Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Санкт-Петербургский государственный
университет»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ : Анализ знаний основ гигиены полости рта у школьников.
Выполнил (а) студент (ка)
Басырева Виктория Олеговна
524 группы
Научный руководитель
к.м.н., асс. Васянина Анна Анатольевна
Санкт-Петербург
2017
Оглавление
Перечень условных обозначений и символов 3
Введение 4
Глава 1. Обзор литературы 7
1.
Период младшего школьного возраста
7
2.
Период среднего школьного возраста (подростковый период)
14
3.
Период старшего школьного возраста
Глава 2. Материалы и методики исследования
2.1. Метод опроса
16
19
19
2.2. Критерии образования выборки, вопросы, входящие в опросник
21
Глава 3. Результаты исследования
Заключение
Выводы
26
49
50
Список литературы
Приложения
51
54
2
Перечень условных обозначений и символов
НДУ – начальные детские убеждения;
СУ – ситуация успеха;
ВОЗ – Всемирная Организация Здоровья;
3
ВВЕДЕНИЕ
Состояние здоровья подрастающих поколений является важным
фактором и предопределяющим условием благополучия общества и его
прогрессивного развития. Издавна было известно, как состояние здоровья
влияет на каче ство жизни человека. Корчак Януш
(выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.)
писал: «Здоровье - это главное жизненное благо». Состояние ротовой
полости очень тесно взаимосвязано с благосостоянием человеческого
организма в целом.
Кариозные поражения зубов и заболевания слизистой оболочки
полости рта снижают качество жизни, негативно влияют на состояние
пищеварительной системы, ухудшают внешний вид и общее самочувствие
человека. Профилактика заболеваний полости рта и обучение правильной
гигиене является первым шагом на пути к красивой улыбке и
оздоровлению всего организма.
Кариес зубов и воспалительные заболевания слизистой оболочки
полости рта в детской возрастной группе (6-18 лет) в настоящее время
остается высокой и не имеет тенденции к стабилизации. Уязвимым местом
в осуществлении мероприятий по первичной профилактике основных
стоматологических заболеваний является гигиеническое воспитание
населения и санитарно-просветительная работа.
Несмотря на разработку и внедрение программ профилактики
стоматологических заболеваний [Леус П.А. // Коммунальная стоматология.
Брест.: ОАО Брестская типография, 2000. – 284 с.] кариес зубов и болезни
периодонта остаются, по-прежнему, наиболее распространенными
заболеваниями, у детей, подростков и у взрослых во всем мире. По данным
ВОЗ во всем мире у 60-90% детей школьного возраста обнаруживается
кариес зубов [Терехова Т.Н., Мельникова Е.И. // Актуальные проблемы
4
стоматологии детского возраста: Сборник научных статей IV региональной
научнопрактической конференции с международным участием по детской
стоматологии / Под редакцией профессора А.А.Антоновой – Хабаровск:
Издательство «Антар», - 2014 – С. 198-200].
На сегодняшний день доказана ведущая роль микроорганизмов
зубного налета в возникновении кариеса зубов и воспалении десен
[Николаев А.И. // Практическая терапевтическая стоматология: Учебн.
Пособие / А.И.Николаев, Л.М.Цепов. – 8-е издание, доп. и перераб. – М.:
МЕДэкспресс - информ, 2008. – с. 821]. Устранение болезнетворных
бактерий с поверхности зубов, и адекватная гигиена полости рта является
профилактикой начальных форм кариеса.
Основной проблемой первичной профилактики заболеваний полости
рта является низкая осведомленность детей школьного возраста о правилах
гигиены рта и факторах риска развития стоматологических заболеваний.
Цель исследования: определить уровень знаний основ гигиены
полости рта у школьников.
Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать источники информации по проблеме
педагогики детского возраста, формировании культурногигиенических навыков;
2) Составить анкеты, содержащие вопросы, касаемо различных
областей гигиены полости рта и правильного питания,
для
проведения социологического опроса детей школьного возраста;
3) Определить уровень знаний основ гигиены полости рта у
школьников;
5
Для решения поставленных задач были использованы следующие
методы исследования: изучение и анализ психологической, педагогической
и методической литературы касаемо вопроса; социологический опрос
(анкетирование) детей, анализ полученных ответов.
Научная новизна данного исследования заключается в детальном
изучении особенностей восприятия детьми разного школьного возраста
информации, изучении знаний основ гигиены полости рта у школьников
МОУ «Гимназии №6» на основе составленных анкет-опросников.
Практическая значимость исследования:
Практическое применение результатов анкетирования школьников
при составления программы обучения гигиене полости рта, базирующееся
на данных, полученных в ходе исследовании.
6
Глава 1. Психо-эмоциональные особенности восприятия
информации детьми различного возраста.
В процессе взросления и роста у человека кардинально изменяется
восприятие окружающей действительности и анализ полученных знаний.
Двигательные функции и приспособляемость
к условиям окружающей
среды формируются и доводятся до совершенства, формируется
индивидуальность. Но у детей все это происходит медленно. Возможно
отсутствие совпадения хронологического и психологического возраста.
Развитие ребенка происходит индивидуально и во многом зависит от
психофизических, социальных и бытовых условий.
Возрастные
психологические характеристики ребенка могут существенно улучшить,
облегчить процесс разработки стратегии обучения гигиене полости рта
детей.
1.
Период младшего школьного возраста
С 6-7 лет начинается период младшего школьного возраста, который
у девочек длится до 11 лет, тогда как у мальчиков – до 13; именно в этот
период закладывается основа умения учиться.
К периоду младшего школьного возраста
происходит созревание
лобного отдела коры больших полушарий головного мозга, что
способствует развитию координации движений и речи, анализу ситуации.
Ребенок начинает воспринимать себя как личность, давать значение своим
действиям. В этом периоде происходит подготовка к школе, что является
поворотным периодом в жизни ребенка, так как приходится учиться
получать знания. Формируется чувство социальной ответственности.
Познавательные потребности и мотивация связаны с возрастными
особенностями ребенка. Согласно данным Л. С. Выготского, С. Л.
Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович и др., не возраст как стадия
созревания определяет мотивы, а именно характер деятельности ребенка и
7
система его взаимодействий с окружающими людьми в этом возрасте.
[Львова С.В. Возрастные особенности развития познавательных
потребностей и мотивации учения у школьников / С.В.Львова // Системная
психология и социология – 2014. - 79-85 с.]
Для данной стадии характерно следующее:
•
Основную роль в
удовлетворении материальных,
коммуникативных, эмоциональных потребностей ребенка играет
семья;
•
Школа носит определяющее значение в формировании и
развитии социально-познавательных интересов ребенка;
•
Главную защитную функцию в противостоянии
отрицательным влияниям среды несет семья и школа.
Наглядно-образно е мышление являет ся ведущим типом
мыслительной деятельности ребенка в возрасте 6-8 лет [Берулава Г.А.
П с и хол о г и ч е с к и е о с о бе н н о с т и и н т е г р ат и в н о го м ы ш л е н и я / /
Совсеременные проблемы психологии мышления: сб.науч.тр. НИЦ
БиГПИ.Бийск, 1994. - 13-20с.].
Основные проблемы, с которыми сталкиваются школьники младших
классов:
1.
Смена социального статуса: становление дошкольника в
школьника.
При этом возникает соединение двух противоположных величин: с
одной стороны свобода выбора, с другой – определенные рамки поведения
школьника. Не каждый ребенок способен воспринять данные изменения
спокойно, у многих это происходит болезненно.
2.
Психологическая перестройка в деятельности.
8
В раннем детском возрасте познавательная функция реализовывалась
посредством игры, теперь же на ее место приходит учение, что в корне
меняет шаблоны поведения и толчок к развитию познавательных
интересов и нравственных представлений ребенка. Эта перестройка «имеет
несколько этапов:
• первоначальное вхождение в новые условия школьной жизни;
•
вхождение в учебный процесс и новую систему отношений детского
и взрослого коллектива;
• появление начальных форм отношения к нормам и правилам
школьной жизни» [Белкин А.С. Основы возрастной педагогики:
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. –– М.:
Издательский центр «Академия», 2000. – 192 с.].
В формировании отношения ребенка к родителям, другим детям и
окружающему миру для школьников 1-2 года главенствующую роль играет
учитель. Его оценки, суждения воспринимаются как непоколебимые
истины. При этом отношение к учителю могут сложиться в двух
вариантах: 1) учитель как справедливый, добрый, внимательный человек
(человеческое начало); 2) учитель - это человек, который много знает,
должен быть требовательным, уметь поощрять и наказывать, создавать
общую атмосферу жизни и деятельности коллектива (педагогическое,
«учительское» начало).
В этом возрасте формируются общественные группы и компании
между младшими школьниками. В этом процессе также велика роль
авторитета учителя, который задает «настрой» , отношение школьников
друг к другу посредством тех оценок, которые дают им учителя.
3. Изменение взаимоотношений ребенка с членами семьи, где он
приобретает более высокий социальный статус, обязанности.
9
4. Затруднения в отношении к учебной деятельности, к выполнению
домашних заданий.
Отношения школьников к выполнению заданий зависит от возраста и
подразделяется на несколько сменяющих друг друга ступеней. Первая –
романтическая, присущая, как правило, для первоклассников. Он связано с
новизной деятельности, желанием проявить себя в новой роли. Для
д а н н о го э т ап а ха р а кт е р н а т а ка я с т р ат е г и я п о в ед е н и я , ка к
максималистиче ское отношение к выполняемым поручениям,
перфекционизм в надежде получить одобрение со стороны педагога
(важнейшего представителя социальной жизни ребенка), похвалу со
стороны родителей.
Следующий этап характеризуется появлением «стереотипов
поведения» и присущ детям второго года обучения, когда школьники
начинают ощущать разницу между дошкольной и школьной жизнью,
выполнение домашних заданий становится вполне привычным ритуалом.
Для данного периода обучение перестает быть чем-то новым, становится
привычной рутиной, максимализм идет на спад, хотя роль учителя попрежнему велика.
Ко второму-третьему году обучения, при благоприятном раскладе,
становится заметной дифференциация отношения школьников к
выполнению домашних заданий: часть из них с легкостью справляется,
другие испытывают определенные трудности, у третьих же начинается
конфликт между «хочу» и «нужно», что приводит к успехозависимому
отношению к учебе, низкой мотивации и необходимости в постоянном
патронаже со стороны взрослых. Если у родителей в союзе с учителями
получилось миновать подобное состояние, то на смену ему приходит
стадия осмысления.
10
На рубеже 4-5 классов у школьников развивается осознанность
выбора любимых предметов, необходимости выполнять задания, но пока
только на уровне интуитивных догадок.
По мере взросления и становления младшего школьника постепенно
стадия осмысления переходит в стадию осмысленного выбора, который
характеризуется доминированием индивидуальных интересов, а не
отношением к преподавателю, его способностью увлечь предметом. Хотя
эта позиция по-прежнему носит характер «нравится – не нравится».
Ведущей педагогической идеей в работе с младшими школьниками
является формирование у них первоначальных детских убеждений,
построенных на базисе общечеловеческих ценностей, создание ситуаций
успеха в учебной деятельности.
Соответственно, основными направлениями и технологиями
педагогической деятельности являются:
1. Формирование начальных детских убеждений (НДУ) у младших
школьников, которые у школьников являются зародышем социально
значимых убеждений.
Главное условие формирования НДУ – преобладание личностного
подхода над индивидуальным, который предусматривает учет
особенностей личности. Личностный подход подразумевает развитие
о с о бе н н о с т е й л и ч н о с т и , и х м од е р н и з а ц и ю , п ед а го г и ч е с ко е
преобразование, в него входят:
a) Нацеленность на положительные качества и оптимистичная вера
в их развитие;
b) Признание обществом школьника не только как учащегося, но
полноценного участника социума;
11
c) Реализация потребностей ребенка во внимании как в семье, так и
в школе;
d) Признание за ним права на уважительное, культурное отношение
со стороны взрослых;
e) Реализация принципа сотрудничества с педагогами с учетом
возраста и возможности учащихся.
2. Развитие общественных отношений и предупреждение развития
авторитарности роли учителя (синдрома четвертых-пятых классов»).
3. Формирование первичных представлений о целостности морали,
единстве нравственных норм поведения.
Школьники начальных классов (в особенности 1-2 года обучения)
отличаются повышенной доверчивостью к тем нормам и принципам,
которые им внушает учитель, как самое авторитетное лицо для данной
возрастной группы.
На рубеже 3-4 классов у школьников развиваются собственные
критерии оценок поступков (своих и окружающих), на данном этапе
авторитет учителя становится шатким.
4. Создание ситуаций успеха (СУ) в учебной деятельности.
Необходимо разграничивать понятия «успех» и «СУ», так как задачей
учителя является непосредственно создание СУ, при которой школьник
может сам добиться желаемого, пережить радость достижения, поверить в
себя. Череда достижений могут стать «пусковым механизмом»
дальнейшего развития личности. На основе этого могут формироваться
более сильные мотивы деятельности, меняться уровень самооценки,
самоуважения.
12
Успех имеет две взаимосвязанные стороны: индивидуальное
переживание радости (характерна для старших школьников)
и
коллективная оценка достижений конкретного индивидуума, отношение
коллектива к успеху данного человека (более характерно для раннего
школьного возраста). Таким образом, роль учителя состоит в том, чтобы
вызвать положительную мотивацию школьника к получению новых знаний
посредством генерации условий успеха, а также (при достижении этого
успеха) вовлечения коллектива в переживания достижений ребенка.
Взаимодействие ученика и учителя на разных возрастных этапах
различно, в частности, для младшего школьного возраста характерно
наставничество, когда решающая роль принадлежит взрослым (родители,
учитель); для младшего школьного, младшего подросткового периода –
партнерство; для младшего и старшего подросткового возраста –
сотрудничество (успех обеспечивается равным количеством усилий как со
стороны взрослых, так и учеников); содружество – период старшего
детства.
Не стоит забывать, что визуальное восприятие и игровые мотивы в
раннем школьном возрасте играют ключевую роль. Соответственно, для
успешного формирования и закрепления навыков гигиены необходимо
сочетать словесные и наглядные способы, используя разнообразные
сюжетные картинки и символы.
Следует обратить внимание на то, что физиологической основой
культурно-гигиенических навыков и привычек для школьника младших
классов по-прежнему является образование условно-рефлекторных связей,
выработка динамических стереотипов, что диктует определенную манеру
педагогического подхода к школьникам данной возрастной группы,
базирующееся на неоднократном выполнении определенного набора
действий. Сначала детей приучают к выполнению элементарных правил
гигиенического поведения: мыть руки до/после еды, полоскать рот после
13
приема пищи, чистить зубы два раза в день. После выработки автоматизма
(привычки выполнения определенных действий) можно приучать ребенка
к более сложным манипуляциям. В процессе обучения гигиене полости рта
необходимо стремиться к тому, чтобы для школьника это стало
естественным правилом поведения. Данные правила наиболее актуальны
для детей раннего школьного возраста, так как именно для этого периода
характерна наибольшая пластичность центральной нервной системы.
2.
Период среднего школьного возраста (подростковый период)
Границы подросткового периода совпадают с обучением в 5-8(9)
классах и у мальчиков начинается в 13 лет, у девочек – в 11 лет, и длится до
15 лет (но может и не совпадать с указанными сроками, начаться раньше/
позже на год). Для этого периода характерны:
• Основную роль в удовлетворении материальных, коммуникативных,
эмоциональных потребностей ребенка играет семья, но к концу
периода у школьников возникает возможно сть частично
удовлетворять свои материальные потребности самостоятельно;
• Школа носит решающее значение в формировании и развитии
социально-познавательных интересов ребенка;
• Главную защитную функцию в противостоянии отрицательным
влияниям среды несет семья и школа.
• Сохраняется большое влияние взрослых (родители, учителя) на
самоопределение подростка как личности;
• Появляется юридическая ответственность за свои действия.
Кардинальные изменения, происходящие в момент полового
созревания в организме ребенка, диктуют большую часть психопедагогических доминант данного периода. В частности, потребность во
14
«взрослом обращении» с подростком, которое обусловлено сдвигами в
половом и физическом созревании, развитием социальных функций,
увеличением количества прав и обязанностей. Претензии подростка
распространяются на всю сферу отношения со взрослыми, появляется
выражение протеста против ущемления его самостоятельности,
гиперопеки.
Главная педагогическая цель при работе с детьми подросткового
возраста – создание СУ в наиболее важных и значимых областях
деятельности, где ребенок сможет положительно самоутвердиться как
личность; формирование ценностных установок.
СУ, показавшая свою эффективность не только у младших
школьников, но так же у средних и старших – ситуация типа «радость
познания».
В психологии принято выделять несколько типов мотивов учения,
побуждающих к деятельности:
- непосредственно побуждающие ( являются наименее социально
значимыми, связаны с удовлетворением потребностей в данный
конкретный момент – стремление получить одобрение, конкретный
результат, избежать наказание, осуждение);
- моральные (социально значимые – связаны с понимаем школьника
о его нравственном долге перед семьей, обществом и т.п.);
- мотивы общения (социально значимые – связаны с потребностью
школьника в нахождении в коллективе, обучении среди ровесников);
- интеллектуальные (потребность познания мира).
3.
Период старшего школьного возраста (ранняя юность)
15
Это стадия развития, начинающаяся с момента полового созревания
(определяется как физиологическая граница) и заканчивающаяся
наступлением периода взрослости (соответствует социальной границе).
Начинается данный период в возрасте 15 лет и длится до совершеннолетия
(возможно отклонение на год от стандартной границы). Для него
характерны следующие признаки:
• Семья по-прежнему играет главную роль в материальной и
эмоциональной сфере ребенка, но наблюдаются существенные
изменения:
у школьника возникает необходимо сть в
самоопределении, семья оказывает существенное влияние на выбор;
возможность реализации материального самообеспечения возрастает,
в связи с этим снижается влияние семьи на материальную
составляющую жизни ребенка;
• Школа по-прежнему
несет на себе ответственность в
удовлетворении социально-психологических, познавательных
потребностей, хотя роль самообразования значительно возрастает;
• Окончательное формирование полной юридической ответственности,
самосознания, способности противостоять отрицательным влияниям
окружающей среды;
Основные направления и технология педагогической деятельности:
1. О р и е н т а ц и я с т а р ш е к л а с с н и ко в н а с а м о в о с п и т а н и е
(саморегулирование своей деятельности);
2. Ориентация на принятие самообязательств (программа поведения
на ближайшее будущее);
3. Помощь в организации самопрогнозирования (определение с
целью, причиной своих действий).
16
Период юности принято называть промежуточным между временем
детства и первым возрастом взрослости. Хронологически он делится на
два подпериода, обозначенные следующими временными рамками:
1. Период ранней юности (соответствует возрасту 15-17 лет, то есть
входит в рамки школьного возраста), характеризуется первичным
вхождением ребенка во взрослую жизнь;
2. Период поздней юности (18-22 года).
В определенном смысле, юность можно назвать становлением
человека как самостоятельной личности. В данной период происходят
кардинальные изменения основополагающих социально-психологических
особенностей человека процесс которых отличен от процесса
социализации в период детства. Определяющим здесь является заложение
собственного "я", о сознание собственно индивидуа льно сти,
оригинальности и неповторимости.
В отличие от предшествующих этапов развития человеческой
личности, периоду юности гораздо более радикальное отношение к
окружающему миру и происходящих в нем событиях. Именно этим
о бу с л о вл е н о т а ко е р а с п р о с т р а н е н н о е п о н я т и е " ю н о ш е с ко го
максимализма", когда поведение во многом задается четко определенными
максимами, что обуславливает резкое отношение ко многим вещам.
Зачастую это проявляется в излишне критическом отношении подростков
ко многим явлением в обществе, а также иногда в чрезмерно жестоком
отношении молодых людей к своим сверстникам и не только.
С другой стороны, особенности психики подростков в данный
период могут подталкивать их и в другую сторону - многих это
подталкивает к излишне частому "затворничеству в себе", проведению
17
гораздо большего времени в одиночестве в отсутствие друзей и родителей.
Не стоит забывать и про пик пубертатного периода у парней и девушек в
период юности, который также юности свои "существенные" коррективы в
поведение и ценностные ориентиры молодых людей в это время. Однако,
несмотря все, казалось бы, "раскачивающие лодку" психосознания
обстоятельства, именно такие радикальные изменения в восприятии себя и
окружающего мира по итогам определяют ценностную и социальнопсихологическую базу будущей взрослой личности. Именно этот этап в
жизни человека является началом его личностного самоопределения - его
профессиональных ориентиров, мировоззренческих, философских,
политических и иных взглядов. Возможно только проходя через такое
количество "препятствий" подросток может воспитать в себе тот самый
"стержень", без которого ему будет невозможно полностью самостоятельно
существовать во взрослой жизни. В связи с этим, в данный период как
нельзя кстати требуется наиболее повышенное внимание к ребенку,
которое будет определяться не столько потраченным временем, сколько в
максимально продуманном и внимательном отношении к истинно важным
для него в этот период вещам.
18
ГЛАВА 2. Материалы и методики исследования
Предметом исследования в настоящей работе явился уровень
осведомленности школьников о необходимости и правилах гигиены
полости рта. В связи с этим, при наличии имеющихся возможностей,
наиболее продуктивным и информативным с точки зрения результатов был
выбран социологический опрос школьников 1-11 классов МОУ «Гимназии
№6» города Лангепаса, Тюменской области.
2.1. Материалы и методики исследования
Применительно к настоящей работе, наиболее подходящим
методикой опроса в русле поставленных целей и задач был выбран такой
социологической метод как анкетирование. Анкетирование представляет
собой психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в
качестве средства для сбора сведений от респондента используется
специально оформленных список вопросов - анкета [Никандров В. В.
Экспериментальная психология. Учебное пособие. – СПб.: Издательство
«Речь», 2003. – 480 с.]. В рамках социологических наук анкетирование
относится к группе опросных методов исследования. Однако, в отличие от
таких опросных методов как интервью и беседа, непосредственного
взаимодействия (общения, разговора) с респондентами при анкетировании
не требуется.
В связи с этим, в свою очередь,
может возникнуть вопрос о
возможности отнесения его собственно к социально-психологическим
методам при опосредованном получении информации у опрашиваемых. И
действительно, на первый взгляд психологический аспект при таком
методе исследования отсутствует, так как получаемая в результате его
применения информация является декларативной, что ставит под сомнения
степень ее объективности. Однако данное восприятие является
заблуждением, в связи с тем, что успешность исследования (что, в первую
очередь, подразумевает максимальную уровень достоверности полученных
19
данных) при использования метода анкетирования в подавляющей степени
зависит от структуры опросного листа и характера постановки
содержащихся в нем вопросов. В данной ситуации представляется
невозможным действовать без применения тех или иных алгоритмов и
«ухищрений», направленных на необходимое для исследования восприятие
респондентов. Таким образом, основная цель анкетирования заключается в
получении именно психологической информации.
Применительно к этому, до ст аточно явным ст ановит ся
определяющая роль анкеты (опросного листа) при применении
соответствующей методики опроса. В сравнении с другими методами,
анкета, по сути, является единственным связующим звеном между
исследователем и респондентом. Даже если сам процесс ответов на
вопросы, содержащиеся в анкете, не является заочным, вся коммуникация
ограничивается тематикой ответов на поставленные вопросы. Задаваемая
опросным листом формализация («вопрос - ответ/выбор вариант ответа»),
в свою очередь, являет ся положительным фактором для
целенаправленности процесса проведения опроса.
В социологии выделяют различные классификации видов
анкетирования. Наиболее распространенной, очевидно явствующей исходя
из целей опроса, является разделение на индивидуальное или групповое (в
рамках данной разновидности особо выделяют массовое) анкетирование
[Никандров В. В. Экспериментальная психология. Учебное пособие. –
СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 480 с.]. Основным отличием
группового от индивидуального анкетирования является отсутствие какихлибо отличие при проведения вопроса с разными респондентами. Иными
словами, групповое анкетирование совершенно ни коим образом не
учитывает особенностей того или иного респондента, так как основной
целью является определение совокупной информации от всех
респондентов (либо одной из его групп).
20
С о о т в е т с т в е н н о , н е с ом н е н н ы м п р е и м у щ е с т в ом м е т од а
анкетирования является его применение при групповом (массовом) опросе.
Фактически, на данный момент отсутствует какой-либо более подходящий
метод для одновременного массового опроса группы людей. По сути,
именно этот метод используется при проведении выборов и референдумов.
Одновременно с этим необходимо увязывать максимально «обтекаемые»
формулировки вопросов и вариантов ответов на них (при использовании
таковых) при составлении анкеты. Стоит отметить достаточно
влиятельную роль внешнего вида (эстетики оформления) анкеты, которой
также стоит немаловажное значение при ее подготовке.
Заведомым является то обстоятельство, что при проведении опроса
по средством анкетировании до статочно большего количе ства
респондентов, будет очевидно возникать совершенно различное
восприятие вопросов и, как следствие, понимание их сути. Как правило,
наиболее остро данное обстоятельство влияет на процесс опроса при
определённом круге ответов рамками которых ограничиваются
респонденты. Здесь, как нельзя кстати, стоит вновь апеллировать к
максимально продуманной степени подготовительных работ в виде
формирования самой анкеты до начала опроса. Применительно к
массовому анкетированию также стоит учитывать особенности
опрашиваемых респондентов. В частности, речь может идти о социальной
принадлежности большей части опрашиваемых, возрастной специфике,
половой принадлежности и т. д.
2.2. Критерии образования выборки
Критерии включения респондентов в исследование: школьный
возраст (6-18 лет), обучение проходят на базе МОУ «Гимназии» №6.
21
При проводимом исследованиями респондентами являлись
школьники (учащиеся) в возрасте от 6 до 18 лет, обучающиеся в
выбранном учебном заведении - МОУ «Гимназии №6» города Лангепаса,
Тюменской области.
Для проведения исследования нами была сформулирована и
распечатана анкета-опросник (Приложение 1, Приложение 2), состоящая
вопросов, касающихся разных разделов гигиены полости рта.
В частности, для школьников младшего возраста были приготовлены
опросники, состоящие из 11 вопросов (Приложение 1), для учащихся
средней и старшей школы опросники, содержащие 10 вопросов
(Приложение 2).
Каждый из вопросов относился к определенной области знаний о
гигиене полости рта и содержал по три варианта ответов, один из которых
был заведомо верный, другой – заведомо неверный, третий – занимающий
промежуточное положение между первым и вторым. Варианты ответов
были расположены в хаотичном порядке. Кроме того, порядок правильных
ответов не совпадает в вопросах для исключения возможности
фальсификации ответов.
В качестве первого и второго вопроса для школьников всех
возрастных групп был предложены следующие варианты:
1. Как часто вы чистите зубы?
• Только когда чувствую необходимость, могу лечь спать с
нечищеными зубами
• Чищу зубы только один раз в день
• Чищу зубы два раза в день – после ужина и после завтрака
2. Как долго ты чистишь зубы?
22
• Более 5 минут
• Менее минуты, зато интенсивно
• Не менее трех минут
Целью данных вопросов было выяснить, знают ли дети, как часто
необходимо производить индивидуальную чистку зубов/как часто они
делают это и сколько времени рекомендуется тратить на проведение
данной процедуры.
Третий
вопрос анкеты был направлен на определение
осведомленности детей о предметах личной гигиены полости рта.
Соответственно, для школьников начальной школы были предложены
варианты ответов (электрическая, ультразвуковая, механическая – обычная
зубные щетки), для школьников средних и старших классов – мягкая,
ультразвуковая, средней жесткости.
Четвертый вопрос анкеты был посвящен знанию значения фтора в
составе зубных паст (порошков), соответственно, ответы были составлены
таким образом, чтобы выявить наличие/отсутствие осведомленности как
таковой школьника по данному вопросу, и, в случае наличия знаний по
данному вопросу, косвенное определение отношения к наличию фтора в
составе средств индивидуальной гигиены. Были представлены следующие
варианты ответов:
• Я не знаю
• Нет, не содержат
• Да, содержат
Следующий вопрос анкеты был направлен на выявление знаний
школьников о том, как часто необходимо менять средства индивидуальной
гигиены, в частности, зубную щетку.
23
5. Как часто ты меняешь свою зубную щетку?
• Раз в полгода
• Раз в год
• Не реже раза в 2–3 месяца
Шестой вопрос анкеты был посвящен определению наличия знаний
касательно дополнительных предметов и средств личной гигиены полости
рта. Младшим школьникам было предложено ответить на вопрос
относительно дополнительных средств гигиены (ополаскиватели, пенки),
тогда как школьникам средних и старших классов – предметы гигиены
(зубочистки, зубные нити). Варианты ответов:
• Очень редко
• Не использую
• Да, каждый раз после еды
Следующая группа вопросов была направлена на выявление знаний/
привычек правильного питания, вреда легкоусваиваемых углеводов для
здоровья зубов, необходимости употребления полезных продуктов
питания, таких как творог, твердые фрукты овощи, а главное, в случае
гигиенической грамотности, умения применять эти знания в жизни.
Соответственно, были представлены следующие вопросы:
7. Вы много едите сладкого?
• Практически каждый день в моем рационе есть что–то сладкое
• Несколько раз в неделю, пью чай или кофе с сахаром
• Редко ем сладкое
24
8. Употребляете ли вы в своем рационе такие продукты как морковь,
зеленые яблоки?
• Крайне редко
• Постоянно
• Никогда
Девятый вопрос составленного опросника касался вредных
привычек, влияющих на развитие зубо-челюстных аномалий:
9) Есть ли у вас вредные привычки вроде привычки грызть карандаш,
ручку, ногти?
• Раньше были, но я от них избавился(лась)
• Да, у меня есть такая привычка
• Нет, у меня нет таких привычек
Заключительной частью опросника был вопрос о регулярности
профилактических посещений стоматолога.
10) Как часто вы посещаете стоматолога?
• Никогда
• Регулярно раз в полгода
• Только при крайней необходимости, когда заболит зуб
25
ГЛАВА 3. Результаты исследования
Анкетирование проводилось среди 690 детей и подростков
возрастной группы 6-18 лет, учащихся в МОЙ «Гимназии №6» города
Лангепаса, Тюменской области. Соотношение мальчиков и девочек в
каждой возрастной группе было примерно равным во всех классах (357
мальчиков, или 52 и 333 девочки, или 48%). Количество школьников,
участвовавших в анкетировании, представлено в табл. 1.
Таблица 1
Возрастной и половой состав школьников МОУ «Гимназии №6»,
участвовавших в анкетировании (чел., % от всех респондентов)
Ж
М
Класс
В с е г о
опрошено общ
%
общ
%
1
80
34
43
46
58
2
76
34
45
42
55
3
84
38
45
46
55
4
68
38
56
30
44
5
84
53
63
31
37
6
72
38
53
34
47
7
58
36
62
22
38
8
51
25
49
26
51
9
57
31
54
26
46
10
24
10
42
14
58
11
36
20
56
16
44
357
52
333
48
Всего: 690
Возрастной и половой состав школьников МОУ «Гимназии №6»
для
изучения уровня знаний по гигиене полости рта представлен в табл.1.
Составленные нами анкеты включали вопросы, направленные на
определение уровня знаний о гигиене полости рта и навыках ухода за
26
зубами. Затем анкеты обрабатывались статистически, использовался
статистический анализ. На вопросы специально разработанной анкеты
дети и подростки отвечали самостоятельно. Вопросы анкеты предполагали
получение информации о частоте чистки зубов и применении средств
ухода за полостью рта и др. Подавляющее большинство респондентов дали
исчерпывающие ответы на вопросы анкеты.
В результате проведенного нами анкетирования школьников
младших классов, получены следующие результаты. Анализ данных по
основным вопросам и ответам анкет представлен в табл. 2.
82 % школьников младших классов ответили, что они чистят зубы
два раза в день (при этом первоклассники, выбравшие данный ответ, - 80%,
второклассники – 82%, 3 класс – 89%, 4 класс – 78%), что свидетельствует
о высоком уровне осведомленности школьников младших классов о
кратности чистки зубов в день. Лишь 9% школьников младших классов
ответили, что чистят зубы только один раз в день (из них 1 класс – 9%, 2
класс – 12%, 3 класс – 5 %, 4 класс – 12%). И 8% респондентов младшей
школы признались, что чистят зубы лишь по необходимости (из них 1
класс - 11%,2 класс – 7%, 3 класс – 6 %, 4 класс – 10%).
Менее половины школьников младших классов (39% от всех
респондентов младшей школы) знают, какое количество времени
необходимо для чистки зубов ( из них 1 класс – 36%, 2 класс – 42%, 3 класс
– 48%, 4 класс – 28%). Большая часть школьников младших классов (44%)
ответили, что чистят зубы более 5-ти минут (из них 1 класс – 46%, 2 класс
– 45%, 3 класс – 36%, 4 класс – 53%). Меньшая часть школьников (17%)
ответили, что чистят зубы менее минуты ( из них 1 класс – 18%, 2 класс –
13%, 3 класс – 17%, 4 класс – 19%).
Большая часть школьников младших классов (81%) ответили, что
пользуются механической зубной щеткой (из них 1 класс – 86%, 2 класс –
27
78%, 3 класс – 80%, 4 класс – 81%). 12% школьников ответили, что чистят
зубы электрической зубной щеткой (из них 1 класс – 10%, 2 класс – 14%, 3
класс – 14%, 4 класс – 89%). Ультразвуковой зубной щеткой, по
результатам опроса, пользуется 7% респондентов младших классов (из них
1 класс – 4%, 2 класс – 8%, 3 класс – 6%, 4 класс – 10%).
На вопрос о наличии фтора в зубной пасте большая часть
школьников (74%) ответили, что не знают (из них 1 класс – 79%, 2 класс –
80%, 3 класс – 67%, 4 класс – 69%). 16% респондентов уверены, что их
зубная паста не содержит фтора (из них 1 класс – 11%, 2 класс – 9%, 3
класс – 20%, 4 класс – 22%). И лишь 11% школьников младших классов
ответили, что их зубная паста содержит фтор (из них 1 класс – 10%, 2 класс
– 11%, 3 класс – 13%, 4 класс – 9%).
На вопрос №5 «Как часто ты меняешь зубную щетку?» большая
часть учащихся младших классов (45%) ответили, что меняют зубную
щетку раз в полгода (из них 1 класс – 24%, 2 класс - 50%, 3 класс – 51%, 4
класс – 59%). Лишь 31% отметили, что меняют зубную щетку не реже раза
в 2-3 месяца (из них 1 класс – 54%, 2 класс – 30%, 3 класс – 20%, 4 класс –
21%). И раз в год меняют зубную щетку 23% респондентов начальной
школы (из них 1 класс – 23%, 2 класс – 20%, 3 класс – 29%, 4 класс – 21%).
На вопрос, касательно дополнительных средств гигиены полости рта
«Пользуешься ли ты пенками, ополаскивателями для полости рта?»
учащиеся разделились на 3 равные группы : 37% школьников ответили, что
не пользуются пенками и ополаскивателями совсем (из них 1 класс – 30%,
2 класс – 39%, 3 класс – 44%, 4 класс – 32%); Очень редко пользуются 31%
респондентов (из них 1 класс – 34%, 2 класс – 24%, 3 класс – 27%, 4 класс
– 41%); 31% респондентов ответили, что пользуются данными средствами
гигиены каждый раз после еды (из них 1 класс – 36%, 2 класс – 37%, 3
класс – 25%, 4 класс – 26%).
28
На вопрос анкеты по поводу правильного питания - « Как часто ты
ешь сладкое?» были получены следующие результаты: 45% респондентов
ответили, что редко едят сладкое (из них 1 класс – 54%, 2 класс – 45%, 3
класс – 37%, 4 класс – 44%); Несколько раз в неделю едят сладкое 31% (из
них 1 класс – 20%, 2 класс – 38%, 3 класс – 30%, 4 класс – 38%); и лишь
24% школьников младших классов ответили, что каждый день едят сладкое
(из них 1 класс – 26%, 2 класс – 17 %, 3 класс – 33%, 4 класс – 18%).
Несколько раз в неделю едят творог 48% школьников младших
классов (из них 1 класс – 38%, 2 класс – 45%, 3 класс – 56%, 4 класс –
53%); Каждый день едят творог 27% респондентов (из них 1 класс – 34%, 2
класс – 26%, 3 класс – 23%, 4 класс – 25%); крайне редко едят творог 25%
школьников (из них 1 класс – 29%, 2 класс – 29%, 3 класс – 21%, 4 класс –
22%).
На вопрос «Часто ли ты ешь морковь, яблоки?» были получены
следующие результаты: большая часть школьников начальной школы
(44%) дали ответ «Каждый день» (из них 1 класс – 65%, 2 класс – 38%, 3
класс – 33%, 4 класс – 40%); несколько раз в неделю едят морковь, яблоки
35% респондентов (из них 1 класс – 19%, 2 класс – 41%, 3 класс – 39%, 4
класс – 43%), «Никогда» - 21% (из них 1 класс – 16%, 2 класс – 21%, 3
класс – 27%, 4 класс – 18%).
На вопрос « Есть ли у вас вредные привычки вроде привычки грызть
карандаш, ручку, ногти?» большая часть школьников (54%) ответили, что
не имеют данные привычки (из них 1 класс – 52%, 2 класс – 61%, 3 класс –
50%, 4 класс – 51%); 38% респондентов признались, что имеют вредные
привычки (из них 1 класс – 34%, 2 класс – 33%, 3 класс – 44%, 4 класс –
43%), «Раньше были, но я от них избавился(лась) ответили 8% школьников
(из них 1 класс – 14%, 2 класс – 7%, 3 класс – 6%, 4 класс – 6%).
29
Регулярно (раз в полгода) посещают стоматолога 63% школьников
младших классов (из них 1 класс – 69%, 2 класс – 70%, 3 класс – 58%, 4
класс – 56%); только по крайней необходимости посещают стоматолога
35% респондентов (из них 1 класс – 30%, 2 класс – 30%, 3 класс – 39%, 4
класс – 41%); ответ «никогда не посещаю стоматолога» дали 2%
школьников (из них 1 класс – 1 %, 2 класс - 0%, 3 класс – 2%, 4 класс –
3%).
Результаты проведенного анкетирования среди школьников младших
классов представлены на диаграмме 1.
В результате анализа анкет школьников младших классов можно
сделать вывод о том, что в целом уровень гигиенических знаний и навыков
по вопро с ам профилактики стоматологиче ских заболеваний
недостаточный. Необходимо дополнительное проведение учителем занятий
в игровой форме, чтобы восполнить пробелы в знаниях школьников
касательно некоторых областей знаний гигиены полости рта, в частности:
1. На вопрос о частоте чистки зубов, который, по сути, является
базисным в правилах гигиены полости рта, 17% школьников
допустили ошибку, что стоит расценивать как необходимость
восполнения недостатка знаний;
2. Вопрос, касающийся состава зубной пасты, роли фтора как
противокариозного компонента зубных паст, у 74% школьников
вызвал затруднение. Соответственно, есть необходимость в более
подробном разборе данного вопроса учителем;
3. Лишь 31% учащихся ответили правильно на вопрос анкеты «Как
часто ты меняешь зубную щетку?», что говорит о низком уровне
осведомленности школьников о данном вопросе;
30
4. Касательно использования дополнительных средств гигиены
полости рта, школьники разделились на три равные группы, то
е сть суще ственная доля учащихся не пользует ся
ополаскивателями после приема пищи, что также необходимо
скорректировать для улучшения качества гигиенического ухода за
полостью рта;
31
5. Вопросы правильного питания также вызвали проблемы у
школьников, что свидетельствует о низкой осведомленности
школьников о правильном питании;
32
№Критерии
у р о в н я 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 1 - 4
п г и г и е н и ч е с к и х з н а н и й (80 чел) (76 чел) (84)
(68 чел) класс
п (вопросы и варианты ответов)
ы
абс
% абс % абс
% абс % %
1.Только когда чувствую 9
необходимость, могу лечь
спать с нечищеными зубами
11 5
6
2. Чищу зубы только один раз 7
в день
9
3. Чищу зубы два раза в день 64
– по сле ужина и по сле
завтрака
80 62
1 Как часто вы чистите зубы?
7
5
7
10
8
9
12 4
5
8
12
9
82 75
89 53
78
82
2 Как долго ты чистишь зубы?
3. Более 5 минут
37
46 34
45 30
36 36
53 44
2 . М е н е е м и н у т ы , з ат о 14
интенсивно
18 10
13 14
17 13
19
3. Не менее трех минут
36 32
29
17
42 40
48 19
28 39
10 11
14 12
14 6
9
2.
Ультразвуковой зубной 3
щеткой
4
8
6
10
3. Механической - обычной
86 59
3 Какой зубной щеткой ты чистишь зубы?
1. Электрической
8
69
6
5
7
12
7
78 67
80 55
81 81
4 Твоя зубная паста (зубной порошок) содержат фтор?
.
1. Я не знаю
63
79 61
80 56
67 47
69 74
2. Нет, не содержат
9
11 7
9
20 15
22 16
3. Да, содержат
8
10 8
11 11
13 6
9
17
11
5 Как часто ты меняешь свою зубную щетку?
1. Раз в полгода
19
24 38
50 43
51 40
59 45
2. Раз в год
18
23 15
20 24
29 14
21 23
3. Не реже раза в 2–3 месяца
43
54 23
30 17
20 14
21 31
33
6 Пользуешься ли ты пенками, ополаскивателями для гигиены полости рта?
1. Очень редко
27
34 18
24 23
27 28
41 31
2. Не использую
24
30 30
39 37
44 22
32 37
3. Да, каждый раз после еды
29
36 28
37 21
25 18
26 31
1. Каждый день
21
26 13
17 28
33 12
18 24
2. Несколько раз в неделю
16
20 29
38 25
30 26
38 31
3. Редко ем сладкое
43
54 34
45 31
37 30
44 45
1. Несколько раз в неделю
30
38 34
45 47
56 36
53 48
2. Никогда
23
29 22
29 18
21 15
22 25
3. Каждый день
27
34 20
26 19
23 17
25 27
7 Как часто ты ешь сладкое?
8 Часто ли ты ешь творог?
9 Часто ли ты ешь морковь, яблоки?
1. Несколько раз в неделю
15
19 31
41 33
39 29
43 35
2. Никогда
13
16 16
21 23
27 12
18 21
3. Каждый день
52
65 29
38 28
33 27
40 44
1 Есть ли у вас вредные привычки вроде привычки грызть карандаш, ручку,
0 ногти?
1. Раньше были, но я от них 11
избавился(лась)
14 5
2. Да, у меня есть такая 27
привычка
34 25
3. Нет, у меня нет таких 42
привычек
53 46
7
5
6
4
6
8
33 37
44 29
43
38
61 42
50 35
51
54
1 Как часто вы посещаете стоматолога?
1
1. Никогда
1
1
0
2 . То л ь ко п р и к р а й н е й 24
необходимости, когда заболит
зуб
30 23
3. Регулярно раз в полгода
69 53
55
0
2
30 33
2
2
39 28
3
2
41
35
34
70 49
58 38
56 63
В результате проведенного нами анкетирования школьников средних
классов, получены следующие результаты. Анализ данных по основным
вопросам и ответам анкет представлен в табл. 3.
79% школьников средних классов ответили, что они чистят зубы два
раза в день (при этом 5-классники, выбравшие данный ответ, - 87%, 6тиклассники – 63%, 7 класс –79%, 8 класс – 86%, 9 класс – 79%),
что
свидетельствует о высоком уровне осведомленности школьников средних
классов о кратности чистки зубов. Лишь 11% школьников средних классов
ответили, что чистят зубы только один раз в день (из них 5 класс – 11%, 6
класс – 18%, 7 класс – 12%, 8 класс – 6%, 9 класс – 5%). И 11% респондентов
средней школы признались, что чистят зубы лишь по необходимости (из них
5 класс – 2%, 6 класс – 19%, 7 класс – 9%, 8 класс – 8%, 9 класс – 16%).
На вопрос «Как долго вы чистите зубы?» 59% учащихся ответили «Не
менее трех минут» (из них 5 класс – 46%, 6 класс – 58%, 7 класс – 66%, 8
класс – 73%, 9 класс – 61%). Тогда как менее минуты чистят 24%
респондентов (из них 5 класс – 26%, 6 класс – 31%, 7 класс – 19%, 8 класс –
16%, 9 класс – 25%). Более 5-ти минут чистят зубы 17% школьников (из них
5 класс – 27%, 6 класс – 11%, 7 класс – 16%, 8 класс – 12%, 9 класс – 14%).
Большая часть школьников средних классов ответила, что чистит зубы
щеткой средней жесткости (73%) (из них 5 класс – 80%, 6 класс – 67%, 7
класс – 72%, 8 класс – 78%, 9 класс – 68%). Ультразвуковой зубной щеткой
пользуется 9% (из них 5 класс – 6%, 6 класс – 13%, 7 класс – 14%, 8 класс –
4%, 9 класс – 11%). 17% школьников ответили, что они пользуются мягкими
зубными щетками (из них 5 класс – 14%, 6 класс – 21%, 7 класс – 14%, 8
класс – 18%, 9 класс – 21%).
62% учащихся не знают, содержит ли их зубная паста фтор (из них 5
класс – 77%, 6 класс – 71%, 7 класс – 72%, 8 класс – 76%, 9 класс – 70%).
Лишь 20% школьников утверждают, что их паста содержит фтор (из них 5
35
класс – 19%, 6 класс – 18%, 7 класс – 19%, 8 класс – 22%, 9 класс – 23%).
18% учеников отрицают содержание фтора в зубной пасте (из них 5 класс –
4%, 6 класс – 11%, 7 класс – 9%, 8 класс – 2%, 9 класс – 7%).
На вопрос «Как часто вы меняете свою зубную щетку?» большая часть
учащихся (54%) ответили, что меняют не реже раза в 2-3 месяца (из них 5
класс – 51%, 6 класс – 53%, 7 класс – 55%, 8 класс – 63%, 9 класс – 51%).
36% респондентов дали ответ «Раз в полгода» (из них 5 класс – 39%, 6 класс
– 24%, 7 класс – 41%, 8 класс – 33%, 9 класс – 41%). Раз в год зубную щетку
меняют 10% респондентов (из них 5 класс – 10%, 6 класс – 24%, 7 класс –
3%, 8 класс – 4%, 9 класс – 7%).
На вопрос по поводу дополнительных средств гигиены «Используешь
ли ты зубочистки, зубные нити после еды?» учащиеся разделились на 3
равные группы: 36% школьников ответили, что не пользуются
дополнительными средствами гигиены полости рта (из них 5 класс – 46%, 6
класс – 31%, 7 класс – 38%, 8 класс – 29%, 9 класс – 33%); 35% учащихся
ответили, что пользуются зубочистками, зубными нитями каждый раз после
еды (из них 5 класс – 32%, 6 класс – 31%, 7 класс – 33%, 8 класс – 41%, 9
класс – 44%); 28% респондентов пользуются дополнительными средствами
гигиены только при крайней необходимости (из них 5 класс – 21%, 6 класс –
39%, 7 класс – 29%, 8 класс – 29%, 9 класс – 23%).
На вопрос о правильном питании «Вы много едите сладкого?» почти
половина респондентов (48%) ответили, что практически каждый день едят
сладкое (из них 5 класс – 55%, 6 класс – 39%, 7 класс – 55%, 8 класс – 41%, 9
класс – 47%); 31% учащихся сознались, что несколько раз в неделю
употребляют продукты, содержащие сахар (из них 5 класс – 30%, 6 класс –
36%, 7 класс – 31%, 8 класс – 29%, 9 класс – 30%); и «редко едят сладкое»
21% респондентов (из них 5 класс – 15%, 6 класс – 25%, 7 класс – 14%, 8
класс – 29%, 9 класс – 23%).
36
79% респондентов средней школы ответили, что почти постоянно
употребляют в пищу твердые продукты, такие как морковь и зеленые яблоки
(из них 5 класс – 87%, 6 класс – 76%, 7 класс – 76%, 8 класс – 86%, 9 класс 0%); «крайне редко» ответили 20% респондентов (из них 5 класс – 11%, 6
класс – 22%, 7 класс – 24%, 8 класс – 14%, 9 класс – 30%); «никогда» - 1%
(из них 5 класс – 2%, 6 класс – 1%, 7 класс – 0%, 8 класс – 0%, 9 класс –
2%).
На вопрос «Есть ли у вас вредные привычки вроде привычки грызть
карандаш, ручку, ногти?» учащиеся разделились на 3 группы: 38%
школьников ответило, что у них раньше были вредные привычки, с которыми
они благополучно распрощались (из них 5 класс – 39%, 6 класс – 42%, 7
класс – 43%, 8 класс – 41%, 9 класс – 21%); подтвердили наличие таких
привычек 30% учащихся (из них 5 класс – 25%, 6 класс – 36%, 7 класс –
21%, 8 класс – 27%, 9 класс – 40%); отрицают наличие вредных привычек
33% респондентов (из них 5 класс – 36%, 6 класс – 22%, 7 класс – 36%, 8
класс – 31%, 9 класс – 39%).
Регулярно (раз в полгода) посещают стоматолога лишь 40%
респондентов (из них 5 класс – 38%, 6 класс – 35%, 7 класс – 41%, 8 класс –
43%, 9 класс – 37%);
только по крайней необходимости посещают
стоматолога 55% учащихся (из них 5 класс – 61%, 6 класс – 56%, 7 класс –
57%, 8 класс –
53%, 9 класс – 47%); ответ «Никогда не посещаю
стоматолога» дали 4% учащихся (из них 5 класс – 1%, 6 класс – 10%, 7 класс
– 2%, 8 класс – 4%, 9 класс – 5%).
Результаты проведенного анкетирования среди школьников средних
классов представлены на диаграмме 2.
В результате анализа анкет школьников средних классов можно сделать
вывод о том, что в целом уровень гигиенических знаний и навыков по
вопросам профилактики стоматологических заболеваний недостаточный.
37
Необходимо дополнительное проведение учителем занятий, чтобы
восполнить пробелы в знаниях школьников касательно некоторых областей
знаний гигиены полости рта, в частности:
1. На вопрос о частоте чистки зубов 22% школьников допустили ошибку,
что стоит расценивать как недостаток знаний/мотивации;
2. Вопрос, касающийся состава зубной пасты, роли фтора как
противокариозного компонента зубных паст, также, как и у школьников
младших классов, у 62% школьников вызвал затруднение.
Соответственно, есть необходимость в более подробном разборе
данного вопроса учителем;
3. Лишь 54% учащихся ответили правильно на вопрос анкеты «Как часто
ты меняешь зубную щетку?», что говорит о низком уровне
осведомленности школьников о данном вопросе;
4. Касательно использования дополнительных средств гигиены полости
рта, школьники разделились на три равные группы, то есть
существенная доля учащихся не пользуется флоссами/зубочистками
после приема пищи, что также необходимо скорректировать для
улучшения качества гигиенического ухода за полостью рта;
5. Вопросы правильного питания также вызвали проблемы у школьников,
что свидетельствует о низкой осведомленности школьников о
правильном питании;
6. В свою очередь, понимание необходимости профилактического
посещения стоматолога 2 раза в год присуще только 40% учащихся,
тогда как более половины (55%) полагают, что это стоит делать только
при возникновении крайней необходимости.
38
№ Критерии уровня
п гигиенических знаний
п (вопро сы и варианты
ответов)
5
класс
( 8 4
чел)
6
класс
( 7 2
чел)
7
класс
( 5 8
чел)
8
класс
( 5 1
чел)
9
5-9
к л а с с клас
( 5 7 сы
чел)
абс % абс % абс % абс % абс % %
1
2
Как часто вы чистите зубы?
1.Только когда чувствую 2
необходимость, могу лечь
спать с нечищеными
зубами
2
14
1
9
5
9
4
8
9
1
6
11
2. Чищу зубы только один 9
раз в день
1
1
13
1
8
7
1
2
3
6
3
5
11
3. Чищу зубы два раза в 73
день – после ужина и после
завтрака
8
7
45
6
3
46
7
9
44
8
6
45
7
9
79
39
4
6
42
5
8
38
6
6
37
7
3
35
6
1
59
2. Менее минуты, зато 22
интенсивно
2
6
22
3
1
11
1
9
8
1
6
14
2
5
24
3. Более 5 минут
2
7
8
1
1
9
1
6
6
1
2
8
1
4
17
Как долго вы чистите зубы?
1. Не менее трех минут
3
23
Какой зубной щеткой ты чистишь зубы?
1 . М я г к о й - б о ю с ь 12
поцарапать десну
1
4
15
2
1
8
1
4
9
1
8
12
2
1
17
2. Ультразвуковой зубной 5
щеткой
6
9
1
3
8
1
4
2
4
6
1
1
9
3 . З у б н о й щ е т ко й с о 67
с р ед н е й же с т ко с т ь ю
щетины
8
0
48
6
7
42
7
2
40
7
8
39
6
8
73
4. Ваша зубная паста (зубной порошок) содержат фтор?
1. Я не знаю
65
7
7
51
7
1
42
7
2
1
7
6
40
7
0
62
2. Да, содержат
16
1
9
13
1
8
11
1
9
11
2
2
13
2
3
20
41
3. Нет, не содержат
5
6
7
8
9
3
4
8
1
1
5
9
39
2
4
7
18
Как часто вы меняете свою зубную щетку?
1. Не реже раза в 2-3 43
месяца
5
1
38
5
3
32
5
5
32
6
3
29
5
1
54
2. Раз в полгода
33
3
9
17
2
4
24
4
1
17
3
3
24
4
2
36
3. Раз в год
8
1
0
17
2
4
2
3
2
4
4
7
10
Используешь ли ты зубочистки, зубные нити после еды?
1. Только если чувствую, 18
что что–то застряло между
зубами
2
1
28
3
9
17
2
9
15
2
9
13
2
3
28
2. Не использую
39
4
6
22
3
1
22
3
8
15
2
9
19
3
3
36
3. Да, так я удаляю остатки 27
пищи между зубов
3
2
22
3
1
19
3
3
21
4
1
25
4
4
35
1. Практически каждый 46
день в моем рационе есть
что–то сладкое
5
5
28
3
9
32
5
5
21
4
1
27
4
7
48
2. Несколько раз в неделю, 25
пью чай или кофе с сахаром
3
0
26
3
6
18
3
1
15
2
9
17
3
0
31
3. Редко ем сладкое
1
5
18
2
5
8
1
4
15
2
9
13
2
3
21
Вы много едите сладкого?
13
Употребляете ли вы в своем рационе такие продукты как морковь, зеленые
яблоки?
1. Крайне редко
9
1
1
16
2
2
14
2
4
7
1
4
17
3
0
20
2. Постоянно
73
8
7
55
7
6
44
7
6
44
8
6
39
6
8
79
3. Никогда
2
2
1
1
0
0
0
0
1
2
1
Есть ли у вас вредные привычки вроде привычки грызть карандаш, ручку,
ногти?
42
1
0
1. Раньше были, но я от них 33
избавился(лась)
3
9
30
4
2
25
4
3
21
4
1
12
2
1
38
2. Да, у меня есть такая 21
привычка
2
5
26
3
6
12
2
1
14
2
7
23
4
0
30
3. Нет, у меня нет таких 30
привычек
3
6
16
2
2
21
3
6
16
3
1
22
3
9
33
Как часто вы посещаете стоматолога?
1. Никогда
1
1
7
1
0
1
2
2
4
3
5
4
2. Регулярно раз в полгода
32
3
8
25
3
5
24
4
1
22
4
3
27
4
7
40
3. Только при крайней 51
н е о бхо д и м о с т и , ко гд а
заболит зуб
6
1
40
5
6
33
5
7
27
5
3
27
4
7
55
43
В результате проведенного нами анкетирования школьников старших
классов, получены следующие результаты. Анализ данных по основным
вопросам и ответам анкет представлен в табл. 4.
78% школьников старших классов ответили, что они чистят зубы два
раза в день (при этом 10-классники, выбравшие данный ответ, - 88%, 11тиклассники – 72%),
что свидетельствует о высоком уровне
осведомленности школьников старших классов о кратности чистки зубов.
Лишь 13% школьников старших классов ответили, что чистят зубы только
один раз в день (из них 10 класс – 12%, 11 класс – 14%). И 8% респондентов
старшей школы признались, что чистят зубы лишь по необходимости (из них
10 класс - 0%, 11 класс – 14%).
На вопрос «Как долго вы чистите зубы?» 62% учащихся ответили «Не
менее трех минут» (из них 10 класс – 67%, 11 класс – 58%). Тогда как менее
минуты чистят 30% респондентов (из них 10 класс – 29%, 11 класс – 31%).
Более 5-ти минут чистят зубы 8% школьников (из них 10 класс – 4%, 11 класс
– 11%).
Большая часть школьников старших классов ответила, что чистит зубы
щеткой средней жесткости (87%) (из них 10 класс – 79%, 11 класс –
92%)Ультразвуковой зубной щеткой пользуется 5% (из них 10 класс – 13%, 11
класс - 0%). 8% школьников ответили, что они пользуются мягкими зубными
щетками (из них 10 класс – 8%, 11 класс – 8%).
68% учащихся не знают, содержит ли их зубная паста фтор (из них 10
класс – 67%, 11 класс – 69%). Лишь 15% школьников утверждают, что их
паста содержит фтор (из них 10 класс – 8%, 11 класс – 19%). 17% учеников
отрицают содержание фтора в зубной пасте (из них 10 класс – 25%, 11 класс –
11%).
На вопрос «Как часто вы меняете свою зубную щетку?» большая часть
учащихся (58%) ответили, что меняют не реже раза в 2-3 месяца (из них 10
44
класс – 67%, 11 класс – 53%). 35% респондентов дали ответ «Раз в
полгода» (из них 10 класс – 29%, 11 класс – 38%). Раз в год зубную щетку
меняют 7% респондентов (из них 10 класс – 4%, 11 класс – 8%).
На вопрос по поводу дополнительных средств гигиены «Используешь
ли ты зубочистки, зубные нити после еды?» учащиеся разделились на 3
равные группы: 25% школьников ответили, что не пользуются
дополнительными средствами гигиены полости рта (из них 10 класс – 29%,
11 класс – 22%); 48% учащихся ответили, что пользуются зубочистками,
зубными нитями каждый раз после еды (из них 10 класс – 38%, 11 класс –
56%); 27% респондентов не пользуются дополнительными средствами
гигиены (из них 10 класс – 33%, 11 класс – 22%).
На вопрос о правильном питании «Вы много едите сладкого?»
половина респондентов (50%) ответили, что практически каждый день едят
сладкое (из них 10 класс – 46%, 11 класс – 53%); 28% учащихся сознались,
что несколько раз в неделю употребляют продукты, содержащие сахар (из
них 10 класс – 38%, 11 класс – 22%); и «редко едят сладкое» 22%
респондентов (из них 10 класс – 17%, 11 класс – 25%).
62% респондентов средней школы ответили, что почти постоянно
употребляют в пищу твердые продукты, такие как морковь и зеленые яблоки
(из них 10 класс – 71%, 11 класс – 56%); «крайне редко» ответили 38%
респондентов (из них 10 класс – 29%, 11 класс – 44%); «никогда» - 0%.
На вопрос «Есть ли у вас вредные привычки вроде привычки грызть
карандаш, ручку, ногти?» учащиеся разделились на 3 группы: 25%
школьников ответило, что у них раньше были вредные привычки, с которыми
они благополучно распрощались (из них 10 класс – 33%, 11 класс – 19%);
подтвердили наличие таких привычек 33% учащихся (из них 10 класс – 25%,
11 класс – 39%); отрицают наличие вредных привычек 42% респондентов (из
них 10 класс – 42%, 11 класс – 42%).
45
Регулярно (раз в полгода) посещают стоматолога лишь 40%
респондентов (из них 10 класс – 42%, 11 класс – 39%); только по крайней
необходимости посещают стоматолога 58% (из них 10 класс – 58%, 11 класс –
58%); ответ «Никогда не посещаю стоматолога» дали 2% учащихся (из них 10
класс - 0%, 11 класс – 3%).
Результаты проведенного анкетирования среди школьников старших
классов представлены на диаграмме 3.
В результате анализа анкет школьников старших классов можно сделать
вывод о том, что в целом уровень гигиенических знаний и навыков по
вопросам профилактики стоматологических заболеваний недостаточный.
Необходимо дополнительное проведение учителем занятий, посвященных
обучению гигиене полости рта, чтобы восполнить пробелы в знаниях
школьников касательно некоторых областей знаний гигиены полости рта, в
частности:
1. На вопрос о частоте чистки зубов 21% школьников допустили ошибку,
что стоит расценивать как недостаток знаний/мотивации;
2. Вопрос, касающийся состава зубной пасты, роли фтора как
противокариозного компонента зубных паст, также, как и у школьников
младших/средних классов, у 68% школьников вызвал затруднение.
Соответственно, есть необходимость в более подробном разборе
данного вопроса учителем;
3. Лишь 58% учащихся ответили правильно на вопрос анкеты «Как часто
ты меняешь зубную щетку?», что говорит о низком уровне
осведомленности школьников о данном вопросе;
4. Касательно использования дополнительных средств гигиены полости
рта, школьники разделились на три равные группы, то есть
существенная доля учащихся не пользуется флоссами/зубочистками
46
после приема пищи, что также необходимо скорректировать для
улучшения качества гигиенического ухода за полостью рта;
5. Вопросы правильного питания также вызвали проблемы у школьников,
что свидетельствует о низкой осведомленности школьников о
правильном питании;
6. В свою очередь, понимание необходимости профилактического
посещения стоматолога 2 раза в год присуще только 40% учащихся,
47
тогда как более половины (58%) полагают, что это стоит делать только
при возникновении крайней необходимости.
48
№ Критерии уровня гигиенических знаний 1 0 к л а с с 11 к л а с с 10-11
пп (вопросы и варианты ответов)
(24 чел)
(36)
класс
ы
абс
1
%
абс
%
1.Только когда чувствую необходимость, 0
могу лечь спать с нечищеными зубами
0
5
14
2. Чищу зубы только один раз в день
13
5
14
88
26
72
Как часто вы чистите зубы?
3
3. Чищу зубы два раза в день – после 21
ужина и после завтрака
2
3
5
6
8
13
78
Как долго вы чистите зубы?
1. Не менее трех минут
16
67
21
58
62
2. Менее минуты, зато интенсивно
7
29
11
31
30
3. Более 5 минут
1
4
4
11
8
1. Мягкой- боюсь поцарапать десну
2
8
3
8
8
2. Ультразвуковой зубной щеткой
3
13
0
0
5
79
33
92
Какой зубной щеткой ты чистишь зубы?
3. Зубной щеткой со средней жесткостью 19
щетины
4.
%
87
Ваша зубная паста (зубной порошок) содержат фтор?
1. Я не знаю
16
67
25
69
68
2. Да, содержат
2
8
7
19
15
3. Нет, не содержат
6
25
4
11
17
1. Не реже раза в 2-3 месяца
16
67
19
53
58
2. Раз в полгода
7
29
14
39
35
3. Раз в год
1
4
3
8
7
8
22
Как часто вы меняете свою зубную щетку?
Используешь ли ты зубочистки, зубные нити после еды?
1. Только если чувствую, что что–то 8
застряло между зубами
33
2. Не использую
29
7
49
27
8
22
25
3. Да, так я удаляю остатки пищи между 9
зубов
7
8
9
38
20
56
48
Вы много едите сладкого?
1. Практически каждый день в моем 11
рационе есть что–то сладкое
46
2. Несколько раз в неделю, пью чай или 9
кофе с сахаром
38
3. Редко ем сладкое
17
4
19
53
50
8
22
28
9
25
22
Употребляете ли вы в своем рационе такие продукты как морковь, зеленые
яблоки?
1. Крайне редко
7
29
16
44
38
2. Постоянно
17
71
20
56
62
3. Никогда
0
0
0
0
0
Есть ли у вас вредные привычки вроде привычки грызть карандаш, ручку,
ногти?
1. Раньше были, но я от них 8
избавился(лась)
33
7
19
2. Да, у меня есть такая привычка
6
25
14
39
33
3. Нет, у меня нет таких привычек
10
42
15
42
42
1. Никогда
0
0
1
3
2
2. Регулярно раз в полгода
10
42
14
39
40
3. Только при крайней необходимости, 14
когда заболит зуб
58
21
58
25
10 Как часто вы посещаете стоматолога?
50
58
Анализируя полученные результаты, можно отметить, что
использование метода анкетирования при выявлении гигиенических
привычек и навыков детского населения, несмотря на его внешнюю
субъективность, является достаточно информативным. Вопросы анкеты
помогают получить сведения о тех навыках, владение которыми способствует
снижению интенсивности и частоты наиболее распространенных
стоматологических заболеваний населения: кариеса зубов и болезней
пародонта. В результате анализа анкет школьников можно сделать вывод о
том, что в целом уровень гигиенических знаний и навыков по вопросам
профилактики стоматологических заболеваний недостаточный.
51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью настоящего исследования являлось определение уровня знаний
основ гигиены полости рта у школьников.
В исследовании приняли участие 690 школьников начальной, средней и
старшей школы в возрасте от 6 до 18 лет (308 учащихся начальных классов,
322 школьника средних классов, 60 школьников старших классов), учащихся
в МОУ «Гимназии №6» города Лангепаса, Тюменской области. Был проведен
опрос на определение уровня знаний основ гигиены полости рта,
посредством ответов на анкеты-опросники.
Анализ результатов подсчета ответов на вопросы анкет показал, что в
целом уровень гигиенических знаний и навыков по вопросам первичной
профилактики стоматологических заболеваний недостаточный. По
результатам сводных таблиц (Таблица 2, Таблица 3, Таблица 4), а также на
основе диаграмм (Диаграмма 1, Диаграмма 2, Диаграмма 3), можно сделать
заключение, что уровень знаний основ гигиены полости рта школьников 1-11
классов МОУ «Гимназии №6» низкий, требующий значительного
вмешательства педагогов школы, дабы улучшить не только теоретические
знания школьников, но и повлиять на качество выполнения ими
индивидуальной гигиены полости рта.
В результате исследования были выявлены основные проблемные
вопросы, на основе которых возможно составление специализированных
планов по обучению гигиене полости рта конкретных классов. В частности,
наибольшие проблемы у школьников всех параллелей вызывали вопросы,
касающиеся средств и предметов гигиены полости рта, регулярности
профилактических посещений стоматолога, правильного питания.
Все поставленные задачи исследования были выполнены и сделаны
соответствующие выводы.
ВЫВОДЫ
52
1. На основе изученной литературы были выявлены психофизиологические особенности восприятия информациии детьми
различного школьного возраста, о сновные направления
педагогического процесса в зависимости от возраста ребенка, а
также педагогические доминанты для наиболее эффективного
процесса обучения основам гигиены полости рта;
2. Были составлены анкеты-опросники, заключавшие в себя вопросы,
касательно основных разделов гигиены полости рта, такие как
средства и предметы гигиены полости рта, правильное питание,
вредные привычки, правила чистки зубов и .т.д.;
3. На основе составленных анкет был проведен опрос школьников 1-11
классов для определения уровня знаний основ гигиены полости рта
с последующим анализом полученных ответов. В результате, было
выяснено, что уровень гигиенических знаний школьников по
некоторым разделам гигиены неудовлетворительный.
53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Книги
1.
Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие
для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр
«Академия», 2000. – 192 с.
2.
Леонтьев В.К. Детская терапевтическая стоматология.
Н а ц и о н а л ь н о е р у ко в о д с т в о / п о д р е д . В . К . Л е о н т ь е в а ,
Л.П.Кисельниковой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 896с.
3.
Леус П.А. Коммунальная стоматология. Брест.: ОАО
Брестская типография, 2000. – 284 с.
4.
Никандров В. В. Экспериментальная психология. Учебное
пособие. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 480 с.
5.
Н и ко л а е в А . И . П р а к т и ч е с к а я т е р а п е в т и ч е с к а я
стоматология: Учебн. Пособие / А.И.Николаев, Л.М.Цепов. – 8-е
издание, доп. и перераб. – М.: МЕДэкспресс- информ, 2008. – 960 с.
6.
Терехова Т.Н., Мельникова Е.И. Актуальные проблемы
стоматологии детского возраста: Сборник научных статей IV
региональной научнопрактической конференции с международным
участием по
детской стоматологии / Под редакцией профессора
А.А.Антоновой – Хабаровск: Издательство «Антар», 2014. – 226 с.
7.
Уильям Р. Проффит. Современная ортодонтия. М.:
МЕЛпресс-информ, 2006. – 560 с.
Статьи из журналов
54
1.
Васильева Н.Л., Дурапова С.А. Развитие познавательных
интересов детей в начальной школе / Н.Л.Васильева, С.А. Дурапова //
На путях к новой школе. – 2014. – 26-28 с.
2.
Донина И.А., Поломошнова С.А. Универсальные учебные
действия старшего школьника: возрастные особенности и направления
развития / И.А.Донина, С.А. Поломошнова // Вестник новгородского
государственного университета им. Ярослава Мудрого. – 2016. - 39-42
с.
3.
Карпунина О.И., Пиваева Е.О. Особенности развития
мыслительных операций у детей младшего школьного возраста /
О.И.Карпунина, Е.О. Пиваева // Актуальные проблемы и перспективы
развития современной психологии. – 2016. – 226-231 с.
4.
Кожинова О.В., Чибискова О.В. Проблемы развития
способности к саморегуляции и самоорганизации у старшеклассников /
О.В.Кожинова, О.В. Чибискова // Системная психология и социология.
- 2013. - № 7(I). - 51–59 с.
5.
Лебедева Л.Н. Формирование положительных мотивов
учения у старшеклассников / Л.Н. Лебедева // Студенческий
электронный журнал стриж. – 2017. – 4-8 с.
6.
Л ь во ва С . В . В о з р а с т н ы е о с о бе н н о с т и р а з в и т и я
познавательных потребностей и мотивации учения у школьников /
С.В.Львова // Системная психология и социология – 2014. - 79-85 с.
7.
Михайлова Т.В., Михайлов В.В. Уровень гигиенических
знаний школьников Крыма по уходу за полостью рта / Т.В. Михайлова,
В.В. Михайлов // Наука и современность. – 2015. – том 4. - №26 – 58 с.
8.
Попова Е.В. Особенности мышления школьников 7-18 лет /
Е.В. Попова // Аrctic environmental research . – 2009. – 13-20 с.
55
9.
Семенов В.Ю. Сравнительный анализ особенностей
социоэмоционального интеллекта младших школьников и подростков /
В.Ю. Семенов // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и
психологии . – 2015. – 174-179с.
10.
Серикова Л.А. Возрастные особенности как основание
психолого-педагогического сопровождения развития духовнонравственной сферы младшего школьника / Л.А. Серикова, //
Образование и саморазвитие . – 2011.- 173-178 с.
Электронные ресурсы
1.
Бюллетень Всемирной организации здравоохранения :
Выпуск 93, Номер 9, сентябрь 2015 г., 589-664 // Официальный сайт
Всемирной организации здравоохранения. URL: http://www.who.int/
bulletin/volumes/93/9/15-020915/ru/
56
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Анкета-опросник для определение знаний основ гигиены полости рта у
школьников младших классов.
Класс:
Возраст:
Пол:
М\Ж
1)Как часто ты чистишь зубы?
□ Только когда чувствую необходимость, могу лечь спать с
нечищеными зубами
□ Чищу зубы только вечером
□ Чищу зубы два раза в день – после ужина и после завтрака
2) Как долго ты чистишь зубы?
□ Более 5 минут
□ Менее минуты, зато интенсивно
□ Не менее трех минут
3) Какой зубной щеткой ты чистишь зубы:
□ Электрической
□ Ультразвуковой зубной щеткой.
□ Механической - обычной
4)Твоя зубная паста (зубной порошок) содержат фтор?
□ Я не знаю
□ Нет, не содержат
□ Да, содержат
5) Как часто ты меняешь свою зубную щетку?
□ Раз в полгода
□ Раз в год
□ Не реже раза в 2–3 месяца
рта?
6) Пользуешься ли ты пенками, ополаскивателями для гигиены полости
□
□
□
Очень редко
Не использую
Да, каждый раз после еды
7) ты много ешь сладкого?
□ Каждый день
□ Несколько раз в неделю
□ Редко ем сладкое
8) Часто ли ты ешь творог?
□ Несколько раз в неделю
□ Никогда
□ Каждый день
9) Часто ли ты ешь морковь, яблоки?
□ Несколько раз в неделю
□ Никогда
□ Каждый день
57
10) Есть ли у вас вредные привычки вроде привычки грызть карандаш,
ручку, ногти?
□ Раньше были, но я от них избавился(лась)
□ Да, у меня есть такая привычка
□ Нет, у меня нет таких привычек
11) Как часто вы посещаете стоматолога?
□ Никогда
□ Только при крайней необходимости, когда заболит зуб
□ Регулярно раз в полгода
58
Приложение 2
Класс:
Возраст:
Пол:
М\Ж
1)Как часто ты чистишь зубы?
□ Только когда чувствую необходимость, могу лечь
спать с нечищеными зубами
□ Чищу зубы только вечером
□ Чищу зубы два раза в день – после ужина и после
завтрака
2) Как долго ты чистишь зубы?
□ Более 5 минут
□ Менее минуты, зато интенсивно
□ Не менее трех минут
3) Какой зубной щеткой ты чистишь зубы:
□ Мягкой - боюсь поцарапать десну.
□ Ультразвуковой зубной щеткой.
□ Зубной щеткой со средней жесткостью щетины.
4)Твоя зубная паста (зубной порошок) содержат фтор?
□ Я не знаю
□ Нет, не содержат
□ Да, содержат
5) Как часто ты меняешь свою зубную щетку?
□ Раз в полгода
□ Раз в год
□ Не реже раза в 2–3 месяца
6) Используешь ли ты зубочистки, зубные нити после еды?
□ Только если чувствую, что что–то застряло между
зубами
□ Не использую
□ Да, так я удаляю остатки пищи между зубов
7) Вы много едите сладкого?
□ Практически каждый день в моем рационе есть что–
то сладкое
□ Несколько раз в неделю, пью чай или кофе с сахаром
□ Редко ем сладкое
8) Употребляете ли вы в своем рационе такие продукты как
морковь, зеленые яблоки?
□ Крайне редко
□ Постоянно
□ никогда
9) Есть ли у вас вредные привычки вроде привычки грызть
карандаш, ручку, ногти?
□ Раньше были, но я от них избавился(лась)
□ Да, у меня есть такая привычка
□ Нет, у меня нет таких привычек
59
зуб
10) Как часто вы посещаете стоматолога?
□ Никогда
□ Регулярно раз в полгода
□ Только при крайней необходимости, когда заболит
Анкета-опросник для определение знаний основ гигиены полости рта у
школьников средних и старших классов.
60
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв