были опрошены студенты биологического, юридического,
филологического факультетов и факультета стоматологии и медицинских
технологий 1 и 5 курса. В опросе приняли участие 182 человека из них
девушек –110 , юношей – 72.
Анкета для студентов
ФИО___________________________________________Пол_______________
Возраст_________Факультет___________________________№ группы_________
Форма обучения (подчеркнуть): контракт, бюджет, целевая форма
Имеется ли среднее медицинское или другое образование
1. Наличие хронических заболеваний (выбрать один или несколько вариантов):
o нет
o да, заболевание желудочно-кишечного тракта (_____________________________)
o да, заболевание дыхательной системы (_____________________________)
o да, заболевание мочевыделительной системы (_____________________________)
o да, заболевание эндокринной системы (_____________________________)
o да, заболевание сердечно – сосудистой системы (_____________________________)
o да, заболевание опорно-двигательной системы (_____________________________)
o да, заболевания ЛОР органов (_____________________________)
o да, заболевания нервной системы (_________________________)
o аллергологический анамнез (известные аллергии, чем снимаются
(_________________________________)
o Принимаете ли постоянно какие-то медицинские препараты, если да, то какие
(_____________________________________________________)
2. Чувствительны ли Ваши зубы к: горячему, холодному, сладкому, кислому
да
нет
3. Вы знаете о состоянии здоровья ваших зубов:
да
нет
13
4.
Как часто вы чистите зубы:
реже чем 1 раз день
1 раз в день
2 раза в день
3 и более раз в день
5.
Сколько времени у вас занимает чистка зубов:
меньше минуты
одна – две минуты
три минуты
пять и более минут
6.
Как часто вы меняете зубную щетку:
один раз в месяц
один раз в три месяца
один раз в год или реже
ориентируясь на индикатор окрашивания щетины
пока щетина на головки щетки не потеряет форму
7.
Когда, по вашему мнению, следует начинать профилактику кариеса:
во время беременности
с первых месяцев жизни до 1 года
детям от 1 года до 3 лет
детям от 4 до 7 лет
детям от 8 до 12 лет
детям старше 12 лет
8.
Как часто Вы употребляет сладкое (конфеты, шоколад и т. д.):
каждый день
два – три раза в неделю
раз в неделю
раз месяц или реже
не употребляю
9. Что из сладкого Вы предпочитаете (подчеркните):
шоколад, карамель, пряники, печенье, шоколад с наполнителем (сникерс, марс),
пряники, печенье, вафли, мороженое
10. Какая пища преобладает в вашем рационе (выбрать один или несколько
вариантов):
мясные блюда
растительные блюда
мучные изделия
молочные продукты
рыба и морепродукты
другое (перечислите) __________________________________________
11.
Пользуетесь ли Вы дополнительными предметами гигиены:
ополаскиватель для полости рта
флосс
зубочистка
скребок для языка
монопучковая зубная щетка
ёршики
14
12.
Пользуетесь ли Вы электрическими средствами для гигиены полости рта:
интердентальный комплекс
ирригатор
электрическая зубная щетка
13. Назовите фирму производителя Вашей зубной щетки___________________
14. Какой зубной пастой Вы сейчас чистите зубы_________________________
Укажите полное название (если знаете)
15.
Как часто Вы посещаете стоматолога:
раз в месяц
один раз в пол года
один раз в год
не посещаю
16.
Получали ли вы рекомендации врача-стоматолога по гигиене полости рта
не получал
затрудняюсь ответить
получал, но не пользуюсь
получал
17.
С какой целью Вы последний раз посещали стоматолога
для профилактического осмотра
для снятия зубных отложений
для лечения кариеса
для лечения осложненной формы кариеса (пульпит, периодонтит)
посещение ортодонта
протезирование
удаление зубов (корней)
18. Из каких источников вы получаете информацию о здоровье полости рта
(отметить один или несколько вариантов):
стоматолог
терапевт (педиатр)
учителя
книги
телевидение радио
газеты
журналы
интернет
родственники/друзья
ваши родители
другие___________________________________________
19.
Принимаете ли вы витаминные комплексы
только когда болею
в период эпидемии гриппа
регулярно
не принимаю
20. Какой у вас режим питания?
питаюсь регулярно (ежедневно: завтрак, обед, ужин)
нарушаю режим питания (один-два раза в день)
15
питаюсь нерегулярно (как придется)
часто испытываю чувство голода
21. Оцените Ваши материальные возможности
высокий – позволяет получать полноценное питание, приобретать вещи первой
необходимости, гаджеты, кино, театр, клуб и т.д.
средний - позволяет получать полноценное питание, приобретать вещи первой
необходимости: одежда, обувь
низкий - позволяет получать полноценное питание
очень низкий – не позволяет получать полноценное питание
22. Что Вы понимаете под понятием «здоровый образ жизни»
(перечислите):______________________________________________________________
_____________________________________________________________
23. Что для Вас входит в понятие «Здоровая полость рта»?
___________________________________________________________________________
_______________________________________________________
24. Что для вас является наиболее важным при выборе зубной пасты (пронумеруйте
выбранные варианты от наиболее важного к менее важному:1,2,3 и так далее,
согласно количеству выбранных пунктов).
Цена
Рекламная информация
Внешний вид упаковки
Лечебные свойства
Рекомендации стоматолога
Торговая марка
Рекомендации друзей
Рекомендации мамы
25.
Какого типа питания Вы придерживаетесь:
сижу на диете
вегетарианец
питаюсь дома
другое ______________________________
16
Глава 3. Результаты исследования.
Для обработки результатов анкета была разделена на 3 части:
1.
2.
3.
Состояние полости рта, средства гигиены
Полноценность питания, пищевые привычки, доход
Два открытых вопроса о понятии определений «здоровый образ
жизни» и «здоровая полость рта»
Были опрошены студенты биологического, юридического, филологического,
стоматологического (1 и 5 курс) факультетов.
Результаты исследования для студентов биологического факультета (40
человек).
Вопрос анкеты
1часть
состояние полости рта, средства
гигиены
Вы знаете о состоянии здоровья
ваших зубов
ответ
процент
Да
Нет
24(60%)
16(40%)
Как часто вы чистите зубы
реже чем 1 раз день
1 раз в день
2 раза в день
3 и более раз в день
5(12,5%)
10(25%)
23(57,5%)
2(5%)
Сколько времени у вас занимает
чистка зубов
меньше минуты
одна – две минуты
три минуты
пять и более минут
5(12,5%)
9(22,5%)
23(57,5%)
3(7,5%)
Как часто вы меняете зубную щетку
один раз в месяц
один раз в три месяца
один раз в год или реже
ориентируясь на индикатор
окрашивания щетины
пока щетина на головки щетки
не потеряет форму
3(7,5%)
20(50%)
5(12,5)
7(17,5%)
раз в месяц
0(0%)
Как часто Вы посещаете
5(12,5%)
17
стоматолога:
один раз в пол года
один раз в год
не посещаю
8(20%)
12(30%)
20(50%)
Получали ли вы рекомендации
врача-стоматолога по гигиене
полости рта
не получал
затрудняюсь ответить
получал, но не пользуюсь
получал
9(22,5%)
16(40%)
3(7,5%)
12(30%)
для профилактического осмотра
для снятия зубных отложений
для отбеливания
для лечения кариеса
для лечения осложненной
формы кариеса (пульпит,
периодонтит)
посещение ортодонта
протезирование
удаление зубов (корней)
10(25%)
5(12,5%)
1(2,5%)
12(30%)
6(15%)
2. Из каких источников вы получаете
информацию о здоровье полости рта
(отметить один или несколько
вариантов):
1.стоматолог
2.терапевт (педиатр)
3.учителя
4.книги
5.телевидение радио
6.газеты
7.журналы
8.интернет
9.родственники/друзья
10.ваши родители
1+8
1+8+9+10
10(25%)
0(0%)
2(5%)
3(7,5%)
0(0%)
0(0%)
1(2,5%)
7(17,5%)
4(10%)
5(12,5%)
0(0%)
0(0%)
3. Что для вас является наиболее
важным при выборе зубной пасты
(пронумеруйте выбранные варианты
от наиболее важного к менее
важному:1,2,3 и так далее, согласно
количеству выбранных пунктов).
Цена
Рекламная информация
Внешний вид упаковки
Лечебные свойства
Рекомендации стоматолога
Торговая марка
Рекомендации друзей
Рекомендации мамы
18(45%)
5(12,5)
1(2,5)
12(30%)
6(15%)
4(10%)
2(5%)
2(5%)
ополаскиватель для полости рта
флосс
зубочистка
скребок для языка
монопучковая зубная щетка
10(25%)
4(10%)
6(15%)
5(12,5%)
2(5%)
1. С какой целью Вы последний раз
посещали стоматолога
Пользуетесь ли Вы
дополнительными предметами
гигиены:
0(0%)
2(5%)
4(10%)
18
Пользуетесь ли Вы электрическими
средствами для гигиены полости
рта:
ёршики
нет
1+2
0(0%)
10(25%)
3(7,5%)
интердентальный комплекс
ирригатор
электрическая зубная щетка
нет
0(0%)
6(15%)
10(25%)
24(60%)
Согласно результатам анкетирования чуть больше половины (57,5%)
студентов биологического факультета чистят зубы 2 раза в день и делают это
в течение 3 минут. Четверть анкетированных -1 раз в день в течение 1-2
минут.
Только половина проанкетированных меняет щетку один раз в 3 месяца,
остальные студенты ориентируются на индикацию щетины или степень её
износа.
Только 30% студентов-биологов посещают стоматолога один раз в шесть
месяцев и пользуются данными рекомендациями по гигиене полости рта.
Вообще не посещают врача стоматолога 50% студентов.
Последний раз стоматолога для лечения кариеса посещали 30% студентов,
25% - для профилактического осмотра и 15% - для лечения осложненных
форм кариеса.
Четверть опрошенных получает информацию о здоровье полости рта от
врача-стоматолога, 17,5% из сети Интернет и 12,5% обращается за помощью
к родителям.
При выборе зубной пасты 45% студентов ориентируется на ценовой
показатель, 30% следует рекомендациям стоматолога и 15% обращает
внимание на лечебные свойства пасты.
Из дополнительных средств гигиены 25% студентов используют
ополаскиватель, 15% зубочистки и 25% не используют их совсем.
19
2часть
Питание, пищевые привычки,
доход
Как часто Вы употребляет сладкое
(конфеты, шоколад и т. д.):
каждый день
два – три раза в неделю
раз в неделю
раз месяц или реже
не употребляю
23(57,5%)
8(20%)
5(12,5%)
2(5%)
2(5%)
Что из сладкого Вы предпочитаете
(подчеркните):
1.шоколад,
2.карамель,
3.пряники,
4.печенье,
5.шоколад с наполнителем
(сникерс, марс),
6.вафли,
7.мороженое
все
1+7
10(25,%)
2(5%)
2(5%)
0(0%)
8(20%)
Какая пища преобладает в вашем
рационе
1.мясные блюда
2.растительные блюда
3.мучные изделия
4.молочные продукты
5.рыба и морепродукты
1+2+4
1+2+5
12(30%)
9(22,5%)
8(20%)
4(10%)
3(7,5%)
3(7,5%)
1(2,5%)
Принимаете ли вы витаминные
комплексы
только когда болею
в период эпидемии гриппа
регулярно
не принимаю
7(17,5%)
3(7,5%)
10(25%)
20(50%)
Какой у вас режим питания?
питаюсь регулярно (ежедневно:
завтрак, обед, ужин)
нарушаю режим питания (одиндва раза в день)
питаюсь нерегулярно (как
придется)
часто испытываю чувство
голода
20(50%)
высокий – позволяет получать
полноценное питание,
приобретать вещи первой
8(20%)
Оцените Ваши материальные
возможности
1(2,5%)
2(5%)
5(12,5%)
10(25%)
12(30%)
6(15%)
2(5%)
20
необходимости, гаджеты, кино,
театр, клуб
средний - позволяет получать
полноценное питание,
приобретать вещи первой
необходимости: одежда, обувь
низкий - позволяет получать
полноценное питание
очень низкий – не позволяет
получать полноценное питание
Какого типа питания Вы
придерживаетесь:
сижу на диете
вегетарианец
питаюсь дома
питаюсь дома(кроме обеда)
правильное питание
20(50%)
7(17,5%)
5(12,5%)
9(22,5%)
7(17,5%)
18(45%)
6(15%)
0(0%)
Анализируя рацион питания и пищевые привычки хотелось бы отметить,
что больше половины опрошенных 57,5% употребляют сладкое каждый день
и предпочитают шоколад.
Рацион студентов разнообразен, но молочные продукты и рыба
преобладает только у 10% опрошенных.
Регулярно питаются только 30%, остальные студенты нарушают режим
питания.
3часть
Что Вы понимаете под понятием
«здоровый образ жизни»
Что для Вас входит в понятие
«Здоровая полость рта»?
нет вредных привычек
нет вр.привычек +спорт
нет вр.привычек +спорт
+правильное питание
спорт+правильное питание
нет вр.привычек +спорт
+пр.питание+сон
воздержались
4(10%)
5(12,5%)
7(17,5%)
санированная ПР
отсутсвие боли
свежее дыхание, светлый цвет
эмали, все зубы
свежее дыхание,светлая
эмаль,санация, здоровая СО
правильный
прикус,санация,нормальное
функционирование
воздержались
13(32,5%)
9(22,5%)
8(20%)
10(25%)
12(30%)
2(5%)
2(5%)
0(0%)
8(20%)
21
В понятие здоровый образ жизни студенты биологического факультета
включили одинаковые понятия:
На первое место студенты поставили занятие спортом и активный образ
жизни- 85%. На 2 место анкетируемых поставили правильное питание
-72,5%. На третьем месте отсутствие вредных привычек – 70% . На четвертом
месте соблюдение режима сна.
В понятие здоровая полость рта по мнению студентов входит в первую
очередь санация полости рта (37,5%) и отсутствие боли (22,5%).
Кроме того, 20% отметили, что о здоровье полости рта свидетельствуют
наличие всех зубов, светлый цвет эмали и отсутствие неприятного запаха изо
рта.
Выводы:
1. Нас насторожило, что только половина проанкетированных студентов
меняет щетку один раз в 3 месяца, остальные ориентируются на
индикацию щетины или степень её износа. Это факт свидетельствует о
недостаточно хорошей информированности студентов, почему щетку
необходимо менять каждые три месяца.
2. Только 30% студентов-биологов посещают стоматолога один раз в
шесть месяцев и пользуются данными рекомендациями по гигиене
полости рта. Вообще не посещают врача стоматолога 50% студентов.
Имеют ли студенты возможность обучаясь в университете санировать
полость рта? Есть ли скидки? Необходимость создания
университетской стоматологической клиники с привлечением к работе
в ней студентов и преподавателей стоматологического факультета
3. При выборе зубной пасты 45% студентов ориентируется на ценовой
показатель, 30% следует рекомендациям стоматолога и 15% обращает
внимание на лечебные свойства пасты. Низкий уровень гигиенических
знаний. Социальная проблема – мало денег.
4. Анализируя рацион питания и пищевые привычки хотелось бы
отметить, что больше половины опрошенных 57,5% употребляют
сладкое каждый день и предпочитают шоколад. После перекусов для
22
восстановления РН полости рта необходимо использовать хотя бы
жевательные резинки и пенки, самое простое прополоскать рот водой.
Результаты исследования для студентов юридического факультета (40
человек).
Вопрос анкеты
1часть
состояние полости рта, средства
гигиены
Вы знаете о состоянии здоровья
ваших зубов
ответ
процент
Да
Нет
28(70%)
12(30%)
Как часто вы чистите зубы
реже чем 1 раз день
1 раз в день
2 раза в день
3 и более раз в день
2(5%)
6(15%)
28(70%)
4(10%)
Сколько времени у вас занимает
чистка зубов
меньше минуты
одна – две минуты
три минуты
пять и более минут
4(10%)
6(15%)
26(65%)
4(10%)
Как часто вы меняете зубную щетку
один раз в месяц
один раз в три месяца
один раз в год или реже
ориентируясь на индикатор
окрашивания щетины
пока щетина головки щетки
не потеряет форму
10(25%)
22(55%)
1(2,5)
4(10%)
раз в месяц
один раз в пол года
один раз в год
не посещаю
0(0%)
22(55%)
11(27,5%)
7(17,5%)
не получал
затрудняюсь ответить
получал, но не пользуюсь
получал
15(37,5%)
3(7,5%)
2(5%)
20(50%)
для профилактического
осмотра
11(27,5%)
Как часто Вы посещаете
стоматолога:
Получали ли вы рекомендации врачастоматолога по гигиене полости рта
С какой целью Вы последний раз
посещали стоматолога
3(7,5%)
23
Из каких источников вы получаете
информацию о здоровье полости рта
(отметить один или несколько
вариантов):
Что для вас является наиболее
важным при выборе зубной пасты
(пронумеруйте выбранные варианты
от наиболее важного к менее
важному:1,2,3 и так далее, согласно
количеству выбранных пунктов).
Пользуетесь ли Вы
дополнительными предметами
гигиены:
Пользуетесь ли Вы электрическими
средствами для гигиены полости рта:
для снятия зубных
отложений
для отбеливания
для лечения кариеса
для лечения осложненной
формы кариеса (пульпит,
периодонтит)
посещение ортодонта
протезирование
удаление зубов (корней)
5(12,5%)
1.стоматолог
2.терапевт (педиатр)
3.учителя
4.книги
5.телевидение радио
6.газеты
7.журналы
8.интернет
9.родственники/друзья
10.ваши родители
1+8
1+8+9+10
12(30%)
1(2,5%)
0(0%)
0(0%)
0(0%)
0(0%)
0(0%)
6(15%)
1(2,5%)
3(7,5%)
9(22,5%)
8(20%)
Цена
Рекламная информация
Внешний вид упаковки
Лечебные свойства
Рекомендации стоматолога
Торговая марка
Рекомендации друзей
Рекомендации мамы
5(12,5%)
0(0%)
1(2,5%)
13(32,5%)
16(40%)
0(0%)
3(7,5%)
2(5%)
1.ополаскиватель для
полости рта
2.флосс
3.зубочистка
4.скребок для языка
5.монопучковая
зубная.щетка
6.ёршики
нет
1+2
9(25%)
интердентальный комплекс
ирригатор
электрическая зубная щетка
нет
0(0%)
4(10%)
6(15%)
30(75%)
3(7,5%)
14(35%)
2(5%)
2(5%)
2(5%)
1(2,5%)
4(10%)
15(15%)
2(12,5%)
2(5%)
0(0%)
10(25%)
3(7,5%)
24
По результатам анкетирования большинство (70%) студентов
юридического факультета чистят зубы 2 раза в день и делают это в течение 3
минут. 15% анкетированных -1 раз в день в течение 1-2 минут.
Чуть больше половины (55%) проанкетированных меняет щетку один раз
в 3 месяца, четверть -1 раз в месяц, остальные ориентируются на индикацию
щетины или степень её износа.
Только 50% студентов-юристов посещают стоматолога один раз в шесть
месяцев и пользуются данными рекомендациями по гигиене полости рта.
Вообще не посещают врача стоматолога 17,5% студентов.
Последний раз стоматолога для лечения кариеса посещали 35% студентов,
27,5% - для профилактического осмотра и 12,5% - для снятия зубных
отложений.
Информацию о здоровье полости рта 30% опрошенных получают от
врача-стоматолога, 15% из сети Интернет и 22,5% пользуются обоими
источниками.
При выборе зубной пасты 40% следует рекомендациям стоматолога,
32,5% обращает внимание на лечебные свойства пасты и 12,5% студентов
ориентируется на ценовой показатель
Из дополнительных средств гигиены 25% студентов используют
ополаскиватель, 15% зубочистки и 25% не используют их совсем.
2часть
Питание,пищевые привычки,доход
1. Как часто Вы употребляет сладкое
(конфеты, шоколад и т. д.):
2. Что из сладкого Вы предпочитаете
(подчеркните):
каждый день
два – три раза в неделю
раз в неделю
раз месяц или реже
не употребляю
18(45%)
13(32,5%)
6(15%)
2(5%)
1(2,5%)
1.шоколад,
2.карамель,
3.пряники,
4.печенье,
6(15%)
1(2,5%)
1(2,5%)
2(5%)
25
3. Какая пища преобладает в вашем
рационе
4. Принимаете ли вы витаминные
комплексы
5.шоколад с наполнителем
(сникерс, марс),
6.вафли,
7.мороженое
все
1+7
2(5%)
1.мясные блюда
2.растительные блюда
3.мучные изделия
4.молочные продукты
5.рыба и морепродукты
1+2+4
1+2+5
13(32,5%)
3(7,5%)
2(5%)
4(10%)
3(7,5%)
10(25%)
5(12,5%)
только когда болею
в период эпидемии гриппа
регулярно
не принимаю
5(12,5%)
11(27,5%)
14(35%)
10(25%)
питаюсь регулярно
(ежедневно: завтрак, обед,
ужин)
нарушаю режим питания
(один-два раза в день)
питаюсь нерегулярно (как
придется)
часто испытываю чувство
голода
20(50%)
высокий – позволяет
получать полноценное
питание, приобретать вещи
первой необходимости,
гаджеты, кино, театр, клуб и
т.д.
средний - позволяет
получать полноценное
питание, приобретать вещи
первой необходимости:
одежда, обувь
низкий - позволяет получать
полноценное питание
очень низкий – не
позволяет получать
полноценное питание
19(47,5%)
сижу на диете
7(17,5%)
2(5%)
1(2,5%)
12(30%)
13(32,5%)
5. Какой у вас режим питания?
6. Оцените Ваши материальные
возможности
7. Какого типа питания Вы
придерживаетесь:
12(30%)
8(20%)
0(0%)
17(42,5%)
4(10%)
0(0%)
26
вегетарианец
питаюсь дома
питаюсь дома(кроме обеда)
правильное питание
1(2,5%)
22(55%)
6(15%)
1(2,5%)
Анализируя рацион питания и пищевые привычки хотелось бы отметить,
что 45% опрошенных употребляют сладкое каждый день, 32,5%- не менее 2
-3 раз в неделю. Из сладкого, студенты отдают предпочтение шоколаду
(47,5%) и мороженому (35%).
Рацион студентов разнообразен, но молочные продукты и рыба
преобладает только у 10% и 7,5% опрошенных соответственно.
Регулярно питаются только половина студентов юридического факультета,
остальные студенты нарушают режим питания.
3часть
Что Вы понимаете под понятием
«здоровый образ жизни»
Что для Вас входит в понятие
«Здоровая полость рта»?
нет вредных привычек
нет вр.привычек +спорт
нет вр.привычек +спорт
+правильное питание
спорт+правильное питание
нет вр.привычек +спорт
+пр.питание+сон
воздержались
3(7,5%)
4(10%)
11(27,5%)
санация ПР
отсутсвие боли
свежее дыхание, светлый цвет
эмали, все зубы
свежее дыхание,светлая
эмаль,санация, здоровая СО
правильный
прикус,санация,нормальное
функционирование
воздержались
20(50%)
1(2,5%)
8(20%)
12(30%)
5(12,5%)
5(12,5%)
6(15%)
0(0%)
5(12,5%)
В понятие здоровый образ жизни студенты юридического факультета
включили одинаковые понятия. На первое место студенты поставили занятие
спортом и активный образ жизни- 80%. На 2 место 70% анкетируемых
поставили правильное питание. На третьем месте отсутствие вредных
27
привычек – 57,5%. На четвертом месте соблюдение режима сна.
В понятие здоровая полости рта, по мнению студентов, входит в первую
очередь санация полости рта (50%) .
Кроме того, 20% отметили, что о здоровье полости рта свидетельствуют
наличие всех зубов, светлый цвет эмали и отсутствие неприятного запаха изо
рта и 15% добавили к предыдущим пунктам здоровую слизистую оболочку
полости рта.
Выводы:
1.Студенты юридического факультета также не информированы о
причинах и необходимой частоте замены щетки. Только 57,5% меняют ее
раз в 3 месяца.
2.Показатель посещаемости стоматолога выше, чем у биологического
факультета-50%. Но 17,5% не посещают стоматолога.
3. Может быть материально более обеспеченные? Поэтому перед нами
встают те же вопросы.
Имеют ли студенты возможность обучаясь в университете санировать
полость рта? Есть ли скидки? Необходимость создания
университетской стоматологической клиники с привлечением к работе
в ней студентов и преподавателей стоматологического факультета
4. Анализируя рацион питания и пищевые привычки хотелось бы
отметить, что 45% опрошенных употребляют сладкое каждый день,
32,5%- не менее 2 -3 раз в неделю. Из сладкого, студенты отдают
предпочтение шоколаду (47,5%) и мороженому (35%). После перекусов
для восстановления РН полости рта необходимо использовать хотя бы
жевательные резинки и пенки, самое простое прополоскать рот водой.
5. При выборе зубной пасты 40% следует рекомендациям стоматолога,
32,5% обращает внимание на лечебные свойства пасты и 12,5%
студентов ориентируется на ценовой показатель.
Результаты исследования для студентов филологического факультета
(40 человек)
28
Вопрос анкеты
1часть
состояние полости рта, средства
гигиены
Вы знаете о состоянии здоровья
ваших зубов
ответ
процент
Да
Нет
30(75%)
10(25%)
Как часто вы чистите зубы
реже чем 1 раз день
1 раз в день
2 раза в день
3 и более раз в день
5(12,5%)
10(25%)
23(57,5%)
2(5%)
Сколько времени у вас занимает
чистка зубов
меньше минуты
одна – две минуты
три минуты
пять и более минут
5(12,5%)
9(22,5%)
23(57,5%)
3(7,5%)
Как часто вы меняете зубную щетку
один раз в месяц
один раз в три месяца
один раз в год или реже
ориентируясь на индикатор
окрашивания щетины
пока щетина на головки
щетки не потеряет форму
0(0%)
20(50%)
5(12,5)
7(17,5%)
8(20%)
раз в месяц
один раз в пол года
один раз в год
не посещаю
0(0%)
16(40%)
20(50%)
4(10%)
не получал
затрудняюсь ответить
получал, но не пользуюсь
получал
4(10%)
0(0%)
4(10%)
32(80%)
для профилактического
осмотра
для снятия зубных
отложений
для отбеливания
для лечения кариеса
для лечения осложненной
формы кариеса (пульпит,
периодонтит)
16(40%)
5. Как часто Вы посещаете
стоматолога:
6. Получали ли вы рекомендации врачастоматолога по гигиене полости рта
7. С какой целью Вы последний раз
посещали стоматолога
0(0%)
0(0%)
12(30%)
8(20%)
29
8. Из каких источников вы получаете
информацию о здоровье полости рта
(отметить один или несколько
вариантов):
9. Что для вас является наиболее
важным при выборе зубной пасты
(пронумеруйте выбранные варианты
от наиболее важного к менее
важному:1,2,3 и так далее, согласно
количеству выбранных пунктов).
Пользуетесь ли Вы
дополнительными предметами
гигиены:
посещение ортодонта
протезирование
удаление зубов (корней)
0(0%)
0(0%)
4(10%)
1.стоматолог
2.терапевт (педиатр)
3.учителя
4.книги
5.телевидение радио
6.газеты
7.журналы
8.интернет
9.родственники/друзья
10.ваши родители
1+8
1+8+9+10
10(25%)
0(0%)
0(0%)
1(2,5%)
0(0%)
0(0%)
1(2,5%)
8(20%)
4(10%)
4(10%)
4(10%)
0(0%)
Цена
Рекламная информация
Внешний вид упаковки
Лечебные свойства
Рекомендации стоматолога
Торговая марка
Рекомендации друзей
Рекомендации мамы
20(50%)
5(12,5%)
1(2,5%)
4(10%)
6(15%)
0(0%)
2(5%)
2(5%)
1.ополаскиватель для
2.полости рта
3.флосс
4.зубочистка
5.скребок для языка
6.монопучковая зубная
7.щетка
8.ёршики
нет
1+2
1+2+5+6
14(35%)
интердентальный комплекс
ирригатор
электрическая зубная щетка
нет
0(0%)
6(15%)
10(25%)
24(60%)
4(10%)
7(17,5%)
0(0%)
2(5%)
0(0%)
10(25%)
3(7,5%)
0(0%)
Пользуетесь ли Вы электрическими
средствами для гигиены полости рта:
30
По результатам анкетирования чуть больше половины (57,5%) студентовфилологов чистят зубы 2 раза в день и делают это в течение 3 минут. 25%
анкетированных -1 раз в день в течение 1-2 минут.
Только половина опрошенных студентов меняет щетку один раз в 3
месяца, остальные ориентируются на индикацию щетины или степень её
износа.
Только 40% студентов-филологов посещают стоматолога один раз в шесть
месяцев, 30%-раз в год. Вообще не посещают врача стоматолога 10%
студентов.
Последний раз стоматолога для лечения кариеса посещали 30% студентов,
для лечения осложненных форм кариеса-20%.
Из проанкетированных студентов 25% получает информацию о здоровье
полости рта от врача-стоматолога, 20% из сети Интернет и 10% пользуются
обоими источниками.
При выборе зубной пасты 50% ориентируется на ценовой показатель и
только 15% следует рекомендациям стоматолога.
Из дополнительных средств гигиены 42,5% студентов используют
ополаскиватель, 17,5% зубочистки и 25% не используют их совсем
2часть
Питание,пищевые привычки,доход
1. Как часто Вы употребляет сладкое
(конфеты, шоколад и т. д.):
2. Что из сладкого Вы предпочитаете
(подчеркните):
каждый день
два – три раза в неделю
раз в неделю
раз месяц или реже
не употребляю
24(60%)
10(25%)
4(10%)
0(0%)
2(5%)
1.шоколад,
2.карамель,
3.пряники,
4.печенье,
5.шоколад с
наполнителем (сникерс,
марс),
6.вафли,
7.мороженое
все
13(32,5%)
2(5%)
3(7,5%)
0(0%)
6(15%)
0(0%)
0(0%)
6(15%)
31
1+7
10(25%)
1.мясные блюда
2.растительные блюда
3.мучные изделия
4.молочные продукты
5.рыба и морепродукты
1+2+4
1+2+5
16(40%)
8(20%)
8(20%)
4(10%)
4(10%)
0(0%)
0(0%)
только когда болею
в период эпидемии гриппа
регулярно
не принимаю
8(20%)
2(5%)
10(25%)
20(50%)
питаюсь регулярно
(ежедневно: завтрак, обед,
ужин)
нарушаю режим питания
(один-два раза в день)
питаюсь нерегулярно (как
придется)
часто испытываю чувство
голода
20(50%)
высокий – позволяет
получать полноценное
питание, приобретать вещи
первой необходимости,
гаджеты, кино, театр, клуб и
т.д.
средний - позволяет
получать полноценное
питание, приобретать вещи
первой необходимости:
одежда, обувь
низкий - позволяет получать
полноценное питание
очень низкий – не
позволяет получать
полноценное питание
8(20%)
сижу на диете
вегетарианец
питаюсь дома
питаюсь дома(кроме обеда)
правильное питание
12(30%)
6(15%)
16(40%)
6(15%)
0(0%)
3. Какая пища преобладает в вашем
рационе
4. Принимаете ли вы витаминные
комплексы
5. Какой у вас режим питания?
16(40%)
4(10%)
0(0%)
6. Оцените Ваши материальные
возможности
Какого типа питания Вы
придерживаетесь:
22(55%)
6(15%)
4(10%)
32
Анализируя рацион питания и пищевые привычки хотелось бы отметить, что
60% опрошенных употребляют сладкое каждый день. Из сладкого, студенты
предпочитают шоколад (57,5%) и шоколаду с наполнителем (15%).
Рацион студентов разнообразен, но регулярно питаются только половина
студентов филологического факультета, остальные студенты нарушают
режим питания.
3часть
Что Вы понимаете под понятием
«здоровый образ жизни»
Что для Вас входит в понятие
«Здоровая полость рта»?
нет вредных привычек
нет вр.привычек +спорт
нет вр.привычек +спорт
+правильное питание
спорт+правильное питание
нет вр.привычек +спорт
+пр.питание+сон
6(15%)
8(20%)
4(10%)
санация ПР
отсутсвие боли
свежее дыхание, светлый
цвет эмали, все зубы
свежее дыхание,светлая
эмаль,санация, здоровая СО
правильный
прикус,санация,нормальное
функционирование
воздержались
8(20%)
0(0%)
4(10%)
10(25%)
12(30%)
16(40%)
8(20%)
4(10%)
В понятие здоровый образ жизни студенты филологического факультета
включили одинаковые понятия:
На первое место студенты поставили занятие спортом и активный образ
жизни- 85%. На 2 место 75% анкетируемых поставили отсутствие вредных
привычек. На третьем месте – правильное питание 65% . На четвертом месте
соблюдение режима сна.
Здоровье полости рта 40% отметили, что о здоровье полости рта
свидетельствуют светлый цвет эмали, отсутствие неприятного запаха изо рта,
проведенная санация и здоровая слизистая.
33
20% считают, что правильный прикус и нормальное функционирование зубочелюстной системы - неотъемлемая часть здоровой полости рта.
Выводы:
1. Студенты филологического факультета также слабо информированы о
причинах и необходимой частоте замены щетки. Только половина
меняет ее раз в 3 месяца.
2. Показатель регулярной посещаемости стоматолога низкий - 40%. И
10% не посещают стоматолога. Поэтому перед нами встают те же
вопросы.
Имеют ли студенты возможность обучаясь в университете санировать
полость рта? Есть ли скидки? Необходимость создания
университетской стоматологической клиники с привлечением к работе
в ней студентов и преподавателей стоматологического факультета
3. При выборе зубной пасты 50% студентов ориентируется на ценовой
показатель. Низкий уровень гигиенических знаний. Социальная
проблема – мало денег.
Результаты исследования для студентов ФСиМТ I курса (36человек).
Вопрос анкеты
1часть
состояние полости рта, средства
гигиены
ответ
процент
Вы знаете о состоянии здоровья
ваших зубов
Как часто вы чистите зубы
Да
Нет
реже чем 1 раз день
1 раз в день
2 раза в день
3 и более раз в день
36(100%)
0(0%)
0(0%)
0(0%)
34(94,5%)
2(5,5%)
Сколько времени у вас занимает
чистка зубов
меньше минуты
одна – две минуты
три минуты
пять и более минут
0(0%)
22(61,2%)
13(36,1%)
1(2,7%)
Как часто вы меняете зубную щетку
один раз в месяц
один раз в три месяца
13(36,1%)
14(39%)
34
Как часто Вы посещаете
стоматолога:
один раз в год или реже
ориентируясь на индикатор
окрашивания щетины
пока щетина на головки щетки
не потеряет форму
5(13,9)
2(5,5%)
раз в месяц
один раз в пол года
один раз в год
не посещаю
2(5,5%)
20(55,5%)
10(28%)
4(11%)
2(5,5%)
Получали ли вы рекомендации врача- не получал
стоматолога по гигиене полости рта
затрудняюсь ответить
получал, но не пользуюсь
получал
7(19,6%)
1(2,7%)
1(2,7%)
27(75%)
С какой целью Вы последний раз
посещали стоматолога
для профилактического
осмотра
для снятия зубных отложений
для отбеливания
для лечения кариеса
для лечения осложненной
формы кариеса (пульпит,
периодонтит)
посещение ортодонта
протезирование
удаление зубов (корней)
15(42%)
1.стоматолог
2.терапевт (педиатр)
3.учителя
4.книги
5.телевидение радио
6.газеты
7.журналы
8.интернет
9.родственники/друзья
10.ваши родители
1+8
1+8+9+10
18(50%)
0(0%)
0(0%)
2(5,5%)
0(0%)
0(0%)
0(0%)
1(2,7%)
0(0%)
2(5,5%)
7(19,6%)
6(16,7)
Цена
Рекламная информация
Внешний вид упаковки
Лечебные свойства
Рекомендации стоматолога
Торговая марка
6(16,5%)
2(5,5%)
0(0%)
14(39%)
14(39%)
0(0%)
Из каких источников вы получаете
информацию о здоровье полости рта
(отметить один или несколько
вариантов):
Что для вас является наиболее
важным при выборе зубной пасты
(пронумеруйте выбранные варианты
от наиболее важного к менее
важному:1,2,3 и так далее, согласно
количеству выбранных пунктов).
4(11%)
1 (2,7%)
12(33,3%
3(8%)
0(0%)
0(5%)
1(2,7%)
35
Пользуетесь ли Вы
дополнительными предметами
гигиены:
Пользуетесь ли Вы электрическими
средствами для гигиены полости рта:
Рекомендации друзей
Рекомендации мамы
0(0%)
0(0%)
ополаскиватель для полости
рта
флосс
зубочистка
скребок для языка
монопучковая зубная щетка
ёршики
нет
1+2
1+2+5+6
13(36,1%)
интердентальный комплекс
ирригатор
электрическая зубная щетка
нет
0(0%)
1(2,7%)
7(19,6%)
28(77,7%)
4(11%)
7(19,6%)
0(0%)
0(0%)
0(0%)
5(13,8%)
3(8,5%)
4(11%)
Согласно результатам анкетирования все студенты I курса ФСиМТ чистят
зубы минимум 2 раза в день, но большинство из них (61,2%) делают это в
течение 1-2 минут.
Их опрошенных студентов 39% меняет щетку один раз в 3 месяца, 36 % один
раз в месяц.
Из учащихся I курса 75% студентов посещают стоматолога хотя бы раз в год
и пользуются данными рекомендациями по гигиене полости. Вообще не
посещают врача стоматолога 11% студентов. Последний раз стоматолога для
лечения кариеса посещали 33,3% студентов, 42% - для профилактического
осмотра.
Половина проанкетированных получает информацию о здоровье полости
рта от врача-стоматолога, 19,6% - от врача-стоматолога и из сети Интернет.
При выборе зубной пасты 39% следует рекомендациям стоматолога и столько
же обращает внимание на лечебные свойства пасты.
Из дополнительных средств гигиены 55,6% студентов используют
ополаскиватель, из них 8,5% дополнительно пользуются флоссом.
2часть
36
Питание,пищевые привычки,доход
Как часто Вы употребляет сладкое
(конфеты, шоколад и т. д.):
Что из сладкого Вы предпочитаете
(подчеркните):
Какая пища преобладает в вашем
рационе
Принимаете ли вы витаминные
комплексы
каждый день
два – три раза в неделю
раз в неделю
раз месяц или реже
не употребляю
17(47%)
14(39%)
3(8,5%)
0(0%)
2(5,5%)
1.шоколад,
2.карамель,
3.пряники,
4.печенье,
5.шоколад с наполнителем
(сникерс, марс),
6.вафли,
7.мороженое
все
1+7
нет
6(16,6%)
2(5,5%)
1(2,7%)
1(2,7%)
2(5,5%)
мясные блюда
растительные блюда
мучные изделия
молочные продукты
рыба и морепродукты
1+2+4
1+2+5
10(27,7%)
3(8,3%)
0(0%)
3(8,3%)
2(5,5%)
14(39%)
4(11,2%)
только когда болею
в период эпидемии гриппа
регулярно
не принимаю
10(27,7%)
7(19,5%)
15(41,6%)
4(11,2%)
питаюсь регулярно
(ежедневно: завтрак, обед,
ужин)
нарушаю режим питания
(один-два раза в день)
питаюсь нерегулярно (как
придется)
частоиспытываючувствоголода
высокий – позволяет
получать полноценное
питание, приобретать вещи
первой необходимости,
гаджеты, кино, театр, клуб и
т.д.
18(50%)
0(0%)
2(5,5%)
12(33,5%)
8(22,5)
2(5,5%)
Какой у вас режим питания?
Оцените Ваши материальные
возможности
10(27,7%)
8(22,3%)
0(0%)
18(50%)
37
Какого типа питания Вы
придерживаетесь:
средний - позволяет
получать полноценное
питание, приобретать вещи
первой необходимости:
одежда, обувь
низкий - позволяет получать
полноценное питание
очень низкий – не
позволяет получать
полноценное питание
15(41,7%)
сижу на диете
вегетарианец
питаюсь дома
питаюсь дома(кроме обеда)
правильное питание
3(8,3%)
1(2,7%)
20(55,6%)
10(27,8%)
2(5,6%)
3(8,3%)
0(0%)
Анализируя рацион питания и пищевые привычки хотелось бы отметить,
что около половины проанкетированных 47% употребляют сладкое каждый
день и предпочитают шоколад или шоколад с наполнителем.
Рацион студентов разнообразен, но рыба и морепродукты преобладают
только у 16,7% опрошенных.
Регулярно питаются только 50%, остальные студенты нарушают режим
питания.
3часть
Что Вы понимаете под понятием
«здоровый образ жизни»
Что для Вас входит в понятие
«Здоровая полость рта»?
нет вредных привычек
нет вр.привычек +спорт
нет вр.привычек +спорт
+правильное питание
спорт+правильное питание
нет вр.привычек +спорт
+пр.питание+сон
воздержались
санация ПР
отсутсвие боли
свежее дыхание, светлый
цвет эмали, все зубы
свежее дыхание,светлая
эмаль,санация, здоровая СО
правильный
прикус,санация,нормальное
5(13,9%)
3(8,3%)
11(30,5%)
8(22,1%)
7(19,7%)
2(5,5%)
26(72,2%)
1(2,7%)
0(0%)
3(8,3%)
2(5,5%)
38
функционирование
воздержались
4(11,3%)
В понятие здоровый образ жизни студенты биологического факультета
включили одинаковые понятия: на первое место студенты поставили занятие
спортом и активный образ жизни-80,6%. На 2 место 72,3% анкетируемых
поставили отсутствие вредных привычек и правильное питание. На третьем
месте соблюдение режима сна.
В понятие здоровая полость рта по мнению студентов входит в первую
очередь санация полости рта (72,2%). Кроме того, 8,3% отметили, что,
помимо санации, о здоровье полости рта, светлый цвет эмали, отсутствие
неприятного запаха изо рта и слизистая без воспаления.
Выводы:
1. Большинство студентов стоматологов знают правила гигиены полости
рта (количество раз в день, время), о частоте смены зубной щетки.
Студенты знают как часто надо ходить к стоматологу, а значит, могут
консультировать студентов других курсов в рамках приема в
специализированном кабинете, профилактических бесед/уроков, а
также в сети Интеренет в специализированной группе ВКонтакте.
2. Но хочется заметить, что далеко не все студенты пользуются
дополнительными средствами гигиены, а часть студентов (около 15%)
не знают правил использования даже основных средств гигиены.
Необходимо улучшить методику преподавания, включив современные
методы обучения.
3. Анализируя рацион питания и пищевые привычки хотелось бы
отметить, что около половины опрошенных студентов 47%
употребляют сладкое каждый день и предпочитают шоколад и шоколад
39
с наполнителем. После перекусов для восстановления РН полости рта
необходимо использовать хотя бы жевательные резинки и пенки, самое
простое прополоскать рот водой.
Результаты исследования для студентов ФСиМТ 5 курса (26 человек)
Вопрос анкеты
1часть
состояние полости рта, средства
гигиены
Вы знаете о состоянии здоровья
ваших зубов
ответ
процент
Да
Нет
26(100%)
0(0%)
Как часто вы чистите зубы
реже чем 1 раз день
1 раз в день
2 раза в день
3 и более раз в день
0(0%)
3(11,5%)
18(69,2%)
5(19,3%)
Сколько времени у вас занимает
чистка зубов
меньше минуты
одна – две минуты
три минуты
пять и более минут
0(0%)
8(31%)
15(57,5%)
3(11,5%)
Как часто вы меняете зубную щетку
один раз в месяц
один раз в три месяца
один раз в год или реже
ориентируясь на индикатор
окрашивания щетины
пока щетина на головки
щетки не потеряет форму
6(23%)
20(77%)
0(0)
раз в месяц
один раз в пол года
один раз в год
не посещаю
0(0%)
20(77%)
3(11,5%)
3(11,5%)
не получал
затрудняюсь ответить
получал, но не пользуюсь
получал
1(3,8%)
0(0%)
3(11,5%)
22(84,7%)
для профилактического
осмотра
6(23%)
Как часто Вы посещаете
стоматолога:
Получали ли вы рекомендации врачастоматолога по гигиене полости рта
С какой целью Вы последний раз
посещали стоматолога
0(0%)
0(0%)
40
Из каких источников вы получаете
информацию о здоровье полости рта
(отметить один или несколько
вариантов):
Что для вас является наиболее
важным при выборе зубной пасты
(пронумеруйте выбранные варианты
от наиболее важного к менее
важному:1,2,3 и так далее, согласно
количеству выбранных пунктов).
Пользуетесь ли Вы
дополнительными предметами
гигиены:
Пользуетесь ли Вы электрическими
средствами для гигиены полости рта:
для снятия зубных
отложений
для отбеливания
для лечения кариеса
для лечения осложненной
формы кариеса (пульпит,
периодонтит)
посещение ортодонта
протезирование
удаление зубов (корней)
10(38,5%)
1.стоматолог
2.терапевт (педиатр)
3.учителя
4.книги
5.телевидение радио
6.газеты
7.журналы
8.интернет
9.родственники/друзья
10.ваши родители
1+8
1+8+9+10
8(31%)
0(0%)
0(0%)
2(7,6%)
0(0%)
0(0%)
2(7,6%)
7(27%)
0(0%)
0(0%)
5(19,2%)
2(7,6%)
Цена
Рекламная информация
Внешний вид упаковки
Лечебные свойства
Рекомендации стоматолога
Торговая марка
Рекомендации друзей
Рекомендации мамы
2(7,6%)
0(0%)
0(0%)
16(61,6%)
4(15,4%)
4(15,4%)
0(0%)
0(0%)
1.ополаскиватель для
полости рта
2.флосс
3.зубочистка
4.скребок для языка
5.монопучковая зубная
щетка
6.ёршики
нет
1+2
7(27%)
интердентальный комплекс
ирригатор
электрическая зубная щетка
нет
0(0%)
4(15,5%)
7(27%)
15(57,5%)
3(11,5%)
4(15,5%)
0(0%)
2(7,6%)
0(0%)
1(3,8%)
4(15,5%)
1(3,8%)
0(0%)
2(7,6%)
2(7,6%)
0(0%)
10(38,5%)
41
Согласно результатам анкетирования все студенты 5 курса ФСиМТ чистят
зубы минимум 2 раза в день и большинство из них 69% делают это минимум
в течение 3 минут.
Из 77% проанкетированных студентов меняет щетку один раз в 3 месяца,
23% раз в месяц.
Посещают с стоматолога один раз в шесть месяцев 77% студентовстоматологов 5 курса и пользуются данными рекомендациями по гигиене
полости рта. Вообще не посещают врача стоматолога 11,5% студентов.
Последний раз стоматолога, для лечения кариеса посещали 15,5% студентов,
23% - для профилактического осмотра и 38,5% для снятия зубных отложений.
Информацию о здоровье полости рта от врача-стоматолога получают 31%
опрошенных, 19,2% - от врача-стоматолога и из сети Интернет.
При выборе зубной пасты 61,6% следует рекомендациям стоматолога, 15,4%
обращает внимание на лечебные свойства пасты и столько же на торговую
марку.
Из дополнительных средств гигиены 65,5% студентов используют
ополаскиватель, из них 38,5% дополнительно пользуются флоссом.
2часть
Питание,пищевые привычки,доход
8. Как часто Вы употребляет сладкое
(конфеты, шоколад и т. д.):
9. Что из сладкого Вы предпочитаете
(подчеркните):
каждый день
два – три раза в неделю
раз в неделю
раз месяц или реже
не употребляю
15(57,7%)
7(27%)
2(7,6%)
0(0%)
2(7,6%)
1.шоколад,
2.карамель,
3.пряники,
4.печенье,
5.шоколад с наполнителем
(сникерс, марс),
6.вафли,
7.мороженое
все
1+7
нет
10(38,5%)
2(7,6%)
0(0%)
0(0%)
5(19,5%)
0(0%)
3(11,5%)
3(11,5%)
1(3,8%)
2(7,6%)
42
10. Какая пища преобладает в вашем
рационе
11. Принимаете ли вы витаминные
комплексы
1.мясные блюда
2.растительные блюда
3.мучные изделия
4.молочные продукты
5.рыба и морепродукты
1+2+4
1+2+5
8(30,6%)
5(19,5%)
0(0%)
4(15,5%)
2(7,6%)
6(23%)
1(3,8%)
только когда болею
в период эпидемии гриппа
регулярно
не принимаю
5(19,5%)
3(11,5%)
10(38,4%)
8(30,6%)
питаюсь регулярно
(ежедневно: завтрак, обед,
ужин)
нарушаю режим питания
(один-два раза в день)
питаюсь нерегулярно (как
придется)
часто испытываю чувство
голода
6(23%)
высокий – позволяет
получать полноценное
питание, приобретать вещи
первой необходимости,
гаджеты, кино, театр, клуб и
т.д.
средний - позволяет
получать полноценное
питание, приобретать вещи
первой необходимости:
одежда, обувь
низкий - позволяет получать
полноценное питание
очень низкий – не
позволяет получать
полноценное питание
8(30,8%)
сижу на диете
вегетарианец
питаюсь дома
питаюсь дома(кроме обеда)
правильное питание
4(15,4%)
1(3,8%)
14(54%)
2(7,6%)
5(19,2%)
12. Какой у вас режим питания?
13. Оцените Ваши материальные
возможности
14. Какого типа питания Вы
придерживаетесь:
13(50%)
7(27%)
0(0%)
15(57,7%)
3(11,5%)
0(0%)
43
Анализируя рацион питания и пищевые привычки хотелось бы отметить,
что более половины опрошенных студентов 57,7% употребляют сладкое
каждый день и предпочитают шоколад или шоколад с наполнителем.
Рацион студентов разнообразен, но рыба и морепродукты преобладает
только у 10% опрошенных. Регулярно питаются только 23%, остальные
студенты нарушают режим питания.
3часть
Что Вы понимаете под понятием
«здоровый образ жизни»
Что для Вас входит в понятие
«Здоровая полость рта»?
нет вредных привычек
нет вр.привычек +спорт
нет вр.привычек +спорт
+правильное питание
спорт+правильное питание
нет вр.привычек +спорт
+пр.питание+сон
0(0%)
3(11,6%)
5(19,2%)
санация ПР
отсутсвие боли
свежее дыхание, светлый
цвет эмали, все зубы
свежее дыхание,светлая
эмаль,санация, здоровая СО
правильный
прикус,санация,нормальное
функционирование
воздержались
6(23%)
0(0%)
5(19,2%)
5(19,2%)
13(50%)
8(30,8%)
7(27%)
0(0%)
В понятие здоровый образ жизни студенты 5 курса ФСиМТ включили
одинаковые понятия: на первое место студенты поставили занятие спортом и
активный образ жизни-100%. На 2 место 88,4% анкетируемых студентов
поставили правильное питание. На третьем месте - отсутствие вредных
привычек 80,8%. На четвертом месте соблюдение режима сна.
В понятие здоровая полость рта по мнению студентов входит в первую
очередь санация полости рта, а так же светлая эмаль, отсутсвие заболеваний
слизистой оболочки и неприятного запаха изо рта 53,8%) .
44
Кроме того, 27% отметили, что, помимо санации, о здоровье полости рта,
свидетельствует правильный прикус и нормальное функционирование зубочелюстной системы.
45
Заключение.
1. Студенты стоматологи студенты и студенты других курсов плохо
ориентируются в выборе конкретных зубных паст. В анкетах в этой графе
90% студентов ничего не написали. Мы считаем, что студенты стоматологи
обязаны очень хорошо разбираться в линейках зубных паст, для того, что бы
они могли давать грамотные рекомендации по подбору средств гигиены
полости рта. Хотелось бы, чтобы стоматологи могли назвать хотя бы по 3
пасты (противокариозную, противовоспалительную, отбеливающую…) из
каждой линейки.
2. Так же плохо студенты стоматологи ориентируются в подборе
конкретных зубных щеток, что говорит о недостаточном уровне знаний.
3. Студенты всех факультетов не используют жевательные резинки после
приема пищи для очищения полости рта, восстановления рН полости рта, что
опять же свидетельствует о непросвещенности студентов в этом вопросе.
Хотя бы использовали жевательную резинку для освежения дыхания.
4. Студенты всех опрошенных нами факультетов мало пользуются
дополнительными средствами гигиены полости рта. Самое распространенное
средство дополнительной гигиены – ополаскиватель. Нам кажется, что это
связано с недостаточной информированностью студентов о данных средствах
и правилах их использования.
45
40
35
30
биологи
юристы
филологи
ФСиМТ 1к
ФСиМТ 5к
25
20
15
10
5
0
1.ополаскиватель для полости рта
3.зубочистка
5.монопучковая зубная щетка
нет
46
5. Нам не удалось найти в научных источниках определения понятия
здоровой полости рта, в связи, с чем мнение студентов в этом вопросе было
особенно интересно.
Большинство студентов вложили в это понятие санацию полости рта,
имея в виду отсутствие кариеса и болей.
Студенты-стоматологи указали, что помимо санации в это понятие входит
правильный прикус и нормальное функционирование зубочелюстной темы.
Как ни странно на это же указали и студенты-филологи.
80
70
60
50
40
30
20
10
во
зд
ер
жа
ли
сь
ни
е
кц
ио
ни
ро
ва
ил
ьн
ый
пр
ик
ус
,с
ан
а
ци
я,
но
рм
а
ль
но
е
на
ли
,в
эм
ал
ь,
са
ет
ла
я
фу
н
се
ци
я,
зд
ор
ов
а
яС
О
бы
зу
бо
ли
ды
ха
ни
е,
св
биологи
юристы
филологи
ФСиМТ 1к
ФСиМТ 5к
пр
ав
св
еж
ее
св
еж
ее
ды
ха
ни
е,
св
ет
лы
й
цв
ет
эм
а
от
су
са
н
тс
ви
е
ац
ия
П
Р
0
.
6. Всемирная организация здравоохранения вкладывает в понятие
здорового образа жизни оптимальный режим труда и отдыха, правильное
питание, достаточную двигательную активность, личную гигиену,
закаливание, искоренение вредных привычек, позитивное восприятие жизни.
47
Нас удивило, что студенты различных факультетов вложили в понятие
здорового образа жизни одни понятия и в целом они согласны с ВОЗ.
Студенты всех факультетов указали на необходимость отказа от вредных
привычек, занятий спортом, правильно питаться и соблюдать режим труда и
отдыха. Такой подход к своему здоровью очень радует.
60
50
40
30
20
10
0
т
не
ых
н
ед
вр
ек
ыч
в
и
пр
тв
не
р
е
ыч
в
ри
.п
сп
к+
т
ор
тв
не
р
е
ыч
в
ри
.п
сп
к+
т
ор
р
+п
а
е
но
ь
л
ви
сп
та
пи
т+
ор
ни
а
пр
тв
не
е
е
но
ь
л
ви
п
р.
н
та
пи
+
ек
ч
вы
ри
сп
ие
п
р.
+п
т
ор
а
ит
он
+с
е
ни
сь
ли
а
ж
ер
д
з
во
биологи
юристы
филологи
ФСиМТ 1к
ФСиМТ 5к
Наибольшее число опрошенных, давших полное определение понятия,
совпадающего с ВОЗ, оказалось на 5 курсе ФСиМТ-50%. На остальных
факультетах эта цифра колеблется от 10 до 30%.
48
7. Питание студентов нерегулярно, студенты мало употребляют
молочные и рыбные продукты. Это связано с тем, что студенты не знают о
пользе молочных продуктов и о необходимости употреблять их каждый день.
Молочные продукты можно использовать в качестве перекуса между
занятиями.
Блюда, преобладающие в рационе, %
45
40
35
30
25
20
15
10
5
0
ые
сн
я
м
1.
а
юд
бл
ст
ра
2.
и
ль
те
е
ны
а
юд
бл
ч
му
3.
е
ны
ия
ел
д
из
4.
ые
чн
о
л
мо
у
од
р
п
ы
кт
ба
ры
.
5
и
ре
мо
ты
ук
д
о
пр
2
1+
+4
2
1+
+5
биологи
юристы
филологи
ФСиМТ 1к
ФСиМТ 5к
49
Режим питания, %
60
50
40
30
20
10
0
биологи
юристы
филологи
ФСиМТ 1к
ФСиМТ 5к
50
Выводы.
1. Проведя анализ анкет, мы поняли, что студенты плохо
информированы о необходимости рационального питания. Конечно,
студентам, которые целый день учатся очень сложно правильно питаться. Это
связано с пребыванием на разных базах и высокой ценой «перекусов» в
городе.
В связи с этим, мы считаем необходимым создать памятки об основах
рационального питания и распространить их среди студентов.
2. Кроме того, необходимо заниматься стоматологическим
просвещением, уроками гигиены на факультетах СПбГУ с целью просвещения
студентов. Пропагандировать здоровый образа жизни среди студентов.
3. Уроки стоматологического могут походить в формате бесед,
просмотров обучающих фильмов и презентаций. Так же можно наладить
выпуск и раздачу памяток о правилах гигиены полости рта и правильном и
рациональном питании.
4. Поскольку большинство студентов получает интересующую их
информацию из сети Интернет, целесообразно создать единую группу в
социальной сети Вконтакте, посвященную профилактической стоматологии и
в которой студенты могли задавать вопросы студентам-стоматологам и
преподавателям ФСиМТ.
Для приобретения опыта осмотра полости рта студентами ФСиМТ и
налаживания дружественных взаимоотношений между факультетами СПбГУ
нам кажется, что назрела необходимость в создание общеуниверситетского
кабинета (или центра) гигиены, где студенты ФСиМТ смогут осматривать
студентов других факультетов, информировать их о состоянии полости рта и
давать рекомендации относительно использования основных и
дополнительных средств гигиены.
51
Список литературы
1. А.А. Юдина Влияние гигиенического воспитания на
стоматологический статус студентов 2 – 3 курсов стоматологического
факультета ПГМУ-Пермь: ГБОУ ВПО ПГМУ им. академика Е.А.
Вагнера Минздрава России, 2015
2. Аверьянов С.В., Ромейко И.В., Пупыкина Е.В. интервьюирование как
метод определения уровня санитарно- гигиенических
знаний//Проблемы стоматологии , 2015. № 1
3. Алиминский А.В., Маркина Л.А. Уровень пораженности кариесом
зубов взрослого населения г. Москвы и проводимой санационной
работы
4. Афанасьева О.Ю., Малюков А.В., Максютин И.А., Сербин А.С.,
Алешанов К.А. Роль и проблемы внедрения медицинских стандартов в
стоматологии / О.Ю.Афанасьева, А.В. Малюков, И.А. Максютин, А.С.
Сербин, К.А. Алешанов // Медицинский алфавит. – 2012. – Т. 4, № 19. –
С. 3-5.
5. Ахмерова С.Г. Здоровый образ жизни и его формирование в процессе
обучения // Профилактика заболеваний и укрепления здоровья. – 2001.
– №2. – С. 37-40.
6. Ваневская Е.А., Жегалина Н.М. Изучение медико-социального статуса
студентов 1 курса стоматологического факультета УГМА //Проблемы
стоматологии. – 2012. – №5. – С. 22-26.
7. Дадыкина А.В., Ткачук В.Е., Денисенко М.А. Изучение гигиены
полости рта студентов//Успехи современного естествознания – 2014 №9-с.9-10
8. Данилова М.А. Методы и средства индивидуальной гигиены полости
рта. – Пермь: ГОУ ВПО ПГМА Росздрава, 2006. – 32с.
9. Деревянченко С.П., Денисенко Л.Н., Колесова Т.В. Роль семьи в
формировании привычек, имеющих отношение к здоровью полости рта
/ С.П. Деревянченко, Л.Н. Денисенко, Т.В. Колесова // Журнал научных
статей Здоровье и образование в XXI веке. – 2012. – Т. 14, № 2. – С. 146.
10.Зуева Л.П., Яфаев Р.Х. Эпидемиология //СПб.: ФОЛИАНТ, 2005. – 752
с.
11.Исаева Е.Р. Новое поколение студентов: психологические особенности,
учебная мотивация и трудности в процессе обучения первого курса
[Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон.
науч. журн. – 2012. – N 4 (15).
52
12.Квасов С.Е. Образ жизни и здоровье студентов / С.Е.Квасов. –Горький,
1990. – С. 5-9.
13.Кондратов А.И. Медико-социальная эффективность образовательной
программы в комплексной профилактике стоматологических
заболеваний / А.И.Кондратов // Уральский стоматологический журнал.
– 2001. – №1. – С. 4-6.
14.Крюкова А.В., Осипов А.Е., Денисенко Л.Н. Стоматологическое
здоровье студентов / А.В. Крюкова, А.Е. Осипов, Л.Н. Денисенко //
Успехи современного естествознания – 2013. – № 9. – С. 54.
15.Кузьмина Э.М., Васильева Т.В. Эпидемиологическое обследование
населения Нижнего Новгорода // Нижегородский медицинский журнал,
приложение «Стоматология». 2003. С. 53-55.
16.Кучеренко В.З. Отношение студенческой молодежи к созданию семьи
во время обучения в зависимости от медико-социальных факторов,
условий и образа жизни / В.З.Кучеренко, И.В.Розенфельд // Проблемы
управления здравоохранением.– 2004. – №3. – С. 47-50.
17.Лукиных Л.М. Кариес зубов. Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2001. – 186 с.
18.Масумова В.В., Булкина Н.В., Савина Е.А., Глыбочко А.П. Изучение
стоматологического статуса, качества индивидуальной гигиены
полости рта и уровня оказания стоматологической помощи у студентов
города Саратова и Саратовской области / В.В. Масумова, Н.В. Булкина,
Е.А. Савина, А.П. Глыбочко // Саратовский научно-медицинский
журнал. – 2009. – Т. 5, № 1. – С. 90-92.
19.Михальченко Д.В., Фирсова И.В. Региональные особенности
потребления медицинских услуг в учреждениях различных форм
собственности / Д.В. Михальченко, И.В. Фирсова //Саратовский
научно-медицинский журнал. – 2012. –Т. 8, № 1. – С. 28-31.
20.Розенфельд Л.Г., Круглякова И.П. Совершенствование технологии
оказания профилактической помощи студентам по типу врача общей
практики/ Бюллетень НИИ социальной гигиены, экономики и
управления здравоохранением им. Н.А.Семашко. М., 2002. – С. 87-89.
21.Русанова Е.И. Вопросы охраны здоровья студентов в законодательстве
Российской Федерации // Здравоохранение Рос. Федерации. 1998. – №2.
– С. 24-28.
22.Рыжаков Д.И., Ляляев В.А. Некоторые особенности факторов риска для
здоровья студентов-медиков // Здоровье студентов: Сб. тезисов
междунар. науч. практ. конф. – М.: Изд-во РУДН, 1999. – С. 101.
23.Сунцов В.Г., Дистель В.А., Лосев А.В. Факторы риска в возникновении
зубочелюстных аномалий и деформаций у детей Республики Алтай//
Институт стоматологии. – 2005. – №3. – С. 46-48.
53
24.
Цырюльникова А.А., Крюкова А.В., Денисенко Л.Н.
Стоматологический статус студентов / А.А. Цырюльникова, А.В.
Крюкова, Л.Н. Денисенко // Успехи современного естествознания. –
2014. – № 6. – С. 120-121.
54
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв